Учебно-методический комплекс дисциплины для студентов по специальности История с дополнительной специальностью юриспруденция

Психология

Возрастная психология

Часть 2

Учебно-методический комплекс дисциплины
для студентов по специальности

История с дополнительной специальностью юриспруденция

Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования

«Бийский педагогический государственный университет
имени В.М. Шукшина»

Психология

Возрастная психология

Часть 2

Учебно-методический комплекс дисциплины
для студентов по специальности

История с дополнительной специальностью юриспруденция

Бийск
БПГУ имени В.М. Шукшина
2009

ББК 88

П 86

Печатается по решению
редакционно-издательского совета
Бийского педагогического государственного университета
им. В.М. Шукшина

Рецензент:

канд. психол. наук, доцент Н.И. Трубникова

П 86 Психология. Возрастная психология. Часть 2 [Текст] : учебно-методический комплекс дисциплины для студентов по специальности История с дополнительной специальностью юриспруденция / Авторы-составители: И.Н. Протасова, Н.Е. Варшавская; Бийский пед. гос. ун-т им. В.М. Шукшина. – Бийск: ГОУ ВПО «БПГУ имени В.М. Шукшина», 2009. – 21 с. – 50 экз.

Учебно-методический комплекс дисциплины разработан в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования. Содержит учебную программу курса, материалы к лекционным и семинарским занятиям, методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, контрольные задания для текущей и итоговой проверки знаний.

Для студентов педагогических вузов, обучающихся по специальности История с дополнительной специальностью юриспруденция.

Ó БПГУ имени В.М. Шукшина, 2009.

Ó Сост.: И.Н. Протасова, Н.Е. Варшавская, 2009.

Учебно-методическое издание

Психология

Возрастная психология

Часть 2

Авторы-составители:

Ирина Николаевна Протасова

Надежда Евгеньевна Варшавская

Учебно-методический комплекс дисциплины

для студентов по специальности

История с дополнительной специальностью юриспруденция

Сдано в набор 10.02.2009. Подписано в печать .
Формат 60х90/8. Гарнитура Times. Бумага офсетная. Печать оперативная.
Усл. печ. л. . Тираж экз.
Заказ , с. (сп.) .

Редакционно-издательский отдел Бийского педагогического государственного
университета им. В.М. Шукшина – 659333, г. Бийск, ул. Короленко, 53.

УППЛ Бийского педагогического государственного
университета им. В.М. Шукшина – 659333, г. Бийск, ул. Короленко, 55/1.

Введение

Содержание дисциплины по ГОС ВПО.

Возрастная психология. Предмет, задачи, методы возрастной психологии. Условия, источники и движущие силы психического развития. Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития. Социальная ситуация развития. Ведущая деятельность. Основные новообразования. Особенности развития ребенка в разных возрастах.

Таблица 1

Тематический план

Раздел

Тема

Лекции

Семинары

Лаб. зан.

Самост.

работа

Раздел 1.

Методологические проблемы возрастной психологии.

Тема 1. Введение в возрастную психологию.

2

2

2

Тема 2. Предпосылки, условия и движущие силы психического развития личности в зарубежных теориях психического развития.

4

2

6

Тема 3. Роль общения и деятельности в психическом развитии ребенка в работах отечественных исследователей.

2

Раздел 2.

Развитие человека на разных возрастных этапах

Тема 1. Психическое развитие в дошкольном возрасте.

2

2

2

Тема 2. Психическое развитие в младшем школьном возрасте.

2

2

Тема 3. Психическое развитие в подростковом возрасте.

4

4

8

Тема 4. Психическое развитие в юношеском возрасте.

2

2

2

8

Итого

18

10

4

32

В методических рекомендациях по изучению курса «возрастная психология» Вам предлагаются: тематическое содержание курса, вопросы и рекомендации к практическим занятиям, требования к самостоятельной работе, примерные образцы контрольных тестов для промежуточного тестового контроля, вопросы к зачету для итогового контроля, рекомендуемая литература (обязательная и дополнительная),

«Возрастная психология» является базовым теоретическим курсом психологии, дающим профессионально значимую систему знаний для будущих педагогов. При изучении возрастной психологии основной задачей является усвоение знаний о возрастной динамике психического развития, возрастных особенностях психического развития, а также предпосылках, условиях и движущих силах развития. Студенты должны получить представление о периодизации психического развития, категории возраста, роли ведущей деятельности в развитии, основных новообразованиях. Основные разделы курса - теории психического развития в отечественных и зарубежных исследованиях, развитие человека на разных возрастных этапах

Содержание курса ориентировано как на требования государственного образовательного стандарта по направлению «Педагогическое образование», так и на учебные планы, действующие в реальном образовательном процессе вуза. Содержание курса «Возрастная психология» построено в соответствии с положениями отечественных и зарубежных теорий возрастного развития и актуальными проблемами современной теории и практики образовательного процесса.

Основной целью курса является формирование педагогической позиции будущего учителя и его профессиональной компетентности на основе понимания возрастных особенностей ребёнка, его проблем и осмысления механизмов, закономерностей и факторов возрастного развития.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Студент, изучивший возрастную психологию, должен

Знать: основные понятия возрастной психологии; механизмы перехода с одной возрастной стадии на другую; закономерности и показатели развития; новообразования каждого возрастного периода; условия и факторы, определяющие особенности развития в каждый возрастной период.

Уметь: понимать возрастные особенности человека и его проблемы; взаимодействовать с детьми разных возрастов.

Владеть навыками диагностической и прогностической деятельности в отношении детей.

Требования к зачету

Для получения зачета необходимо выполнить программу аудиторной и самостоятельной работы. Зачет проводится в форме устных ответов на вопросы.

Содержание разделов дисциплины

Раздел 1. Методологические проблемы возрастной психологии

Введение в возрастную психологию.

История развития возрастной психологии. Предмет возрастной психологии. Связь возрастной психологии с психологическими дисциплинами и другими науками. Проблема метода исследования психического развития. Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития. Психологический возраст. Нормы психического развития. Эволюция детства в истории человечества. Исторический характер понятия «детство» (Д.Б. Эльконин).

Предпосылки, условия и движущие силы психического развития личности в зарубежных теориях психического развития:

Концепция рекапитуляции. Нормативный подход. Теория трех ступеней детского развития. Концепции соотношения двух факторов психического развития ребенка (К.Бюлер, ВШтерн, З.Фрейд). Теории развития как научения (Э.Торндайк, Б.Скиннер). Основные подходы к проблеме периодизации психического развития (А.Валлон, З. Фрейд, Э. Эриксон, Ж. Пиаже).

Роль общения и деятельности в психическом развитии ребенка в работах отечественных исследователей.

Периодизация психического развития Д.Б. Эльконина, Основные категории возрастной психологии (социальная ситуация развития, кризисы развития, ведущий вид деятельности, новообразования). Ведущая деятельность и ее значение для развития личности и психических процессов. Смена ведущей деятельности на различных возрастных этапах. Общение со взрослыми как условие психического развития ребенка на разных этапах развития.

Раздел 2. Развитие человека на разных возрастных этапах

Психическое развитие в дошкольном возрасте.

Характеристика психического развития младенца. Кризис 1 года как переход от младенчества к раннему детству.Характеристика психического развития в раннем детстве. Предметно-орудийная деятельность – ведущая деятельность ребенка раннего возраста.Кризис трех лет - Перестройка социальных отношений. Характеристика психического развития старшего дошкольника. Игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте. Природа и специфические особенности игры. Типология игр.

Психическое развитие в младшем школьном возрасте.

Характеристика социальной ситуации развития. Проблема психологической готовности к школе. Кризис 7 лет, его причины и особенности протекания. Рождение социального «Я» ребенка (Л.И.Божович). Учение как ведущая деятельность в младшем школьном возрасте. Особенности личностного развития и основные новообразования в младшем школьном возрасте. Переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. Развитие внутреннего плана действия и познавательной рефлексии. Развитие самоконтроля и приемов управления познавательными процессами. Преодоление непроизвольности. Специфика общения со взрослыми и сверстниками в младшем школьном возрасте.

Психическое развитие в подростковом возрасте.

Пубертатный кризис. Связь физиологических и психологических особенностей подростков. Основные причины кризисного характера переходного периода – система отношений взрослых к подросткам.

Общение как ведущая деятельность в подростковом возрасте. Особенности межличностных отношений со сверстниками и взрослыми в подростковом возрасте. Возникновение интимно-личностного общения со сверстниками. Общение и обособление. Подросток в неформальных молодежных объединениях.

Развитие познавательных психических процессов в подростковом возрасте. Основные новообразования у подростков. «Чувство взрослости» и формы его проявления. Самосознание как «перенесенная внутрь» форма социального сознания.

  1. Учебно-методический комплекс дисциплины для студентов по специальности История с дополнительной специальностью юриспруденция (1)

    Учебно-методический комплекс
    П 86 Психология. Общая психология. История психологии. Часть 2 [Текст] : учебно-методический комплекс дисциплины для студентов по специальности История с дополнительной специальностью юриспруденция / Автор-составитель: И.
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины для преподавателей по специальности История с дополнительной специальностью юриспруденция (1)

    Учебно-методический комплекс
    П 86 Психология. Возрастная психология. Часть 1 [Текст] : учебно-методический комплекс дисциплины для преподавателей по специальности История с дополнительной специальностью юриспруденция / Авторы-составители: И.
  3. Учебно-методический комплекс дисциплины для преподавателей по специальности История с дополнительной специальностью юриспруденция (2)

    Учебно-методический комплекс
    П 86 Психология. Общая психология. История психологии. Часть 1 [Текст] : учебно-методический комплекс дисциплины для преподавателей по специальности История с дополнительной специальностью юриспруденция / Автор-составитель: И.
  4. Учебно-методический комплекс предназначен для студентов Прокопьевского филиала Томского государственного университета, обучающихся на историческом, физическом,

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом. Комплекс содержит: программу учебного курса, перечень тем и вопросов к семинарским занятиям, перечень вопросов для подготовки к зачетам
  5. Учебно-методический комплекс «Математика» (для студентов отделения высшего профессионального образования специальности «Юриспруденция») Рубцовск

    Учебно-методический комплекс
    Цель курса. В современном мире математика уверенно расположилась в самых разных его частях и уголках. Она занимает видное положение в жизни общества. 4
  6. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (6)

    Учебно-методический комплекс
    М 34 Математика и информатика [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: И.В. Старовикова, Л.И. Трутнева, И.А. Сычев, О.Н. Макарова, Н.
  7. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 030501 «Юриспруденция» очной и заочной форм обучения (8)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с программой курса «Правовая статистика». В нем содержатся рабочая программа дисциплины, планы семинарских занятий, методические рекомендации к выполнению контрольных работ и тематика
  8. Учебно-методический комплекс дисциплины Психология для специальности 050401. 65 История с дополнительной специальностью 050402. 65 Юриспруденция «Разработано»

    Учебно-методический комплекс
    Целью предлагаемого пособия по психологии, представляющего собой учебно-методический комплекс (УМК), для студентов педагогических специальностей является обеспечение обучающих и обучающихся комплексом программного, нормативного, методического,
  9. Учебно-методический комплекс дисциплины «философия» Для студентов: квалификация юрист

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс дисциплины «Философия» федерального компонента цикла ГСЭ. Ф.04 ГОС ВПО составлен в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по специальности 030501.

Другие похожие документы..