Образовательные программы теория и методика преподавания музыки 2009/10 учебный год воронеж 2009 удк 785 ббк 85. 315

ВОРОНЕЖСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ

ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ

РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ

КАФЕДРА ИСТОРИИ,

ФИЛОСОФИИ И КУЛЬТУРЫ

УТВЕРЖДАЮ


Ректор ВОИПКиПРО

__________________

Профессор Ю.А. Савинков

« 19 » 05 2009 год

Дополнительные профессиональные

образовательные программы

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА

ПРЕПОДАВАНИЯ МУЗЫКИ

2009/10 учебный год

ВОРОНЕЖ 2009

УДК 785

ББК 85.315

Д68

Авторы-составители:

Б.Р. Лившиц, О.Р. Якушева

Ответственный редактор

Б.Я. Табачников

Д68

Дополнительные профессиональные образовательные программы: Теория и методика преподавания музыки. 2009/10 уч. год. – Воронеж : ВОИПКиПРО, 2009. – 24 с.

Дополнительные профессиональные образовательные программы для повышения квалификации учителей музыки отражают современные подходы к формированию содержания общего образования и составлены на основе требований действующего государственного образовательного стандарта.

Программы составлены на модульной основе и предполагают возможность выбора учителями музыки модулей на общее количество часов, предусмотренных учебным планом.

Печатается по решению кафедры истории, философии и культуры ВОИПКиПРО.

УДК 785

ББК 85.315

ã ВОИПКиПРО, 2009

ã Лившиц Б.Р., Якушева О.Р., составление, 2009


26-Ж


Блок

«ВОПРОСЫ ТЕОРИИ ИСКУССТВА

В ПРЕПОДАВАНИИ ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»

Пояснительная записка

Блок предназначен для повышения квалификации учителей музыки в области вопросов теории искусства.

Задачи курса – расширять сферу духовных потребностей обучающихся; воспитывать вдумчивого слушателя, прививать интерес к музыкальному искусству, эстетический вкус; прививать интерес к мировым культурным ценностям.

Учебно-тематический план

Тема

Кол-во часов

Форма

занятия

1.

Эволюция эстетического канона

в мировом музыкальном наследии. Проблемы жанра и стиля музыки

2

1

лекция

семинар

2.

Истоки и пути формирования русской классической музыки

2

1

лекция

семинар

3.

Религия и музыкальная культура

2

лекция

4.

Музыкальный образ

и его драматургия

2

2

2

лекция

семинар

круглый стол

5.

Консультация

2

практика

Итого

16

Содержание тем

Тема 1. Эволюция эстетического канона в мировом музыкальном наследии. Проблемы жанра и стиля музыки.

Музыка как специфическое средство эмоционального воздействия на человека. Специфика ладовой организации звука в античной культуре: древние музыкальные лады и их эстетико-эмоциональное содержание. Эстетика «экзотических» ладов в восприятии европейца: пентатоника, древнеиндийская ладовая система. Формообразующее начало в музыке как утверждение интеллектуально-содержательных компонентов музыкального искусства. Музыкальная форма европейского искусства как выражение эстетического канона временных и пространственных видов искусства. Проблемы жанра и стиля музыки. Понятие «жанровая стилистика».

Тема 2. Эволюция эстетического канона в мировом музыкальном наследии. Проблемы жанра и стиля музыки.

Русский фольклор как основа формирования русской национальной классической музыки. Интонационная основа, ритмическая организация, жанры народной музыки. Влияние византийской музыкальной культуры на развитие профессионального искусства в России. Церковная музыка –первый этап развития профессиональной музыки на Руси. Обмирщение культуры и возникновение светских жанров. От знаменного распева – к кантам и псалмам, к партесному пению XVII в. и жанру хорового концерта XVIII в. Роль и значение инструментальной музыки в эстетической системе русской культуры. XIX в. – эпоха расцвета русской классической музыки.

Тема 3. Религия и музыкальная культура.

Развитие музыкальной культуры различных этнических групп. Связь музыки с единой религиозно-философской культурой народов. Религиозное осмысление эстетического воздействия музыки на разных континентах в различные исторические периоды. Европейская музыкальная культура как часть всеевропейского культурного процесса. Религия до и после новой эры; ее непосредственное влияние на формирование европейской музыкальной эстетики. Эстетика современной музыки и ее религиозно-философская основа. Возможные пути дальнейшего развития мировой музыкальной культуры.

Тема 4. Музыкальный образ и его драматургия.

Понятие музыкального образа. Составные части музыкального образа. Специфика музыкальной драматургии. Опера и симфония как жанры. Инструментальная музыка и развитие образной драматургии. Музыкальный образ в контексте эстетических исканий композиторов XX в.

Контрольные процедуры

Текущий контроль успеваемости осуществляется после завершения лекционной части во время круглого стола. В процессе собеседования выясняется степень понимания слушателями материала и проводится совместный поиск ответов на проблемные вопросы.

Список литературы

  1. Базен Ж. История истории искусства: От Вазари до наших дней / Ж. Базен. – М., 1995.

  2. Виноградов Г., Красовская Е. Занимательная теория музыки / Г. Виноградов, Е. Красовская. – М., 1991.

  3. Методические материалы по предметам «Музыка», «Мировая художественная культура», «Театр» в контексте образовательной области «Искусство» : сборник статей / под общ. ред. М.И. Фоминовой. – М., 2001.

  4. Кошмина И.В. Русская духовная музыка : пособие для студ. муз.-пед. училищ и вузов. В 2 кн. / И.В. Кошмина. – М. : ВЛАДОС, 2001.

  5. Себар Т.В. Язык искусства : пособие для учителей гуманитарных специальностей / Т.В. Себар. – Воронеж : ВОИПКРО, 2006.

27-Ж


Блок

«ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ

ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ»

Пояснительная записка

Модуль предназначен для повышения квалификации учителей музыки.

Цели и задачи блока – знакомство слушателей с основными законодательными документами, стандартами, основными положениями Концепции модернизации российского образования.

Учебно-тематический план

Тема

Кол-во часов

Форма

занятия

1.

Концепция художественного образования и образовательной области «Искусство» в условиях модернизации и реформирования российского образования. Приоритетный национальный проект «Образование»

4

лекция

2.

Стандарты музыкального образования: основные положения базисного учебного плана и образовательный минимум по предмету «музыка»

2

2

лекция

практика

3.

Программное обеспечение предмета «музыка». Содержание федеральных учебно-методических комплектов по предмету

4

лекция

4.

Место предметов художественно-эстетического цикла в предпрофильном и профильном обучении

2

2

лекция

семинар

Итого

16

Содержание тем

Тема 1. Концепция художественного образования и образовательной области «Искусство» в условиях модернизации и реформирования российского образования. Приоритетный национальный проект «Образование».

Цель приоритетного национального проекта «Образование» и основные механизмы стимулирования системных изменений в образовании. Приказ Министерства образования и науки России № 102 от 10 мая 2006 г. «Об утверждении правил проведения конкурса на получение денежного поощрения лучших учителей». Реализация национального проекта «Образование» в Воронежской области.

Тема 2. Стандарты музыкального образования: основные положения базисного учебного плана и образовательный минимум по предмету «музыка».

Закон РФ «Об образовании» – основа образовательного процесса. Другие нормативные документы, регламентирующие деятельность учителя. Типовое положение об общеобразовательном учреждении. Стандарты музыкального образования. Цели и задачи в работе педагога музыки. Основные положения Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года: предпосылки ее возникновения и основные позиции. Базисный учебный план образовательных учреждений Российской Федерации: главные идеи, структура и содержание. Региональный базисный учебный план и место в нем предметов искусства. Организационно-педагогические основы эксперимента в начальных классах, основной школе и профильных классах.

  1. Образовательные программы теория и методика преподавания музыки 2009/10 учебный год Выпуск 2 воронеж 2009

    Документ
    Дополнительные профессиональные образовательные программы: Теория и методика преподавания музыки. 2009/10 уч. год. – Выпуск 2. – Воронеж : ВОИПКиПРО, 2009.
  2. Х отношений и права гражданско-правовая, конституционно-правовая и уголовно-правовая охрана нравственности Сборник Москва 200 9 ббк 71. 01, 74. 200. 53, 87. 7

    Документ
    Гражданско-правовая, конституционно-правовая и уголовно-правовая охрана нравственности: Сборник / Отв. ред. и сост. д.ю.н., проф. М.Н. Кузнецов, д.ю.н.
  3. Бюллетень новых поступлений за март 2011г (1)

    Бюллетень
    Тарасов, Александр Алексеевич. Процессуальные и тактико-психологические проблемы расследования преступлений группой следователей : автореф. дис. к.ю.
  4. Бюллетень новых поступлений за апрель 2011г (1)

    Бюллетень
    Минаев, Виталий Анатольевич. Совершенствование библиотечного законодательства с учетом норм авторского права : автореф. дис. к.ю.н. : 12.00.03 / В. А.
  5. Ет імені м. П. Драгоманова наукова бібліотека українська педагогічна бібліографія 2003 Покажчик літератури Випуск 14 Київ-нпу-2009 ббк 91. 9: 74

    Документ
    1. Закон України Про внесення змін до деяких законодавчих актів з питань професійно-технічної освіти / Закон України Голос України. - 2003. - №195 (16 жовтня).
  6. Том I культурология. Педагогика алматы  астана  баку  гродно  киев  кишинев  коламбия люденшайд  минск  невинномысск  ташкент  харьков  элиста 2010

    Документ
    В первом томе представлены доклады и сообщения студентов, аспирантов и молодых ученых учебных заведений и организаций Беларуси, Казахстана, Молдавии, Монголии, России,Узбекистана, Украины, посвященных проблемам культурологии и педагогики.
  7. М. П. Драгоманова за 1990-1999 роки /Уклад. Н.І. Тарасова, І. В. Позднякова

    Документ
    Дане видання – 5 випуск - подає перелік друкованих праць співробітників (за час їх перебування в інституті) з 1990 по 1 рік. У покажчик ввійшли книги, брошури, статті, тези доповідей наукових конференцій, автореферати дисертацій, авторські
  8. Л. В. Савенкова (відп ред.), засл працівник культури України Е. В. Татарчук, к п. н. Л. Л. Макаренко, О. П. Симоненко, О. К. Сусол

    Документ
    Дане видання – 5 випуск - подає перелік друкованих праць співробітників (за час їх перебування в інституті) з 1990 по 1 рік. У покажчик ввійшли книги, брошури, статті, тези доповідей наукових конференцій, автореферати дисертацій, авторські
  9. Алматы — астана — баку — гродно — киев — кишенев — коламбия люденшайд — минск — невинномысск — ташкент — харьков — элиста 2010

    Документ
    Во втором томе представлены доклады и сообщения студентов, аспирантов и молодых ученых учебных заведений и организаций Беларуси, Казахстана, Молдавии, России, Польши, Узбекистана, Украины, посвященных проблемам филологии и юриспруденции.

Другие похожие документы..