Об ирине кузнецовой и ее трудах сборник статей

Среди великолепных ансамблевых эпизодов хотелось бы отметить квартеты солистов и терцет меццо-сопрано, тенора и баса, где певцам оказалась подвластной гармония в слиянии голосов, не утрачивающих своей выпуклости, индивидуальности.

Безоговорочно доказал свою легендарную славу хор Большого театра. Огромная заслуга в этом принадлежит его руководителю, старейшему работнику коллектива, главному хормейстеру, народному артисту СССР А. Рыбнову, хормейстерам С. Лыкову и А. Садикову. Исполнение Реквиема Верди под силу лишь наиболее выдающимся хоровым коллективам. Глубокий знаток хорового пения, Верди отводил хору главную драматургическую роль. Контрастность — основной принцип музыкального развития в Реквиеме прежде всего заложена в партии хора. Поразительны акустические эффекты низвергающейся лавины голосов в центральном хоре, тончайшее пианиссимо, на котором начинается произведение, гигантская мощь звучания в кульминационных моментах. Виртуозность полифонического пения хор показал в монументальной восьмиголосной фуге.

Особенно приятно отметить удачный дебют в Реквиеме симфонического оркестра Кыргызского телевидения и радио. Успех выступления нашего коллектива превзошел все ожидания. Музыканты продемонстрировали высокий уровень профессионализма и вдохновленные творческим сотрудничеством с коллегами из столицы играли на большом эмоциональном подъеме. После концерта дирижер Большего театра А. Лазарев сказал: «Откровенно признаюсь, я поражен столь значительным уровнем оркестра, с которым мне довелось исполнять Реквием. Я думаю, что ваш оркестр — один ли лучших в республиках Средней Азии. Работать было легко и приятно из-за полного взаимопонимания со стороны музыкантов, их самоотдачи — то есть всего того, что создает атмосферу настоящего творчества. Кроме того, хотелось бы выразить благодарность руководителю оркестра — народному артисту СССР Асанхану Джумахматову, который провел большую подготовительную работу с коллективом и фактически взял на себя самую тяжелую ношу в нашем деле. Я доволен нынешним содружеством и надеюсь, что оно будет продолжено».

Впечатление после прослушивания Реквиема Верди трудно назвать лишь радостью. Это чувство глубокого переживания и духовного очищения, которые дарует нам искусство высокого гуманизма.

«Вечерний Фрунзе», 28 июня 1986 г,

МУЗЫКА, ВОСПЕВШАЯ СУДЬБУ ВЕКА

Сегодня музыкальная общественность страны и все прогрессивные люди планеты отмечают 80-летие со дня рождения выдающегося композитора и деятеля культуры нашей эпохи Дмитрия Дмитриевича Шостаковича.

Шостакович прошел трудный во всех отношениях путь в искусстве, трудный потому, что всегда шел по пути наибольшего сопротивления. Его творчество — это художественная совесть нашего времени. Никто другой из композиторов XX века не смог подняться на вершины подлинно «шекспировской» трагедии, рассказать с такой силой художественной правды, сурово и неподкупно, трепетно и искренне о времени, людях и о себе.

Дмитрий Дмитриевич как художник и как личность соединял в себе философа, мыслителя и гражданина, борца против фашизма и публициста, трагика и поэта-лирика. Он всегда стремился активно вмешиваться в события действительности, переживал боли и невзгоды человечества как свои, главной целью жизни и творчества считал борьбу со злом во всех его проявлениях — насилием, войной, смертью, бездушием, пошлостью, мещанством. О человеческих качествах Шостаковича — честности, требовательности к себе, отзывчивости, скромности, доброте и любви к людям сложены теперь легенды.

Этот великий музыкант — титан человеческого духа, о его музыке можно говорить столь же бесконечно, как о творчестве Микеланджело, Баха, Бетховена, Толстого. В ней можно найти для себя все: современный мир и его противоречия, истинную красоту жизни и силу чувств, напряженный поиск мысли и глубокий смысл найденного ответа.

Наследие композитора уникально, потому что в своем огромном числе и жанровом разнообразии оно всеобъемлет эпоху великих свершений и в то же время раскрывает во всей психологической сложности внутренний мир современника. Сокровищницу мировой музыкальной культуры пополнили многочисленные сочинения выдающегося мастера — оперы, балеты, камерно-инструментальные ансамбли, сонаты, концерты, произведения для хора, песни, романсы, музыка к драматическим спектаклям и кинофильмам. Однако главной сферой творчества Шостаковича была симфоническая музыка. Его симфонии являются «энциклопедией» симфонизма XX века. Опираясь на лучшие достижения отечественной и мировой культуры прошлого, Шостакович новаторски обогатил современный музыкальный язык и создал свой яркий и самобытный стиль в искусстве.

Неоценимо воздействие традиций Шостаковича на развитие многонационального музыкального искусства страны. Можно с уверенностью сказать, что на сегодняшний день ни в одной из республик не найдется композитора, на чье творчество не оказала бы благотворного влияния его музыка. Произведения классика отечественной музыки получили широкое признание и во всем мире.

Говоря о значении творчества Шостаковича в истории музыкальной культуры республики, особенно знаменательным представляется его посещение Киргизии в июне 1963 года во время Декады русской советской музыки. Вместе с делегацией композиторов и музыковедов РСФСР Дмитрий Дмитриевич побывал на озере Иссык-Куль, принял участие в концерте для сельских тружеников, который состоялся в совхозе имени Куйбышева под Пржевальском. Перед гостями из России выступил известный кыргызский комузист Ыбрай Туманов, исполнивший кюу «Жаш тилек». Вдохновленный виртуозной игрой народного музыканта, необычайно теплым приемом большой аудитории, красотой горного края, Шостакович дал обещание написать для кыргызского народа свое произведение. Четыре месяца спустя была создана увертюра на русские и кыргызские темы, посвященная столетию добровольного вхождения Киргизии в состав России. Авторский экземпляр партитуры, композитор выслал во Фрунзе, к в канун ноябрьских праздников увертюра прозвучала в исполнении симфонического оркестра театра оперы и балета под управлением А. Джумахматова.

Музыку Шостаковича хорошо знают и любят в Киргизии. К юбилею композитора творческими коллективами республики подготовлены концертные программы из его произведений. Музыканты и любители искусства в эти дни с особым вниманием и признательностью обращаются к прекрасной и вдохновенной музыке, подаренной миру гением Шостаковича. «Без большой темы нет настоящего искусства»,— заметил однажды Дмитрий Дмитриевич, и эту мысль он утверждал каждым своим крупным сочинением. Творениям Шостаковича принадлежит будущее, потому что в них звучит гимн человечеству.

«Советская Киргизия», 25 сентября 1986 г.

ЛЮБИТЕ МУЗЫКУ!

— Любите музыку, друзья, она поможет в трудную минуту, сделает вас добрыми и счастливыми,— обращаются к зрителям в заключительной сцене участники нового, веселого и умного спектакля. А в ответ сотни звонких голосов с восторгом подхватывают мелодию «Песни о музыке». И так незаметно со сцены сказка переходит в зал, надолго оставаясь в каждом маленьком сердце. Атмосфера игры, праздника захватывает всех, вместе с детьми задорно смеются и ноют их родители, еще больше оживляются артисты.

Так успешно завершилась премьера музыкальной сказки для детей Марка Минкова «Волшебная музыка, или Давайте делать оперу!» в Кыргызском государственном театре оперы и балета (дирижер-постановщик В. Щесюк, режиссер-постановщик А. Леонов, художник-постановщик Дж. Молдахматов). Эта постановка стала первым результатом творческого сотрудничества коллектива нашего театра с Московским государственным Детским музыкальным театром.

Как известно, инициатором, художественным руководителем и главным режиссером столичного театра для детей является Герой Социалистического Труда, народная артистка СССР, профессор Наталия Сац. Под ее непосредственным руководством проходила постановка спектакля в Киргизии, которую осуществил ученик Наталии Ильиничны Сац, выпускник факультета музыкального театра ГИТИСа Александр Леонов. Этот спектакль — дипломная работа молодого режиссера, и приятно отметить несомненную удачу его творческого дебюта.

Музыкальная опера-сказка создана композитором М. Минковым по либретто Н. Сац и В. Полякова специально для Детского музыкального театра и уже не один сезон идет на его сцене. В июне прошлого года спектакль с огромным успехом принимали во время гастролей театра в США. Постановщики нынешнего спектакля — Владимир Щесюк и Александр Леонов сделали новую редакцию произведения, учитывая особенности академического театра. Партитура М. Минкова насыщена интонациями и ритмами эстрадной и джазовой музыки, что придает ей особую яркость и динамичность. Но, с другой стороны, это создает известные стилистические трудности для исполнителей. Несмотря на необычность, солисты и симфонический оркестр театра успешно справились с поставленной задачей.

Спектакль задуман как веселая и познавательная опера-сказка со сложным сюжетом, который разворачивается в непринужденной игровой, атмосфере на сцене и в зале. Благодаря оригинальным режиссерским решениям, с самого начала артисты устанавливают прекрасный контакт со зрителями. Дети принимают активное участие в приключениях героев, поют, живо реагируют на смех и шутки. В традиционном дуэте два клоуна — Белый (Р. Абдубачаев) и Рыжий (Ю. Кондратьев) сопровождают ребят в путешествии в волшебный мир музыки. Явным лидером, подобным внезапно «выстреливающей пружине», является Рыжий клоун, который весьма бесцеремонно вмешивается в происходящие события. Однако перед тем, как вместе делать оперу, нужно многое узнать. И здесь раскрывается важная познавательная направленность сказки: юные зрители знакомятся с оперными голосами, инструментами оркестра, узнают, какими бывают ансамбли певцов и многое другое.

Но вот представлены участники спектакля — и сказка начинается. В скучном и сонном королевстве Глупландия живут ленивые обжоры. Яркие острохарактерные портреты-шаржи своих персонажей — Короля Таратора XIV, Королевы Зевуньи, принцессы Слезабеты создают артисты В. Голодников, М. Васильева, В. Кулеш. Не меньшее негодование у ребят вызывают придворные: злые Министры (Ш. Орозбаев и А. Абдыкаимов), комичный в своем невежестве Доктор Шприц (М. Алымбеков), и, особенно, коварный сыщик Пистолет (А. Нуртазин) с собакой Джеком (В. Бессеребрянников). Зато сразу же завоевывают зрительские симпатии маленькие герои-музыканты — брат и сестра Бум и Дзинь. Хорош дуэт молодых солисток Н. Аитовой и Н. Алишеровой, их актерская игра непринужденна. В поисках Царства Музыки Дзинь и Бум, обманутые хитрым Сыщиком, попадают в Глупландию, где сталкиваются со злом и обманом. Но волшебная музыка побеждает злые силы, и вот уже звенит, как ручеек, голос когда-то капризной Принцессы, весело пляшет с Министрами сонная Королева, а жестокий Король отступает перед дружным хором детских голосов. Любимцем детей становится Джек, роль которого артистически исполнил В. Бессеребрянников. И в целом все артисты в этом динамичном спектакле играют с большим подъемом и удовольствием.

Очень эффектны и зрелищны массовые сцены второго действия — ансамбль «Это замечательно, это удивительно» и финальная сцена «В Царстве Музыки» с солирующей арфой (Н. Бережная) и участием артистов балета (постановщик танцев Б. Куттубаев). Вместе с героями сказки ребята действительно попадают в Царство Музыки, и не только от софитов — от сияющих детских лиц становится светлее в зале.

Заслуживает высокой оценки сценография спектакля, со вкусом решена его цветовая гамма. Привлекают колоритный грим и броские костюмы артистов: простота и убедительная условность декораций делают постановку еще более мобильной. Символичны занавес и заставки с изображением скрипичного ключа, клавиш, нотного стана.

Накануне премьеры члены приемной комиссии Министерства культуры республики единодушно оценила «отлично» новую работу творческого коллектива. А главная оценка — зрительская, безусловно, превзошла все ожидания.

«Вечерний Фрунзе», 22 мая 1987 г.

«БЕСКОНЕЧНАЯ СИЛА МУЗЫКИ И СЛОВА»47

Музыка и слово... Они так близки, призваны вдохновением и разумом запечатлеть жизнь человека в ее красоте и противоречивости. Они так полярны, разделенные предельной конкретностью и неуловимой выразительностью. «Музыка начинается там, где кончаются слова»,— говорил Гейне. И потому они необходимы друг другу, звучат вместе, сменяются, входят одно в другое.

...Вначале было слово — живое, всеобъемлющее, наполненное своей внутренней музыкой. Затем звучала музыка, вдыхая жизнь в созданные словом образы. Удивительный эффект производил этот союз слова и музыки. Не на сцене, а словно в некоем эфире возникали хорошо знакомые персонажи, виделись горы, степь, слышались голоса природы, представал целый мир, увиденный глазами Чингиза Айтматова.

Вряд ли можно было найти более удачное композиционное решение для литературно-музыкального вечера «Айтматов и музыка», который состоялся в Большом зале Кыргызской государственной филармонии. Непривычным по сравнению с театральными постановками и кинофильмами и поэтому неожиданно интересным оказался такой ракурс еще одного соприкосновения с творчеством выдающегося писателя современности. Симфоническая музыка — фрагменты из произведений, написанных кыргызскими композиторами по сюжетам Ч. Айтматова,— прозвучала в исполнении Государственного симфонического оркестра Кыргызского телевидения и радио (дирижеры — художественный руководитель оркестра, народный артист СССР Асанхан Джумахматов и Илья Машкевич). Настоящей режиссерской находкой организаторов и участников концерта, сумевших создать необходимый настрой, стало включение в музыкальный контекст художественного слова. Высоко профессионально, с большим артистизмом прочитал отрывки из произведений Айтматова заслуженный работник культуры Кыргызстана, диктор Кыргызского телевидения и радио Валерий Ровинский. Со вступительным словом обратился к присутствующим музыковед, кандидат искусствоведения Сагыналы Субаналиев.

Айтматовская проза, в которой неторопливая ритмика эпического повествования чередуется с динамичностью драматических эпизодов и напевностью лирических страниц, открывает перед композиторами неограниченные возможности. С появлением первых сочинений писателя связан расцвет музыкально-сценического искусства Киргизии в 60-е годы. Вместе с героями Айтматова в кыргызскую музыку прочно вошла современная тема.

Балет «Асель» известного композитора Владимира Власова, долго работавшего в нашей республике, был одним из первых обращений к художественному миру Айтматова. Герои всем полюбившейся повести «Тополек мой в красной косынке» заговорили языком музыки и танца. Прозвучавшие на концерте фрагменты из балета «Асель» органично слились с песнями казахского композитора-мелодиста, писателя, переводчика Ильи Жаканова, хорошо знающего творчество Айтматова. «Песня Ильяса», «Песня Кадичи», а также песни, навеянные страницами повести «Джамиля», очень эмоционально исполнили народная артистка Кыргызстана Дарика Джалгасынова и Керим Турапов. Поистине второе рождение обрела на сцене повесть «Материнское поле» в музыке и хореографии признанного мастера кыргызского музыкального искусства, народного артиста СССР Калыя Молдобасанова. За это произведение, поставленное во многих театрах страны, композитор был удостоен Государственной премии СССР. Исполнение сюиты из балета-оратории «Материнское поле» было одним из впечатляющих моментов концерта. Стремление найти равноценное музыкальное воплощение лаконичному и емкому языку писателя, передать в звуках многогранность айтматовских метафор, многосоставность стиля побуждает композиторов к. обогащению, обновлению арсенала приемов и средств музыкальной выразительности. В балете К. Молдобасанова «Сказ о манкурте» музыка обостряет трагедийность и глубокую философичность древней легенды из романа «И дольше века длится день», заставляя задумываться о происходящем в наши дни.

  1. Об ирине кузнецовой и ее трудах сборник статей (2)

    Сборник статей
    Сборник статей, который вы держите в руках, принадлежит перу Ирины Кузнецовой. Она была человеком необычной судьбы — счастливой совокупностью человеческой и музыкантской одаренности и трагической в своей ранней завершенности (1962-1993).
  2. Сборник статей Под редакцией В. В. Алеева москва 2008 ббк 74. 26(Рос) с 572

    Сборник статей
    Содержание и технологии общего образования: передовой педагогический опыт средних общеобразовательных учреждений России: Сб. ст. / Под ред. В.В. Алеева.
  3. Сборник статей Сборник статей о жизненном и творческом пути заслуженного деятеля искусств Кыргызской Республики, профессора Левченко И. (1)

    Сборник статей
    Сборник статей о жизненном и творческом пути заслуженного деятеля искусств Кыргызской Республики, профессора Левченко И.Е и заслуженного деятеля культуры Кыргызской Республики, доктора искусствоведения, профессора, академика Общественной
  4. Сборник статей Сборник статей о жизненном и творческом пути заслуженного деятеля искусств Кыргызской Республики, профессора Левченко И. (2)

    Сборник статей
    Сборник статей о жизненном и творческом пути заслуженного деятеля искусств Кыргызской Республики, профессора Левченко И.Е и заслуженного деятеля культуры Кыргызской Республики, доктора искусствоведения, профессора, академика Общественной
  5. Сборник статей участников IV международной научной конференции 25-26 апреля 2008 года (1)

    Сборник статей
    С48 Слово, высказывание, текст в когнитивном, прагматическом и культурологическом аспектах: сб. ст. участников IV междунар. науч. конф., 25-26 апр. 2008 г.
  6. Сборник статей участников IV международной научной конференции 25-26 апреля 2008 года (5)

    Сборник статей
    As David Crystal (2003) argues, when we look at the use of the English language, ‘we are faced immediately with a bewildering array of situations, in which the features of spoken or written language appear in an apparently unlimited
  7. Сборник статей по материалам Всероссийской научной конференции с международным участием. 11-13 ноября 2010 г. Нижний Новгород. Нижний Новгород: Изд-во , 2011. с. Редакционная коллегия

    Сборник статей
    ЖИЗНЬ ПРОВИНЦИИ КАК ФЕНОМЕН ДУХОВНОСТИ: Сборник статей по материалам Всероссийской научной конференции с международным участием. 11-13 ноября 2010 г. Нижний Новгород.
  8. Сборник статей участников IV международной научной конференции 25-26 апреля 2008 года (4)

    Сборник статей
    Закономерности функционирования любой языковой единицы в тексте определяются особенностями ее семантики и прежде всего характером денотативно-сигнификативного плана языковой единицы, а также зависят от специфики условий коммуникации
  9. Сборник статей представляет обзор теоретических и экспериментальных работ по социальной работе и психологии. Книга адресована социальным работникам, социальным педагогам, практическим психологам и специалистам в области социальной работы. 

    Сборник статей
    В настоящий момент ни одно развитое государство не может обойтись без социальных работников, прошедших подготовку в универ­ситетах и специальных учебных заведениях.

Другие похожие документы..