Программа дисциплины гсэ. Р. 03 Экономика сибирского региона 032900 (050301. 65) русский язык и литература

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ТГПУ)

УТВЕРЖДАЮ

Директор Института

профессиональной подготовки

___________Каюмова Е.А.

« ____» __________ 200 __г.

Программа дисциплины

ГСЭ.Р.03 ЭКОНОМИКА СИБИРСКОГО РЕГИОНА

032900 (050301.65) русский язык и литература

Томск 2008г.

1. Цели и задачи дисциплины:

    1. Цель преподавание курса: формирование у студентов экономического мышления, выработка умений и навыков для ориентирования в различных экономических ситуациях.

1.2 Задачи курса – научит студентов следующим навыкам:

  • четко различать микро и макроэкономические показатели;

  • научить применять полученные знания на практике,

  • анализировать экономические явления экономической жизни,

сопоставлять факты

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины:

  • освоение навыков оценки экономических ситуаций при помощи полученных знаний;

  • умение ориентироваться и принимать правильные решения в условиях рынка; аргументировать свои решения, основываясь на реальных фактах.

3. Объем дисциплины и виды учебной работы:

Вид учебной работы

Всего часов

семестры

Общая трудоемкость дисциплины

75

5

Аудиторные занятия

36

Лекции

36

Практические занятия (ПЗ)

Семинары (С)

Лабораторные работы (ЛР)

И (или) другие виды аудиторных занятий

Самостоятельная работа

39

Курсовой проект (работа)

Расчетно-графические работы

Реферат

И (или) другие виды самостоятельной работы

Вид итогового контроля (зачет, экзамен)

Зачет

  1. Содержание дисциплины:

4.1 Разделы дисциплины и виды занятий (тематический план) 36 часов общей трудоемкости дисциплины:

№ п/п

Раздел дисциплины

Лекции

Практи-ческие занятия или семинары

Лабо-ратор-ные работы

1.

Предмет, объект и методы региональной экономики

2

2.

Региональный потребительский рынок и его элементы. Установление рыночного равновесия.

4

3.

Фирма как коммерческая организация.

2

4.

Типы рыночных структур: совершенная и несовершенная конкуренция.

2

5.

Особенности регионального рынка капитала, земли и труда.

4

6.

Хозяйственный комплекс региона.

4

7.

Экономическое районирование и административно-территориальное устройство.

4

8.

Основные показатели социально-экономического развития регионов.

4

9.

Государственное регулирование регионального развития

2

10.

Бюджетно-налоговое регулирование регионального развития.

4

11.

Особые региональные формы.

2

12.

Социальная политика в регионе

2

4.2. Содержание разделов дисциплины:

Тема №1. Предмет, объект и методы региональной экономик. Сущность региональной экономики. Понятие региона. Классификация регионов (макро-, мезо- и микрорегионы). Микро- и макроэкономика. Значение Сибирского федерального округа в макроэкономическом пространстве. Государство и рынок, границы вмешательства. Виды экономических ресурсов, проблема ограниченности экономических ресурсов. Факторы производства: земля, труд, капитал и предпринимательство.

Тема №2.Региональный потребительский рынок и его элементы Взаимодействие спроса и предложения. Установление рыночного равновесия. Спрос, закон спроса и факторы, формирующие его: ценовые и неценовые. Предложение, закон предложения и факторы, формирующие его. Эластичность спроса и предложения по цене, факторы, определяющие эластичность. Равновесная цена и равновесное количество.

Тема №3. Фирма как коммерческая организация. Понятие фирмы, отличительные особенности. Признаки юридического лица. Классификация фирм по организационно-правовой форме. Экономический подход к понятиям издержек: постоянные, переменные, средние, предельные и общие издержки. Отличие издержек в краткосрочном и долгосрочном периоде. Понятие эффекта масштаба (положительный и отрицательный эффект масштаба).

Тема №4.Типы рыночных структур: совершенная и несовершенная конкуренция. Характеристика совершенной (чистой) конкуренции. Характеристика видов несовершенной конкуренции: монополистической конкуренции, олигополии и дуополии, монополии и монопсонии. Виды монополий: открытая, закрытая. Ценовая и неценовая конкуренция. Барьеры для входа на рынок. Антимонопольное регулирование и защита конкуренции.

Тема №5. Особенности региональных рынков капитала, земли и труда. Рынок производственного и денежного капитала. Земля как фактор производства, рента и цена земли. Капитал как фактор производства: основной и оборотный. Эффективность использования капитала. Труд, заработная плата (номинальная и реальная), спрос и предложение на рынке труда; равновесная ставка заработной платы. Виды оплаты труда и причины ее дифференциации. Прожиточный минимум. Минимальный размер оплаты труда (МРОТ).

Тема № 6. Хозяйственный комплекс региона. Понятие и структура хозяйственного комплекса региона: отраслевой и территориальный аспекты. Специализирующие и обслуживающие отрасли. Промышленные узлы: узлы добывающей, обрабатывающей промышленности и узлы смешанного типа. Сущность кооперации и комбинирования. Транспортный узел и агломерация. Закономерности, принципы и факторы размещения производительных сил.

Тема 7. Экономическое районирование и административно-территориальное устройство. Определение экономического районирования и экономического района. Принципы экономического районирования. Экономическое районирование за рубежом. Сущность экономического районирования в России: формирование федеральных округов и выделение финансовых центров. Проблемное экономическое районирование.

Тема 8. Основные показатели социально-экономического развития регионов. Состав показателей (индикаторов) социально-экономического развития региона: экономические показатели, социальные показатели, финансовые показатели и др. Типологизация регионов: определение и механизм построения. Конкурентоспособность региональной экономики. Признаки конкурентоспособности (базовые и обеспечивающие). Условия формирования конкурентоспособности региона.

Тема № 9. Государственное регулирование регионального развития. Определение региональной политики. Методы и формы государственного регулирования. Микро- и макроинструменты региональной политики. Принципы разработки и реализации региональных комплексных программ. Классификация региональных комплексных программ.

Тема №10. Бюджетно-налоговое регулирование регионального развития. Государственный бюджет и его структура. Бюджетный дефицит (профицит) и госдолг (внутренний и внешний). Способы финансирования госдолга. Понятие налога, его отличие от сбора. Налоговая ставка, налоговая система, налоговый механизм. Трехуровневая налоговая система РФ: федеральные, региональные и местные налоги. Отличие прямых налогов от косвенных. Прогрессивное, регрессивное и пропорциональное налогообложение. Доходы и расходы регионального бюджета. Собственные и регулирующие доходы. Субвенции, субсидии, дотации и трансферты. Взаимоотношения нижестоящих бюджетов с вышестоящими. Финансово-бюджетный федерализм.

Тема №11. Особые региональные формы. Понятие особой зоны и цели создания. Характеристика свободных экономических зон и зон свободного предпринимательства. Цели и принципы формирования технико-внедренческих зон. Характеристика закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО). Достоинства и недостатки формирования особых региональных форм.

Тема № 12. Социальная политика в регионе. Роль государства, профсоюзов и крупных корпораций по воздействию на стабилизацию экономики. Регулирование уровня безработицы, минимального размера оплаты труда и прожиточного минимума, жилищная реформа, стимулирование потребительского спроса. Способы реализации социальной политики на региональном уровне.

5. Лабораторный практикум не предусмотрен.

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины:

6.1. Рекомендуемая литература:

а) основная литература:

  1. Региональная экономика: Учебник /Под ред. В.И. Видяпина, М.В. Степанова. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 666 с.

  2. Региональная экономика: Учебник для вузов /Под ред. проф. Т.Г.Морозовой. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 519 с.

  3. Родионова, И.А. Региональная экономика: Учебное пособие для студентов экономических специальностей /И.А. Родионова. – М.: Издательство «Экзамен», 2004. – 384 с.

  4. Экономика Сибирского региона: Методические рекомендации/ [Сост.: А.А. Татарникова, Ю.С. Батрацкая]; МО РФ, ТГПУ. – Томск: ЦУМЛ ТГПУ. Ч. 1. – 2004.

  5. Экономика Сибирского региона: Методические рекомендации/ [Сост.: А.А. Татарникова, Ю.С. Батрацкая]; МО РФ, ТГПУ. – Томск: ЦУМЛ ТГПУ. Ч. 2. – 2004.

б) дополнительная литература:

  1. Аналитический отчет «Состояние и перспективы развития потребностей рынка труда в специалистах в области коммерциализации наукоемких продуктов и технологий» /А.Е. Лопатин, В.Б. Механов, Е.П. Евсеев. – Ульяновск: Изд. УлГУ, 2006. – 99 с.

  2. Гранберг, А.Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов. – М.: ГУ ВШЭ, 2000. – 495 с.

  3. Гурвич, Е. Формирование и использование Стабилизационного фонда // Вопросы экономики, 2006.- №4

  4. Кистанов, В.В. Региональная экономика России: Учебник. / Кистанов В.В., Копылов Н.В. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 584 с

  5. Назавор, В. Перспективы реформирования российской системы межбюджетных отношений (в свете зарубежного опыта) // Вопросы экономики, 2006. - №9

  6. Основы региональной экономики: учебное пособие / А.В. Андреев, Л.М. Борисова, Э.В. Плучевская. – М.: КНОРУС, 2007. – 336 с.

  7. Черкесов, Р. Оценка эффективности реализации региональных программ социально-экономического развития: как улучшить методику? //Российский экономический журнал. – 2007. - №11-12.

  8. Статистический ежегодник: Статистический сборник / Томскстат. – Томск, 2006. – 288 с.

  9. Толковый словарь аудиторских, налоговых и бюджетных терминов /Под ред. Н.Г. Сычева, В.В. Ильина. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 267 с.

  10. Финансы, денежное обращение и кредит / Под ред. А.И. Архипова, В.К. Сенчакова. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 720 с.

  11. Экономика муниципальных образований: учебное пособие / В. Г. Игнатов, Л. А. Батурин, В. И. Бутов и др. - М.: МарТ, 2005. - 543 с.

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины:

    • таблицы;

    • графики;

    • схемы;

    • раздаточный материал (тесты).

  1. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

- передача данных в Интернет (электронные пособия по микро- и макроэкономике, тесты)

  1. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:

8.1. Методические рекомендации преподавателю:

Основным способом реализации данной программы является метод решения учебных, научно-исследовательских задач. Помимо этого рекомендуется использование картографического и балансового методов. При изучении теоретических аспектов программного материала рекомендуется использование следующих форм работы: проблемные лекции с элементами объяснения, анализ конкретных ситуаций, сравнительный анализ.

Эффективным представляется реализация теоретического компонента содержания курса в форме структурно-логических схем, что способствует формированию системных представлений о предмете дисциплины, оптимальному использованию учебного времени, развитию интеллектуальных способностей студентов.

Рекомендуется широкое использование самостоятельной работы для более глубокого осмысления изучаемого материала, расширения знаний в области данной компетенции и изучения материала, выносимого за рамки теоретического компонента.

В процессе обучения должны реализовываться следующие методические принципы:

1. Включение в содержание лекционных занятий элементов проблемного изложения, что способствует развитию познавательного интереса;

2. Дифференциация знаний в соответствии с уровнем подготовленности студентов и спецификой специальности, по которой они обучаются.

3. Лекции и этапы самостоятельной работы должны быть последовательными, взаимосвязанными, что способствует комплексному и системному восприятию дисциплины.

8.2. Методические рекомендации для студентов:

Список докладов и сообщений

  1. История региональной экономики.

  2. Методы регионального анализа.

  3. Мониторинг регионального развития.

  4. Ассоциации как форма регионального экономического взаимодействия.

  5. Разработка и осуществление федеральных целевых программ развития регионов.

  6. Региональные целевые программы социально-экономического развития.

  7. Инвестиционный климат регионов России.

  8. Финансовая система региона.

  9. Роль свободных экономических зон в развитии региональной экономики России.

  10. Деятельность научных парков и технополисов в РФ.

  11. Оценка социально-экономического потенциала крупных экономических районов: Северный экономический район.

  12. Оценка социально-экономического потенциала крупных экономических районов: Северо-Западный экономический район.

  13. Оценка социально-экономического потенциала крупных экономических районов: Центральный экономический район.

  14. Оценка социально-экономического потенциала крупных экономических районов: Волго-Вятский экономический район.

  15. Оценка социально-экономического потенциала крупных экономических районов: Центрально-Черноземный экономический район.

  16. Оценка социально-экономического потенциала крупных экономических районов: Поволжский экономический район.

  17. Оценка социально-экономического потенциала крупных экономических районов: Уральский экономический район.

  18. Оценка социально-экономического потенциала крупных экономических районов: Западно-Сибирский экономический район.

  19. Оценка социально-экономического потенциала крупных экономических районов: Восточно-Сибирский экономический район.

  20. Оценка социально-экономического потенциала крупных экономических районов: Дальневосточный экономический район.

  21. Оценка социально-экономического потенциала крупных экономических районов: Северо-Кавказский экономический район.

  22. Обеспечение экологической безопасности региона.

  23. Процессы интеграции и глобализации в региональной экономике.

Примерный перечень вопросов к зачету (экзамену)

  1. Предмет, объект и субъект региональной экономики.

  2. Методы региональной экономики.

  3. Характеристика спроса: определение, закон, детерминанты.

  4. Характеристика предложения: определение, закон, детерминанты.

  5. Сущность и виды предприятий.

  6. Хозяйственные товарищества: полные и коммандитные.

  7. Хозяйственные общества.

  8. Принципы районирования и типы региональных образований (макрорегионы, мезорегионы, микрорегионы).

  9. Понятие и структура хозяйственного комплекса региона: отраслевой аспект.

  10. Понятие и структура хозяйственного комплекса региона: территориальный аспект.

  11. Закономерности и факторы размещения производительных сил.

  12. Принципы эффективного размещения производительных сил.

  13. Важнейшие элементы структуры хозяйственного комплекса: промышленный узел, транспортный узел, агломерация.

  14. Определение экономического района и характеристика его элементов.

  15. Принципы экономического районирования.

  16. Федеральные округа и таксономические единицы.

  17. Общая характеристика проблемных регионов.

  18. Региональный рынок труда и его элементы.

  19. Понятие и виды безработицы.

  20. Социально-экономические последствия безработицы. Политика государства на рынке труда.

  21. Социальная политика в регионе: определение и направления.

  22. Экономический потенциал региона.

  23. Показатели регионального развития.

  24. Типологизация регионов: определение, механизм построения.

  25. Конкурентоспособность региональной экономики и ее признаки и условия

  26. Региональные финансы: определение, элементы, функции.

  27. Собственные доходы региональных бюджетов.

  28. Регулирующие доходы региональных бюджетов.

  29. Направления расходования средств региональных и местных бюджетов.

  30. Финансово-бюджетный федерализм и его принципы.

  31. Формы финансовой помощи из федерального бюджета.

  32. Региональные программы социально-экономического развития: понятие, классификация.

  33. Признаки и задачи региональных комплексных программ.

  34. Характеристика этапов разработки региональных программ.

  35. Характеристика свободных экономических зон и зон свободного предпринимательства.

  36. Характеристика технико-внедренческих зон и ЗАТО.

  37. Экономические, социальные, научно-технические цели создания особых региональных форм.

Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 032900 (050301.65) русский язык и литература

Программу составила: старший преподаватель кафедры философии и социальных наук ТГПУ______________ Батрацкая Ю.С.

Программа учебной дисциплины утверждена на заседании кафедры философии и социальных наук, протокол № 1 от « 29 » августа 2008 г.

Зав. кафедрой философии и СН________________________Н.Н. Шевченко

Программа учебной дисциплины одобрена методической комиссией ИПП ТРПУ (УМС университета)

Председатель методической комиссии ИПП______________О.А. Батурина

Согласованно:

Директор института профессиональной подготовки__________Е.А. Каюмова

  1. Отчет о результатах самообследования государственного образовательного учреждения (1)

    Содержательный отчет
    3.1. Изменение структуры подготовки специалистов за последние пять лет и ее ориентация на региональные потребности. Динамика приема по всем уровням и формам подготовки 25

Другие похожие документы..