Программа-минимум кандидатского экзамена по специальности 08. 00. 05 «Экономика и управление народным хозяйством»

ПРОГРАММА-МИНИМУМ

кандидатского экзамена по специальности

08.00.05 – «Экономика и управление народным хозяйством»

(маркетинг)

по экономическим наукам

Программа кандидатского минимума по специальности 08.00.05 состоит из двух обязательных разделов: основ теории управления экономическими системами и конкретной (предметной) области специализации в рамках данной специальности.

Экзаменационные билеты должны включать: один вопрос из раздела «Общая экономическая теория» (Приложение 1), один вопрос из раздела программы «Основы теории управления экономическими системами» (Приложение 2), два вопроса из программы по специализации. Научные центры должны включить в экзаменационные билеты также вопросы по узкой направленности структурного подразделения (отдела, кафедры и т.п.) Научного центра, а также по тематике выполняемого диссертационного исследования.

В программе приведён лишь общий список литературы по областям исследований, который может быть расширен и дополнен в каждой конкретной программе кандидатского минимума данного Научного центра.

На экзамене кандидатского минимума по специальности 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством аспирант (соискатель) должен продемонстрировать владение категориальным аппаратом экономической науки, теории управления экономическими системами, включая знание основных теорий и концепций всех разделов дисциплины специализации. Он также должен показать умение использовать теории и методы экономической науки для анализа современных социально-экономических проблем по данной специальности и избранной области предметной специализации.

ВВЕДЕНИЕ

Целью подготовки по специальности «Экономика и управление народным хозяйством» является обеспечение различных сфер экономики и управления хозяйством научными и научно-педагогическими кадрами, а также высококвалифицированными специалистами-практиками, владеющими современными научными методами экономического анализа и принятия управленческих решений.

Данная специальность охватывает методологические, методические и прикладные вопросы формирования экономических систем, управления ими и прогнозирования их развития. Ее предметом являются управленческие отношения, возникающие на различных стадиях жизненного цикла экономических систем (формирования, развития и дезинтеграции/распада).

При этом в отличие от других экономических специальностей, в частности 08.00.01 – Экономическая теория, специальность 08.00.05 предусматривает анализ экономических систем исключительно в качестве объектов управления, в качестве которых могут выступать хозяйственные системы различного масштаба, уровня, сфер экономики и форм собственности. Важной составной частью специальности 08.00.05 являются различные аспекты изучения субъектов управления экономическими системами (государственные, транснациональные, региональные, корпоративные управленческие структуры, а также менеджеры как субъекты управления).

Основу настоящей программы составили ключевые положения следующих дисциплин: «Экономика предприятия», «Основы маркетинга», «Основы менеджмента» «Международный маркетинг», «Поведение потребителей», «Маркетинговые исследования», «Коммуникации маркетинге», «Управление маркетингом».

Программа разработана Московским государственным институтом электронной техники при участии МГУК, рассмотрена Учебно-методическим объединением по образованию в области «Менеджмента» и одобрена экспертным советом по экономике Высшей аттестационной комиссии Министерства образования РФ.

1. Современная концепция маркетинга.

Маркетинг как ориентированный на действия процесс. Определения маркетинга, исходные понятия маркетинга. Субъекты и объекты маркетинга. Виды деятельности, принципы, функции маркетинга. Эволюция концепций маркетинга: основные этапы. Анализ и классификация подходов к исследованию маркетинга.

Изменяющаяся роль маркетинга в организации. Новые направления расширения и углубления концептуальных основ маркетинга. Маркетинг партнерских отношений (Relationship). Эмпирический маркетинг. Латеральный маркетинг и др.

Роль маркетинга в изменяющихся условиях экономики России.

2. Маркетинг как система рыночного управления.

Маркетинг как развивающаяся форма взаимосвязи производства и потребления. Изменяющаяся макромаркетинговая среда маркетинга (экономическая ситуация в Европе; технологические инновации; социокультурные изменения; "зеленый маркетинг"; глобализация и концепция глобального маркетинга). Внутренняя среда маркетинг. Новая организация маркетинга, ориентированная на рыночные изменения. Стратегический и операционный маркетинг. Маркетинговый комплекс и его составляющие.

3. Маркетинговая информационная система. (МИС)

Планирование и организация аналитической функции маркетинга на предприятии.

Структура МИС. Система маркетинговых исследований. Информационное обеспечение маркетинговых решений. Методы получения и обработки маркетинговой информации. Методы прогнозирования в маркетинговой деятельности. Бенчмаркетинг как функция маркетинговых исследований. Стратегические решения на основе маркетинговых исследований.

4. Роль маркетинга в стратегическом управлении.

Взаимосвязь стратегического маркетинга и стратегического менеджмента.

Разработка сбалансированной системы целей. Маркетинг и формирование устойчивого конкурентного преимущества. Алгоритм стратегического управления. Основные этапы разработки маркетинговой стратегии. Комплексная стратегия предприятия и ее составляющие. Маркетинговый план и бюджет. Контроль: форма, методы, задачи. Критерии оценки эффективности стратегии.

Поведение предприятия на российском рынке: от стратегии “выживания” – к росту.

5. Функциональные стратегии маркетинга: сегментация, позиционирование и маркетинговый инструментарий.

Основы рыночной сегментации. Цели и задачи. Алгоритм проведения рыночной сегментации. Макросегментационный анализ. Определение базового рынка – отправная точка разработки стратегии. Подход к определению базового рынка. Стратегии охвата базового рынка. Микросегметационный анализ и его этапы.

Динамика целевых стратегий. Создание отличительных преимуществ. Стратегия позиционирования. Маркетинговый план как основа приспособления товара/услуги к выявленным потребностям клиента.

Массовое производство, ориентированное на индивидуальных потребителей – процесс массовой кастолизации.

6. Анализ конкурентоспособности фирмы и конкурентные стратегии.

Движущие силы конкуренции в отрасли. Конкурентное преимущество, основанное на издержках. Конкурентное преимущество, основанное на качестве. Конкурентное преимущество, основанное на ключевых компетенциях. Поиск устойчивого конкурентного преимущества – одно из главных направлений стратегического маркетинга. Операционное и стратегическое конкурентное преимущество.

Международное конкурентное преимущество. Виды конкурентных стратегий: стратегии лидера, претендентов на лидерство, последователей и "обитателя рыночной ниши".

7. Анализ маркетинговых возможностей и формирование рыночной стратегии.

Маркетинговый аудит: содержание и методы проведения. Внешний анализ и анализ потенциальных и реальных потребителей. Анализ конкурентов. Анализ рынка. Анализ среды. Внутренний анализ. От анализа к стратегии.

Портфельный анализ бизнеса. Структурный способ оценки СБЕ по направлениям: привлекательность рынка и прочность позиции компании на нем. Преимущества и ограничения портфельного анализа и его практическое применение.

Выбор базовой стратегии развития компании и оценка возможностей роста.

Интенсивный рост. Поглощение и слияние как инструмент развития СБЕ. Вертикальные и горизонтальные интегративные стратегии. Диверсификационный рост. Оценка степени привлекательности рынка как основа принятия решения о диверсификации бизнеса. Стратегии сокращения.

Глобальные стратегии. Стратегические альянсы. Стратегии роста малых, средних и крупных предприятий.

Влияние размера предприятия на условия выживания и укрепление конкурентных позиций. Стратегии малого предприятия в зависимости от особенностей товара, характера рынка и потенциала роста. Особенности стратегий роста средних предприятий, в т.ч. специализация, диверсификация и стандартизация товарной продукции.

Типизация крупных предприятий в зависимости от области и профиля основной производственно-хозяйственной деятельности, темпов роста, прибыльности, выбора стратегий роста.

8. Инструментальные стратегии маркетинга.

8.1 Управление товарной политикой.

Маркетинговые аспекты управления товаром и ассортиментом. Маркетинговые факторы управления жизненным циклом товара. ЖЦТ и маркетинговые стратегии. Конкурентоспособность товара и факторы ее определяющие. Товарный знак, торговая марка, бренд, их место и роль в товарной политике. Обновление и репозиционирование товара. Марочная продукция на российском рынке: специфика восприятия. Процесс управления маркой.

Инновации и разработка новых товаров. Стратегические возможности инновационных компаний.

Оценка риска инновационной деятельности. Анализ успехов и провалов ноых товаров.

Процесс разработки нового товара. Характеристика отдельных стадий процесса: продолжительность, затраты, значимость. Выведение нового товара на рынок.

Прогнозирование объема продаж. Процесс адаптации потребителей к новому товару.

8.2 Управление ценообразованием.

Дифференциация подходов к политике ценообразования в соответствии с маркетинговой концепцией. Различные подходы к формированию ценообразования. Анализ издержек, цен и предложения конкурентов. Соотношение «цена-качество» и восприятие цены партнерами по рынку. Методы ценообразования. Ценообразование на базе издержек. Ценообразование, ориентированное на спрос. Ценообразование, ориентированное на конкуренцию.

Ценовые стратегии для новых товаров.

Дифференциация цен и дискриминационное ценообразование. Государственное регулирование ценообразования: его цели и формы. Контроль уровня наценок в цепочке взаимодействующих партнеров. Ценообразование на российском рынке: современное состояние. Влияние внешней среды и конкурентов на формирование цен.

8.3. Управление маркетинговыми каналами и взаимоотношения с поставщиками

Экономическая роль каналов сбыта.

Методические основы формирования системы распределения товаров. Построение маркетинговых каналов распределения. Управление каналами распределения. Развитие дистрибъютерских и дилерских сетей реализации продукции; маркетинговое управление оптовыми и розничными операциями. Структуры каналов сбыта. Формирование системы персональных продаж.

Перспективные направления взаимодействия с поставщиками. Коммуникационные стратегии в каналах сбыта. Использование сетевого подхода к исследованию взаимоотношений с поставщиками и каналами распределения. Система распределения в России. Анализ типичных стратегий.

8.4 Построение коммуникационной системы: поиск эффективных форм взаимодействия

Новые возможности коммуникационной системы и критерии выбора стратегии продвижения товаров. Бюджет на продвижение и распределение его по различным каналам и типам коммуникационного воздействия.

Разработка комплекса маркетинговых коммуникаций. Динамика развития средств коммуникации. Приоритеты в системе коммуникаций, формирующейся в России. Рынок рекламы: динамика и тенденции. Основные рекламодатели и их поведение на рынке. Субъекты рекламного рынка. Организация рекламных кампаний. Формирование бюджета на продвижение и оптимизация его распределения по каналам и типам коммуникационного воздействия. Стимулирование сбыта и планирование мероприятий по продвижению.

Организация прямого маркетинга. Связи с общественностью и формирование позитивного имиджа организации. Интерактивный маркетинг. Маркетинговые технологии электронной торговли товарами. Интернет, интерактивное телевидение.

Индивидуализация коммуникационного воздействия.

9. Маркетинг в сетевой организации бизнеса.

История становления исследований в области сетевых организаций. Содержание сетевого подхода. Классификация сетей и изменения в моделях управления на основе принципов маркетинга. Стратегическое управление: новая парадигма. Новые области деятельности, классификация и критерии отношений контрагентов рыночного взаимодействия.

10. Организация маркетинга в компании.

Предприятие как открытая система. Функция маркетинга в организации, ее новые приоритеты; координирующая и интегрирующая роль в условиях рыночной деятельности предприятия. Функциональные связи маркетинга на предприятии как основа разработка стратегических и оперативных планов рыночной деятельности.

Особенности организации маркетинга на предприятиях различных типов. Организация структуры управления маркетингом. Место и роль маркетинговых служб в системе управления маркетингом. Матричный метод распределения задач и ответственности. модель эффективной организации маркетинга. Особенности организации маркетинга на российских предприятиях.

11. Контроллинг и аудит маркетинговой деятельности.

Обоснование необходимости контроллинга в условиях неопределенности и нестабильности внешней среды. Процесс, цели, функции и задачи контроллинга. Уровни контроля маркетинга. Оперативный и стратегический контроль. Контроль прибыльности. Элементы контрольно-аналитической системы маркетинга.

Ситуационный анализ, контроль маркетинга, ревизия маркетинга, аудит маркетинга. Объекты системного аудита. Принципы аудита маркетинга. Планирование аудита маркетинга.

Основная литература

Багиев Г.Л., Тарасевич В.М., Анн Х. Маркетинг. Учебник для вузов. - М: Экономика, 1999.

Дойль П. Маркетинг - менеджмент и стратегии./ Пер. с англ. – СПб.: "Питер" 2002.

Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. – СПб.: «Питер Ком».,2000

Мак-Дональд М. Стратегическое планирование маркетинга. – СПб.: Питер, 2000.

Маркетинг. Учебник -практикум. Коллектив авторов под ред. Н.П. Ващекина. – 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИД ФБК ПРЕСС, 2003.

Музыкант В.Л. Рекламные и PR- технологии в бизнесе, коммерции, политике. – М.: Армада-пресс, 2001.

Соловьев Б.А. Управление маркетингом. Модульная программа для менеджеров. Модуль 13. – М: "Инфра – М", 2002.

Черчилль Г.А. Маркетинговые исследования серия "Маркетинг для професионалов" – СПб.: Питер, 2002.

  1. Программа-минимум кандидатского экзамена по специальности 08. 00. 05 «Экономика и управление народным хозяйством» (1)

    Программа-минимум
    Экзаменационные билеты должны включать: один вопрос из раздела «Общая экономическая теория» (Приложение 1), один вопрос из раздела программы «Основы теории управления экономическими системами» (Приложение 2), два вопроса из программы по специализации.
  2. Программа-минимум кандидатского экзамена по специальности 08. 00. 05 «Экономика и управление народным хозяйством» (3)

    Программа-минимум
    На экзамене кандидатского минимума по специальности 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством аспирант (соискатель) должен продемонстрировать владение категориальным аппаратом экономической науки, теории управления экономическими
  3. Программа-минимум кандидатского экзамена по специальности 08. 00. 05 «Экономика и управление народным хозяйством» (4)

    Программа-минимум
    На экзамене кандидатского минимума по специальности 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством аспирант (соискатель) должен продемонстрировать владение категориальным аппаратом экономической науки, теории управления экономическими
  4. Программа-минимум кандидатского экзамена по специальности 08. 00. 05 «Экономика и управление народным хозяйством» (5)

    Программа-минимум
    На экзамене кандидатского минимума по специальности 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством аспирант (соискатель) должен продемонстрировать владение категориальным аппаратом экономической науки, теории управления экономическими
  5. Программа-минимум кандидатского экзамена по специальности 08. 00. 05 «Экономика и управление народным хозяйством» (6)

    Программа-минимум
    На экзамене кандидатского минимума по специальности 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством аспирант (соискатель) должен продемонстрировать владение категориальным аппаратом экономической науки, теории управления экономическими
  6. Программа-минимум кандидатского экзамена по специальности 08. 00. 05 «Экономика и управление народным хозяйством» (7)

    Программа-минимум
    На экзамене кандидатского минимума по специальности 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством аспирант (соискатель) должен продемонстрировать владение категориальным аппаратом экономической науки, теории управления экономическими
  7. Программа-минимум кандидатского экзамена по специальности 08. 00. 05 «Экономика и управление народным хозяйством» (8)

    Программа-минимум
    На экзамене кандидатского минимума по специальности 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством аспирант (соискатель) должен продемонстрировать владение категориальным аппаратом экономической науки, теории управления экономическими
  8. Программа-минимум кандидатского экзамена по специальности 08. 00. 05 «Экономика и управление народным хозяйством» (9)

    Программа-минимум
    На экзамене кандидатского минимума по специальности 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством аспирант (соискатель) должен продемонстрировать владение категориальным аппаратом экономической науки, теории управления экономическими
  9. Программа-минимум кандидатского экзамена по специальности 08. 00. 05 «Экономика и управление народным хозяйством» (10)

    Программа-минимум
    На экзамене кандидатского минимума по специальности 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством аспирант (соискатель) должен продемонстрировать владение категориальным аппаратом экономической науки, теории управления экономическими

Другие похожие документы..