Об ирине кузнецовой и ее трудах сборник статей

© Кузнецова И.А., 1993. Все права защищены

Произведение публикуется с письменного разрешения семьи автора

Не допускается тиражирование, воспроизведение текста или его фрагментов с целью коммерческого использования

Дата размещения на сайте www.literatura.kg: 2 марта 2009 года

Ирина Кузнецова

МУЗЫКА И СЛОВО

Предлагаемый вниманию читателей сборник принадлежит перу талантливого, безвременно ушедшего из жизни музыковеда Ирины Андреевны Кузнецовой (1962-1993). Вошедшие в него главы из кандидатской диссертации и часть статей посвящены творчеству Чингиза Айтматова и связаны с проблемами взаимодействия музыки и литературы. В книгу включены также статьи и рецензии, касающиеся различных аспектов музыкальной жизни республики. Написанные живым, образным языком, материалы сборника будут интересны не только специалистам, но и всем тем, кого волнуют вопросы развития кыргызской музыкальной культуры.

Публикуется по книге: Кузнецова И. А. Музыка и слово. // Ред. Е. Долинская. НАН КР, Ин-т философии. — Бишкек: Илим, 1994. — 132 с.

К 89

ISBN 5-8355-0842-5

Рекомендовано к печати Ученым советом Института философии НАН КР

Рецензент А. А. Салиев, академик НАН КР, заслуженный деятель науки Кыргызстана

ОБ ИРИНЕ КУЗНЕЦОВОЙ И ЕЕ ТРУДАХ

Сборник статей, который вы держите в руках, принадлежит перу Ирины Кузнецовой. Она была человеком необычной судьбы — счастливой совокупностью человеческой и музыкантской одаренности и трагической в своей ранней завершенности (1962-1993). Представить себе ее столь ранний уход было абсолютно невозможно: столько было в ней жизни, энергии, разнообразных интересов и устремлений. В моем классе она появилась осенью 1989 года и сразу привлекла серьезностью намерений, нешаблонностью диссертационной темы и явной литературной одаренностью. Подкупало в Ирочке и человеческое обаяние, а также непохожесть на других: она была очень женственна, иногда казалась незащищенной, вместе с тем всегда оказывалась самостоятельной, твердой в своих позициях. И еще запомнилась ее внешность. Она была наделена красиво посаженной очаровательной головкой, осененной гривой роскошных вьющихся, чуть рыжеватых волос. Но главное — это огромные Ирочкины глаза: в них светились ум, одаренность, воля и, одновременно, кокетство. Последнее было особенно привлекательным своей ненавязчивостью и благородством.

Ирочку любили. Педагоги, соученики по классу аспирантуры в Московской консерватории, коллеги по работе. Исполнительная, неизменно доброжелательная, да и просто по-человечески отзывчивая и душевно щедрая, она не могла не притягивать к себе людей разных возрастов и профессий. И кто мог думать, что это, непоправимое, случится именно с ней и произойдет столь трагически преждевременно!

А начиналось все как у многих одаренных людей, призванных к культуре с детства. И. Кузнецова родилась 20 января 1962 года во Фрунзе. Родители Ирины — музыканты-профессионалы. Отец — известный в республике музыковед, мать — пианистка-педагог. В шесть лет Ира поступила учиться в общеобразовательную школу и десять лет спустя окончила ее почти со всеми отличными оценками. Далее — теоретическое отделение музыкального училища (1976-1981), учебу на котором она начала еще занимаясь в школе; попытка, правда неудачная, поступления на отделение романской филологии Московского университета.

В 16 лет Ирина начала свою трудовую деятельность: вела уроки сольфеджио в детской музыкальной школе и параллельно училась. На подобную трудовую и учебную «полифонию» ее толкнула тяга к материальной независимости, к чему она всегда стремилась. Институт искусств (ныне получивший статус консерватории) окончила в 1986 году с отличием. Почти все время Ирина получала повышенную стипендию, неизменно принимала участие в различных студенческих конференциях и олимпиадах, а на Всесоюзной олимпиаде по искусству «Студент и научно-технический прогресс», проходившей в 1986 году в Ленинграде, завоевала одно из призовых мест.

По окончании института И. Кузнецова была оставлена в нем и в течение ряда лет работала преподавателем теоретических дисциплин (гармония, сольфеджио, анализ). К занятиям она готовилась весьма добросовестно, а вела их нестандартно и интересно, чем снискала заслуженное уважение студентов.

Ирина Кузнецова в Италии


Свою журналистскую деятельность Ирина начала с первого курса института. Она выступала со статьями на музыкальные темы на страницах ведущих республиканских газет, готовила теле- и радиопередачи. Тематика публикаций И. Кузнецовой была многообразной (всего музыковед написала около 90 статей). И это практически за десять лет. Согласитесь, цифра весьма внушительная даже для опытного музыковеда, но ведь Ира была еще дебютантом, а, вместе с тем, налицо энергичное и стремительное развитие. Не сомневаюсь — это уже знак таланта.

Молодого автора интересовали проблемы музыкального образования и композиторского творчества, вопросы пропаганды классического наследия и исполнительства, музыка для молодежи. Среди крупных публикаций музыковеда, вызвавших в свое время большой интерес в республике, можно назвать цикл статей о Большом театре, который гастролировал в Киргизии летом 1986 года, рецензии и интервью, посвященные творчеству видных деятелей культуры Кыргызстана (К. Молдобасанов, С. Токтахунова, А. Токомбаева, Ж. Малдыбаева, Д. Салиева), проблемная статья «На гребне роковой волны» и многие другие.

Кроме журналистики, Ирина рано проявила интерес и к научной работе. Возможно, стимулом к этому послужила любовь к чтению, возникшая еще в детстве, и вдумчивое, критическое отношение кпрочитанному. Еще в студенческие годы ее курсовые работы заслуживали высоких оценок преподавателей. Назовем лишь некоторые, интересовавшие ее темы: драматургия кыргызской одночастной фортепианной сонаты, вопросы ладотональной организации пьес М. Равеля, трагическое в творчестве Г. Малера и Д. Шостаковича, музыкальный театр Киргизии...

Научную работу Ирина вела во время преподавания в институте искусств. В частности, она написала реферат, который был успешно защищен и использован затем при поступлении в аспирантуру. В разработке научных тем Ирине помогало знание иностранных языков. Она неплохо владела английским и итальянским языками, причем последний выучила практически самостоятельно.

Осенью 1989 года И. Кузнецова была направлена на учебу в аспирантуру Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского. Темой диссертационной работы Ирина избрала творчество Чингиза Айтматова и его воздействие на музыкальную культуру региона (Поэтика Чингиза Айтматова и музыкальный театр Киргизии 1960-80-х годов). Сама тема «литература и музыка» во многом была новой для музыкознания Средней Азии. О том, как много интересного было наработано Ирой, позволяет судить читателю содержание двух ее статей, опубликованных в научных сборниках кафедры истории отечественной музыкальной культуры Московской консерватории. Ирине удалось сформулировать многие «механизмы» анализа прозы Айтматова. Однако диссертационной рукописи не суждено было стать оконченной. В сборнике воспроизведен фрагмент, фиксирующий все то, что успела сформулировать и литературно отшлифовать И. Кузнецова. Фрагмент кончается там, где Ирочкой была поставлена точка, но ни она, ни я тогда не догадывались, что эта точка может оказаться последней...

Ирина Кузнецова была исключительно доброй, отзывчивой, незлопамятной, никому не завидовала и, вообще, считала зависть чувством, недостойным человека. Она была очень обязательной, честной, принципиальной, во всем полагалась на себя и свои силы. Только силы эти трагически таяли... За свою короткую жизнь она успела очень много, и пусть этот сборник будет напоминать о светлом облике Ирины Кузнецовой.

Елена Долинская,

доктор искусствоведения, профессор Московской консерватории,

заслуженный деятель искусств России

Москва, 5 января 1994 г.

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ

ПОЭТИКА ЧИНГИЗА АЙТМАТОВА

И МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР КЫРГЫЗСТАНА 1960—80-х годов

(О взаимодействии художественных принципов литературы и музыки)

ВВЕДЕНИЕ

Вторая половина XX века в истории мировой культуры отмечена активным выдвижением молодых национальных литератур стран Латинской Америки и Азии. Творчество Г. Г. Маркеса, К. Фуэнтеса, X. Кортасара, А. Карпентьера и многих других ознаменовало не только «второе открытие Латинской Америки», но и открыло новый взгляд на достояние европейской цивилизации. В ряду выдающихся мастеров современной прозы, углубивших художественным исследованием национальной действительности общечеловеческие поиски в решении вечных проблем, познании сущности бытия, имя кыргызского писателя Чингиза Айтматова занимает значительное место.

Авангардная роль общественной и творческой деятельности Чингиза Айтматова, сама личность писателя оказали сильное воздействие на современную отечественную литературу и искусство и, прежде всего, культуру Кыргызстана. Вместе с произведениями Ч. Айтматова в кыргызскую национальную литературу, кинематограф, театр, музыку, изобразительное искусство вошла сама современность со всеми своими противоречиями, сложностью, динамичностью. Прогрессивный общественный деятель, публицист, инициатор создания и «волевой центр» «Иссык-Кульского форума» — уникального содружества талантливейших умов, творческих личностей мировой величины, Ч. Айтматов высказывает серьезную озабоченность состоянием мира, угрозой гибели природы, испытывает тревогу истинного гуманиста, наблюдающего за процессами крушения веры и идеологий, покушения на духовные ценности, составляющие смысл человеческой жизни.

Многие значительные события в культурной жизни Кыргызстана двух последних десятилетий связаны с именем Айтматова. Целый период в формировании национального стиля кыргызского искусства по праву может быть назван «айтматовским». Герои его повестей и романов обрели второе рождение в разных сферах художественного творчества, в т. ч. и в музыке композиторов республики. Айтматовская мысль объединила произведения, различные по жанру, стилю, творческим задачам, которые ставили перед собой авторы. Среди них — опера М. Раухвергера «Джамиля» (1961), балет «Асель» и оратория «Прощай, Гульсары» (1967, 1976) В. Власова, балет-оратория «Материнское поле» и балет «Сказ о манкурте» К. Молдобасанова (1975, 1986), симфония № 1 («Джамиля») В. Романа (1976, 2-я ред. — 1987), симфоническая поэма «Рассказ Ильяса» М. Абдраева (1973), оркестровая картина «Иноходец» Н. Давлесова (1970), балет «После сказки» Э. Джумабаева (1981), хореографическая картина «Первый учитель» С. Полуэктова (1982), «Драматорий по роману «И дольше века длится день...» М. Бегалиева (1981), музыка к драме по роману «Плаха» С. Бактыгулова (1987).

Союз с художественным словом признанного мастера прозы раскрывает широкие горизонты и перспективы в развитии новых форм и жанров кыргызской профессиональной музыки, обогащении ее содержания интеллектуальной наполненностью образов, психологизмом, глубиной философских обобщений. Проза Айтматова являет собой пример органичного соединения особенностей национальной психологии, мировосприятия, принципов художественного видения и средств выражения с общезначимой проблематикой, современным уровнем мышления в искусстве. Одно из ее ценностных качеств — национальная самобытность, оригинальность стиля, прочно связанного нитями преемственности с мировым литературным наследием. В этом отношении для представителей национальной композиторской школы опыт Айтматова представляется чрезвычайно поучительным. Следует признать, что в настоящий момент своеобразное и многогранное творчество писателя еще не получило должного, всестороннего осмысления в партитурах кыргызских авторов. История европейской культуры подтверждает объективную закономерность опережения литературной мыслью других сфер художественной деятельности в осмыслении процессов, происходящих в обществе, насущных проблем действительности. Кыргызской профессиональной музыке еще предстоит найти адекватные формы выражения идей и образов Чингиза Айтматова. Пути к постижению его художественного мира немыслимы, на наш взгляд, вне создания глубоких крупномасштабных симфонических концепций, принципов диалектического музыкального мышления.

Среди написанных произведений наиболее последовательное и плодотворное обращение к сюжетам Ч. Айтматова наметилось в музыкально-сценических жанрах: это опера «Джамиля» М. Раухвергера и четыре балета — «Асель» В. Власова, «Материнское поле» К. Молдобасанова, его же «Сказ о манкурте», «После сказки» Э. Джумабаева. Опыт этих сочинений, а также других, созданных за пределами республики1, позволяет сделать заключение о том, что в данный период развития кыргызского музыкального искусства именно балетный жанр обобщенно-символическим языком танца, конкретностью зрительного ряда в сочетании с эмоционально-интеллектуальными выразительными возможностями музыки способен в наибольшей степени полно отобразить содержание сложной, поэтически одухотворенной прозы. Мобильность балетного жанра в овладении драматургией и поэтикой писателя связана с общей тенденцией в развитии современного отечественного балета, его потенциальными возможностями воплощения литературного сюжета в музыкально-сценической концепции, свободной от многих драматургических условностей оперы.

Синтез литературы, музыки, хореографии, сценографии неизбежно приводит к образованию нового качества. Новации литературного первоисточника воздействуют на драматургию, стиль, жанровые, композиционные, языковые аспекты музыкальных произведений. В свою очередь, специфика музыкальной выразительности, художественные возможности других видов искусства раскрывают глубинные и подтекстовые слои философской, психологически насыщенной прозы. Синтез искусства означает их взаимодействие, взаимопроникновение. Если музыкально-сценическое произведение уступает литературному в конкретности выражения деталей сюжета, описательности, то оно значительно выигрывает в способности обобщенного показа образов, раскрытии идеи в многоплановой композиции, пространственно-временной перспективе, не утрачивая при этом логической связи и динамики внутреннего развития.

Музыке, способной выражать эмоции, интеллектуальные процессы, обобщенные понятия, волевые качества характера, долгое время была недоступна передача конкретных представлений, конфликтной действенности драматического содержания. На разных этапах эволюции жанров музыкального творчества эта ограниченность выразительных возможностей стимулировала контакты с другими искусствами и, прежде всего, с литературой. Внемузыкальные факторы художественного выражения опосредственно через музыкальный театр, вокальные жанры закреплялись в системе выразительных средств музыки, углубляли ее содержание новыми типами музыкальной образности, эстетическими категориями комического, героического трагического, гротескного. И. Бэлза отмечал, что в истории развития и постижения музыкального искусства литература романтизма сделала гораздо больше, чем музыкальная критика и музыковедение — поскольку «с незапамятных времен музыка входила в духовную жизнь человечества и преломлялась в мыслях и творчестве его лучших умов и талантов» [13, 146]. Самостоятельность художественного выражения, зрелость музыкального искусства были достигнуты через формирование принципов симфонизма — универсального «драматургического метода мышления» (Б. Асафьев), подчиненного законам диалектики. Именно благодаря симфонизму музыка компенсировала тот недостаток, который она имела в сравнении с литературой и приобрела возможность «возвышаться над эмоциональной «беспредметностью», и особенно над чувственной непосредственностью своего воздействия» [5, 44].

  1. Об ирине кузнецовой и ее трудах сборник статей (2)

    Сборник статей
    Сборник статей, который вы держите в руках, принадлежит перу Ирины Кузнецовой. Она была человеком необычной судьбы — счастливой совокупностью человеческой и музыкантской одаренности и трагической в своей ранней завершенности (1962-1993).
  2. Сборник статей Под редакцией В. В. Алеева москва 2008 ббк 74. 26(Рос) с 572

    Сборник статей
    Содержание и технологии общего образования: передовой педагогический опыт средних общеобразовательных учреждений России: Сб. ст. / Под ред. В.В. Алеева.
  3. Сборник статей Сборник статей о жизненном и творческом пути заслуженного деятеля искусств Кыргызской Республики, профессора Левченко И. (1)

    Сборник статей
    Сборник статей о жизненном и творческом пути заслуженного деятеля искусств Кыргызской Республики, профессора Левченко И.Е и заслуженного деятеля культуры Кыргызской Республики, доктора искусствоведения, профессора, академика Общественной
  4. Сборник статей Сборник статей о жизненном и творческом пути заслуженного деятеля искусств Кыргызской Республики, профессора Левченко И. (2)

    Сборник статей
    Сборник статей о жизненном и творческом пути заслуженного деятеля искусств Кыргызской Республики, профессора Левченко И.Е и заслуженного деятеля культуры Кыргызской Республики, доктора искусствоведения, профессора, академика Общественной
  5. Сборник статей участников IV международной научной конференции 25-26 апреля 2008 года (1)

    Сборник статей
    С48 Слово, высказывание, текст в когнитивном, прагматическом и культурологическом аспектах: сб. ст. участников IV междунар. науч. конф., 25-26 апр. 2008 г.
  6. Сборник статей участников IV международной научной конференции 25-26 апреля 2008 года (5)

    Сборник статей
    As David Crystal (2003) argues, when we look at the use of the English language, ‘we are faced immediately with a bewildering array of situations, in which the features of spoken or written language appear in an apparently unlimited
  7. Сборник статей по материалам Всероссийской научной конференции с международным участием. 11-13 ноября 2010 г. Нижний Новгород. Нижний Новгород: Изд-во , 2011. с. Редакционная коллегия

    Сборник статей
    ЖИЗНЬ ПРОВИНЦИИ КАК ФЕНОМЕН ДУХОВНОСТИ: Сборник статей по материалам Всероссийской научной конференции с международным участием. 11-13 ноября 2010 г. Нижний Новгород.
  8. Сборник статей участников IV международной научной конференции 25-26 апреля 2008 года (4)

    Сборник статей
    Закономерности функционирования любой языковой единицы в тексте определяются особенностями ее семантики и прежде всего характером денотативно-сигнификативного плана языковой единицы, а также зависят от специфики условий коммуникации
  9. Сборник статей представляет обзор теоретических и экспериментальных работ по социальной работе и психологии. Книга адресована социальным работникам, социальным педагогам, практическим психологам и специалистам в области социальной работы. 

    Сборник статей
    В настоящий момент ни одно развитое государство не может обойтись без социальных работников, прошедших подготовку в универ­ситетах и специальных учебных заведениях.

Другие похожие документы..