Учебно-методический комплекс по дисциплине «теория и методика преподавания русской литературы» для студентов 4 курса бр до учебно-методический комплекс Составитель: к ф. н
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СТЕРЛИТАМАКСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ ИМ. ЗАЙНАБ БИИШЕВОЙ
ФАКУЛЬТЕТ БАШКИРСКОЙ ФИЛОЛОГИИ
КАФЕДРА РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
по дисциплине
« ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ» для студентов 4 курса БР ДО
Учебно-методический комплекс Составитель: к.ф.н.,
обсужден и утвержден ст.преподаватель
на заседании кафедры Мишина Г.В.
Протокол № 1 от 9.09.2008 г.
Зав.кафедрой: Кагарманова М.Ш.
Стерлитамак 2008
ОГЛАВЛЕНИЕ
1-2 Государственный стандарт.
3. Введение.
4. Пояснительная записка.
5. Цель и задачи дисциплины
6. Основные виды занятий и особенности их проведения.
7. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.
8. Техническое обеспечение дисциплины.
9. Объем и сроки учебного курса.
10. Рабочая программа.
11. Основная и дополнительная литература.
12. Тематика курсовых работ по методике литературы.
13. Практические занятия.
14. Лабораторные занятия.
15. Лекции.
16. Экзаменационные вопросы.
17. Методические рекомендации преподавателям.
18. Методические рекомендации студентам.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Утверждаю
Заместитель Министра образования и науки Российской Федерации
А.Г.Свинаренко
____________________
«31» января 2005 г.
Номер государственной регистрации
№ 710 пед/сп (новый)
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Специальность 033000.00 Родной язык и литература
с дополнительной специальностью
Квалификация учитель родного языка, литературы и учитель русского языка, литературы (в соответствии с дополнительной специальностью)
Вводится в действие с момента переутверждения
вместо ранее утвержденного (14.04.2000 г., 397пед/сп)
Москва 2005
Теория и методика обучения родному языку, родной литературе и _______ (в соответствии с дополнительной специальностью)
Методика обучения родному языку на базовом и профильном уровнях. Методика как теория и практика обучения родному языку. Принципы, методы и приемы обучения родному языку. Средства обучения: учебник, учебные комплекты, зрительная и слуховая наглядность в обучении родному языку. Организация и обеспечение процесса обучения родному языку: современный урок как основная форма обучения, типы уроков. Упражнения, их виды и система. Требования к знаниям и умениям. Контроль знаний, умений и навыков как компонент учебного процесса. Методика преподавания фонетики, лексики и грамматики родного языка. Развитие речи учащихся. Взаимосвязанное обучение различным видам речевой деятельности (говорению, слушанию, чтению, письму). Обогащение словарного запаса учащихся. Культурный компонент содержания преподавания родного языка. Внеурочная работа.
Методика обучения родной литературе. Методика обучения родной литературе как научная дисциплина: ее история, современное состояние и перспективы развития. Соотношение научной методики преподавания литературы и школьной практики с базовыми и смежными областями знаний. Родная литература как учебный предмет: цели, содержание, структура. Общедидактические и специфические принципы, формы, методы и приемы преподавания литературы. Этапы литературного образования школьников. Литературное творчество школьников. Этапы изучения литературного произведения в школе. Вопросы теории и истории литературы в школьном курсе. Развитие речи учащихся в системе литературного образования.
Учитель родной литературы и основные требования к нему. Технология современного урока по родной литературе. Внеучебная работа по родной литературе. Факультативные занятия. Изучение родного языка, литературы и литературной критики на базовом и профильном уровнях.
Аудиовизуальные технологии обучения
Аудиовизуальная информация: природа, источники, преобразователи, носители. Аудиовизуальная культура: история, концепции, структура, функционирование. Психофизиологические основы восприятия аудиовизуальной информации человеком. Аудиовизуальные технологии: фотография и фотографирование; оптическая проекция (статическая и динамическая), звукозапись (аналоговая и цифровая); телевидение и видеозапись (аналоговая и цифровая); компьютеры и мультимедийные средства.
Аудиовизуальные технологии обучения: типология аудио-, видео-, компьютерных учебных пособий; типология учебных видеозаписей; банк аудио-, видео-, компьютерных материалов; дидактические принципы построения аудио-, видео-, компьютерных учебных пособий. Интерактивные технологии обучения.
Теория и методика обучения ____________ (в соответствии с дополнительной специальностью).
Введение
Предлагаемый учебно-методический комплекс составлен на основе следующих документов:
Федеральный закон: Выпуск 28. Об образовании. М.: ИНФА – М, 2002.
Федеральный закон. Об утверждении Федеральной программы развития образования в Российской Федерации. М.: МО РФ, 2000.
Закон Республики Башкортостан об образовании. Уфа, 1993.
Закон Российской Федерации о языках народов РФ. (Русская речь. 1992. №2).
Временный государственный образовательный стандарт: Общее и среднее образование.
Русский язык как государственный язык РФ в школах с нерусским языком обучения (М., 1993).
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. М.: Госкомитет по высшему образованию. 1996.
В данном разделе содержится описание курса методики преподавания русской литературы, преподаваемого студентам башкирско-русского отделения. Среди дисциплин, предусмотренных по специальности «050302 Родной язык и литература; Русский язык и литература», методика преподавания русской литературы входит в цикл предметной подготовки. Этим обусловлена специфика работы, проводимой с учетом как особенностей дисциплины, логики материала, так и контингента студентов.
Структурно описание программы курса включает пояснительную записку, содержание лекций и практических занятий, обозначение тем, выносимых для самостоятельной работы, списки текстов для обязательного чтения, списки научных исследований, контрольные вопросы для самопроверки, вопросы к зачету и экзамену.
Пояснительная записка
Актуальность курса. Совершенствование профессиональной подготовки будущих учителей-словесников в настоящее время приобретает большое значение. Дается установка на формирование учителя нового типа, способного творчески мыслить, прокладывать новые пути в обучении и воспитании школьников.
Коммуникативно-деятельностный подход к изучению дисциплины «Методика преподавания литературы» дает возможность подготовить будущего учителя к реализации динамичного учебного процесса изучения литературы в школе, к совершенствованию деятельности учащихся в постепенном движении от наблюдений над поэтикой художника слова к обобщениям и углубленному пониманию художественного мира писателя и историко-литературного процесса в целом.
Это тем более необходимо, что налицо многозначность процессов в литературе. Возрождается целостная картина развития литературы: в читательский опыт вошла «возвращенная» литература, литература русского зарубежья, произведения, не публиковавшиеся ранее. Вслед за литературоведением и критикой в школьное изучение литературы входят плюрализм и дискуссионность позиций.
Современное состояние школьного литературного образования диктует следующие цели и задачи дисциплины.
Цель дисциплины:
формирование творческих начал личности учителя-словесника.
Задачи дисциплины:
обеспечить будущих учителей фундаментальными научно-методическими знаниями о процессе обучения литературе в современной средней школе, о воспитании учащихся средствами своего предмета;
вооружить студентов-филологов методами и формами реализации компетентного подхода к преподаванию литературы, что поможет в дальнейшем самообразовании и совершенствовании профессиональных качеств.
Изучение дисциплины отвечает следующим задачам п.7.1. обновленного ГОС ВПО и ориентирует на следующие виды профессиональной деятельности учителя русского языка и литературы:
в области учебно-воспитательной деятельности:
осуществление процесса обучения в соответствии с образовательной программой;
планирование и проведение учебных занятий с учетом специфики тем и разделов программы и в соответствии с учебным планом;
использование современных научно обоснованных приемов, методов и средств обучения;
использование технических средств обучения, информационных и компьютерных технологий;
- применение современных средств оценивания результатов обучения; в области научно-методической деятельности:
выполнение научно-методической работы, участие в работе научно-методических объединений;
анализ собственной деятельности с целью ее совершенствования и повышения своей квалификации.
Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности «050302 Родной язык и литература; Русский язык и литература».
Основные виды занятий и особенности их проведения
Программа курса предполагает следующие формы изучения теоретического и практического материала:
- лекции;
- практические занятия;
- лабораторные занятия;
- подготовка конспектов уроков разных типов и видов;
- самостоятельное проведение студентами фрагментов уроков.
Формами контроля усвоения учебного материала является:
- составление студентами плана лекции;
- проверка конспектов;
- анализ выступлений по темам на практических занятиях;
- контрольная работа;
- написание и защита курсовых работ.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины
В процессе изучения теории и методики преподавания литературы студенты должны:
знать и усвоить:
историю становления методики как науки;
этапы изучения художественного произведения в школе;
специфику изучения произведений разных родов и жанров;
традиционные и инновационные методы и приемы преподавания литературы;
особенности преподавания русской литературы в национальной школе;
уметь:
ориентироваться в ключевых проблемах современной методической науки;
добывать и применять научную информацию, работать с исследовательской и справочной литературой;
применять выработанные в вузе навыки во время педагогической практики и в перспективе преподавательской деятельности;
владеть навыками:
анализа художественных произведений в аспекте течения и творческой индивидуальности писателя, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
применения различных методов и приемов.
Техническое обеспечение дисциплины
Для обеспечения преподавания курса «История русской литературы» необходимы:
оборудованные аудитории;
аудио-видео аппаратура, видеокассеты и диски с материалами, иллюстрирующими содержание художественных произведений и биографии авторов; интерактивная доска;
мультимедийные технические средства;
авторские электронные программы по курсу;
прочие виды наглядности.
Межпредметные связи
Теория и методика преподавания литературы тесно связана с дисциплинами педагогического цикла, прежде всего, дидактикой, с возрастной психологией, историей русской литературы, мировой художественной культурой, историей России, лингвистикой, философией и другими дисциплинами.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «теория и методика преподавания русской литературы» для студентов 4 курса бр до учебно-методический комплекс Составитель: к ф. н (1)
Учебно-методический комплексМетодика обучения родной литературе. Методика обучения родной литературе как научная дисциплина: ее история, современное состояние и перспективы развития.Учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы XIX века Iполовина» для студентов 2 курсов бр до учебно-методический комплекс Составитель: к ф. н (1)
Учебно-методический комплексАктуальность дисциплины: Русская литература ХIХ века представляет собой важнейший период в русском литературном процессе, можно утверждать, кульминацию в развитии русской литературы в целом.Учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы XIX века Iполовина» для студентов 2 курсов бр до учебно-методический комплекс Составитель: к ф. н (2)
Учебно-методический комплексВ основу настоящей программы положены типовые программы для педагогических вузов: Программы пединститутов. Русская литература XIX века. Для специальности № 2101 «Русский язык и литература» с доп.Учебно-методический комплекс по дисциплине история русской литературы XI (1)
Учебно-методический комплексСреди дисциплин, предусмотренных по специальности «050302 Родной язык и литература; Русский язык и литература», история русской литературы входит в цикл предметной подготовки.Учебно-методический комплекс по дисциплине история русской литературы XI (2)
Учебно-методический комплексРусская литература XI – XVIII веков рассматривается как целостный историко-литературный процесс, в котором традиционно выделяется несколько этапов, обусловленных логикой и особенностями литературного развития.Учебно-методический комплекс по дисциплине лексикология, фразеология, лексикография. Морфемика. Словообразование
Учебно-методический комплексРусский язык как один из мировых языков и язык межнационального общения. Особенности русской языковой картины мира. Социальная дифференциация русского языка.Учебно-методический комплекс по дисциплине «теория языка» для студентов 5-го курса дневного отделения специальности 032900 «Русский язык и литература»
Учебно-методический комплексГосударственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальностям 032900 «Русский язык и литература», вве-дённый в действие 31 января 2005 г.Учебно-методический комплекс по дисциплине «литературоведение» для студентов 5 бр до учебно-методический комплекс Составитель: к ф. н
Учебно-методический комплексЛитература как особый вид духовной деятельности человека: сущность, содержание и специфика художественной литературы. Теория литературы: основные закономерности развития литературного процесса, основные литературоведческие терминыУчебно-методический комплекс «русская детская литература» для студентов 1 бр до учебно-методический комплекс Составитель: к ф. н., доцент
Учебно-методический комплексДетская литература, круг детского и юношеского чтения. Проблема соотношения дидактического и художественного в детской литературе. Основные этапы развития.