Впоследние годы между ведущими промышленно развитыми государствами резко обострилась борьба за первенство в области науки, образования и технологии как важнейш

Введение

В последние годы между ведущими промышленно развитыми государствами резко обострилась борьба за первенство в области науки, образования и технологии как важнейших факторов сохранения экономической независимости, удержания прочных позиций на мировых рынках. В системе производительных сил сфера образования занимает особое место, связанное с ее специфическими функциями, заключающимися в совершенствовании активного элемента процесса производства, в формировании специалистов, как профессионалов, обладающих необходимыми качественными характеристиками.

Выполнение этой функции делает сферу образования в долговременном аспекте ключевым звеном воспроизводственной системы, определяющим эффективность деятельности всех других звеньев экономического механизма страны.

Что же касается самой сферы образования, то эффективность ее функционирования зависит от целого ряда внутренних факторов - ее собственной ресурсной базы, кадрового потенциала, форм организации. Наряду с перечисленными внутренними факторами огромную роль играет механизм учета потребностей общества в знаниях и квалификации, так как в конечном счете эффективность системы образования определяется не объемом используемых ресурсов, а степенью ее адекватности требованиям национальной экономики, населения в целом и отдельных лиц, получающих образование.

Все возрастающие в мировом сообществе потребности в образовании, новые тенденции, вызывающие необходимость непрерывных изменений в самом подходе к постоянному повышению образовательного уровня населения, подготовки специалистов по всему спектру профессий, все это формируется самим процессом развития общества. Наиболее четко это проявляется в сфере производства, где необходимость роста образовательного уровня весьма наглядно оценивается по изменению профессионально-квалификационного состава занятых специалистов.

По наблюдениям, выполненным на основе мировых статистических показателей, обнаруживается очень важное новое явление – максимальная профессионализация специалистов, выпускаемых вузами на всех ступенях образования, начиная от базовой ступени бакалавра и кончая магистрами и докторами философии. Таким образом, изменяющиеся потребности общества вызывают не просто количественный рост числа выпускников, но и необходимость серьезных качественных сдвигов, существенных изменений в структуре выпуска специалистов.

В результате проводимых в последние годы реформ в России сложилась новая структура системы высшего профессионального образования, включающая как бы две, дополняющие друг друга образовательные подсистемы. Основой одной из них по-прежнему является перечень специальностей и специализаций, многие из которых ориентированы на практическую деятельность выпускника, тогда как вторая опирается на перечень направлений подготовки и магистерские программы, решая проблему подготовки специалистов для научной и научно-педагогической сфер деятельности

Переходя к вопросу о выборе рациональной структуры образования в исследовательских технических университетах России, следует признать целесообразным максимальным образом опираться на российский и мировой опыт, при этом анализировать его, ориентируясь, в первую очередь, на различия в динамике развития той или иной страны. Такой подход облегчит задачу распознавания как огромных положительных сдвигов, так и наличия постоянных глубинных очагов слабости образовательных систем.

Второй вопрос касается той ветви подготовки научных и научно-педагогических кадров в России, которой призвана заниматься аспирантура. Коль скоро аспирантура в структуре образования сохраняется, то роль магистратуры, если ей приписывать те же функции, становится неясной.

В аспирантуре осуществляется подготовка кандидатов наук. В международном аспекте этот уровень образования признается как эквивалент подготовки докторов философии в США. Однако в отличие от США присуждение степени кандидата наук в России базируется в основном на написании и защите диссертации с минимальными требованиями к образовательной стороне подготовки. Такое отличие дало, в частности, повод на Портсмутской конференции (третьей всемирной конференции по инженерному образованию) зафиксировать, что «в среднем по уровню российский кандидат наук уступает американскому доктору философии». Такой вывод сделан на основании доклада президента Американского общества инженерного образования Л. Сиссома, который возглавлял делегацию экспертов, посетивших 34 ведущих технических вуза России с целью изучения опыта их работы и оценки качества подготовки инженерных и научных кадров.

С целью сопоставления напомним, что для получения степени доктора философии в США в области техники и технологии соискатель обязан, наряду с научно-исследовательской работой и подготовкой диссертации, прослушать и сдать экзамены не менее чем по одиннадцати учебным дисциплинам (с учетом магистерских программ), сдать зачеты по целому ряду учебных лабораторных курсов. При этом содержание основных изучаемых дисциплин, как правило, по уровню сложности и теоретической насыщенности таково, что может быть воспринято только лицом, имеющим законченное высшее образование. Число обязательных учебных дисциплин докторантуры, строго говоря, зависит от содержания учебных программ, по которым будущий докторант занимался на студенческой скамье и работал для получения степени магистра. Таким образом, подготовка докторов философии преследует, прежде всего, цель получения квалификации, всестороннего образования повышенного уровня и навыков научно-исследовательской работы. Наличием в системе высшего образования подготовки такой высокообразованной научно-технической элиты определяется опережающая динамика экономического развития США и Японии, вызывающая тревогу их западноевропейских конкурентов.

Если аспирантуре отвести полноценные функции подготовки научных и научно-педагогических кадров, устранив ее основной недостаток - малый удельный вес образовательной части (приблизив ее, таким образом, по своей образовательной технологии, к подготовке докторов философии в США), то вопрос подготовки такого рода кадров как будто бы будет решен. Но при этом повисает в воздухе важнейшая для экономического и социального благополучия страны проблема подготовки элитарных кадров специалистов профессиональной направленности, деятельностью которых определяется научно-технологический и социально-экономический прогресс общества, само функционирование наукоемких производств. В США, Японии и других динамически развивающихся государствах функцию подготовки таких специалистов и выполняет магистратура.

В предлагаемом исследовании, отраженном в данном отчете, рассмотрены проблемы подготовки бакалавров и магистров по специальности. Показано, что, принимая последипломное обучение как обязательную, важнейшую составную часть образовательной системы, необходимо принять и ее инфраструктуру как механизм селекции и как основу обеспечения общества образованными и профессионально подготовленными специалистами.

Глава 1. Международные аспекты разработки образовательных стандартов высшего (профессионального) образования

Проблема создания современных релевантных образовательных стандартов как норм качества высшегообразования1обсуждается и решается на различных методологических и концептуальных основаниях. Общим выступает тот фон мировых и европейских изменений, которые затрагивают все аспекты экономических, социальных, политических, технологических и культурных контекстов.

Меняются основные параметры самого высшего образования: как образовательной системы; как образовательного процесса: как результата образования. Как заметила Марта Пич, «Элементы образовательной глобализации вносят вклад в быструю и энергичную эволюцию системы высшего образования …» [20, с. 80].

Образовательная системаперешла в одних странах или стремится перейти в других к так называемому (Мартин Троу) массовому(охватывает до 30% молодежи соответствующей возрастной группы) или даже к всеобщему(50% и более молодежи соответствующей возрастной группы) высшему образованию [43].

Уже одно это обстоятельство порождает ряд сложных проблем. Как остроумно замечает Филипп Г. Кумбс, «… Это можно сравнить с превращением специализированного магазина подарков для состоятельной публики в универмаг для массового покупателя с самыми различными вкусами и средствами, в которых еще имеется отдел удешевленных товаров для бедноты» [14, с. 125].

Системы высшего образования имеют различные институциональные структуры. Оставаясь многообразными в своих «национальных квартирах», они формируются тем не менее либо как унитарные(высшее образование предоставляется в основном университетами или иными вузами университетского типа, в которых предлагаются как сугубо академические, так и профессионально ориентированные образовательные программы), либо как бинарные(параллельно сосуществуют университеты, в той или иной степени похожие на модель Гумбольдского университета, и неуниверситетский сектор высшего образования) [3, с. 86–87].

Кирстен етте высказывает мнение, что основные цели создания параллельно университетскому сектору профессионально ориентированных вузов в большинстве стран весьма схожи. Это продиктовано необходимостью:

  • предложить более профессионально-ориентированные и профессионально экономически адекватные типы высшего образования для рынка труда;

  • увеличить массовость высшего образования без дополнительных нагрузок на государственные бюджеты;

  • удовлетворить потребности нетрадиционных групп студентов с помощью инновационных подходов;

  • реализовать ориентированные в основном на обучение2образовательные программы с некоторыми элементами прикладных исследований;

  • модернизировать существующую систему технического и профессионального (в терминологии ЮНЕСКО) послесреднего3образования [3, с. 88].

Для национальных структур вузов и квалификаций помимо многообразиявысших учебных заведений характерными также являются:

  • распространение транснационального образования (весьма часто в неофициальных формах);

  • диверсификация типов степеней и квалификаций, что ведет к «размыванию» традиционных различий между «континентально-европейской» структурой степеней с продолжительным академическим интегрированным университетским образованием (одноуровневая система) и англо-американской структурой степеней, часто основанной на модульной (двухуровневой) системе, с краткосрочными первыми степенями и многочисленными возможностями последипломного образования [3, с. 91];

  • многообразие политик и практик относительно доступа и приема в высшие учебные заведения4 [3, с. 93–94];

  • наличие национальных особенностей в системах обеспечения качества, процедурах аккредитации и признания;

  • сохранение во многих странах национальных вузовских кредитных систем, для которых система ECTS5 выступает в качестве инструмента международной передачи кредитов [3, с. 98–100];

  • различающиеся структуры учебного года (модули; семестры; триместры; компактные семестры и др.) и разнообразие в датах начала очередного учебного года.

Есть и другие системные характеристики: оплата образования; финансовая поддержка студентов; международная профориентация студентов ( в 1993 г. по инициативе Евросоюза создана система EURES (European Employment Services — Европейская служба трудоустройства) [3, с. 101–104].

Происходит трансформация качественных и количественных параметров образовательного процесса. "Эти изменения, — считает Энн Интили Мори (США), — заставили вузы изменить свои учебные программы и учебную стратегию таким образом, чтобы удовлетворять потребности студентов, различающихся по многим характеристикам, и выпускать специалистов, понимающих, грамотных и умеющих эффективно действовать в обществе, важной особенностью которого стало многообразие" [16, с. 20]. Все более заявляет о себе задача насыщения учебных планов и образовательных программ образовательными стратегиями, обеспечивающими совершенствование как самого преподавания, так и образовательного процесса в целом. При этом настоятельно изыскиваются пути и методы достижения синергии содержания, профессорско-преподавательских кадров, происходящих в аудитории процессов и среды (Шем и др.) [37 с. 1–12]. Грин полагает, что трансформированные учебные планы вбирают в себя новые методологии, научные знания, мышление, способы преподавания и обучения [30].

Китано (1997) разработал модель изменений, в которой определены задачи, цели и направления перемен. Он обозначает три категории интеграции образовательных программ — внешнюю, внутреннюю и трансформированную, применяя выделенные категории к четырем компонентам образовательного процесса: содержанию образования; стратегиям обучения и преподавательской деятельности; оценке знаний; динамике процессов и взаимоотношений в аудитории [3].

Переосмысливаются (переопределяются) прежние и возникают новые требования к выпускникам вузов, в том числе в аспекте их готовности жить и работать в мире будущего, их способности достойно выжить в разнообразном и взаимозависимом мировом пространстве, обладать высокой конкурентоспособностью на глобальном уровне, приобрести кросс-культурные навыки и компетенции, действовать в качестве компетентных и ответственных агентов социальных перемен.

"Поэтому обществу, — говорится в Программном документе ЮНЕСКО "Реформа и развитие высшего образования", — необходима соответствующая система высшего образования, и оно должно быть готово соответствующим образом стимулировать квалифицированных студентов. В то же время весьма важно воспитывать у студентов, особенно тех, кто пользуется государственной поддержкой, чувство гражданской ответственности" (курсив наш — В.Б.) [22].

Все перечисленные и другие перемены в высшем образовании выдвигают ряд требований к разработке стандартов образования, учебных планов и образовательных программ, к концептуальному инструментарию разработки. К ним относятся:

  • предшествующее разработке новых стандартов исследование соблюдения предшествующих (реальная образовательная практика уклоняется от четкого определения и нормативных параметров образовательных стандартов);

  1. Сборник двенадцатой Межрегиональной научной студенческой конференции

    Документ
    Российское законодательство: современное состояние и перспективы развития. Материалы межрегиональной научной студенческой конференции (г. Вологда, 11-12 апреля 2010 года).
  2. Автор нев_домий - Прикладная юридическая психология

    Документ
    Общественный прогресси наука. Важнейшей тенденцией движения человеческой цивилизациейв будущее выступает создание обществ, основанных на законе. Все гуманистическиеидеи, ставящие интересы человека в центр общественных интересов, идеи
  3. «Прикладная Юридическая Психология»

    Документ
    Общественный прогресси наука. Важнейшей тенденцией движения человеческой цивилизациейв будущее выступает создание обществ, основанных на законе. Все гуманистическиеидеи, ставящие интересы человека в центр общественных интересов, идеи

Другие похожие документы..