М. Горький "Старуха Изергиль"

М. Горький "Старуха Изергиль"

8 класс

Цели:

- помочь учащимся научиться читать литературу;

- открывать для себя мир человеческих отношений;

- вдумываться в прочитанное;

- развивать навык сопоставительного анализа;

- развивать монологическую речь;

- воспитывать чувство ответственности, гордости, гуманности.

Оформление:

1. Репродукции портретов М.Горького.

2. Иллюстрации к рассказу.

3. Высказывание.

4. План-схема "Композиция".

5. Таблица "Целевое наблюдение" (словарь-характеристика).

Эпиграф: "Не живут люди, все примеряются и кладут на это всю жизнь. И когда обворуют сами себя, истратив время, то начнут плакаться на судьбу. Что же тут судьба? Каждый сам себе судьба."

Ход урока

1. Слово учителя: Существует древняя легенда. Одного философа спросили: "Диоген, что ты ищешь днем с огнем?"

- Я ищу человека.

- Кого? Днем с огнем?

- Да, я ищу человека.

Очевидно, он имел в виду, что человек сложен, загадочен, сущность его глубина и чаще сокрыта даже от него самого. Сегодня мы поговорим о … (объявляется тема и цели урока). Я хочу обратить ваше внимание на 3 портрета Горького. Как вы думаете, какой изображает писателя, написавшего рассказ "Старуха Изергиль"?

2. Работа с формулировкой темы.

"В жизни всегда есть место подвигу" В конце не стоит никакого знака. Давайте проследим, как будет меняться значение в зависимости от знака: . -законченная мысль; ? - сомнение; ! - утверждение; , - обязательное продолжение мысли; ….. - незаконченность мысли.

3. Озвучивание схемы "Композиция".

4. Целевое наблюдение за героями. Подобрать слова-характеристики героям.

Ларра Изергиль Данко

Жестокий

Красивый

Гордый

Эгоист Хитрая

Мудрая

Влюбленная

Гордая Добрый

Отзывчивый

Гордый

Гуманный

Альтруист

5. Беседа по тексту:

- данные черты характера подтвердите текстом (учащиеся читают 3-4 цитаты о Ларе и Данко)

- одинаковая ли гордость у Лары и Данко? (Нет не одинаковая. Ларра считает себя выше людей. Он умеет брать, ничего не давая взамен.. Данко отдает все людям, менее думая о себе…)

6. Монологические ответы учащихся

а) сравнительная характеристика героев

б) устный рассказ об одном герое

7. Чтение отрывков наизусть

а) о Ларе

б) о Данко

8. Монологический ответ о старухе Изергиль

а) см. эпиграф. Чьи это слова?

б) 1 и 3 части противопоставлены. А зачем вторая. (Она объединяет 1 и 3 часть).

в) что общего у Изергиль с Ларой (горда, самолюбива, эгоистична, ищет наслаждение для себя, по ее вине гибнут люди) и Данко (не заботиться о деньгах, не ищет выгоду, спасла Аркадека)?

9. Поразмышляем: что значит подвиг в жизни каждого героя - Лары, Изергиль, Данко?

10. Работа с илюстрациями

- выражают ли они суть характеров героев?

11. Поиск музыкальных аналогий

- попробуйте с помощью музыки охарактеризовать героев

а) музыкальный инструмент (орган, скрипка)

б) композиторы - бах. Бетховен, Шопен, Чайковский?

12. Выводы. Рефлексия

- можно ли совместить характер Лары и Данко?

- имеем ли мы право судить героев?

- см. эпиграф.

- какой знак поставите в конце темы?

- что вам понравилось на уроке? Кто?

13. Слово учителя

В жизни учителя по-разному можно жить:

В горе можно и в радости,

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

А можно и так:

На рассвете встать,

И помышляя о чуде,

Рукой обнаженною солнце достать

И подарить его людям.

  1. Горький Максим Старуха Изергиль

    Документ
    Ветер тек широкой, ровной волной, но иногда он точно прыгал через что-то невидимое и, рождая сильный порыв, развевал волосы женщин в фантастические гривы, вздымавшиеся вокруг их голов.
  2. Старуха изергиль (2)

    Документ
    Однажды вечером, кончив дневной сбор винограда, партия молдаван, с которой я работал, ушла на берег моря, а я и старуха Изергиль остались под густой тенью виноградных лоз и, лежа на земле, молчали, глядя, как тают в голубой мгле ночи
  3. «Старуха Изергиль» (2)

    Статья
    Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека », «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво » (из цикла «На поле Куликовом»),
  4. Старуха изергиль (1)

    Документ
    Однажды вечером, кончив дневной сбор винограда, партия молдаван, с которой я работал, ушла на берег моря, а я и старуха Изергиль остались под густой тенью виноградных лоз и, лежа на земле, молчали, глядя, как тают в голубой мгле ночи
  5. «Старуха Изергиль» (1)

    Урок
    Ребята делятся первыми впечатлениями от прочитанного. Чаще всего они восхищаются подвигом Данко и удивляются безразличию людей, ради которых он не пожалел своей жизни.
  6. Зачета Биография; Рассказ "Старуха Изергиль" (2)

    Биография
  7. Зачета Биография; Рассказ "Старуха Изергиль" (1)

    Биография
    Алексей Пешков родился в Нижнем Новгороде в семье столяра (по другой версии — управляющего астраханской конторой пароходства И. С. Колчина) — Максима Савватьевича Пешкова (1839—1871).
  8. Своеобразие романтического метода, композиции и стиля рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» Всвоих ранних произведениях Горький предстает перед читателем как

    Рассказ
    В своих ранних произведениях Горький предстает перед читателем как писатель-романтик. Романтизм предполагает утверж­дение исключительной личности, выступающей один на один с миром, подходящей к действительности с позиции своего идеала,
  9. Задачи : рассмотреть проблему героя в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль», выявить черты романтического героя в Данко и Ларре, выяснить смысл их противопоставления. Ход урока

    Рассказ
    Задачи: рассмотреть проблему героя в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль», выявить черты романтического героя в Данко и Ларре, выяснить смысл их противопоставления.
  10. М. Горький «Старуха Изергиль»

    Документ
    Самой сложной и неоднозначной, в нашем представлении, является философия Данко. Внимательно читая рассказ, мы не можем найти однозначного толкования его поступкам, не можем однозначно ответить на вопрос, КАК И ДЛЯ КОГО ОН ЖИВЁТ.

Другие похожие документы..