Темы докладов и рефератов Диалектика как метод познания культуры

Тема 1. Предмет культурологии. Закономерности развития культуры.

Место культурологии в системе гуманитарного знания. Обыденное и тео­ретическое понимание культуры. Понятие культуры: от эмпирического описа­ния сфер культуры к философскому пониманию ее как единства в многообра­зии.

Структура культуры и ее ключевые элементы, образующие материальную культуру, духовную культуру и культуру человеческих отношений.

Деятельность как субстанция культуры. Диалектика материального и ду­ховного в человеческой деятельности. Проблема границ культуры: культура и природа, культура и общество, культура и личность.

Культура как мера человеческого в человеке. Диалогическая природа куль­туры. Культура как текст и культура как смысл. Проблема понимания.

Преемственность как закономерность социокультурных трансформаций.

Единство культурологического, философского, психологического и соци­ологического подходов к изучению человеческой деятельности и жизни обще­ства. Культурология: единство теории и истории культуры.

Вопросы для собеседования

1. Что такое культура: смысл, явления, процессы, предметная область?

2. Чем вызвано многообразие определений культуры?

3. Чем отличается эмпирическое, описательное понимание культуры от те­оретического?

4. Что связывает и разделяет культуру и природу?

5. В каких аспектах следует рассматривать взаимосвязь культуры и обще­ства?

Темы докладов и рефератов

1. Диалектика как метод познания культуры.

2. Диалектика материального и духовного в истории культуры.

3. Культурология как метод понимания и объяснения отдельных явлений культуры

4. Место культурологии в системе социогуманитарного знания.

5. История культуры как эмпирическое основание теории культуры.

6. Текст культуры и его смысловой контекст.

Тема 2. Типология культур

Бытие культуры в пространстве и времени. Единство истории и многообра­зие культур. Горизонтальное и вертикальное измерения в развитии культуры.

Понятие культурно-исторического типа. Культура и цивилизация. Типы развития культуры. «Осевое время», дремлющие культуры и мировая цивили­зация. Сравнительная типология цивилизаций: иудео-христианская, конфу-цианско-даосистская, арабо-мусульманская, индуистская, буддистская, сла­вяно-православная, западноевропейская. Проблема биэкуменальных культур (латиноамериканская, православно-мусульманская и др.).

Историческая динамика культуры: от первобытного синкретизма к диф­ференцированной культуре. Мифологическая, космоцентрическая, геоцент­рическая, антропоцентрическая и гелиоцентрическая модели мира. Культура традиционного, индустриального и постиндустриального общества.

Типологические характеристики Запада и Востока. Европа: преемствен­ность цивилизаций. Азия: синхронность цивилизаций. Проблема модернизации традиционных обществ. Цивилизационные кризисы XX века в контексте различных подходов к типологизации культур. Типологические характерис­тики русской цивилизации.

Вопросы для собеседования

1. Почему пространство и время являются универсальными категориями культуры?

2. В какой степени в многообразии культур обнаруживается историческое единство?

3. Что такое культурно-исторический тип?

4. В чем заключается различие между культурой и дюидизацией?

5. Что означает ноосферная цивилизация?

6. Что такое «осевое время» в истории культуры? . '

7. Каковы основные цивилизационные различия Востока и Запада? 8 . Какие культуральные особенности позволяют выделить Россию в само­стоятельный культурный тип?

Темы докладов и рефератов

1. Диахронный и синхронный подходы в культурологии. .

2. Многообразие культур и единство человеческойистории.

3. Понятие культурно-исторического типа и его границы.

4. Культура и цивилизация.

5. Культура информационного общества.

6. Истоки кризиса западноевропейской культуры: его причины и осозна­ние неизбежности перехода от общества потребления к ноосферной цивили­зации.

7. Россия, Запад и Восток: культурологические сопоставления.

8. Возможные перспективы развития России в концепции культурной ди­намики П.А. Сорокина.

Тема 3. Человек и культура

Проблема взаимосвязи культу рогенеза, антропогенеза, социогенеза и пси­хогенеза. Культура как историческое творчество. Культура как образ жизни. Понятие предметно-ценностного кругозора и его историческая динамика. Культура как единство творческих способностей человека. Традиция как фор­ма соединения человека и культуры. Диалектика традиции и новации в куль­турном творчестве. Понятие творческой индивидуальности.

Диалектика свободы: свобода от культуры и свобода для культуры. Чело­век как «бесконечно расширяющееся Я» и культура как способ организации Я. Кризис гуманизма и проблема духовности в современном мире. Образ «чело­века культуры» в художественной литературе.

Вопросы для собеседования

1. Как связаны между собой процессы культурогенеза, социогевеза и ант­ропогенеза?

2. Чем определяется смнюложизненный кругозор человека, его мировоз­зрение?

3. Какие творческие способности человека, развиваются в культурной дея­тельности?

4. Почему в эпоху капитализмаосвоение человеком культуры ставовится фундаментальной проблемой?

5. Как формируется творческая индивидуальность?

6. Как соотносятся друг с другом традиции и новации?

7. Что означает диалогическое отношение к истории культуры?

8. Чем отличается свобода творчества от произвола?

Темы докладов и рефератов

1. Понятие предметно-ценностного кругозора и его историческое разви­тие.

2. Культура как единство творчески-созидательных способностей челове­ка.

3. Человек как творец культуры.

4. Проблема индивидуации культуры в современном мире.

5. Диалектика традиции и новации в культурном творчестве.

6. Диалог как способ творческого освоения культуры.

Тема 4. Культура как социальный институт

Преемственность как закономерность развития культуры. Проблема трансляции ценностей культуры в истории общества. Институты культуры в архаических обществах (жрецы, пророки и т. д.). Древние мистерии как соци­ально-культурный институт. Мифология и ее социально-педагогический смысл. Мифологические образы как модели социального поведения. Идеал калокагатии и способы ее реализации в античном обществе. Возникновение школ и академий в античных обществах. Христианская модель социального функционирования культуры. Христианский символизм и институты средне­вековой культуры (церковь, монастырь, университет и т.д.). Дифференциация культуры и возникновение специализированных институтов передачи куль­турных ценностей (книгопечатание, библиотеки, музеи, театр, карнавал, праз­дник). Массовые коммуникации как социальный институт. Овеществление ценностей культуры в потребительском обществе. Массовая культура как спо­соб манипуляции массовым сознанием.

Вопросы для собеседования

1. Каковы особенности институтов культуры вархаических обществах?

2. Что означает выражение Гегеля «мифология есть педагогика человечес­кого рода»?

3. Почему в эпоху средневековья церковь становится основным институ­том культуры?

4. Почему интеллигенция впервые воз шикает в эпоху Возрождения?

5. Когда и на какой основе возникают специализированные институты куль­туры?

6. Что такое массовая культура и каковы социальные формы ее реализа­ции?

Темы докладов и рефератов

1. Институты культуры в архаическом обществе.

2. Античные академии и их культурное своеобразие.

3. Средневековые институты культуры.

4. Светские институты культуры в эпоху Возрождения.

5. Социальные институты культуры в эпоху капитализма.

6. Массовая культура и массовые коммуникации.

7. Массовая культура как средство манипуляции массовым сознанием.

Тема 5. Культуры древневосточных цивилизаций

Культура Древнего Египта. Теократическая империя.Мироощущение древних египтян: религия, магия и мифология. Зарождение научных знаний-. Центры духовной жизни. Эстетические представления древних египтян. Со-циокультурный смысл реформ Эхнатона.

Культура Месопотамии. Города-государства. Послушание как доброде­тель. Правовые кодексы. Шумерский миф и библейские сказания. Наука и искусство Двуречья. Культура Древнего Ирана. Проблема индоиранской ро­дины. Универсальная империя: администрирование, коммуникации и терпи­мость. Дуализм иранского миропорядка. Зороастризм как один из источников христианских доктрин (апокалипсис, «страшный суд», идея опасения, проти­востояние Добра и Зла).

Культура Индии. Культура Хараппы и культура «Ригведы». Государство, каста, семья. Религия: индуизм, джайнизм, буддизм. Истоки и специфика ис­кусства Индии.

Культура Китая. Конфуцианство, даосизм, буддизм — духовные основы китайской культуры. Легизм. Ритуал и этика. Триединство каллиграфии, по­эзии и живописи. Наука в Древнем Китае.

Культура Японии Уникальность и вторичность японской культуры. Син­тоизм, буддизм и конфуцианство. Сценические искусства, архитектура и японские сады. Традиционализм японской культуры и модернизация японс­кого общества.

Культура Арабского Востока. Ислам как культурный феномен (догматизм, экспансионизм, теократизм). Особенности мусульманского права и морали. Специфика арабского искусства - искусство безизображения.

Вопросы для собеседования

1. Каковы основные особенности мировоззрения Древнего Египта?

2. Чем обусловлены отличия политико-правовых систем Древнего Египта и Двуречья?

3. Какую роль играли представления древних иранцев в формировании христианской доктрины?

4. Каковы особенности и происхождение социальной структуры Древней Индии?

5. Почему в Древнем Китае практически отсутствовало жреческое сосло­вие?

6. Каковы источники и особенности развития китайской науки?

7. Каковы основные принципы японского искусства?

8. В чем причины успехов модернизации Японии?

9. Почему арабо-мусульманская культура стала связующим звеном между культурой античности и средневекового Запада?

Темы докладов и рефератов

1. Древнеегипетская наука: специфика формы и содержания.

2. Художественный канон египтян.

3. Поэма о Гильгамеше - бессмертие как вечная слава.

4. Прародина индоевропейцев.

5. Культура Хараппы и Мохенджо-Даро.

6. Индийская семья.

7. Миф и ритуал в Древнем Китае.

8. Противостояние и единство легизма и Конфуцианства.

9. Иэмото - хранители японской культуры.

10. Мусульманское право и мораль.

Тема 6. Античная культура

Социально-экономические основы античной культуры. Разложение мифа и возникновение форм античной культуры: эпоса, науки, философии, рели­гии. Интуитивно-художественный характер античной классики. Синкретизм логического, эстетического и этического моментов в античной картине мира. Зарождение рационального мышления. Эллинизм как этап в развитии антич­ной культуры. Тенденции субъективизма и психологизма в культуре эллиниз­ма. Открытие внутреннего мира человека в эпоху эллинизма. Культура как «душевно-духовная терапия». Римская культура как этап эллинистической культуры. Зарождение и распространение христианской культуры. Источни­ки христианства: мифология, стоицизм, неоплатонизм.

Вопросы для собеседования

1. Почему скульптура является общим методом культурного творчества в эпоху античности?

2. Почему античный человек не имеет внутренних, незримых сфер жизни?

3. Чем различается кругозор античного и современного человека?

4. Что означает космос в античном понимании?

5. Что такое научная культура Александрийской эпохи? 8i Почему именно в эпоху эллинизма возникают зачатки романа (художе­ственно-прозаического слова)?

7. Каковы особенности римской культуры?

8. Почему стоицизм стал одним из источников христианства?

Темы докладов и рефератов

I. Античность как культурно-исторический тип. 2- Античный космос и современная картина мира.

3. Мифология и античная культура.

4. Происхождение античной ментальности.

5. Эллинизм как смысловое единство. Проблема обоснования внутренне­го мира человека.

  1. Темы докладов и рефератов. Политика как наука и искусство

    Доклад
    Дилигенский Г. Г. Политическая институционализация в России: социально-культурные и психологические аспекты Мировая экономика и международные отношения.
  2. Темы докладов и рефератов

    Доклад
  3. Тема 1 философия, ее предмет и сущность (3)

    Документ
    Что же собой представляют все вещи в своей всеобщности, целостности? Можно ответить - всю действительность, весь мир, мироздание: древние греки говорили - космос.
  4. Тема 1 философия, ее предмет и сущность (4)

    Документ
  5. Место философии в системе высшего образования определяется тем, что она составляет общекультурный, общетеоретический и методологический фундамент подготовки спе

    Документ
    Место философии в системе высшего образования определяется тем, что она составляет общекультурный, общетеоретический и методологический фундамент подготовки специалиста.
  6. Учебно методический комплекс учебной дисциплины «онтология и теория познания. Часть III. Методология» федерального компонента цикла опд по специальности 030101 философия

    Учебно-методический комплекс
    Природа философского знания; предмет и основные функции философии; методология философского познания; метафизика; основные категории философии; принципы развития, детерминизма; субъект-объектное отношение; учение об истине; взаимодействие
  7. Является формирование представления о культурно-исторических предпосылках современной цивилизации, понимание процессов в мировой и отечественной культуре и фор

    Документ
    Общей целью курса “культурология” является формирование представления о культурно-исторических предпосылках современной цивилизации, понимание процессов в мировой и отечественной культуре и формирование способности выбора собственной
  8. Тема введение 8 ч

    Лекция
    Лекция 1/ Философия науки, ее предмет и проблемы. Различные модели философии науки: позитивистская, гуманитарная, диалектическая. Взаимодействие философии и науки в контексте культуры.

Другие похожие документы..