Конспект открытого урока по теме «Права ребёнка» в учебной дисциплине «Правовое обеспечение профессиональной деятельности»

ОАОУ СПО «Астраханский социально-педагогический колледж»

ПЦК общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин

Конспект открытого урока

по теме «Права ребёнка»

в учебной дисциплине

«Правовое обеспечение профессиональной деятельности»

Автор: преподаватель ОГСЭД Матус В.М.

Астрахань 2009

Конспект открытого урока

преподавателя АСПК Матус В.М.

Тема:«Права ребёнка»

Учебный предмет:«Правовое обеспечение профессиональной деятельности»

Жанр:конкурс,

Автор:Матус Вера Михайловна

Дата проведения: 2009 год

Группа: 3 ад

Тип урока: закрепление полученных знаний, умений, навыков самостоятельной и

практической деятельности по проблеме прав ребёнка.

Форма проведения занятия: групповая

Оборудование:

  • конверты с карточками-заданиями;

  • оценочные карточки по раундам;

  • плакаты с иллюстрациями прав ребёнка;

  • конспекты занятий по обучению детей правам ребёнка;

  • эмблемы, лозунги, аншлаги по теме урока;

  • выставка литературы по правам ребёнка.

Цель:

  • Закрепить и актуализировать знания, связанные с проблемой прав ребёнка применительно к будущей профессии.

  • Интегрировать знания студентов по «Правовому обеспечению профессиональной деятельности», «Основам права», «Педагогики» и методикам.

  • Способствовать умению студентов составлять конспекты занятий по обучению детей ДОУ правам ребёнка.

  • Развивать навыки общения и взаимодействия при групповой форме работы.

  • Формировать профессиональное мышление и гражданское самосознание выпускников АСПК.

  • Формировать правовую культуру и нравственные убеждения.

Ожидаемый результат:

    Знать и понимать основные права ребёнка и важность их соблюдения воспитателем ДОУ, уметь составлять конспект занятия по обучению детей дошкольного возраста правам ребёнка, идеям и принципам «Конвенции о правах ребёнка».

План занятия:

    • Мотивация – демонстрируется отрывок из фильма «Золушка»

    • Вступительное слово ведущей конкурса Матус В.М.

    • Представление жюри и гостей.

    • Жеребьёвка по очерёдности выступлений.

    • Представление команд: визитная карточка, название, девиз, эмблема, аншлаги.

Первый раунд: «Что? Где? Когда?»

Вопросы:

  1. В каком году принята конвенция о правах ребёнка?
    (1989 г.)

  2. Сколько статей включает в себя Конвенция о правах ребёнка?
    (54)

  3. В каком году Россия ратифицировала Конвенцию о правах ребёнка?
    (1990 г.)

  4. Какая высокоразвитая страна мира пока ещё не подписалась под Конвенцией?
    (США)

  5. В каком году принята всеобщая Декларация прав человека?
    (1948 г.)

  6. С какого возраста ребёнок начинает обладать правами?
    (с рождения)

  7. В каком возрасте человек считается ребенком, по мнению ООН?
    (от 0 до 18)

  8. Кто должен делать всё возможное для осуществления прав, содержащихся в Конвенции?
    (Государство)

Второй раунд: «Конкурс знатоков»

Вопросы:

  1. С какого возраста ребёнок способен принимать самостоятельные решения?
    (с 3 лет)

  2. Кому принадлежат слова о том, что «счастье всего мира не стоит слезы на щеке невинного ребёнка»?
    (Ф.М. Достоевский)

  3. Воспитание ребёнка является правом или обязанностью родителей?
    (и Правом и Обязанностью)

  4. Какой стиль воспитания не совместим с правами ребёнка?
    (Авторитарный)

  5. Какое право нарушено в следующем случае:
    в больнице ребёнку перелили заражённую кровь?
    (Право на жизнь)

  6. -----//--------//-------- : 15-летнему подростку запретили посещать церковь.
    (Уважение свободы совести)

  7. -----//--------//-------- : учительница прочитала записку, адресованную школьнику.
    (Право на тайну переписки)

  8. 14-летнему подростку разрешили участвовать в боях.
    (До 15 лет принимать участие в боевых действиях)

Третий раунд: «Конкурс адвокатов – помоги героям сказки».

Вопросы:

  1. Какое право нарушила ведьма в сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»?
    (Право на жизнь)

  2. Почему обитатели двора в сказке Андерсена «Гадкий утёнок» обижали гадкого утёнка?
    (Он был не похож на других)

  3. Кто и какое право нарушил в сказке «Заюшкина избушка»?
    (Лиса, Право на неприкосновенность жилища)

  4. Каким правом пользовалась лягушка в сказке Гаршина «Лягушка-путешественница»?
    (Право на свободное передвижение)

  5. Какое преступление совершили гуси-лебеди в одноименной сказке, украв брата?
    (Похищение детей)

  6. Каким правом посоветовал воспользоваться говорящий сверчок Буратино в сказке

А. Толстого «Золотой ключик»?

(Правом на бесплатное образование)

  1. Вспомните сказку Пушкина «О мёртвой царевне и семи богатырях», на какое право
    посягнула Царица, приказав Чернавке увести Царевну в лес и бросить ее связанной в лесу?

(Личная неприкосновенность, право на жизнь и свободу)

  1. Вспомните сказку Аксакова «Аленький цветочек», каким правом воспользовался купец,
    решив отправиться по торговым делам за тридевять земель?

(Право на свободное передвижение)

Четвёртый раунд: «Конкурс профи».

Вопросы:

  1. Назовите не менее 4-х законодательных актов РФ, в которых находят отражения
    основные идеи Конвенции о правах ребёнка?

(Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, Закон РФ «Об образовании», Уголовный кодекс

РФ, Закон РФ «О средствах массовой информацию» и др.)

  1. Назовите пять прав ребёнка, которые необходимо соблюдать в ДОУ?
    (Право на охрану здоровья, право на образование, право на индивидуальность, право на защиту

от всех форм психического и физического насилия, право на отдых, право на развлечение, игры).

  1. Назовите пять прав ребёнка на защиту?

(Право на защиту от эксплуатации, право на правовую защиту, право на неучастие в

военных конфликтах, право на личную жизнь, дети-беженцы имеют право на

гражданскую защиту и гуманитарную помощь).

  1. Назовите четыре права ребенка, которые чаще всего нарушают родители или лица их заменяющие?

(Право на сохранение своей индивидуальности, право свободно выражать свои взгляды и своё мнение, право на личную жизнь, право поддерживать личные отношения и прямые контакты

с обоими родителями, находящимися в разводе)

  1. Назовите литературное произведение, из которого дан отрывок, и автора, если такой есть? Назовите право ребенка, подходящее к данному литературному произведению. Прокомментируйте связь.

«Матушка, сёстры, можно мне хоть одним глазком взглянуть на бал?»
(Автор Шарль Перро «Золушка» Ст. 31.)

(Ребёнок имеет право отдохнуть, поиграть, повеселиться. Взрослые же часто перегружают

детей разными занятиями: музыка, иностранные языки, спортивные секции и др.)

  1. Задание тоже, что в п. 5.

«Ничего! Ничего! — сказала фрёкен Бок. — У меня и дети и собаки быстро становятся
шёлковыми».

(А. Лингрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше». Ст. 19.: Родители, воспитатели,

учителя должны уважать детей, быть добрыми, терпеливыми. Нельзя бить и оскорблять ребёнка).

  1. Задание тоже, что в п. 5.

«Приехала Василиса Премудрая домой, хватилась – нет лягушачьей кожи. Искала-искала
не нашла и говорит Ивану-царевичу: - Ах, Иван-царевич, что же ты наделал!»

(Русская народная сказка «Царева-лягушка». Ст. 16: Ребёнок имеет право на личную жизнь, свою тайну. Никто не имеет право вмешиваться и силой переделывать жизнь человека. Можно

объяснить и переубедить его в том, что какой-то поступок ребёнка ошибочен или дурной).

  1. Задание тоже, что в п. 5.

«На следующий день папа Карло купил сыну Азбуку с крупными буквами и цветными
картинкам и отправил сына в школу».

(А. Толстой «Золотой ключик, или Приключений Буратино». Ст. 28.: Каждый ребёнок имеет право на бесплатное образование. А государство должно следить, чтобы все дети посещали школу, чтобы не получилось как в сказке про золотой ключик)

Пятый раунд «Конкурс и задание но плакатам».

Задание:

Определить какое право отражено на плакате?

Шестой раунд «Проведение практического занятия по обучению детей старшей (подготовительной) группы ДОУ правам ребёнка».

Темы занятий:

«Право на отдых»,

«Право на медицинскую помощь (охрану здоровья)»,

«Право на жизнь»,

«Право на жильё»1

Подведение итогов конкурса– слово председателю жюри.

Оценочные суждения студентов по итогам занятия.

Домашнее задание:Составить конспект занятия по обучению детей дошкольного возраста правам ребёнка, идеям и принципам «Конвенции о правах ребёнка».

______________

1Конспекты занятий могут быть представлены любому студенту и воспитателю ДОУ в методкабинете.

Список литературы.

  1. Знакомим детей с Конвенцией о правах ребёнка (практическое пособие для работников ДОУ – АРКТИ. - М., 2003 г.)

  2. Конституция РФ., М., 2005.

  3. Парамонова Л.Д. Общественное дошкольное воспитание: современные тенденции

развития и права ребенка. (Дошкольное воспитание. 1997. № 6)

  1. Педагогика: учебник для студентов педагогических вузов и колледжей. Под редакцией П.И. Подкасистого. – М., Педагогическое Общество России, 2002.

  2. Права ребёнка: основные международные документы. (М., «Дом», 1992.).

  3. Права ребенка – Методическое пособие для воспитателей ДОУ. Матус ВМ.,

Инжеватова Т.В., Спирина О.А. – Астрахань, 1999.

  1. Семейный кодекс РФ. – Издательство 6 – Е. – М.,: «Ось – 89», 2005.

  1. Усачёв А.А. Приключение маленького человечка. Повесть – сказка. - М.,

«Просвещение», 1998.

  1. Шабельник Е.С., Каширцева Е.Г. Ваши права. Книга для учащихся начальных классов. –

М.: «Вига – Пресс», 1995.

  1. Шкатулла В.И. Основы права: учебное пособие для ССУЗОВ. – М., «Академия», 1998.

  2. Яковлев Ю. Ваши права, дети. – М., 1992.

Оценочный лист участников конкурса (команд) «Права ребёнка» 1, 2, 3, 4 команды

1. Визитная карточка команд: название, девиз, эмблема 1гр_______, 2 гр_______, 3 гр_______, 4 гр_______

№ п/п

группы

1 раунд

2 раунд

3 раунд

4 раунд

конкурс плакатов

практическое занятие

Всего

баллов

1

1 группа

2

2 группа

3

3 группа

4

4 группа

1 место___________ 2 место___________ 3 место___________ 4 место___________

Члены жюри ________________________________________________

2009 г.

Оценочный лист участников конкурса «Права ребёнка»

1. Визитная карточка команд: название, девиз, эмблема, участники аншлаги _______ бал.

№ п/п

Ф.И.О.

1 раунд

2 раунд

3 раунд

4 раунд

конкурс плакатов

практическое занятие

Всего

в лич. первенстве

1

2

3

4

2009 г.

Члены жюри ___________________________

___________________________

___________________________

  1. Методика преподавания начального курса математики История Москвы

    Учебно-методический комплекс
    Использование федеральных, региональных документов, периодической печати по вопросам защиты прав детей и правового регулирования сферы образования в РФ.
  2. Программа курсов дистанционного обучения повышения квалификации социальных педагогов по теме: Актуальные проблемы социального воспитания

    Программа
    Известный английский поэт и философ А. Гексли в своё время сказал: «Кто ты есть зависит от трёх факторов: что ты унаследовал, что сделало из тебя твоё окружение и что ты сам делаешь со своей наследственностью и окружением в результате свободного выбора».
  3. Учебный план. Кадровое обеспечение образовательного процесса. Результаты образовательной деятельности

    Доклад
    Публичный доклад ГОУ Центра образования № 1989 – важное средство обеспечения информационной открытости и прозрачности государственного общеобразовательного учреждения, форма широкого информирования общественности, прежде всего родительской,
  4. Задачи профессиональной деятельности выпускника 3 Компетенции выпускника, формируемые в результате освоения ооп впо 4 Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации ооп впо

    Регламент
    1.2 Общая характеристика вузовской основной образовательной программы высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности).
  5. Ассоциация гимназий санкт-петербурга воспитательные подходы и системы в современном гимназическом образовании Материалы Третьей Всероссийской конференции по проблемам современного гимназического образования в России, проходившей в Санкт-Петербурге по инициативе Ассоциации гимназий Санкт-Петербурга.

    Документ
    Материалы Третьей Всероссийской конференции по проблемам современного гимназического образования в России, проходившей в Санкт-Петербурге по инициативе Ассоциации гимназий Санкт-Петербурга
  6. Ссная программа для старшеклассников. // Читаем. Учимся. Играем. 2007. №2. С. 75. Литвинов К. Новости обучающего и игрового по: обзор дисков// Мир пк. 2008. № С. 84

    Программа
    Хотите стать математиком?: материалы математического отделения лицея « Всероссийская заочная многопредметная школа». Задачи вступительной контрольной работы.
  7. Ресурсный центр среднего профессионально-педагогического образования аннотированный каталог учебно-методического обеспечения образовательных учреждений среднего профессионально-педагогического образования Свердловской области

    Документ
    Аннотированный каталог учебно-методического обеспечения образовательных учреждений среднего профессионально-педагогического образования Свердловской области.
  8. Отчет по результатам самообследования Ульяновск

    Содержательный отчет
    В разделах 7 – 9 - дан анализ реализации основных профессиональных образовательных программ и условий их реализации по конкретным направлениям подготовки: 030504 Право и организация социального обеспечения, 050711 Социальная педагогика,
  9. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки (60)

    Основная образовательная программа
    1.1. Основная образовательная программа (ООП) бакалавриата, реализуемая государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Сургутский государственный педагогический университет»

Другие похожие документы..