Программа совещания Материалы к Всероссийскому совещанию

Проблемы введения системы зачетных единиц в высшем профессиональном образовании: Материалы к Всероссийскому совещанию 23 апреля 2003 года, г. Москва

Редакционный совет:
    А.П. Ефремов, кандидат физико-математических наук, доцент
    В.Н. Чистохвалов, кандидат химических наук, доцент (ответственный редактор)

/Под ред. В.Н.Чистохвалова. – М.: Изд-во РУДН, 2003 – 100 с.

      Приведены нормативные материалы Минобразования России, статьи и тезисы докладов к Всероссийскому совещанию «Проблемы введения системы зачетных единиц в высшем профессиональном образовании» 23 апреля 2003 г. в Российском университете дружбы народов. Рассмотрены вопросы введения системы зачетных единиц (кредитов) в российские вузы как инструмент академической мобильности и признания квалификации.
      Для специалистов и научных работников в области высшего образования.

            © Издательство Российского университета дружбы народов, 2003

СОДЕРЖАНИЕ

Программа совещания
Материалы к Всероссийскому совещанию
Чучалин А.И., Боев О.В., Севостьянова О.А. Система оценки содержания и качества освоения образовательных программ в области техники и технологий.
Запрягаев С.А. Российская высшая школа и система зачетных единиц
Романцев Г.М., Колобков И.А. Об адаптации системы ECTS к российским условиям.
Ефремов А.П. "Крeдиты" и учебный процесс.
Чистохвалов В.Н. Проектирование образовательных программ с использованием кредитных единиц.
Прокопьев В.П. О некоторых проблемах, возникающих при введении системы зачетных единиц.
Зернов В.А., Баскина Т.О. О направлениях развития ECTS и перспективах внедрения ее в РосНОУ.
Каланова Ш.М., Омирбаев С.М. О введении кредитной технологии в вузах Республики Казахстан.
Дьячко А.Г., Крупин Ю.А., Громов С.В. Расчет кредитных единиц, как уровня образования, в сопоставлении российской, европейской и американской образовательной системы.
Сенашенко В.С., Ткач Г.Ф. Структурные преобразования высшего профессионального образования.
Кузнецова В.А. О методике подсчета трудоемкости образовательно-профессиональных программ в зачетных единицах.
Сенаторова Н.Р., Розанова С.А., Жалнина Н.В. Нормативно-правовые условия введения зачетных единиц высшей школы России
Бринев Н.С. Кредитная система оценивания достижений студентов как фактор повышения эффективности образования.
Волкова И.Е., Иванов С.С. Терминологические особенности введения системы зачетных единиц.
Уразаева К.Б. Факторы инноваций в образовательном процессе и система зачетных единиц в высшем профессиональном образовании.
Карпенко О.М., Бершадская М.Д. Факторы инноваций в образовательном процессе и система зачетных единиц в высшем профессиональном образовании.
Ряписов Н.А., Дюкарев И.А. Опыт применения системы зачетных единиц в НГПУ.
Круглов А.А., Яковлева М.Ю. Актуальность использования зачетных единиц в высших учебных заведениях.
Давыдова Л.Н. Использование зачетных единиц в рейтинговой системе оценки успеваемости студентов.
Рубин Ю.Б., Самойлов В.А., Улитина Е.В., Доценко С.Ю. Опыт работы по введению системы зачетных единиц в Московском международном институте эконометрики, информатики, финансов и права
Фролов Н.Н., Сундуков Г.В., Жигунов В.В. Организация кредитной системы оценки успеваемости студентов Тульского государственного университета.
Андреев А.Б., Усачев Ю.Е. Экспертная система анализа знаний как инструмент контроля усвоения зачетных единиц.
Дадебаев Ж.Д., Асанов Н.А., Уразаева К.Б., Оспанова А.К., Ташмухамбетова Ж.Х. Кредитная технология и образовательная политика КазНУ им.аль-Фараби.
Оспанова А.К. Проблемы введения системы зачетных единиц в магистратуре КазНУ им.аль-Фараби. Формы контроля и оценки знаний по дисциплинам.
Ковалева Н.Н. Особенности реализации кредитной системы в магистратуре.
Хасанов А.Г., Ганцева Х.Х., Поздеева Э.Д. Экспертная система анализа знаний как инструмент контроля усвоения зачетных единиц.
Дубинин В.В., Дудырев Ф.Ф. Кредитная система как инструмент управления учебным процессом в вузе.
Рекомендации (проект)
ПРИЛОЖЕНИЕ. Приказы Минобразования России



Министерство образования Российской Федерации
Российский университет дружбы народов
Центр сравнительной образовательной политики

ПРОГРАММА
Всероссийского совещания

ПРОБЛЕМЫ ВВЕДЕНИЯ СИСТЕМЫ ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦ В ВЫСШЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Москва 23 апреля 2003 года

  Среда

9-00 – 11-00

Регистрация участников (фойе корпуса гуманитарных наук)

11-00 – 11-05

Открытие совещания. Билибин Д.П., и.о.ректора Российского университета дружбы народов (Актовый зал).

11-05 – 11-30

Вступительное слово. Филиппов В.М., министр образования РФ

11-30 – 11-50

Точка зрения Министерства образования. Гребнев Л.С., заместитель министра образования РФ

11-50 – 13-10

Пленарное заседание.

11-50 – 12-10

Шишлов А.В., Председатель Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по образованию и науке

12-10 – 12-30

Болонский процесс и государственные стандарты высшего профессионального образования. Касевич В.Б., проректор, Санкт-Петербургский. государственный университет, сопредседатель рабочей группы по изучению аспектов Болонского процесса

12-30 – 12-50

Система оценки содержания и качества освоения образовательных программ в области техники и технологий. Чучалин А.И., первый проректор, Томский политехнический университет

12-50 – 13-10

«Крeдиты» и учебный процесс. Ефремов А.П., первый проректор, Российский университет дружбы народов

13-10 – 14-00

Перерыв на обед

14-00 – 17-15

Продолжение пленарного заседания.

14-00 – 14-15

О направлениях развития ECTS и перспективах внедрения ее в РосНОУ. Зернов В.А., ректор, Российский новый университет, председатель Совета Ассоциации негосударственных вузов

14-15 – 14-30

Об адаптации системы ECTS к российским условиям. Колобков И.А., проректор по внешним связям, Российский государственный профессионально-педагогический университет

14-30 – 14-45

О введении кредитной технологии в вузах Республики Казахстан. Каланова Ш.М., заместитель директора Департамента государственного инспектирования и мониторинга, Министерство образования и науки Республики Казахстан, г.Астана

14-45 – 15-00

О некоторых проблемах, возникающих при введении системы зачетных единиц. Прокопьев В.П., проректор по учебной работе, Уральский государственный университет им.А.М.Горького

15-00 – 15-15

Российская высшая школа и система зачетных единиц. Запрягаев С.А., первый проректор, Воронежский государственный университет

15-15 – 15-30

Проектирование образовательных программ с использованием кредитных единиц. Чистохвалов В.Н., директор, Центр сравнительной образовательной политики Минобразования России

15-30 – 15-45

Организация кредитной системы оценки успеваемости студентов Тульского государственного университета. Фролов Н.Н., первый проректор, Тульский государственный университет

15-45 – 16-00

Опыт работы по введению системы зачетных единиц в Московском международном институте эконометрики, информатики, финансов и права. Рубин Ю.Б., ректор, Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права

16-00 – 16-15

Перерыв

16-15 – 16-25

Опыт использования системы зачетных единиц в Высшей школе экономики. Радаев В.В., проректор, Государственный университет – Высшая школа экономики

16-25 – 16-35

Евразийская система учетных единиц. Б.А. Мырзалиев, Президент, Университет «Мирас», Республика Казахстан, г.Чимкент

16-35 – 16-45

Кредитная система оценивания достижений студентов как фактор повышения эффективности образования. Бринев Н.С., заместитель начальника Управления международного сотрудничества, Омский государственный педагогический университет

16-35 – 16-45

Кредитная система оценивания достижений студентов как фактор повышения эффективности образования. Бринев Н.С., заместитель начальника Управления международного сотрудничества, Омский государственный педагогический университет

16-45 – 16-55

О методике подсчета трудоемкости образовательно-профессиональных программ в зачетных единицах. Кузнецова В.А., заведующая кафедрой, Ярославский государственный университет им. П.Г.Демидова

16-55 – 17-05

Экспертная система анализа знаний как инструмент контроля усвоения зачетных единиц. Андреев А.Б., проректор по научно-методической работе, Пензенский технологический институт (завод-втуз)

17-05 – 17-15

Использование зачетных единиц в рейтинговой системе оценки успеваемости студентов. Давыдова Л.Н., декан, Астраханский государственный университет

17-15 – 17-25

Факторы инноваций в образовательном процессе и система зачетных единиц в высшем профессиональном образовании. Уразаева К.Б., начальник отдела магистратуры, Казахский национальный университет им.аль-Фараби, г.Алматы

17-25 – 18-00

Дискуссия

18-00 – 18-30

Обсуждение и принятие рекомендаций совещания




Материалы к Всероссийскому совещанию 23 апреля 2003 года, г. Москва

СИСТЕМА ОЦЕНКИ СОДЕРЖАНИЯ И КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ОБЛАСТИ ТЕХНИКИ И
ТЕХНОЛОГИЙ


А.И. Чучалин, О.В. Боев, О.А. Севостьянова
Томский политехнический университет (ТПУ), mailto:chai@

      Профессиональное образование ведущих стран мира построено на использовании кредитных систем оценки образовательных программ. Существующие модели кредитных систем могут быть отнесены к двум основным типам:
— кредитные системы, ориентированные, главным образом, на зачет кредитов с целью обеспечения академической мобильности, например, ECTS ( European Credit Transfer System - европейская система зачета кредитов ), UCTS ( UMAP Credit Transfer Scheme – система зачета кредитов университетов азиатско-тихоокеанского региона ) [1, 2],
— кредитные системы, ориентированные, главным образом, на накопление кредитов, например, USCS (United States Credit System – кредитная система, используемая университе-тами США), CATS (Credit Accumulation and Transfer System - кредитная система, используемая университетами Великобритании) [3, 4].
      В последнее время предпринимаются попытки анализа известных зарубежных систем кредитной оценки образовательных программ в поиске путей создания « системы зачетных единиц» для российского высшего профессионального образования [5 - 7].
      На наш взгляд, существующие и используемые в различных странах мира кредитные системы отличаются не только своим основным назначением, но и подходом к понятию и определению «кредита». Кредитно-зачетные системы, как правило, исходят из понятия и определения кредита как единицы оценки трудозатрат на освоение образовательной программы или ее части. Кредитно-накопительные системы, в основном, определяют кредит как единицу оценки результатов освоения образовательных программ — приобретаемых знаний, умений и навыков.
      Системы, ориентированные на оценку планируемых результатов освоения образовательных программ, а не трудозатрат, представляются более привлекательными. Они универсальны и удобны при организации непрерывного образования и профессионального совершенствования. Такие кредитные системы не зависят от формы обучения и особенностей национальных образовательных систем различных стран, что особенно важно в условиях современных тенденций к их интеграции и созданию единого образовательного пространства. Кредитные системы, основанные на оценке планируемых результатов освоения образовательных программ, легко адаптируются к новым формам и технологиям образовательного процесса, таким как дистанционное обучение, использование компьютерных и Internet - технологий.
      Следует обратить внимание на разработанную и апробированную с 1992 г. в вузах Великобритании систему накопления и зачета кредитов CATS [4]. Данная система имеет преимущества и в большей степени соответствует концепции непрерывного обучения (LLL - Life Long Learning). В последнее время при развитии европейской системы зачета кредитов (ECTS) ставятся аналогичные задачи [8].
      В связи с построением кредитной системы для профессионального «образования через всю жизнь» известны примеры использования информации об уровне кредита при оценке результатов — приобретаемых знаний, умений и навыков. При этом уровень кредита указывает на сложность и глубину знаний, а также на способность самостоятельно применять их на практике. Например, в системе накопления и зачета кредитов Северной Ирландии (Northern Ireland Credit Accumulation and Transfer System, NICATS), существует 9 уровней кредитов [9]. Определение уровня кредита представляется особо важным в системе профессионального образования в области техники и технологий.
      При создании кредитной системы для российской высшей школы целесообразно использовать различный опыт, накопленный в данной области ведущими университетами мира. На наш взгляд, перспективная российская кредитная система должна представлять в принципе систему количественной оценки содержания образовательной программы логической модульной структуры с точки зрения планируемых результатов ее освоения - приобретаемых знаний, умений, навыков и методологической культуры, с учетом объема изучаемого материала, его уровня и значимости, а также нормативного срока освоения. Кредитная система не должна в явном виде учитывать трудозатраты и другие ресурсно-ориентированные характеристики учебного процесса, а также формы контроля освоения образовательной программы.
      Образовательная программа должна состоять из семестровых модулей (курсов, дисциплин) и оцениваться кредитами, где может быть произвольным (как правило, трехзначным) числом.
Количество кредитов образовательной программы должно представлять собой сумму кредитов отдельных модулей (курсов, дисциплин)

  1. Материалы к курсу «Управление образовательными системами и процессами»

    Документ
    Наследственное, генетически предопределенное поведение (инстинктивное поведение) не нуждается в обучении, следуя генетически заложенной линейной или разветвленной программе.
  2. Всероссийское совещание библиотек методических центров ( Москва, ргб, 10-12 октября 2006 г.) Выпуск 2 Материалы и рекомендации Москва 2006

    Документ
    дических центров (Москва, РГБ, 10-12 октября 2006 г.). – Москва, 2006. – (Рос. гос. б-ка. Науч. - исслед. центр развития Библ.- библиогр. классификации).
  3. В апкиппро состоялось Всероссийское совещание по обсуждению итогов апробации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

    Документ
    В АПКиППРО состоялось Всероссийское совещание по обсуждению итогов апробации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».
  4. Программа всероссийское совещание по подземным водам востока россии (XX совещание по подземным водам Сибири и Дальнего Востока)

    Программа
    Проезд от ж/д вокзала: маршрутное такси № 72 до остановки «19я школа»; трамвай № 1 до конечной остановки «Жуковского», пересадка на автобусы №№ 3, 18, 80, 77, 90 до остановки «19я школа».
  5. Программа дисциплины «Уголовно-исполнительное право Российской Федерации» входит в число общепрофессиональных дисциплин регионального компонента опд. Р. 01

    Программа дисциплины
    Программа дисциплины «Уголовно-исполнительное право Российской Федерации» разработана Степашиным Виталием Михайловичем, доцентом кафедры уголовного права и криминологии, кандидатом юридических наук.
  6. Программа проведения Всероссийского совещания Время (местное)

    Программа
    Презентация электронной товарно-информационной системы Республики Татарстан (ЭТИС) в рамках проведения программы капитального ремонта и капитального строительства
  7. Программа и регламент проведения семинара-совещания Дата 29 октября 2008 г. Место проведения г. Челябинск, Отель Holiday Inn,ул. Университетская Набережная,18 (тел. 7498600, 7498606)

    Программа
    Первая половина дня - внутренний семинар-совещание для руководителей муниципальных и региональных отделений, исполнительных дирекций ОПОРЫ РОССИИ (1 этаж,VIP-комната «Кристалл»-бара).
  8. Программа повышения квалификации «Современные информационно-коммуникационные образовательные технологии среднего профессионального и начального профессионального образования» По направлению №3 «Актуальные вопросы введения фгос»

    Программа
    методиками сбора, переработки и представления научно-технических материалов по результатам исследований в области современных информационных технологий к опубликованию в печати,
  9. Программа повышения квалификации «Инновационные образовательные технологии среднего профессионального и начального профессионального образования в условиях внедрения фгос 3» По направлению №1 «Актуальные вопросы введения фгос»

    Программа
    организация инновационной деятельности в подразделениях образовательных учреждений среднего профессионального и начального профессионального образования.

Другие похожие документы..