Материалы для подготовки к государственному теоретическому междисциплинарному экзамену «История русского театра»

Министерство образования и науки Российской Федерации

Министерство культуры Российской федерации

Министерство культуры Новосибирской области

Новосибирский государственный театральный институт

Материалы для подготовки

к государственному теоретическому междисциплинарному экзамену

«История русского театра»

«История зарубежного театра»

«История искусства драматического театра»

Часть I

Вопросы, планы ответов

для специальности 070201

«Актерское искусство»

Квалификация: «Актер драматического театра и кино»

Составители:

В.Н. Лендова,

Г.К. Журавлева

О.С. Ефременко,

Д.А. Флеенко

Новосибирск

2011

Вопросы и планы ответов по «Истории зарубежного театра»

Вопрос 1.

Театральная культура Древней Греции в V в. до н.э.

Культовая основа древнегреческого театра. Значение религии Диониса в становлении древнегреческого театра. Календарный цикл дионисийских празднеств как театральный сезон (Великие Дионисии, Малые Дионисии, Линнеи).

Содержание и структура трагедии и комедии. Эволюция трагического жанра в контексте древнегреческой театральной культуры (Эсхил, Софокл, Еврипид). Театральные особенности аттической комедии (Аристофан).

Архитектура и сценическая техника театра. Актеры и хор, их маски и костюмы.

Вопрос 2.

Зарождение средневекового театра в Европе. Жанры средневекового площадного театра.

Периодизация истории средневекового театра.

Первый этап. Религиозное (литургическая драма) и светское направление (выступления гистрионов).

Второй этап. Система площадных жанров (мистерия, миракль, моралите, фарс). Драматургия Адама де Ла-Аля.

Вопрос 3.

Комедия дель арте как национальная итальянская театральная система.

Основополагающие эстетические компоненты: маска, импровизация, буффонада.

Структура спектакля комедии дель арте (сценарий, «лацци»).

Классификация северных и южных масок.

Вопрос 4.

Английский театр в эпоху Возрождения. Театр «Глобус».

Организация английского профессионального театра: придворный, частный, публичный театры. Актерское мастерство и публика английского театра в XVI в.

Представления в публичном театре «Глобус». Актерское мастерство, устройство сцены, восприятие публики во взаимосвязи с философией произведений Шекспира.

Периодизация творчества Шекспира. Краткая характеристика каждого периода.

Вопрос 5.

Национальная театральная школа Франции в эпоху Классицизма.

Предпосылки возникновения Классицизма во Франции (интерес к античности, утверждение идей абсолютистского государства, рационализма).

Теоретические основания Классицизма в литературе и театре: теория жанров, триединство, твердая форма стиха, декламация, система жестов, фронтальная мизансцена.

Постановка «Сида» П. Корнеля в театре Маре. Театральная деятельность Ж. Расина.

Характеристики жанра «высокая комедия» Ж.Б. Мольера.

Организация «Комеди Франсэз».

Вопрос 6.

Национальные театральные системы Востока: Но и Кабуки.

Традиции элитарного театра Но, его сюжеты, способ актерской игры, маски, устройство театра.

Легенда о возникновении театра Кабуки. Традиции демократического театра Кабуки, его драматургия, техника актерской игры, устройство театра.

Отличия европейской и восточной моделей театра.

Вопрос 7.

«Актер представления» и «актер переживания» в системе актерского искусства эпохи Просвещения (трактат Дени Дидро «Парадокс об актере»).

1. История создания трактата Д. Дидро «Парадокс об актере».

2. Основные характеристики «актера представления»:

- рациональный способ создания образа, гармония рационального и эмоционального в системе спектакля,

- актер-наблюдатель,

- «ансамбль как хорошо организованное общество»,

- Ипполита Клерон как пример «актрисы представления».

3. Основные характеристики «актера переживания»:

- «интуитивный» способ создания образа,

- техника перевоплощения,

- Мари Дюмениль как пример «актрисы переживания».

Вопрос 8.

Романтический тип игры в европейском театре XIX.

Характеристики романтического типа игры: действенность; принцип контраста в создании сценического образа; требование «местного колорита» в спектакле; разрушение системы амплуа; включение личности художника в сценический образ.

Романтический тип игры на примере одного из актеров – Ф.-Ж. Тальма, Э. Кина, Э. Рашель, Ф. Леметра, Г. Дебюро, Т. Сальвинии (по выбору студента).

Вопрос 9.

Актер рубежа XIX – XX вв. Модерн в игре С. Бернар и психологический реализм игры Э. Дузе.

Стилевые черты модерна в сценическом искусстве Сары Бернар («эстетизм и обобщенность» при создании образов, доведение неестественности до высокого искусства; создание андрогинного сценического образа, декоративность в ролях, мифологизация собственной личности).

Психологический реализм Элеоноры Дузе (амплуа «неврастенички», роли в классической и современной драме).

Вопрос 10.

«Новая драма» и ее роль в формировании режиссерского театра на рубеже XIX – XX вв. (Г. Ибсен, М. Метерлинк, Б. Шоу).

Характерные черты «новой драмы», предполагающие участие режиссера в создании спектакля: открытый тип драмы; новый тип конфликта; новый тип героя; техника подтекста; интеллектуально-аналитическая композиция; «режиссерские» ремарки.

Первые режиссерские прочтения «новой драмы» на примере предложенных драматургов.

Вопрос 11.

Натуралистическая модель театра: «археологический натурализм» мейнингенцев и «физиологический натурализм» «Свободного театра» Андре Антуана.

1. Характеристика эстетического направления «натурализм».

2. Реформы сценического искусства в Мейнигенском театре:

- «массовая» режиссура;

- реконструкция среды;

- асимметричная сценография.

3. Модель натуралистического спектакля в «Свободном театре» А. Антуана:

- постановка современной драматургии,

- стремление вынести на сцену современность с ее социальными противоречиями,

- утверждение принципа «четвертой стены»,

- декорация, формирующая на сцене реальную среду,

- ансамблевое искусство актеров.

Вопрос 12.

Символистская модель театра.

Характеристика эстетического направления «символизм».

Драматургические реформы М. Метерлинка.

Деятельность театра Д`Ар: театр художника, театр поэта, театр синтеза.

Театр Эвр: постановки «Пелеаса и Мелисанды» М. Метерлинка и «Короля Убю» А. Жарри.

Вопрос 13.

Экзистенциальная драма в режиссерском театре первой половины XX века («Мухи» Ж.П. Сартра в постановке Ш. Дюллена).

Интеллектуализм в театре (на примере «Картеля четырех»).

Определение понятия «экзистенциальная драма» (трактовка трагизма существования конкретного человека и использование пьесы-параболы).

Спектакль «Мухи» в постановке Ш. Дюллена (Театр де ля Сите, 1943 г.).

Вопрос 14.

Эпический театр Б. Брехта.

1. Создание театра, который мог выявить систему механизмов социальной причинности, противопоставление эпической и драматической форм театра.

2. Аналитическая конструкция пьесы (неаристотелевский тип драмы), брехтовские пьесы-притчи.

3. Разработка различных способов актерской игры, прием остранения.

4. Спектакль «Мамаша Кураж и ее дети» как пример воплощения эстетических и этических идей Брехта.

Вопрос 15.

Модель театра абсурда.

1. Абсурдизм как эстетическое направление:

  • происхождение термина,

  • культурные корни абсурдизма

представители направления.

2. Принципы поэтики театра абсурда на примере пьес «Лысая певица» Э. Ионеско и «В ожидании Годо» С. Беккета.

3. Первая постановка «В ожидании Годо» С. Беккета (реж. Р. Блен).

Вопрос 16.

«Бедный театр» Ежи Гротовского.

1. Истоки метода Е. Гротовского.

2. «На пути к бедному театру» (проблема ритуала в театре, проблема «архетипа» в игре актера, организация театрального пространства). Спектакль «Акрополь» в Театре-лаборатории «13 рядов»(1962).

3. «Бедный театр» (аскетизм сценографии, актерство как духовная практика, ритуальность). Спектакль «APOCALYPSIS CUM FIGURIS». Театр-Лаборатория. Вроцлав (1969).

Вопрос 17.

Американская модель театра: театры Бродвея и внебродвейские театры.

1. Театральное искусство в США накануне XX века. Влияние разных художественных школ на формирование американского театра.

2. Бродвейский театр – организационные принципы работы, репертуар; ориентация на коммерческий успех; отсутствие постоянной труппы. Мюзикл как основа репертуара. Самые известные бродвейские спектакли второй половины XX века. Актеры и режиссеры бродвейских театров.

3. Внебродвейские театры. Основы противопоставления Бродвейским театрам: экспериментальность, ориентация не на коммерцию, а на процесс работы над спектаклем – студийность; постоянная труппа. Самые известные внебродвейские театры, их спектакли.

4. Вне-внебродвейские театры – социальность высказывания, политические спектакли; доступность для широкого зрителя.

Вопрос 18.

Театральные традиции пантомимы в искусстве драматического актера XX века. Деятельность Ж.Л. Барро.

1. Работа с Этьеном Декру выработка и освоение принципов школы пантомимы Mime Pure; тело как инструмент для выражения того, что не может передать слово.

2. Применение Жаном Луи Барро принципов mime pur в работе над драматическими спектаклями («Вокруг матери», 1935 г., «Гамлет» в Комедии Франсез, 1942 г.)

3. Создание «Компании Рено-Барро», ее программа. Спектакль «Батист».

Вопрос 19.

П. Брук: новое прочтение Шекспира в театре XX века.

1. «Ромео и Джульетта» (1947 г.).

2. Критика прочтений Шекспира в Англии.

3. Принципы постановок шекспировской драматургии П. Брука.

4. «Гамлет» (1955).

5. «Король Лир» (1962).

6. «Сон в летнюю ночь» (1970).

7. «Гамлет» (2000).

Вопрос 20.

«Новая драма» в театре начала XXI века: драматургия М. Равенхилла, М. МакДонаха.

1. Движение в британской драматургии 90-х – 2000-х гг . Источники : драматургия «сердитых молодых людей», театр «жестокости» А. Арто. Принципы «in-yer-face theatre» как основа движения.

2. Драматурги М. Равенхилл и М. МакДонах (краткие очерки творческих биографий).

3. Разбор спектакля «Откровенные поляроидные снимки» в постановке К. Серебренниковаили «Красавица из Линэна» в постановке С. Федотова (по выбору студента).

Вопросы и планы ответов по «Истории русского театра»

Вопрос 1

Создание русского профессионального театра. Становление русской актерской школы в конце XVIII – начале ХIХ вв.

Предпосылки создания профессионального театра в России: театр при Алексее Михайловиче, Петре I, Анне Иоанновне.

Сухопутный шляхетный корпус (1732) – колыбель русского театра.

Труппа Ф.Г. Волкова в Ярославле. Указ Елизаветы Петровны о создании «Русского для представления трагедий и комедий театра» (1756).

Становление русской актерской школы (Ф.Г. Волков, И.А. Дмитревский, А.С. Яковлев, Е.С. Семенова).

Вопрос 2

Создание русского репертуара во второй половине ХVШ – первой четверти ХIХ вв.

Формирование драматургии классицизма. А.П. Сумароков (1717-1777).

Трагедии и комедии А.П. Сумарокова. Значение творчества А.П. Сумарокова для возникновения национального театра.

Политические трагедии Я.Б. Княжнина (1740-1791) («Вадим Новгородский», 1789).

Возвращение традиции классицизма в творчестве В.А. Озерова (1769-1816): трагедия «Димитрий Донской» (1807). Особенности драматургической манеры Озерова: элементы сентиментализма и предромантизма в трагедиях «Эдип в Афинах» (1804), «Фингал» (1805).

Д.И. Фонвизин (1745-1792): у истоков реализма.

Вопрос 3

А.С. Пушкин и театр. Новаторство трагедии “Борис Годунов” и ее сценическая история.

Зрительский опыт А.С. Пушкина (1799-1837) и театральное окружение. Размышления поэта о судьбах развития русского театра (статьи А.С. Пушкина «Мои замечания об русском театре»,1820 г. и <О народной драме и о «Марфе Посаднице» М.П. Погодина>,1830 г.) Анализ Пушкиным основных драматургических систем (Расин и Шекспир). Требования к драматическому писателю.

«Борис Годунов» (1825). Исторические источники трагедии. Новизна авторской позиции Пушкина-историка. Проблема народа и власти. Центральные образы. Отношение к трагедии современников. Сценическая судьба.

  1. Материалы для подготовки к государственному теоретическому междисциплинарному экзамену «История искусства музыкального театра» (1)

    Материалы для подготовки
    Часть II Вопросы, планы ответов и содержательная часть (исторический и фактический материал по истории театра, а также фрагменты из театроведческих статей и монографий).
  2. Материалы для подготовки к государственному теоретическому междисциплинарному экзамену «История искусства музыкального театра» Часть II

    Материалы для подготовки
    10. Новое поколение советской режиссуры в театре 1960-х годов. О.Н. Ефремов, Ю.П. Любимов, Г.А. Товстоногов, А.В. Эфрос. Подробно об одном из выдающихся деятелей советского театра.
  3. Материалы для подготовки к государственному теоретическому междисциплинарному экзамену «История искусства музыкального театра» (2)

    Материалы для подготовки
  4. Материалы для подготовки к государственному теоретическому междисциплинарному экзамену по курсам «История русского театра» (1)

    Материалы для подготовки
    составлены в соответствии с государственным стандартом по театральному образованию и тематическим планом учебных программ Новосибирского государственного театрального института
  5. Материалы для подготовки к государственному теоретическому междисциплинарному экзамену по курсам «История русского театра» (2)

    Материалы для подготовки
    М.А. Булгаков на сцене МХТ: сценическая история спектаклей «Дни Турбиных» (1926), «Мертвые души» (инсценировка романа Н.В. Гоголя, 1932), «Мольер» («Кабала святош», 1936), «Последние дни» (1943).
  6. Кафедра русской и зарубежной литературы учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы» (1)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методическое обеспечение дисциплины: перечень основной и дополнительной литературы, методические рекомендации (материалы) преподавателю (средства, методы обучения, способы учебной деятельности и т.
  7. Кафедра русской и зарубежной литературы учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы» (2)

    Учебно-методический комплекс
    Цели изучения дисциплины, соотнесенные с общими целями образовательной программы, имеющие междисциплинарный характер и связанные с задачами Содержание дисциплины, структурированное по видам учебных занятий с указанием их объемов .
  8. Программа итогового государственного междисциплинарного экзамена для студентов по специальности 070601 «Дизайн» москва 2009

    Программа
    Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего образовательного стандарта и с учетом осуществляемой в вузе специализации студентов.
  9. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история русской литературы» для специальностей: 05030101 Русский язык и литература

    Учебно-методический комплекс
    Русская литература рубежа XIX – ХХ вв. Основные направления, поиски в области художественной формы (проза, драматургия, поэзия). Феномен русского декаданса и его вклад в историю русского искусства.

Другие похожие документы..