Рабочая программа по природоведению предмет

«Утверждаю» Согласовано: Рассмотрено:

Директор МОУ СОШ №20 Зам. директора по УВР на заседании М/О

_________________________ ____________________ протокол №____

«_____» _________ 2008 г. «____»_________2008г. от «____»________2008г.

Рабочая программа

по ___________________природоведению_________________________

предмет

на 2008-2009 учебный год

Учитель Николаева Марина Юрьевна _____________________________________________________________________

Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, авторской программы учебного курса природоведения для общеобразовательных учреждений, составленной в полном соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта. Авторский коллектив под руководством А.А. Плешакова___________________________________________

указать документ

Учебники_______________________________________________________________________

А.А. Плешаков, Н.И. Сонин Природоведение 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений, М.: «Дрофа», 2008 г. Рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

название, автор, издательство год издания

Класс

Количество часов

в неделю

в год

резервных часов

2 часа

68 часов

5 часов

2 часа

68 часов

5 часов

Количество часов:

Содержание

стр.

Пояснительная записка

3

1.1. Задача курса 4

1.2. Цель преподавания 4

1.3.Требования к знаниям и умениям 4

1.4. Контроль знаний учащихся 6

1.5. Предпочтительная форма работы педагога 6

Адаптированная программа 6

Календарно-тематическое планирование по предмету 8

Литература (учебники, методические руководства, художественная литература) 21

1. Пояснительная записка

Рабочая программа по природоведению составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по природоведению для 5 класса авторов А.А. Плешакова и Н.И. Сонина// Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. – М.: Дрофа, 2008.-138 с.//, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся. Программа по природоведению составлена с учетом требований к уровню биологической подготовки выпускников начальной школы. Раскрываемое в программе содержание представляет собой необходимый компонент общекультурной подготовки школьников.

В основе программы лежит системный подход, предусматривающий изучение живой и неживой природы, процессов происходящих в природе. Содержание программы включает начальный курс следующих учебных предметов естественнонаучного цикла: биологии, физики, географии, астрономии, химии.

Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 5-ого класса предусматривает обучение природоведения в объёме 2 часов в неделю.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренные стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой: А.А. Плешаков, Н.И. Сонин Природоведение 5 класс: Рабочая тетрадь к учебнику Природоведение – М.: Дрофа, 2008. – 48с.

В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, схем, немых рисунков. Эти задания могут выполняться как по ходу урока, так и в домашних условиях

Рабочая программа ориентирована на использование учебника А.А. Плешаков, Н.И. Сонин Природоведение 5 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений.- М.: Дрофа, 2008.-176с;

а также методических пособий для учителя:

1.В.Н. Кириленкова, В.И. Сивоглазов Природоведение 5 класс: Методическое пособие к учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина Природоведение 5 класс М.: Дрофа, 2008.-176с;

2. Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. – М.: Дрофа, 2008.-138 с.

3. Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2008

дополнительной литературы для учителя:

1.В.Н. Семёнова Технологические карты уроков Природоведение 5 класс – Санкт-Петербург «Паритет» 2006.-176с.

дополнительной литературы для учащихся:

А.А. Плешаков, Н.И. Сонин Природоведение 5 класс: Рабочая тетрадь к учебнику Природоведение – М.: Дрофа, 2008. – 48с.

MULTIMEDIА – поддержка курса Природоведение 5 класс

  • Мультимедийное приложение к учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина Природоведение 5 класс (электронное учебное издание)

  • Интернет – ресурсы на усмотрение учителя и обучающихся

1.1. Задача курса

Программа предполагает возможность реализации актуальных в настоящее время компетентностного, личностно-ориентированного, деятельностного подходов, которые определяют задачи обучения по данному курсу:

- приобретение знаний о живой и неживой природе, присущих им закономерностях, овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой и неживой природы, использование знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни для сохранения собственного здоровья, охраны окружающей среды, то есть воспитания экологической, генетической и гигиенической грамотности;

- овладение рядом общих учебных умений, навыков и обобщённых способов учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной деятельности, к которым в частности относятся:

  • использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, измерение, опыт, эксперимент, моделирование и т.д.);

  • определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого;

  • умение разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи;

  • определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов;

  • сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким признакам;

  • исследование несложных практических ситуаций , выдвижение предложений, понимание необходимости их проверки на практике; использование практических и лабораторных работ, несложных экспериментов для доказательств выдвигаемых предположений;

  • творческое решение учебных и практических задач; самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности;

  • использование для решения познавательных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет - ресурсы и т.д.

  • самостоятельная организация учебной деятельности;

  • соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни;

  • оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

1.2. Цель преподавания

Цель курса: продолжить изучение природы, начатое в начальной школе на уроках «Окружающего мира», дать общее представление об удивительном многообразии природы и о тесных связях между миром живой и неживой природы,овладеть рядом общих учебных умений, навыков и обобщённых способов учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной деятельности.

1.3.Требования к знаниям и умениям

Содержание основного общего образования по биологии отражает комплексный подход к изучению живой и неживой природы. Предполагает:

  • усвоение знаний об основных биологических понятиях, особенностях природы, животного и растительного мира, мира неживой природы;

  • овладение умениями пользоваться простейшими измерительными приборами, использовать карту, применять свои знания для объяснения и оценки разнообразных процессов и явлений;

  • формирование способности и готовности использовать полученные знания и умения в повседневной жизни;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;

  • воспитание любви к окружающей природе, бережного отношения к ней.

В результате изучения природоведения ученик должен:

знать/понимать

  • многообразие тел, веществ и явлений природы и их простейшие классификации; отдельные методы изучения природы;

  • строение живой клетки;

  • царства живой природы;

  • среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли (перечислять и кратко характеризовать);

  • природные сообщества морей и океанов (перечислять и кратко характеризовать);

  • изменения в природе, вызванные деятельностью человека (на уровне представлений);

  • важнейшие экологические проблемы (перечислять и кратко характеризовать);

  • основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения;

уметь

  • узнавать наиболее распространённые растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с помощью атласа определителя;

  • приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособленности растений и животных к среде обитания, к размножению; изменений в окружающей среде под воздействием человека;

  • указывать на модели положения Солнца и Земли в Солнечной системе;

  • находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звёздной карты;

  • описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения работы и полученные результаты;

  • сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;

  • описывать по предложенному плану внешний вид изучаемых тел и веществ;

  • использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

  • находить значение указанных терминов в справочной литературе;

  • кратко пересказывать доступный по объёму текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;

  • использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях;

  • пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;

  • следовать правилам безопасности при проведении практических работ;

использовать приобретённые знания, умения и навыки в практической деятельности и в повседневной жизни для:

  • определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или местных признаков;

  • измерения роста, массы тела, температуры;

  • определения наиболее распространённых в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных, следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;

  • составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными растениями, домашними животными;

  • оказания первой помощи при несложных травмах.

1.4. Контроль знаний учащихся

Контроль знаний учащихся осуществляется практически на каждом уроке. При этом используются различные методы и формы контроля: фронтальный опрос, письменные упражнения и задания, тестовые упражнения, терминологические диктанты и т.д. После изучения каждого раздела осуществляется итоговый контроль знаний

1.5. Предпочтительная форма работы педагога

  • методы групповой и коллективно-распределённой деятельности учащихся, которая может осуществляться, в форме развернуто диалога;

  • проблемно-диалогическое обучение;

  • коллективно-исследовательская деятельность учащихся;

  • проектная деятельность учащихся

В процессе преподавания курса используется следующая типология уроков по дидактической цели: урок изучения и первичного закрепления нового учебного материала; урок комплексного применения знаний; урок обобщения и систематизации знаний и умений; урок актуализации знаний и умений; урок контроля и коррекции знаний и умений.

2. Адаптированная программа

Адаптированная программа курса «Природоведение» 5 класс

Введение (1 ч.)

Науки о природе. Что изучают науки о природе? Семья биологических наук

Изучение природы (2 часа)

Методы изучения природы, начальные исследовательские умения, наблюдения; опыты и измерения; результаты экспериментов, формулировка выводов. Суть методов изучения природы

Практическая работа: «Методы изучения природы»

Вселенная (12 часов)

Развитие представлений о строении Вселенной. Планеты Солнечной системы, астероиды, кометы, метеоры, метеориты. Характеристика планет Солнечной системы и процессов происходящих на них.

Просмотр медиафильма о небесных телах.

Планета Земля ( 15 часов)

Гипотезы возникновения Земли, работы учёных, внесших вклад в основу современного представления о происхождении Солнечной системы, в том числе Земли. Внутреннее строение Земли. Ядро, мантия, земная кора, рельеф, горные породы, полезные ископаемые, минералы. Понятие о литосфере. Разнообразие происхождения и свойств горных пород Земли. Тела и вещества. Агрегатное состояние веществ

Практическая работа: «Разделение смесей на составные компоненты»

Многообразие явлений природы. Физические и химические явления. Суша планеты Земля. Характеристика материков, островов их особенности.

Практическая работа: «Обозначить на контурной карте материки и крупные острова»

Атмосфера – воздушная оболочка Земли. Состав воздуха, закономерности охлаждения и нагревания воздуха. Погода, климат, их влияние на распространение живых организмов на Земле.

Гидросфера – водная оболочка Земли. Моря и океаны их характеристика. Сущность круговорота воды в природе. Источники пресной воды. Рациональное использование пресной воды

Практическая работа: «Обозначить на контурной карте океаны и моря»

Причины уникальности Земли.

Жизнь на Земле (15 часов)

Возникновение и развитие жизни на Земле (обратить внимание на то, что жизнь зародилась в океане и возникшие организмы постоянно изменялись). Древние водные растения и животные. Выход растений на сушу. Древние папоротникообразные. Эра динозавров. Возникновение и господство на земле цветковых растений, млекопитающих и птиц. Строение клетки, органоиды клетки.

Практическая работа: « Изучение клетки растения под микроскопом»

Изучение строения и функций органоидов клетки( оболочка, митохондрии, цитоплазма, лизосомы, хлоропласты). Разнообразие живого. Строение одноклеточных организмов. Многоклеточные: грибы, растения, животные. Разнообразие водорослей, мхов, папоротников, голосемянных и покрытосемянных растений. Жизненные формы растений. Многообразие и роль животных в природе. Среды обитания животных. Примеры приспособленности живых организмов в разных условиях среды. Растительный и животный мир разных материков Земли. Природные зоны Земли, их расположение, особенности растительного и животного мира

Интерактивное задание ЦОР

Жизнь в морях и океанах. Взаимосвязи обитателей морей и океанов и их приспособленность к жизни в разнообразных условиях.

Выполнение тестовой работы по вариантам, интерактивное задание ЦОР

Человек на Земле (17 часов)

Представления о предках человека, первые люди, их образ жизни. Эволюция человека от питекантропа к Человеку Разумному. Сравнение объёма головного мозга у разных видов рода Человек.

Географические открытия Древнего мира. Великие географические открытия Средних веков. Географические открытия в 20 веке. Десять великих путешественников

Творческая работа: «Один день в Антарктиде, Австралии и т.д.», презентации о путешественниках и географических открытиях.

Выявление причинно-следственных связей влияния человека на природу, возникновение экологических проблем. Влияние человека на живые организмы. Меры по сохранению всего живого на Земле

Исследовательский проект по теме «Есть ли экологические проблемы в нашей республике?»Подготовка к защите проекта. Экспертная оценка результатов. Защита. Оппонирование. Переосмысление результатов. Формулировка выводов. Определение новых задач.

Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Правила поведения в опасных ситуациях природного происхождения. Овладение простейшими способами оказания первой помощи. Правила первой помощи при отравлении. Обобщающий урок. Что мы узнали о жизни человека на Земле

Резервное время (5 часов)

Значение изучения клеток и тканей животных и человека для решения актуальных проблем биологии и медицины. Общебиологические закономерности, открытые при изучении основных структур и процессов в живой природе.

  1. Литература

  1. А.А. Плешаков, Н.И. Сонин Природоведение 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений, М.: «Дрофа», 2008 г.

  2. А.А. Плешаков, Н.И. Сонин Природоведение 5 класс: Рабочая тетрадь к учебнику Природоведение – М.: Дрофа, 2008. – 48с.

  3. В.Н. Кириленкова, В.И. Сивоглазов Природоведение 5 класс: Методическое пособие к учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина Природоведение 5 класс М.: Дрофа, 2008.-176с;

  4. В.Н. Семёнова Технологические карты уроков Природоведение 5 класс – Санкт-Петербург «Паритет» 2006.-176с.

  5. Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. – М.: Дрофа, 2008.-138 с.

  6. Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2008

  1. Рабочая программа по природоведению «Природа. Неживая и живая»

    Рабочая программа
    Рабочая программа учебного курса природоведения для 5 класса «Природа. Неживая и живая» составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы основного общего образования по
  2. Рабочая программа по природоведению для 5-го класса основного общего образования

    Рабочая программа
    Рабочая программа по «Природоведению» составлена на основе примерной программы по природоведению в 5 классе основного общего образования (Примерная программа рассчитана на 70 часов), авторской программы А.
  3. Рабочая программа по учебному предмету "Природоведение" для 5-х классов (базовый уровень)

    Рабочая программа
    воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения;
  4. Рабочая программа по природоведению для учащихся 5 класса Учителя Приступа

    Рабочая программа
    Федеральный базисный учебный план для обще­образовательных учреждений Российской Федера­ции отводит 70 учебных часов для обязательного изучения природоведения в 5 классе основной шко­лы из расчета 2 учебных часов в неделю.
  5. Рабочая программа по учебному предмету биология

    Рабочая программа
    Цель данной программы ─ развивать у школьников понимание величайшей ценности жизни, ценности биологического разнообразия; сформировать у учащихся определённый минимум знаний в той или иной области науки и научить использовать накопленные знания в жизни.
  6. Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» 1 класс разработана на основе примерной программы по изобразительному искусству, утверждённой приказом Министерства образования РФ 05.

    Рабочая программа
    Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» 1 класс разработана на основе примерной программы по изобразительному искусству, утверждённой приказом Министерства образования РФ 05.
  7. Рабочая программа по учебному предмету «Биология. Общие закономерности» для 9 класса (базовый уровень)

    Рабочая программа
    Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Пример­ной программы основного общего образования по биологии, опубликованной на сайте Министерства образования, стандарта среднего общего образования,
  8. Рабочая программа по учебному предмету «Биология. Человек» для 8 класса (базовый уровень)

    Рабочая программа
    Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Пример­ной программы основного общего образования по биологии, опубликованной на сайте Министерства образования, стандарта среднего общего образования,
  9. Рабочая программа по учебному предмету «Биология. Многообразие живых организмов» для 7 класса базовый уровень

    Рабочая программа
    Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Пример­ной программы основного общего образования по биологии, опубликованной на сайте Министерства образования, стандарта среднего общего образования,

Другие похожие документы..