Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация» для студентов специальности 220501. 65 «Управление качеством»

Федеральное агентство по образованию

Бийский технологический институт (филиал)

государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Алтайский государственный технический университет

им. И.И. Ползунова»

Т.Н. Зырянова

МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ
И СЕРТИФИКАЦИЯ

Методические рекомендации
по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины
«Метрология, стандартизация и сертификация» для студентов
специальности 220501.65 «Управление качеством»

Бийск

Издательство Алтайского государственного технического
университета им. И.И. Ползунова

2010

УДК 006.91: 389 (076)

З89

Рецензент: к.т.н., доцент БТИ АлтГТУ А.В. Жеранин.

Работа подготовлена на кафедре производственной безопасности и управления качеством.

Зырянова, Т.Н.

З89

Метрология, стандартизация и сертификация: методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация» для студентов специальности 220501.65 «Управление качеством» /
Т.Н. Зырянова; Алт. гос. техн. ун-т, БТИ. – Бийск: Изд-во Алт. гос. техн. ун-та, 2010. – 23 с.

Методические рекомендации содержат основные сведения о дис-циплине «Метрология, стандартизация и сертификация», включая цели, задачи, структуру, рекомендации по выполнению самостоятельной работы студентов и изучению дисциплины.

Приведены содержание самостоятельной работы студентов, план-график выполнения самостоятельной работы студентами по дис-циплине, характеристика, описание и требования к представлению и оформлению результатов самостоятельной работы студентов, рекомен-дуемая литература.

УДК 006.91: 389 (076)

З89

Рассмотрены и одобрены

на заседании кафедры

производственной безопасности

и управления качеством.

Протокол № 10/09 от 18.11.2009 г.

© Зырянова Т.Н., 2010

© БТИ АлтГТУ, 2010

СОДЕРЖАНИЕ

1 Цели и задачи курса………………………………………………...

2 Структура курса………………………………………………….….

2.1 Модуль 1. Метрология……………………………………..

2.2 Модуль 2. Стандартизация…………………………………

2.3 Модуль 3. Сертификация……………………………………

3 Рекомендации по изучению дисциплины………………………….

4 Содержание самостоятельной работы студентов…………………

5 План-график выполнения самостоятельной работы студентами по дисциплине………………………………………………………....

6 Характеристика, описание и требования к представлению и оформлению результатов самостоятельной работы студентов........

6.1Практические занятия……………………………………….

6.2 Лабораторные работы………………………………………

6.3 Курсовая работа………………………………………………

6.4Тестирование………………………………………………….

7 Список рекомендуемой литературы……………………………….

7.1Основная литература…………………………………………

7.2 Дополнительная литература……………………………….

7.3 Методические рекомендации, используемые в учебном

процессе…………………………………………………………..

8 Оценка выполнения самостоятельной работы студентов……......

4

6

7

7

8

9

10

11

12

12

14

15

17

18

18

18

19

20

1 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА

Основанием для введения дисциплины в учебный процесс является Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 220501.65 «Управление качеством», номер государственной регистрации 277 тех/дс от 27.03.2000 г.

Дисциплина относится к циклу общепрофессиональных дисцип-лин и предназначена для студентов, обучающихся по специальности 220501.65 «Управление качеством».

Основная цель: в результате изучения дисциплины студент должен приобрести знания в области метрологии, стандартизации и сертификации.

Дисциплина состоит из трех взаимосвязанных модулей:

1) метрология;

2) стандартизация;

3) сертификация.

Каждый модуль рассматривается как самостоятельный и в непо-средственной связи с другими модулями курса.

Изучение дисциплины предусматривает применение таких активных методов обучения, как тематическое изложение отдельных учебных элементов, решение ситуационных задач, индивидуализация обучения и повышение удельного веса самостоятельной работы студентов, управляемой преподавателем.

Учебный курс имеет практическую часть (практические занятия в объеме 34 часа). Цель практических занятий: закрепить приобретённые на лекциях теоретические знания, научиться применять средства, методы и законодательную базу при решении задач, возникающих в практической деятельности инженеров-менеджеров; научиться обрабатывать результаты многократных измерений; ознакомиться с различными сертификатами соответствия продукции; изучить требования к форме сертификата соответствия и правила его заполнения; научиться проверять подлинность и правильность заполнения сертификата, как одной из форм входного контроля качества продукции, поступающей в организации сферы услуг; изучить схемы сертификации продукции и услуг; ознакомиться с различными категориями и видами стандартов.

Для проведения практических занятий используются:

– методические указания для студентов всех форм обучения;

– тесты контроля текущих знаний;

– стандарты;

– правила и рекомендации в области стандартизации;

– технические регламенты;

– сертификаты соответствия;

– декларации о соответствии.

Учебный курс включает лабораторные работы в объеме 17 часов.

Цель лабораторных работ: закрепить приобретённые на лекциях теоретические знания, научиться пользоваться основными измерительными приборами.

Для проведения лабораторных работ используются:

– методические указания для студентов всех форм обучения;

– измерительные приборы (штангенинструменты, микрометрические инструменты, нутромер индикаторный, плоскопараллельные концевые меры длины).

Промежуточный контроль знаний студентов проводится на основании проведения контрольных опросов на практических занятиях, выполнения и защиты курсовой работы, состоящей из трех частей.

Итоговый контроль знаний студентов осуществляется с помощью итогового тестирования, состоящего из трех вопросов в экзаменационных билетах по основным разделам курса: метрология, стандартизация и сертификация.

Цель преподавания дисциплины – подготовить студентов к производственной, научно-исследовательской и коммерческой деятельности.

В системе подготовки инженеров-менеджеров специальности 220501.65 важное место занимают вопросы качества продукции и услуг. Рациональное решение этих вопросов в значительной степени зависит от уровня подготовки и знаний специалистов по метрологии, стандартизации и сертификации.

Знания и навыки, полученные при изучении дисциплины, должны позволить будущим инженерам-менеджерам обеспечить необходимый уровень качества продукции и услуг.

Задачи изучения дисциплины: получение знаний об основных понятиях метрологии, как науке об измерениях, методах и средствах их обеспечения; об единицах физических величин, погрешностях измерения и средств измерения; научно-технических принципах и методах стандартизации, использование которых позволяет значительно повысить качество продукции и услуг.

В преподавании дисциплины ставятся также задачи ознакомления студентов с основами Национальной системы стандартизации РФ, различными формами подтверждения соответствия, схемами и системами сертификации, схемами декларирования, деятельностью органов по сертификации и испытательных лабораторий.

Необходимо научить студентов обоснованно выбирать схему сертификации в случае подачи заявки на получение сертификата соответствия в добровольной системе сертификации. Студент обязан привыкнуть к соблюдению действующих технических регламентов.

2 СТРУКТУРА КУРСА

Общие идеи и основные положения курса «Метрология, стандартизация и сертификация» излагаются на лекциях. Необходимая детализация и освоение курса лекций обеспечиваются во время лабораторных работ, практических занятий и самостоятельной работы, а более глубокое изучение дисциплины достигается при выполнении разделов курсовой работы.

Дисциплина «Метрология, стандартизация и сертификация» разбита на три модуля (рисунок 1).

Предмет дисциплины


Модули


Модуль 1. Метрология

Модуль 2.

Стандартизация

Модуль 3.

Структурные элементы модулей


Алгоритм обработки

измерений

Виды
показателей

качества

Нормативно-правовые акты

Методики

выполнения

Приказы
Ростехрегулирования

Постановления
Правительства РФ

Федеральные

Рисунок 1 – Структура модулей дисциплины

В шестом семестре изучается дисциплина «Метрология, стандартизация и сертификация». В объеме курса предусмотрено: семнадцать лекционных занятий, семнадцать практических занятий и четыре лабораторные работы. В рамках дисциплины рассматриваются следующие темы.

2.1 Модуль 1. Метрология

Тема 1. Теоретические основы метрологии

Общие вопросы дисциплины. Основные понятия, связанные с объектами измерения: свойство, величина, количественные и качественные проявления свойств объектов материального мира. Физические величины и их единицы.

Тема 2. Измерения физических величин. Основные понятия, связанные со средствами измерений (СИ)

Классификация измерений. Условия измерений. Методы и методики измерений. Классификация средств измерений. Нормируемые метрологические характеристики средств измерений.

Тема 3. Результат измерения физической величины. Погрешности

Закономерности формирования результата измерения. Понятие погрешности. Основные источники погрешностей результатов измерений. Погрешности измерений. Погрешности средств измерений.

Тема 4. Многократные измерения

Понятие многократного измерения. Алгоритмы обработки многократных измерений.

Тема 5. Метрологическое обеспечение

Понятие метрологического обеспечения. Организационные, научные и методические основы метрологического обеспечения.

Тема 6. Обеспечение единства измерений

Правовые основы обеспечения единства измерений. Основные положения Федерального закона РФ «Об обеспечении единства измерений». Структура и функции метрологической службы предприятия, организации и учреждения, являющихся юридическими лицами.

2.2 Модуль 2. Стандартизация

Тема 7. Основы стандартизации

Исторические основы развития стандартизации. Федеральный закон «О техническом регулировании». Технические регламенты.
Правовые основы стандартизации. Нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность по стандартизации. Государственное управление стандартизацией.

Тема 8. Международные организации по стандартизации

Международные организации (ИСО, МЭК). Применение международных стандартов.

Тема 9. Государственная система стандартизации. Национальная система стандартизации РФ

Основополагающие термины и понятия в области стандартизации. Основные положения государственной системы стандартизации (ГСС). Виды стандартов, применяемых ГСС. Основные положения национальной системы стандартизации (НСС). Концепции развития национальной системы стандартизации. Категории стандартов. Состав документов и правила стандартизации. Объекты стандартизации. Государственный контроль за соблюдением обязательных требований технических регламентов и национальных стандартов.

Тема 10. Научная база стандартизации

Принципы, определяющие научно-техническую организацию работ по стандартизации. Методы стандартизации. Межотраслевые системы стандартов.

Тема 11. Работы, применяемые при стандартизации

Систематизация, кодирование и классификация. Унификация, типизация и агрегатирование машин. Определение оптимального уро-вня унификации и стандартизации.

2.3Модуль 3. Сертификация

Тема 12. Основные понятия сертификации

Исторические основы развития сертификации. Термины и определения в области сертификации. Основные цели и объекты сертификации.

Тема 13. Схемы сертификации. Системы сертификации

Правила и порядок проведения сертификации.

Тема 14.Органы сертификации и испытательные лаборатории

Аккредитация органов по сертификации и испытательных (измерительных) лабораторий (понятие и цели аккредитации, общие требования к аккредитующим органам, органам по сертификации продукции, испытательным лабораториям).

  1. Методические рекомендации по выполнению курсовой работы по дисциплине «Метрология, стандартизация и сертификация» для студентов специальности 220501. 65 «Управление качеством»

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации по выполнению курсовой работы по дисциплине «Метрология, стандартизация и сертификация» для студентов специальности 220501.65 «Управление качеством»
  2. Рабочая программа По дисциплине «Метрология, стандартизация и сертификация» По специальности 220501. 65- «Управление качеством»

    Рабочая программа
    Цель преподавания дисциплины заключается в подготовке специалистов для системы профессионального обучения в области полиграфии, для обеспечения приобретения навыков, связанных с работами по стандартизации, метрологии, а также с контролем
  3. Учебно-методический комплекс дисциплина опд. Ф. 05 «Метрология, стандартизация и сертификация» Специальность 220501 Управление качеством

    Учебно-методический комплекс
    - знания и уменья в области метрологии, стандартизации и оценки соответствия, необходимые для решения задач обеспечения единства измерений и контроля качества продукции; метрологического и нормативного обеспечения продукции на всех
  4. Рабочая программа дисциплина опд. Ф. 14 Всеобщее управление качеством. (индекс, наименование дисциплины)

    Рабочая программа
    По мере рыночного реформирования российской экономики отечественные компании начинают проявлять все более очевидный интерес к проблеме качества. Качество выходит на первое место в конкурентной борьбе как на отечественном, так и на мировом рынках.
  5. Рособразования»: «Научно-методическое обеспечение создания и внедрения системы управления качеством в образовательных учреждениях профессионального образования» Краснодар 2006

    Документ
    Сборник материалов научно-практического семинара «Менеджмент качества в образовании» в соответствии с проектом «РОСОБРАЗОВАНИЯ»: «Научно-методическое обеспечение создания и внедрения системы управления качеством в образовательных учреждениях
  6. Рабочая программа дисциплина дс. 03 Качество и безопасность продукции и услуг. (индекс, наименование дисциплины) (1)

    Рабочая программа
    Целью изучения дисциплины является формирование у студентов знаний, умений и навыков, обеспечивающих им квалифицированное решение задач, связанных с качеством и безопасностью продукции и повышением ее конкурентоспособности.
  7. Рабочая программа дисциплина дс. 03 Качество и безопасность продукции и услуг. (индекс, наименование дисциплины) (2)

    Рабочая программа
    Преподавание дисциплины базируется на знаниях, умениях и навыках, полученных студентами в курсах: техника и технология отрасли, материаловедение, математика, физика, экономика предприятия, управление качеством, стандартизация и сертификация.
  8. Прием студентов и уровень требований при конкурсном отборе 24 2 Система довузовского образования 27 (1)

    Конкурс
    Донской государственный технический университет создан в соответствии с приказом № 259 Народного комиссариата просвещения РСФСР № 342 от 14 мая 1930 года как Северо-Кавказский институт сельскохозяйственного машиностроения; решением
  9. Прием студентов и уровень требований при конкурсном отборе 24 2 Система довузовского образования 27 (2)

    Конкурс
    Донской государственный технический университет создан в соответствии с приказом № 259 Народного комиссариата просвещения РСФСР № 342 от 14 мая 1930 года как Северо-Кавказский институт сельскохозяйственного машиностроения; решением

Другие похожие документы..