Об ирине кузнецовой и ее трудах сборник статей

Выдвигая в данной работе в качестве объекта исследования проблему взаимодействия художественных принципов литературы и музыки, мы попытаемся на примере ряда музыкально-сценических произведений кыргызских авторов, написанных в 1960-1980-х годах по сюжетам произведений Айтматова, выявить некоторые общие закономерности процесса формирования национального стиля как «проявления психологии общественного и индивидуального восприятия искусств, выделение тех свойств, которые определяют индивидуальную целостность формы объекта, вариантов ее решения» [30, 4-5].

Один из аспектов рассмотрения данной проблемы относится к области общей эстетики — это вопрос специфики, сходства и различия художественного материала, формы выражения идейно-образного содержания в словесном творчестве и музыке. Единство литературы и музыки заложено в синкретичности древних форм художественного творчества, оно определяется их общей временной природой, процессуально-архитектоническими принципами организации целого, опорой на языковую систему соподчинения средств передачи смысла. С точки зрения музыкальной структуры, стилистики музыка и художественная проза представляют совершенно противоположные сферы выражения. Строго фиксированной семантике слов-понятий противопоставляется общелогическая эмоционально-ассоциативная выразительность «искусства интонируемого смысла». Термин «музыкальный язык» во многом метафоричен, так как в отличие от вербальных языков здесь отсутствуют некоторые существенные признаки знаковой системы. Это различие заключает в себе пропасть, полярно отдаляющую литературу и музыку, заставляя их постоянно устремляться навстречу друг другу. «Друзья-соперники» — так образно характеризует союз художественного слова и музыки А. Сохор.

Теоретическому обоснованию специфичности форм выражения в различных видах искусств посвящен ряд фундаментальных трудов крупнейших философов, искусствоведов — «Эстетика» Г. Гегеля, «Эстетическое отношение искусства к действительности» Н, Чернышевского, «Психология искусства» Л. Выготского, работы М. Бахтина и др. Современная наука о музыке также уделяет этому вопросу значительное внимание, о чем свидетельствуют исследования последних лет М. Смирнова, Е. Назайкинекого, В. Медушевского, А. Сохора, В. Бобровского, М. Михайлова.

Типология музыкального содержания, реализация замысла в художественной форме, оригинальность творческого метода — эти коренные вопросы музыкальной науки в соотнесении с тенденциями композиторской практики, отражающими уровень современного мышления, также требуют нового осмысления. «Диалоги» музыкального творчества с литературой, театром, кинематографом обязывают исследователей современной науки брать на вооружение достижения гуманитарных дисциплин — эстетики, литературоведения, истории, культурологии. В противовес увлечению методологией точных наук в 60-е годы с рациональностью, логической стройностью мышления, доведенной до совершенства техникой анализа, в настоящий период намечается поворот к гуманитаризации науки о музыке. Поиски контактов, аналогий с другими сферами творчества, историко-стилистический подход к искусству становятся все более актуальными как в художественной практике, так и в теории. Важным фактором для глубокого понимания эстетической ценности, особенностей стиля произведения является изучение общекультурного, исторического, психологического контекста, в котором оно создается и существует.

Естественно, что, обращаясь за помощью к гуманитарным дисциплинам, не следует забывать о специфике музыкального материала — прямое заимствование не дает желаемого результата. Только творческое переосмысление исследователем методов и приемов другой науки, выстраивание единой аналитической концепции, включающей разные подходы, ракурсы рассмотрения произведения искусства, сможет открыть новый «объективный взгляд» на его содержание и форму.

Анализ не может быть целостным без выявления эстетической сущности музыкального произведения. Стиль — категория междисциплинарная — и есть реализованная закономерность связи эстетики и языка творчества. Поэтому, рассматривая литературный первоисточник, — прозу Айтматова и его музыкальное перевоплощение на общеэстетическом уровне, осуществляя их взаимосвязь через главный объект эстетического анализа — содержание, мы перейдем к исследованию особенностей материальной структуры, формы, исследуя на уровне специальных наук композиционно-синтаксические, языковые принципы строения произведений, затрагивая тем самым и вопросы специфики материала, его природу, и уже после этого сможем сделать обобщающие выводы об индивидуальности национального стиля кыргызского искусства.

Как отмечал М. Бахтин «отсутствие систематико-философской общеэстетической ориентации, отсутствие постоянной методически продуманной оглядки на другие искусства, на единство искусства как области, единой человеческой культуры — приводит современную русскую поэтику к чрезвычайному упрощению научной задачи, к поверхностности и неполноте охвата предмета, подлежащего изучению [9, 10]. Выводы ученого о настоятельной необходимости использования философских и эстетических положений в конкретной области искусствоведения — описательной и исторической поэтике, справедливо должно быть адресовано и музыковедению.

В настоящей работе мы воспользовались основными положениями теории эстетического анализа, разработанной М. Бахтиным в процитированном его труде. Три главные задачи эстетического анализа заключаются в следующем: первая — понимание эстетического объекта — содержания эстетической деятельности (созерцания), направленной на произведение в его чисто художественном своеобразии, а также структуры его — архитектоники. Под ней понимается эстетическая индивидуальность произведения, независимо от его материала. По мнению М. Бахтина, к различным формам архитектоники относятся лирическое, трагическое, комическое, юмор, героика, характер. Это суть содержательные архитектонические формы, единые для всех видов искусства, выражающие внутреннюю познавательную эстетическую ценность произведения. Их следует отличать от композиционных форм — поэмы, романа, трагедии и т. п.

Вторая задача заключается в понимании материальной данности — внутреннего строения произведения независимо от эстетического объекта (содержания): «...эстетик должен стать геометром, физиком, анатомом, физиологом, лингвистом — как это приходится делать до известной степени и художнику» [9, 17]. Познание закономерностей, управляющих материалом эстетического объекта, требует принять во внимание природу выразительности данного вида творчества. Здесь необходимо подключение методов специальных наук — поэтики и теоретического музыковедения, исследующих произведение на уровне стилистики. Кроме того, поскольку рассматриваемые нами произведения обнаруживают в себе признаки двустороннего взаимодействия художественных принципов воплощения замысла литературы и музыки) имеется в виду проявление музыкальности прозы и воздействие художественного слова на музыкальный язык и драматургию оперы, балета), обоснованным будет, на наш взгляд, совмещение приемов литературоведческого и музыковедческого анализа. Сложившиеся традиции, большой практический опыт, детально разработанная методология общей и описательной поэтики — науки, исследующей способы художественного воплощения замысла писателя, законы сочетания различных способов в зависимости от жанра, литературного рода, в соединении с теорией целостного анализа музыкального произведения, позволит добиться системности в в подходе к решению избранной проблемы. В связи с этим в работу также включен раздел, посвященный творчеству Чингиза Айтматова с выделением некоторых особенностей ого поэтики, в том числе роли музыки в контексте произведений писателя и факторов воздействия литературы на музыку.

Третья задача исследователя-искусствоведа состоит в анализе произведений, как целевого, композиционного целого. Акцент при этом делается на жанрово-композиционные признаки как литературного, так и музыкально-театрального произведения. На данном этапе сравнительного анализа, естественно, выявляются наиболее принципиальные расхождения между двумя видами эстетической деятельности: это закономерные результаты художественного завершения, творимого в разных сферах искусства. Вопрос адекватности форм выражения в музыке в сравнении с литературной основой может касаться только архитектонических форм (содержания)2.

Единство всей области эстетического основывается: на общности архитектурных форм, архетипов содержания для всех видов искусства. Между композиционными формами различных искусств существуют аналогии, обусловленные общностью архитектонических заданий, однако здесь вступают в свои права обособленность материала. Правильная постановка одной из главных проблем эстетики — проблемы стиля — невозможна вне строгого различения архитектонических и композиционных форм.

В соответствии с этими положениями теории эстетического анализа М. Бахтина, в центральной главе настоящей работы выделено последовательное рассмотрение основных содержательных архитектонических форм (аналогично понятиям литературных родов) — лирического, эпического, драматического, трагического, гротеска, комического — в литературных первоисточниках — повестях Айтматова и в созданных по ним музыкально-сценических произведениях. Реализация причинно-следственной цепи «замысел-воплощение» на уровне внутренней (материальной) и внешней (целевой композиционной) формы опять же в сопоставлении принципов художественного мышления литературы и музыки — представит фиксированные проявления индивидуальности национального восприятия и отображения действительности в эстетическом созерцании, органично соединяемые категорией стиля.

С позиций специальных дисциплин проблемы контактов музыки и литературы рассматриваются в двух аспектах — музыка в творчестве писателей, поэтов, музыкальность поэзии, художественной прозы, с одной стороны, и роль художественного слова в контексте музыкального произведения (музыкальный театр, вокальные жанры, программная инструментальная музыка) — с другой. В работе мы по возможности постарались охватить все аспекты данной проблемы, объединив методологию и приемы анализа общей эстетики, теории литературы и современного музыкознания.

ГЛАВА I

МУЗЫКАЛЬНОСТЬ ПРОЗЫ ЧИНГИЗА АЙТМАТОВА

1. Музыкальность как черта современного художественного мышления.

Музыка в поэтике аудиовизуального творчества

Коренное изменение гносеологических основ мышления, ознаменованное многочисленными параллельными явлениями в разных областях культуры, составляет одну из главных художественных особенностей завершающего столетия. «Сейчас важнейшей чертой этапа познания является анализ всего в элементарном, единого в каждой точке мироздания. В сфере искусства произведение мыслится как сгусток «социально-культурного космоса», обращенный к современности и ее проблемам» [23, 67]. Разносторонние контакты исторически обособленных стилей и национальных традиций, объемность культурологических связей, синтез форм и жанров творчества сложились из отдельных тенденций в универсалии художественного мышления XX века.

Стремлением к неосинкретизму обусловлено иное понимание взаимосвязности видов искусства, задействующей более глубокие, нежели сюжетно-программный, уровни художественного произведения. В числе прочих новаций творческая практика изменила систему корреляции между литературой и аудиовизуальными сферами творчества. Сегодня желание художника проявить себя в другой области искусства представляется естественным и обоснованным. Поиски концептуального самовыражения мастеров слова, сцены, экрана находят выход в режиссуре, авторской песне, живописи (вспомним, например, режиссерский опыт Е. Евтушенко, «видеоматические» эксперименты А. Вознесенского, постановку опер А. Тарковским, «поющих», «пишущих» актеров, музыкантов и т. д.). Синтезирующая природа современного художественного мышления поставила перед искусствознанием необходимость научного исследования и определения таких явлений в поэтике творчества, как «театральность», «кинематографичность», «литературность», «музыкальность» вне имманентного художественного языкового контекста. Использование этих понятий в авторских высказываниях, эстетических эссе, теоретических трудах свидетельствует о закреплении в сложившихся поэтических системах принципов воплощения замысла, заимствованных из смежных областей творчества.

Проблема взаимовлияния различных видов эстетической деятельности в их эволюции не нова для искусствоведения в целом и для музыковедения в частности3. В упомянутых и других исследованиях достаточно подробно освещены вопросы прогрессивной роли литературы в европейском искусстве XIX века, значения «режиссерского» театра, кинематографа для мировой культуры первой половины XX века в сопоставлении с закономерностями развития музыкальных стилей и жанров. С другой стороны, общеизвестны феномены синестезии, синопсии (так называемого «цветного слуха» у Римского-Корсакова и Скрябина, литературной одаренности Чайковского и Мясковского, признаны режиссерский дар Прокофьева и Шостаковича, черты музыкального мировосприятия у Пикассо, Кандинского, Мондриана, Чюрлениса-художника, Брехта, Эйзенштейна и Мейерхольда, Бергмана, Дзеффирелли. Но если исторические предпосылки и механизмы воздействия художественного слова, театра и кинематографа на эволюцию средств музыкальной выразительности исследованы в различных аспектах, то набирающий силу процесс обратного влияния музыкальных принципов мышления на литературу и пространственно-временные искусства в отечественном музыкознании еще не избирался в качестве объекта всестороннего анализа.

Музыкальность как универсальное свойство художественного мышления, как поэтическая категория, существенно проявляющая себя вне музыки, избирается нами в качестве самостоятельного объекта исследования. Актуальность данного ракурса постановки проблемы продиктована выдвижением музыкальных принципов художественного мировосприятия на положение методологической модели современного эстетического сознания в разных областях творчества. Зависимость исследуемого феномена от факторов глобального значения побуждает к его рассмотрению не только с позиций теоретического искусствознания, но шире, во взаимосвязи исторических и социокультурных закономерностей.

В большинстве опубликованных к настоящему моменту статей, исследований, заметок и других видов источников тема «N и музыка» в основном раскрывается в просветительско-публицистическом аспекте4.

В многочисленных изданиях такого рода авторы — литературоведы и музыковеды — придерживаются некого типологического принципа -выявления значимости музыкального искусства для объемного восприятия литератора: как личности и в контексте его сочинений. При этом не наблюдается углубления в изучение внутренних процессов взаимодействия двух этих поэтических систем. Основной акцент делается на описание музыкальных впечатлений и привязанностей писателя, галереи созданных им «музыкальных портретов», зарисовок, звуковых «пейзажей», сцен музицирования. Нередко при этом употребляются музыкальные термины: «звуковая партитура», «интонация», «тональность», «симфония» и даже «сонатность». Однако часто эти названия обретают обобщенно-метафорическое истолкование, привлекаются скорее как эпитеты, но не конкретные научные определения.

  1. Об ирине кузнецовой и ее трудах сборник статей (2)

    Сборник статей
    Сборник статей, который вы держите в руках, принадлежит перу Ирины Кузнецовой. Она была человеком необычной судьбы — счастливой совокупностью человеческой и музыкантской одаренности и трагической в своей ранней завершенности (1962-1993).
  2. Сборник статей Под редакцией В. В. Алеева москва 2008 ббк 74. 26(Рос) с 572

    Сборник статей
    Содержание и технологии общего образования: передовой педагогический опыт средних общеобразовательных учреждений России: Сб. ст. / Под ред. В.В. Алеева.
  3. Сборник статей Сборник статей о жизненном и творческом пути заслуженного деятеля искусств Кыргызской Республики, профессора Левченко И. (1)

    Сборник статей
    Сборник статей о жизненном и творческом пути заслуженного деятеля искусств Кыргызской Республики, профессора Левченко И.Е и заслуженного деятеля культуры Кыргызской Республики, доктора искусствоведения, профессора, академика Общественной
  4. Сборник статей Сборник статей о жизненном и творческом пути заслуженного деятеля искусств Кыргызской Республики, профессора Левченко И. (2)

    Сборник статей
    Сборник статей о жизненном и творческом пути заслуженного деятеля искусств Кыргызской Республики, профессора Левченко И.Е и заслуженного деятеля культуры Кыргызской Республики, доктора искусствоведения, профессора, академика Общественной
  5. Сборник статей участников IV международной научной конференции 25-26 апреля 2008 года (1)

    Сборник статей
    С48 Слово, высказывание, текст в когнитивном, прагматическом и культурологическом аспектах: сб. ст. участников IV междунар. науч. конф., 25-26 апр. 2008 г.
  6. Сборник статей участников IV международной научной конференции 25-26 апреля 2008 года (5)

    Сборник статей
    As David Crystal (2003) argues, when we look at the use of the English language, ‘we are faced immediately with a bewildering array of situations, in which the features of spoken or written language appear in an apparently unlimited
  7. Сборник статей по материалам Всероссийской научной конференции с международным участием. 11-13 ноября 2010 г. Нижний Новгород. Нижний Новгород: Изд-во , 2011. с. Редакционная коллегия

    Сборник статей
    ЖИЗНЬ ПРОВИНЦИИ КАК ФЕНОМЕН ДУХОВНОСТИ: Сборник статей по материалам Всероссийской научной конференции с международным участием. 11-13 ноября 2010 г. Нижний Новгород.
  8. Сборник статей участников IV международной научной конференции 25-26 апреля 2008 года (4)

    Сборник статей
    Закономерности функционирования любой языковой единицы в тексте определяются особенностями ее семантики и прежде всего характером денотативно-сигнификативного плана языковой единицы, а также зависят от специфики условий коммуникации
  9. Сборник статей представляет обзор теоретических и экспериментальных работ по социальной работе и психологии. Книга адресована социальным работникам, социальным педагогам, практическим психологам и специалистам в области социальной работы. 

    Сборник статей
    В настоящий момент ни одно развитое государство не может обойтись без социальных работников, прошедших подготовку в универ­ситетах и специальных учебных заведениях.

Другие похожие документы..