Учебно-методический комплекс дисциплины Стратегический менеджмент основной образовательной программы по специальности 080507. 65 Менеджмент организации (инвестиционный менеджмент)

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«КАЛИНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра Экономики и предпринимательства

Учебно-методический комплекс дисциплины

Стратегический менеджмент

основной образовательной программы по специальности 080507.65 – Менеджмент организации (инвестиционный менеджмент)

Калининград 2008

Состав учебно-методического комплекса дисциплины

1. Выписка из ГОС ВПО по специальности 080507.65 – Менеджмент организации, утвержденного «__» _______ 200_ г. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . .. . . . . . .3

2. Учебная (рабочая) программа дисциплины. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4

3. Методические рекомендации (материалы) . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24

4. Материалы аттестаций (контроля знаний) по дисциплине. . . . . . . . . . . . . . . . . .30

Зав. кафедрой

к.э.н. Ульянкин П. Н. «__» ________ 200_ г.

Разработчик (составитель) УМКД

к.э.н. Ульянкин П. Н. «__» ________ 200_ г.

1. Выписка из ГОС ВПО по специальности 080507.65 – Менеджмент организации, утвержденного «__» _______ 200_ г.

СД.01. Вузовский компонент

Дисциплины специализации

СД.01. Стратегический менеджмент

Стратегические проблемы развития производства и структура промышленности, стратегия предприятия, стратегическое управление, структура управления, стратегический маркетинг, ситуационный анализ, формирование стратегических целей и стратегии предприятия, стратегия и техническая политика предприятия, стратегия внешнеэкономической деятельности, стратегия и организационная структура, стратегический потенциал организации, проектирование систем управления.

2. Учебная (рабочая) программа дисциплины

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«КАЛИНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Утверждаю

Проректор по учебно-

методической работе

_______ А. А. Недоступ

«__» _________2008 г.

Учебная (рабочая) программа дисциплины

«Стратегический менеджмент»

основной образовательной программы по специальности

080507.65 – Менеджмент организации (инвестиционный менеджмент)

Факультет: Экономический

Кафедра-разработчик: Экономики и предпринимательства

Формы обучения: очная

Калининград – 2008

Организационно-методические основы построения курса

Стратегический менеджмент как самостоятельная дисциплина сформировался в 80-е годы XX столетия. Стратегический менеджмент не является принципиаль­но новым понятием в теории управления, однако функционирование, как в нашей стране, так и за рубежом производственно-хозяйственных структур, использую­щих принципы, приемы и методы стратегического менеджмента, отличаются в значительной степени от деятельности организаций, работающих по традицион­ным схемам управления.

Управление компанией в условиях постоянно меняющейся внешней среды, жесткой конкурентной борьбы, нестабильной экономической ситуации требует от руководителей всех уровней знания основ стратегического менеджмента, умения прогнозировать и предвидеть возможные изменения конкурентной среды и разра­батывать оптимальные направления развития деятельности компании.

Целью данной учебной дисциплины является:

  • представление современной теории стратегического менеджмента;

  • вооружение студентов знаниями: теоретических и практических основ стра­тегического менеджмента, сущности, функциях, особенностях стратегического
    менеджмента, формировании стратегии организации, методическом информаци­онном обеспечении разработки стратегии;

  • формирование навыков прогнозирования, формулирования и оценки стра­тегических и тактических действий, навыков принятия стратегических решений;

- формирование определенного видения управления у студентов.

Методика проведения практических занятий и компьютерные тесты представ­-

ляют собой оригинальную разработку авторов программы. Активная форма семи­
наров открывает большие возможности для усвоения теоретического и практиче­ского материала.

  1. Цели и задачи дисциплины.

Задачами курса являются:

  • закрепление теоретических знаний по курсу «Стратегический менеджмент»;

  • освоение приемов оценки внутреннего состояния фирмы; приобретение практи­ческих навыков по определению конкурентного положения компании и - предви­дения возможных негативных изменений во внешней среде;

  • получение необходимых знаний для того, чтобы разрабатывать меры по стабилизации и улучшению конкурентных позиций своей организации;

  • овладение навыками по структурированию целей и определению стратегий дос­тижения поставленной цели.

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

Уровень освоения содержания курса должен позволить обучающимся хорошо ориентироваться в стратегическом планировании, грамотно формулировать цели развития компании и строить дерево целей, владеть методами анализа и прогно­зирования развития внешней и внутренней среды компании, определять ее конку­рентные позиции, использовать современные экономико-математические модели и компьютерные технологии имитационного моделирования экономических процессов, делать обоснованные выводы и принимать грамотные управленческие решения.

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

положения основных школ формирования стратегии;

модели стратегического менеджмента;

этапы и методы стратегического планирования;

способы структурирования и методы анализа деловой среды;

базовые технологии разработка стратегических планов и инвестиционных проектов;

принципиальные схемы привлечения денежных средств для финансирова­ния инвестиционных проектов;

организационные формы стратегического контроля;

способы и организационные формы воплощения стратегических программ и планов предприятия, корпорации;

уметь:

формулировать цели, задачи и стратегии организации;

выявлять тенденции, определенную логику в изменении внешнего окруже­ния деловой среды;

строить качественные и количественные сценарные прогнозы;

определять основные продукты, базовые рынки и принципиальные техноло­гии в развитии организации, философию компании;

в рамках намеченных функциональных стратегий формулировать политики;

разрабатывать стратегические планы, инвестиционные проекты и стратеги­ческие программы развития предприятия, корпорации;

уметь использовать полученные знания для мобилизации внутренних и внешних ресурсов для реализации идей, задач и стратегий организации.

Стратегический менеджмент охватывает все стороны жизнедеятельности ком­пании, поэтому данный учебный курс тесно связан с другими дисциплинами эко­номического профиля, в частности с курсами «Маркетинг», «Менеджмент», «Теория организации», «Управление персоналом», «Организационное поведение» и другими.

3. Объем дисциплины и виды учебной работы.

Вид учебной работы

Всего

Семестры

часов

7

8

Общая трудоемкость дисциплины

270

130

140

Аудиторные занятия

136

76

60

Лекции

76

46

30

Практические замятия

60

30

30

Самостоятельная работа

134

54

80

Курсовая работа

*

Вид итогового контроля

экз.

экз.

4. Содержание дисциплины

4.1.Разделы дисциплины и виды занятий

пп

Раздел дисциплины

Число часов

7 семестр

8 семестр

1.

Предмет и содержание, понятие и сущность стратегического менеджмента.

2

 

2.

Основные этапы развития стратегического менеджмента

2

 

3.

Методологические основы стратегического менеджмента

2

 

4.

Внешняя среда стратегических изменений.

2

 

5.

Анализ внешней среды организации.

2

 

6.

Анализ внутренней среды организации.

2

 

7.

Стратегические установки и цели организации.

2

 

8.

Понятие и значение миссии. Направления формирования миссии.

2

 

9.

Формирование стратегических целей организации.

4

 

10.

Стратегическая политика фирмы и группы влияния

2

 

11.

Разработка и выбор стратегии организации.

4

 

12.

Основные задачи разработки стратегии.

2

 

13.

Экономическая стратегия фирмы и ее составляющие.

4

 

14.

Реализация стратегии и контроль за ее исполнением.

2

 

15.

Стратегический анализ конкурентного окружения организации и прогнозирование ее изменения

2

 

16.

Анализ конкурентных преимуществ товара и фирмы.

2

 

17.

Методы анализа конкурентных преимуществ.

4

 

18.

Стратегия ресурсообеспечения, анализ и оценка ее потенциальных возможностей

2

 

19.

Продуктово-маркетинговая стратегия товаров и услуг

2

 

 

Итого за 7 семестр

46

 

20.

Стратегия повышения качества товаров и услуг.

 

4

21.

Антикризисная стратегия организации.

 

2

22.

Инновационная стратегия организации.

 

2

23.

Инвестиционная стратегия фирмы.

 

2

24.

Стратегия международной деятельности фирмы

 

2

25.

Система стратегического планирования и прогнозирования

 

4

26.

Процессы коммуникации в стратегическом управлении

 

2

27.

Принятие решений в условиях стратегических изменений

 

4

28.

Роль человеческого фактора в реализации стратегии.

 

2

29.

Управление сопротивлением изменениям в процессе реализации стратегии

 

2

30.

Стратегический менеджмент некоммерческих организаций.

 

2

31.

Управление стратегическими задачами в реальном масштабе времени.

 

2

 

Итого за 8 семестр

 

30

 

Всего за год:

76

 

Семинарские и практические занятия

 

 

1.

Методологические основы стратегического менеджмента. Основные этапы стратегического менеджмента.

2

 

2.

Формулирование миссии и структурирование целей организации.

2

 

3.

Культура как ценностная категория, инструмент управления и согласования интересов участников экономического процесса

4

 

4.

Анализ внутреннего состояния компании и ее внешней среды.

4

 

5.

Система стратегий организации: функциональная, корпоративная

2

 

6.

Организация разработки и реализация стратегии

4

 

7.

Методы SWOT и ПЭСТ-анализа.

4

 

8.

Моделирование стратегического состояния организации. Выбор позиции в конкуренции. Модель М.Портера.

4

 

9.

Оценка качества и конкурентоспособности товаров и услуг.

4

 

 

Итого за 7 семестр:

30

 

10.

Разработка стратегического плана развития организации. Матрица БКГ. Матрица Мак Кинси. Матрица эволюции СЗХ.

 

4

11.

Стратегия входа на рынок. Стратегия ухода. Виды и особенности стратегии диверсификации, их роль в решении проблем реструктуризации

 

4

12.

Анализ инновационных идей и стратегических решений

 

4

13.

Роль человеческою фактора в реализации стратегии и контроль за ее исполнением.

 

2

14.

Обучение персонала.

 

4

15.

Управление сопротивлением изменениям в процессе реализации стратегии. Управление в условиях стратегических изменений.

 

4

16.

Управление стратегическими задачами в реальном масштабе времени. Технология разработки и внедрения стратегических проектов.

 

4

17.

Стратегия маркетинга

 

4

 

Итого за 8 семестр:

 

30

 

Всего за год:

60

  1. Программа итоговой государственной аттестации выпускников по специальности 080507. 65 «Менеджмент организации» (1)

    Программа
    Государственным образовательным стандартом по специальности 080507.65 «Менеджмент организации», утвержденным Министерством образования России «17» марта 2 г.
  2. Программа итоговой государственной аттестации выпускников по специальности 080507. 65 «Менеджмент организации» (3)

    Программа
    Обеспечение эффективного управления организацией, организация систем управления, совершенствование управления в соответствии с тенденциями социально-экономического развития.
  3. Программа итоговой государственной аттестации выпускников по специальности 080507. 65 «Менеджмент организации» (2)

    Программа
    Основной образовательной программой по специальности 080507.65 «Менеджмент организации» предусматривается подготовка выпускников к следующим видам профессиональной деятельности:
  4. Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Р. 01 Введение в специальность (код и название дисциплины по учебному плану специальности)

    Учебно-методический комплекс
  5. Учебно-методический комплекс дисциплины стратегический менеджмент Специальность

    Учебно-методический комплекс
    Стратегические проблемы развития производства и структура промышленности; стратегия предприятия; стратегическое управление; стратегический маркетинг; ситуационный анализ; формирование стратегических целей и стратегии предприятия; стратегия
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине мировая экономика Специальность

    Учебно-методический комплекс
    Международное движение товаров, услуг и факторов производства; государственная политика в области внешней торговли; современные тенденции изменения конкурентоспособности; формы международной кооперации и перелива капиталов, международных экономических
  7. Учебно-методический комплекс дисциплины: Финансовый анализ Специальность

    Учебно-методический комплекс
    Объекты анализа, оценка информативности финансовой отчетности с позиций основных групп пользователей , взаимосвязь состава и содержания отчетности, анализ бухгалтерского баланса, его основных статей и расчетных показателей, горизонтальный и вертикальный
  8. Учебно-методический комплекс дисциплины история экономических учений Специальность

    Учебно-методический комплекс
    1.Минимальные требования к содержанию дисциплины: Особенности экономических воззрений в традиционных обществах (отношение к собственности, труду, богатству, деньгам, ссудному проценту), систематизация экономических знаний, первые теоретические
  9. Учебно-методический комплекс дисциплины: Хозяйственное право Специальность

    Учебно-методический комплекс
    В системе гуманитарного и социально-экономического образования важное место занимает правовая подготовка. Курс «Хозяйственное право» имеет не просто об­щеобразова­тельное значение.

Другие похожие документы..