Методические указания для поступающих на факультет журналистики мгу

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени М. В. ЛОМОНОСОВА

факультет журналистики

кафедра редакционно-издательского дела и информатики

C.Я. Долинина

Е.В. Аверина

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ

ПОСТУПАЮЩИХ НА ФАКУЛЬТЕТ

ЖУРНАЛИСТИКИ МГУ

(вступительное сочинение)

Москва 2010

Уважаемые абитуриенты!

Вам предстоит написать вступительное сочинение по литературе. Прежде чем сказать о том, в чем особенность этой экзаменационной работы, позвольте дать

НЕСКОЛЬКО ПОЛЕЗНЫХ СОВЕТОВ

Абитуриенту полезно твердо усвоить несколько общих правил и принципов, подсказанных долголетним опытом вступительных экзаменов.

  1. Чем внимательнее вы прочитаете тексты художественных произведений, тем лучше. Не полагайтесь на прочитанное «когда-то», постарайтесь перечитать программные произведения еще раз. Обратите внимание на то, что университетская программа по литературе частично отличается от той, что определена требованиями ЕГЭ. Поэтому необходимо сопоставить эти программы и готовиться по университетской ().

  2. Чем больше вы будете знать наизусть поэтических произведений, тем лучше. Не обязательно выучивать длинные стихотворения наизусть целиком, это могут быть отдельные строфы, строчки.

  3. По возможности не ограничивайте свой круг чтения только программной литературой. Хорошо, когда абитуриент цитирует или упоминает (к месту, конечно!) «внепрограммные» пушкинскую «Полтаву», гоголевский «Нос», толстовскую «Анну Каренину».

  4. Читайте осмысленно. Помните, что в произведении важен не только сюжет, но и все остальное: пейзажи, портреты, художественные детали, манера речи персонажей и т.п. Старайтесь отмечать для себя эти художественные особенности, кстати, так легче запомнить нужный материал.

  5. Особый вопрос – о лирических произведениях. Их надо читать совсем не так, как роман, повесть или пьесу. Для лирического произведения важно в первую очередь уловить его основное «настроение», эмоциональный тон, пафос, а также понять, какой смысл (иногда очень скрытый) содержится в нем. Полезно также определить, каким стихотворным размером написано произведение, каковы особенности художественной речи, какие приемы использует автор. Чтобы понять лирическое произведение, его приходится иногда прочитать не один раз. Читать не только глазами, но и душой – этот принцип особенно важен для лирических произведений. Читая лирику, постоянно устраивайте себе «мини-экзамен»: прочитайте стихотворение, закройте книгу и спросите себя: «Что я могу написать об этом произведении на экзамене?»

А теперь все термины, выделенные здесь курсивом, найдите в Словаре литературоведческих терминов (можете воспользоваться любым изданием) и выясните их точный смысл. Тогда вы действительно сможете читать литературу с толком и пользой.

  1. Чем больше вы напишете во время подготовки письменных работ, тем лучше. Вам необходимо «набить руку», чтобы ясно и свободно излагать свои мысли на бумаге, описывать героев, приводить примеры и т.п. Не обязательно это должны быть сочинения, хотя и их надо писать регулярно (минимум раз в месяц, лучше чаще), могут быть и другие виды тренировочных работ, например изложение или рецензия. Изложение – письменный пересказ небольшого текста (например, рассказа А. П. Чехова «Студент» или авторского отступления о двух типах писателей в «Мертвых душах» Н. В. Гоголя). Рецензия – ваше мнение о прочитанном произведении, его достоинствах и недостатках, его проблемах и идеях.

  2. Во время подготовки не старайтесь облегчить себе жизнь. Выбирайте самые трудные темы и вопросы, приучайте себя преодолевать неожиданные сложности. Тяжело в учении – легко в бою.

  3. Не бойтесь ошибиться, но все замеченные ошибки и недочеты исправляйте сознательно и вдумчиво. Не ошибается только тот, кто ничего не делает, но на ошибках учатся не тогда, когда их совершают, а тогда, когда их исправляют.

  4. Интернет, сборники «золотых» сочинений и прочие подобные источники не могут научить вас писать сочинение. И помните: чтобы не упасть с велосипеда – надо крутить педали; чтобы научиться писать сочинение – надо писать.

Требования к сочинению

Написание сочинения можно сравнить с решением математической задачи по заранее известному алгоритму. Поэтому необходимо знать, каким условиям должно отвечать это решение, чтобы привести к верному ответу.

Первое и главное требование к сочинению – в нем должна быть правильно и полно раскрыта тема. Типичной ошибкой абитуриентов является «сочинение не на тему». Это значит, как правило, что абитуриент пишет вообще все, что он знает о данном произведении, не вдумываясь в конкретную формулировку. Например, в теме «Особенности композиции пьесы М. Горького “На дне”» раскрывается спор о правде, который ведут персонажи. Или другой пример: как бы ни формулировалась тема по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (например, «Способы психологического изображения в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”»), абитуриенты, как правило, пишут о теории Раскольникова.

Распространенной ошибкой является пересказ сюжета произведения вне зависимости от того, как сформулирована тема. Нередко и неполное раскрытие темы: так, в теме «Образ Петербурга в повести Н. В. Гоголя “Шинель”» чаще всего пишут только о Петербурге «маленьких людей», таких как Башмачкин, забывая о том, что в произведении показан и Петербург «значительных лиц». Итак, первое, что вы должны сделать, выбрав тему, - это понять, что именно от вас требуется в данном случае. Для этого найдите в формулировке темы ключевые слова. Ими часто оказываются теоретико-литературные понятия; вот зачем вам необходимо усвоить точное значение литературоведческих терминов, часто оно не совпадает с тем смыслом, который вкладывается в эти же слова в повседневной жизни (например, значение понятий «проблема» или «пафос»). В дальнейшем целенаправленно раскрывайте связанные с ними проблемы. Так, в теме «Изображение “деловых людей” в комедиях А. С. Грибоедова “Горе от ума” и А. Н. Островского “Лес”» нельзя выпустить из виду понятие «изображение». Оно введено не для красоты слога, а предполагает анализ тех художественных средств, которые используют авторы для выражения сатирического отношения к Молчалину и Буланову. Другой пример – тема «Трагический образ нигилиста в романах И. С. Тургенева “Отцы и дети” и Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”». Здесь ключевыми являются слова «трагическое» и «нигилист». Сосредоточьтесь на том, как в сознании и Базарова, и Раскольникова (ведь образы только этих отрицателей можно назвать трагическими) складывается неразрешимый конфликт.

Второе основное требование к сочинению – в нем необходимо показать хорошее знание текста произведения и умение его анализировать. Все ваши размышления и выводы должны подкрепляться анализом конкретных эпизодов произведения, художественных деталей, отдельных высказываний персонажей и т.п. Одна из распространенных ошибок здесь – опять же пересказ сюжета вне связи с теми положениями, которые вам надо доказать. Текст надо не пересказывать (особенно недопустимо это в отношении лирических произведений), а комментировать и анализировать, то есть предлагать его толкование. Особое внимание нужно уделить художественному своеобразию произведения и тому, как автор воплощает в образах свои темы, проблемы, идеи, авторскую позицию и т.п.

Сочинение должно быть внутренне логичным и композиционно законченным. Не пишите длинных, абстрактных и банальных вступлений типа «Пушкин – великий русский писатель», «Роман «Преступление и наказание» был написан в 1866 году». Сразу приступайте к делу. Кстати, если в формулировке темы использованы теоретические понятия, то можно начать сочинение прямо с того, что понимается в литературоведении под тем или иным термином. Например, это уместно сделать в сочинениях с такими названиями: «Авторские отступления и их роль в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души”» или «Внутренние монологи героев и их роль в романе-эпопее Л. Н. Толстого “Война и мир”». В заключении подведите краткий итог сочинения, сформулируйте его основную идею. Перед тем как написать последнюю фразу, еще раз вспомните формулировку темы и то, с чего вы начали сочинение.

Тема – своего рода теорема; сочинение – ее доказательство.

Сочинение должно показать не только ваше знание текста и умение раскрывать ту или иную проблему, но в какой-то мере отразить и вашу индивидуальность, ваше понимание литературы. Помните, что на экзамене проверяется, кроме всего прочего, и способность самостоятельно мыслить. Поэтому не ограничивайте себя шаблонными идеями, стандартными цитатами, однозначными оценками и т.п. Вы имеете право на свое суждение по любому вопросу, старайтесь только, чтобы оно было доказательным, то есть подкрепленным логикой рассуждений и анализом текста. Но, с другой стороны, не старайтесь во что бы то ни стало быть оригинальным.

Сочинение должно быть написано хорошим русским литературным языком. Старайтесь избегать «стертых», шаблонных слов и оборотов: «типичный представитель», «призывает к борьбе», «вера в светлое будущее», «гневно обличает» и т.п. Не пишите казенно, ваш язык должен быть выразительным.

Но и не гонитесь за «красивыми» словами и оборотами, исключите современную разговорную лексику (типа «Обломов по жизни лентяй», «Беликов напрягает весь город»). Ваши мысли должны быть выражены точно, ясно, грамотным литературным языком.

Эпиграф к сочинению ставить не обязательно. Во всяком случае, лучше уж вовсе обойтись без эпиграфа, чем брать для него какую-то слишком явно напрашивающуюся фразу (например, «человек – это звучит гордо» к теме «Горьковский идеал человека») или нечто такое, что имеет очень отдаленное отношение к теме.

Объем сочинения произволен. Но помните, что вы должны, с одной стороны, раскрыть тему достаточно полно и доказательно, а с другой – уложиться во время. Практика показывает, что объем, близкий к оптимальному, - около четырех страниц А-4.

Как писать сочинение

  1. Выбор темы. На вступительном экзамене из трех предложенных тем вы должны выбрать одну. С выбора темы начинается ваша работа, поэтому отнеситесь к этому этапу ответственно и внимательно. Насколько подходит вам та или иная тема, можно оценить по таким важнейшим критериям:

  • вполне ли вам понятна формулировка темы и вытекающая из нее ваша задача;

  • достаточно ли хорошо вы знаете соответствующий текст (и не «вообще», а применительно именно к данной теме);

  • писали ли вы раньше сочинение на аналогичную или близкую тему;

  • сумеете ли вы, достаточно полно раскрыв тему, уложиться в отведенное время.

Можно выбрать тему и методом исключения.

Обратите внимание, «свободных тем» на экзамене не бывает. Из трех тем, которые предлагаются абитуриентам, обычно одна раскрывается на материале литературы первой половины XIX века, вторая – второй половины XIX века и третья – на произведениях XX века. Но часто предлагаются сопоставительные темы, в которых сравниваются произведения разных этапов развития русской литературы, поэтому не стоит ограничиваться в процессе подготовки изучением только какого-то одного периода.

Выбрав тему, не меняйте ее в процессе работы! Тем более не бросайтесь от одной темы к другой и обратно.

2. Осмысление темы. Внимательно вчитайтесь в формулировку темы и постарайтесь понять, что именно от вас требуется в данном случае. Не пишите «вообще» о произведении или герое, которые упомянуты в названии темы, раскрывайте точно ту проблему, которая задана формулировкой.

Найдите в формулировке темы «ключевые» слова и в дальнейшем целенаправленно раскрывайте прежде всего связанные с ними поонятия и проблемы. Определите для себя, в чем «изюминка» данной темы, чем она отличается от других тем, опирающихся на тот же литературный материал, или близких по формулировке.

Не бойтесь писать сочинение на сопоставительную тему. Если ее формулировка понятна и вы знаете текст произведений, то почему бы не взять такую тему? В этом случае решаются те же задачи, что и в «обычных» сочинениях. Кроме того, вам необходимо выявить черты сходства и различия в анализируемых образах, мотивах, темах и т.п. Как это лучше сделать (описывая объекты анализа последовательно или параллельно), приходится каждый раз решать индивидуально. Общего правила не существует: можно начинать как со сходства, так и наоборот – с различий. Но в любом случае необходимой частью работы является определение авторской позиции по отношению к сопоставляемым явлениям.

И еще один совет. Не пугайтесь тем по стихотворным произведениям. Как уже было сказано, цитировать стихотворный текст можно короткими фрагментами. Помните, что часто ключевыми являются финальные строчки стихотворений, которые несут повышенную идейно-эмоциональную нагрузку, поэтому на них стоит обратить особое внимание.

3. План. Он для сочинения необходим, только не формальный план, а рабочий инструмент. План – это скелет, каркас сочинения. Если его не сделать, то по ходу работы вы обязательно о чем-нибудь забудете, начнете повторяться, можете потерять связность изложения, уклониться от темы и т.п. В начале сочинения обозначьте проблему, которую вы будете решать. В пунктах плана последовательно развертывайте ваше понимание темы. В конце сделайте итоговый вывод.

4. Подбор текстового материала. К каждому пункту плана сразу же подберите необходимые примеры и цитаты и зафиксируйте их в плане, чтобы не забыть.

Если тема формулируется по нескольким произведениям одного автора, в сочинении должны быть рассмотрены все программные тексты, в которых данная тема находит свое отражение. Например, тема «Судьба крестьянки в произведениях Н.А.Некрасова» требует обращения к стихотворениям и к поэме «Кому на Руси жить хорошо».

5. Написание черновика. Сочинение рекомендуется писать с черновиком, так как практика показывает, что только около 5% абитуриентов способны написать сочинение сразу начисто, раскрыв тему, не наделав ошибок и не зачеркивая при этом половины написанного, да еще и соблюдая логику изложения.

Пишите так, как привыкли; не меняйте на экзамене отработанной манеры. Экзамен не место для экспериментов!

При работе с черновиком сверяйтесь с планом. Каждый пункт или подпункт плана начинайте с красной строки. Закончив писать, прочитайте черновик целиком, поправьте, что найдете нужным, но не увлекайтесь коренными переделками: неизвестно еще, будет ли лучше, а времени может не хватить. Написание черновика – самая объемная, ключевая часть вашей работы и в то же время наиболее творческая.

6. Переписывание на чистовик. Здесь прежде всего будьте внимательны: это не механическая, а осмысленная работа. Но и не пытайтесь принципиально изменить текст; если и вносить исправления, то частные. Доверяйте себе: вы написали хорошее сочинение.

При переписывании необходимо обращать внимание на орфографию и пунктуацию. Старайтесь, чтобы переписывание играло роль первой проверки: исправляйте явные ошибки, описки, помечайте сомнительные случаи, чтобы потом над ними подумать.

7. Проверка. Обязательно проверьте чистовик – и лучше не один раз! Непроверенное сочинение – это в 90% случаев «двойка»!

8. Время. Это очень важно! Помните, что на всю работу вам отводится ровно 4 астрономических часа. Составьте примерный график работы, предусмотрев в нем 20-30-минутный резерв, и старайтесь ему следовать. Это, во всяком случае, убережет вас от паники.

Примерный расчет времени

выбор темы 10 мин.

обдумывание и план 20 мин.

написание черновика 1ч. 30 мин.

переписывание на чистовик 1ч.

проверка 30 мин.

резерв 30 мин.

Разумеется, этот график может варьироваться в зависимости от индивидуальных особенностей абитуриента. В процессе подготовки постарайтесь подобрать для себя оптимальный временной режим и следуйте ему на экзамене.

Кроме того, на экзамене вам нельзя будет пользоваться никакой литературой. Поэтому ближе к вступительному экзамену напишите 2-3 сочинения в обстановке, «приближенной к боевой», то есть ровно за четыре часа (включая проверку) и без всяких текстов. После этого можете спокойно идти на экзамен.

Желаем успеха!

  1. Декан факультета журналистики мгу ясин Засорский не видит потребности в принудительной проверке студентов на наркотическую зависимость. Источник

    Документ
    ВЕДУЩИЙ: Декан факультета журналистики МГУ Ясин Засорский не видит потребности в принудительной проверке студентов на наркотическую зависимость. Об этом он завил в интервью нашей радиостанции.
  2. Журналистика и медиаобразование-2010 Сборник трудов IV международной научно-практической конференции Белгород, 22-24 сентября 2010 года Белгород 2010

    Документ
    Журналистика и медиаобразование-2010: Сб. тр. IV Между-Ж92 нар. науч.-практ. конф. (Белгород, 22–24 сент. 2010 г.) / под ред. проф. А.П. Короченского, проф.
  3. Для того, чтобы понять, как лучше искать работу, для начала стоит по

    Документ
    Плюсы при этом очевидны. В таком случае отсутствуют затраты на от- бор кандидата, что немаловажно, есть профессиональные рекомендации.
  4. Практические рекомендации в помощь начинающему медийному критику Учебно-методическое пособие

    Учебно-методическое пособие
    Масс-медиа глазами газет: Практические рекомендации в помощь начинающему медийному критику: Учебно-методическое пособие / Р.П. Баканов. – Казань: Издательство Казанского государственного университета, 2008.
  5. Вопросы к государственному экзамену по направлению 52600 «Журналистика» (бакалавриат)

    Документ
    Вопросы к государственному экзамену по направлению 52600 «Журналистика» (бакалавриат) 1. Журналистика как явление художественно-эстетической культуры. 2.
  6. Отчет о проведении научного мероприятия по теме: первый в россии фестиваль науки в мгу им. М. В. Ломоносова.

    Реферат
    ПЕРВЫЙ В РОССИИ ФЕСТИВАЛЬ НАУКИ, МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ, ЦЕНТРАЛЬНАЯ ПЛОЩАДКА, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ЦЕНТР – ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА МГУ, ГЛАВНОЕ ЗДАНИЕ МГУ,
  7. Российский комитет программы юнеско «Информация для всех», Бюро юнеско в Москве (10)

    Документ
    Компакт-диск «Медиаобразование. Медиапедагогика. Медиажурналистика» – новая инициатива Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» и Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России .
  8. Лазутина Г. В. Л 17 Основы творческой деятельности журналиста: Учебник для вузов

    Список учебников
    кафедра периодической печати факультета журналистики Уральского государственного университета имени А.М. Горького (зав. кафедрой проф. Б.Н. Лозовский)-секретарь Союза журналистов Российской Федерации доктор юридических наук, проф.
  9. Социология журналистики Конспект лекций для ст. 4 курса

    План-конспект
    Главная цель курса состоит в том, чтобы помочь студентам выработать навыки социологического мышления, приобрести современную социологическую культуру, дать студентам ясные представления о социологии массовой коммуникации как самостоятельной

Другие похожие документы..