Литература: История биология (с древнейших времен до наших дней)

Лекции по Истории и методологии биологии

Основная литература:

  1. История биология (с древнейших времен до наших дней). Под ред.С.Р.Микулинского, Изд-во "Наука", Москва, 1972.

  2. История биологии (с начала ХХ века до наших дней). Под ред. Л.Я. Бляхера, Изд-во "Наука", Москва, 1975.

  3. Вопросы философии, 1964, 9, стр.35

  4. Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология.- М., 1998.

Дополнительная литература:

1.     Биология и современное научное познание. ч.1,2.М.,1975.

2.            Вернадский В.И. Избранные труды по истории науки. М.,1981.

3.            Кемп П., Армс К. Введение в биологию. М.,1986.

4.            Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. М.,1994.

5.            Кун Т. Структура научных революций. М.,1975.

6.            Медников Б.М. Аксиомы биологии. М.,1986.

7.            Найдыш В.М. Научная революция и биологическое познание. М..1987

8.            Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. Учебное пособие. М.,1999.

9.            Очерки истории естественнонаучных знаний в древности. М.,1982.

10.        Развитие концепции структурных уровней в биологии. М., 1972.

11.        Рузавин Г.И. Методы научного исследования. М.,1975

12.        Тимофеев-Ресовский Н.В., Воронцов Н.Н., Яблоков А.В. Краткий очерк теории эволюции. М., 1977

13.        Энгельгардт В.А. Познание явлений жизни. М.,1984

Содержание:

Введение

Часть I. Первоначальные представления о живой
природе и первые попытки научных обобщений
1. Биологические представления в древности
1.1. Накопление сведений о растениях и животных в первобытном обществе
1.2. Знания о живой природе в раннерабовладельческих государствах Азии и Восточного Средиземноморья
1.3. Биологические представления в древней Индии и Китае
2. Биология в древней Греции, в эпоху эллинизма
и в древнем Риме
2.1. Биологические знания в древней Греции до начала V века до н.э.
2.2. Биологические воззрения греческих философов-натуралистов (Анаксагор, Эмпедокл, Демокрит) V век до н.э.
2.3. Гиппократ и его школа
2.4. Платон и Аристотель. Биологические воззрения Теофраста. IV-III века до н.э.
2.5. Развитие биологических знаний в период эллинизма и в древнем Риме (Лукреций, Плиний, Гален и другие). II век до н.э. - II век н.э.
3. Биология в средние века
3.1. Особенности средневековых воззрений на природу
3.2. Биологические знания в средние века

II. Расширение и систематизация биологических знаний в XV -XVIII веках

4. Социально-экономические и культурно-исторические условия, общее состояние естествознания и философские воззрения в XV -XVIII веках
4.1. Введение
4.2. Эпоха Возрождения и революция в идеологии и естествознании
4.3. Развитие принципов естественнонаучного познания природы в трудах Бэкона, Галилея и Декарта 4.4. Лейбниц и идея "лестницы существ"
4.5. И.Ньютон
4.6. Французский материализм XVIIIвека

5. Развитие ботанических исследований
5.1. Попытки классификации растений в XVI веке
5.2. Систематика и морфология растений в XVII веке
5.3. Развитие микроскопической анатомии растений в XVII веке
5.4. Система К.Линнея
5.5. Попытки создания "естественных" систем в XVIII веке
5.6. Зарождение физиологии растений
5.7. Развитие учения о поле и физиологии размножения растений
6. Развитие зоологических исследований
6.1. Описания и попытки классификации животных в XVI - XVII веках
6.2. Зоологические исследования в XVIII веке
6.3. Изучение ископаемых организмов
7. Развитие исследований по анатомии, физиологии, сравнительной анатомии и эмбриологии животных
7.1. Анатомия животных и человека в XVI - XVII веках
7.2. В. Гарвей и становление физиологии
7.3. Микроскопическая анатомия и изучение простейших
7.4. Физиология в XVIII веке
7.5. Становление сравнительной анатомии
7.6. Эмбриология животных. Преформизм и эпигенез
8. Господство метафизического мировоззрения в естествознании XVII - XVIII веков
8.1. Достижения биологии XVII - XVIII веков
8.2. Господство метафизического мышления
8.3. Концепция постоянства видов и преформизм
8.4. Идеалистическая трактовка органической целесообразности
9. Возникновение и развитие представлений об изменяемости живой природы
9.1. Допущение ограниченной изменчивости видов
9.2. Представление о "естественном сродстве" и "общих родоначальниках"
9.3. Фактор времени в изменении организмов
9.4. Последовательность природных тел. "Лестница существ"
9.5. Идея "прототипа" и единства плана строения организмов
9.6. Идея трансформации органических форм
9.7. Идея самозарождения и ее отношение трансформизму
9.8. Естественное возникновение органической целесообразности

Приложение: Летопись биологических открытий

Лекция 1. Введение

1. Термин биология 2. Отличия религиозного познания от научного 3. Период протанауки

ВВЕДЕНИЕ

Биология – наука о жизни. Термин биология, как наука о жизни, впервые предложили независимо друг от друга в 1802 г. два естествоиспытателя Тревиранус и Ламарк. Однако, так исторически сложилось, авторство термина стали приписывать лишь Жан-Батисту Ламарку, необоснованно забывая Готфрида Рейнхольда Тревирануса. Но это не означает, что биология, как наук, образовалась лишь в 18 веке. Многие ученые считают, что человек начал накапливать биологические знания уже в начальный период своего развития. Он добывал знания об окружающем мире в суровой борьбе за существование. От случайных и неосознанных применений палок и камней для защиты и добывания пищи он перешел к изготовления орудий сначала в виде грубо и примитивно обработанных кусков камня, затем ко всем более совершенными каменным орудиям, к луку и стрелам, рыболовным снастям, охотничьим ловушкам. Люди пытались лечить себя и ослаблять боль с помощью трав, различных органов животных. В этих условиях формировалось сознание человека, развивалась речь, накапливались знания и представления о мире, возникли первые антропоморфные объяснения окружающих явлений. Другого способа понять природу, как уподоблять ее себе, живому существу, наделить ее чувствами и сознанием, у первобытного человека не было. Из этого источника развивались научные и религиозные представления. Чем отличается научное познание от религиозного? Надо признать что, процесс познания окружающего мира является одним из самых спорных вопросов в философии науки. Под термином познание подразумевают приобретение или результат приобретения знаний. Знание — это высший уровень сведений о мире, получаемых человеком с помощью сознания. Как я уже сказал различают религиозное и научное познание, которое основанное в свою очередь на религиозном или научном знании. К религиозному познанию относят особую форму осознания мира, которая обусловлена верой в существование сверхестественное. К науке относят сферу человеческой деятельности, функция которой — выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; это одна из форм общественного сознания; включает как деятельность по получению нового знания, так и ее результат — сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира. В чем отличия религиозного познания от научного, мы более детально разберем на нашем следующем семинарском занятии. На сегодняшний день, можно константировать тот факт, что религия и наука находятся в противоположных лагерях в своих попытках объяснить основы мироздания. Конечно, прямого противоборства и прямых столкновений в наше время не происходит, однако, ученые не признают объяснения религиозных деятелей и наоборот. Наука вступает в противоборство не только с религией, но и лженаукой. Классическая наука описывает окружающую действительность на основе последовательных приближений и гипотез. И только тогда научное знание считается верным, когда количество гипотез (приближений) уменьшается до минимума. Часть гипотез признаются ошибками, часть заменяются на теории. Без ошибок наука развиваться не может, однако зачастую с целью получения выгоды ученые преднамеренно умалчивают об ошибках, формируют новое знание и выдают такое знание за объективную действительность, не признавая критику со стороны. Лженаука это сфера деятельности, куда относятся научные публикаций с преднамеренной фальсификацией экспериментов, прямой или косвенной цензуры, а также методов уголовного мошенничества, использующих научную терминологию, научные степени и звания, в частности, при рецензировании научных работ. В отличие от лженаучного знания, наука старается при формировании научной картины мира опирается на логические доказательства, опирающиеся на достоверные факты. Конечно, существуют ряд в вопросов, решение которых пока невозможно подкрепить фактами, и они объясняются на основе теоритических выкладок. Так, известный астроном А. Эддингтон когда-то сказал о своем предмете: “Пока астрономические наблюдения не подтверждаются теорией, верить им нельзя”. Действительно, вопросы космогонии, формирования жизни на Земле и возможности их формирования на других планетах, объяснения резких смен одних типов животных и растений на другие, все эти вопросы настолько глубоко теоретизированны, что их с легкостью можно поставить на один уровень с религиозным знанием, где ведущую роль играет вера. Почему в современной науке имеется место фальсификации данных, формирования нелепых направлений для изучения биологических основ и законов экологии, непонятных (искусственно запутанных) для обывателей отчетов по предмету изучения и т.д., вот на эти вопросы мы и попытаемся ответить, проанализировав всю историю развития биологии и смежных с ней наук.

Период протанауки

Первоначальные знания о живых организмах стали формироваться, когда человек наконец осознал свое отличие от окружающего мира. Когда люди стали пытаться избавится от недугов, облегчить боль, восстанавливать здоровье, спасаться от смерти. Делали они это посредством религиозных или магических обрядов в надежде умилостивить богов и духов, в обрядах использовали различные растения и животных, в качестве приношений или как часть ритуала. Появление первых мистических/религиозных верований приходится на мустьерскую культуры (культура неандертальцев). Они уже хоронили своих мертвецов и украшали могилы и тела цветами. С появлением первых поселений у человека разумного, начало развиваться земледелие и скотоводство. Человек обогащался реальными знаниями о небесных светилах, растениях и животных, о движении и силах, метеорологических явлениях и т.д. Накопленные знания и практические навыки, передаваясь от поколения к поколению, образовывали первоначальный фонд будущей науки. По мере развития общества и общественного труда накапливались предпосылки для создания устойчивой цивилизации. Решающую роль здесь сыграло возникновение земледелия. Там, где сложились условия для получения устойчивых урожаев на одном и том же месте и из года в год, создавались поселения, города, а затем и государства. Такие условия возникли в Северной Африке в долине Нила, ежегодные разливы которого оставляли на полях плодородный ил, в Двуречье между реками Тигр и Евфрат, где уже в IV тысячелетии до н. э. стали складываться древнейшие рабовладельческие государства, ставшие колыбелью современной европейской науки. Конечно, не стоит забывать, про государства, которые были сформированы в Америке и в Азии. Ацтеки, инки, мая, индусы и китайцы не только не уступали по знаниям египтян и вавилонцев, но в в некоторых вопросах превосходили их. Более подробны об особенностях древнекитайской науки и об уровне знаний других древних цивилизациях мы поговорим на четвертой лекции. Итак, система орошаемого земледелия, добыча металла (меди) и его обработка, развитие техники и изготовление орудий создали предпосылки для возникновения сложного общественного организма с развитой экономикой. Общественные потребности привели к появлению письменности: иероглифов в Египтe, клинописи в Вавилонии, к возникновению астрономических и математических знаний. Однако, большую часть явлений природы человечество не могло объяснить на основе имеющихся (накопленных эмпирическим путем) знаний, поэтому главенствующую роль в познании природы играла религия. Вскрывая туши животных для религиозных обрядов и мумифицируя тела фараонов и их приближенных, именно жрецы стали первыми анатомами. Сохранившиеся до наших дней великие пирамиды Египта свидетельствуют о том, что уже в III тысячелетии до н. э. государство могло организовывать большие массы людей, вести учет материалов, рабочей силы, затраченного труда. Следовательно в обществе были сформированы различные классы, в которых люди разделялись на инженеров, строителей, астрономов, писцов и т. д., т. е. Формировался слой работников умственного труда. Астрономия была первой из естественных наук, с которой началось развитие естествознания. Сначала возникла астрономия из наблюдения времен года и потому абсолютно необходимая для пастушеских и земледельческих народов. Определение времени начала разлива Нила требовало тщательных астрономических наблюдений. Египтяне разработали календарь, состоявший из двенадцати месяцев по 30 дней и пяти дополнительных дней в году. Месяц был разделен на три десятидневки, сутки — на двадцать четыре часа, двенадцать дневных, двенадцать ночных. Поскольку продолжительность дня и ночи менялась со временем года, величина часа была не постоянной, а менялась со временем года. Высокого уровня достигли вавилонская математика и астрономия. Вавилоняне знали теорему Пифагора, вычисляли квадраты и квадратные корни, кубы и кубичные корни, умели решать системы уравнений и квадратные уравнения. Практические потребности общества способствовали развитию научных знаний по арифметики, геометрии, алгебры, астрономии, механики и других естественных наук. Следует подчеркнуть, что все науки носили практический характер. Так современные ученые считают, что все сооружения древних государств были построены на основе лишь эмпирических знаний математики, геометрии и строительной механики. При строительных работах находили применение простые машины: рычаги, катки, наклонные плоскости. Несмотря на огромные заслуги науки Древнего Востока, подлинной родиной современной науки стала Древняя Греция. Именно здесь возникла теоретическая наука, разрабатывающая научные представления о мире, не сводящиеся к сумме практических рецептов, именно здесь развивался научный метод. Если египетский или вавилонский писец, формулируя правило вычисления, писал: «поступай так», не поясняя, почему надо «поступать так», то греческий ученый требовал доказательства.

Таким образом, вавилонская и египетская наука, как уже было сказано, возникли из потребностей практики. Что касается теоретического мышления египтян и вавилонян, то оно не выходило за рамки мифологии; вопросы мироздания и окружающего мира объяснялись только жрецами на основе их фантазии, которые легли в основу религиозного знания.

Лекция 2. Античный период

  1. Характеристика социально-политической жизни Древней Греции

  2. Архаический период развития науки.

  3. Философы-натуралисты

Общая характеристика периода

Считается, что подлинной колыбелью европейской науки была Античная Греция, культура которой в период своего расцвета и породила науку. Рассмотрения этого периода, мы с вами начнем с характеристики социально-политической жизни Древней Греции на становление науки.

  1. История России с древнейших времен до наших дней

    Список учебников
    Учебник предназначен для студентов высших учебных заведений, для всех интересующихся историей Отечества и тех, кто хочет успешно подготовиться к экзамену по отечественной истории.
  2. А. А. Данилов Вучебном пособии, подготовленном профессором, доктором исторических наук А. А. Даниловым, освещены события отечественной истории с древнейших времен до наших дней. Материал изложен в хронологическом пор

    Документ
    В учебном пособии, подготовленном профессором, доктором исторических наук А.А.Даниловым, освещены события отечественной истории с древнейших времен до наших дней.
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине «История Сахалинской области (с древнейших времен до начала XXI в.)» Специальности (1)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по истории Сахалинской области (с древнейших времен до начала XXI в.) составлен в соответствии с требованием Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования /Основной образовательной
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «История Сахалинской области (с древнейших времен до начала XXI в.)» Специальности (2)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по истории Сахалинской области (с древнейших времен до начала XXI в.) составлен в соответствии с требованием Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования /Основной образовательной
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «История Сахалинской области (с древнейших времен до начала XXI в.)» Специальности (3)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по истории Сахалинской области (с древнейших времен до начала XXI в.) составлен в соответствии с требованием Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования /Основной образовательной
  6. Формирование систематизированных знаний об истории России с древнейших времен до наших дней

    Документ
    Дисциплина «История» входит в блок Б 1. Гуманитарный социальный и экономический цикл, и является составной частью общегуманитарной подготовки студентов
  7. Примерные программы дисциплин аннотации гуманитарный, социальный и экономический цикл «История» Цель дисциплины: формирование систематизированных знаний об истории России с древнейших времен до наших дней

    Документ
    Системное владение философскими знаниями формирует мировоззренческие установки специалиста необходимые для реализации ООП в своей теоретической и практической деятельности.
  8. Орлов А., Георгиев В., Георгиева Н., Сивохина Т. История России с древнейших времен до наших дней

    Документ
    Прошлое не исчезает, а продолжает жить в накопленном опыте социальной жизни. Обобщение и обработка накопленного человеческого опыта — первейшая задача истории.
  9. 1. Цель курса дать представления об основных этапах, содержании, дискуссионных проблемах истории России с древнейших времен до наших дней

    Документ
    Для освоения дисциплины «История» студенты используют знания, умения, навыки, способы деятельности, сформированные в процессе изучения предмета «История» на предыдущем уровне образования.

Другие похожие документы..