Автореферат разослан октября 2010 г

На правах рукописи

Куликова ТатьянаАлексеевна

Технология Активизации

учебно-познавательной деятельности

в вузах физической культуры на основе

учётапсихологических особенностей

студентов ПРОФИЛЬНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

13.00.04 – теория и методика физического воспитания, спортивной

тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры

13.00.08 – теория и методика профессионального образования

а в т о р е ф е р а т

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Волгоград – 2010

Работа выполнена на кафедре гуманитарных дисциплин

ФГОУ ВПО «Воронежский государственный институт

физической культуры»

Научный руководитель:

доктор педагогических наук, профессор Черкашин В.П.

Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук, доцент Вершинин М.А.

кандидат педагогических наук, доцент Михайлов А.Ю.

Ведущая организация: Московская государственная

академия физической культуры

Защита диссертации состоится 17 ноября 2010 г. в 1200 часов на заседании диссертационного совета Д 311.011.01 при Волгоградской государственной академии физической культуры по адресу: 400005, г. Волгоград, проспект Ленина, 78, ауд. 52.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Волгоградской государственной академии физической культуры.

Автореферат разослан «____» октября 2010 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета

профессор Москвичёв Юрий Николаевич

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. В нынешних непростых для российского общества социальных, экономических и политических условиях образование, особенно высшее, рассматривается как один из ведущих факторов социально-экономического прогресса (Б.С.Гершунский, 1993; М.В.Буланова-Топоркова, 2002; Ю.Мячин, 2007; В.Зернов, 2008). Перед высшим образованием, в том числе и высшим профессиональным образованием физкультурного профиля, ставится общая задача повышения качества (А.Г.Барабанов, 1996; В.Г.Кинелев, 2000; С.Г.Куртев, 2005; В.Садовничий, 2006; Г.Н.Пономарев, 2007; И.А. Григорьянц, 2007; С.А.Кореневский, 2008), а также выдвигаются принципиально новые частные задачи по формированию ценностных ориентаций, более гибкого мышления, критического отношения обучающих и обучаемых к себе, своим стереотипам и привычкам, формированию у будущих специалистов профессионально значимых личностных качеств (В.В.Афанасьев, 2001; В.К.Бальсевич, Л.И.Лубышева 2001; Н.Ю. Мельникова, 2005; Н.Сальников, С.Бурухин, 2008).

В высшей школе накоплен значительный опыт подготовки специалистов для сферы физической культуры и спорта (С.В.Дмитриев, 1988; И.П.Андриади, 1993; В.У.Агеевец, 1994; С.П.Евсеев, 1996; Л.П.Матвеев, 1997; Н.Н.Зволинская, В.И.Маслов, 2001; А.И.Исмаилов, 2006; И.А.Григорьянц, 2007). Установлено, что профессиональное образование в условиях вуза физической культуры имеет ряд специфических особенностей, понимание которых во многом обусловливает степень продуктивности этого процесса (В.А.Винник, В.А.Пономарчук, 1990; Л.И.Лубышева, 1991; А.Г.Барабанов, 1996; Н.Ю.Мельникова, 2005). Вместе с тем, имеются лишь единичные исследования, посвященные разработке методик повышения эффективности обучения в спортивно-педагогическом вузе (Е.Л.Белкин, 1982; С.А.Рыбалко, 1996; Л.В.Бянкина, 1999; В.А.Анисимова, А.Я.Найн, 2007).

Ведущие специалисты сходятся во мнении, что основным направлением оптимизации учебного процесса в высшем учебном заведении является активизация учебно-познавательной деятельности студентов, развитие субъектности студента как активного участника образовательного процесса (В.В.Давыдов, 1995; М.И.Махмутов, 1984; И.Я.Лернер, 1981; И.И.Ильясов, 1996; и др.). Исходя из этого, в последнее время активизировалась работа по внедрению в практику педагогических технологий, средств и методов обучения, направленных на активизацию учебно-познавательной деятельности студентов физкультурных вузов (В.У.Агееевец и др., 1994; Ю.А.Зубарев, А.И.Шамардин, 1995; Ж.К.Холодов и др., 1996; Н.Н.Никитушкина и др., 2001; А.И.Федоров, 2001; В.А.Магин, 2006). Однако этому препятствует недостаточно полный учет в наработанном педагогическом инструментарии психологических особенностей контингента студентов-спортсменов, наличия у них пробелов (лакун) в знаниях, сформированных на ступени среднего образования, игнорирование фактора стойкой недооценки студентами физкультурных вузов значимости гуманитарных и социально-экономических дисциплин (В.Д.Чепик, 1988; Е.Н.Радиковская, М.Г.Резниченко, 1993; В.У.Агеевец, 1994; В.Меськов, Ю.Татур, 2006; А. Балицкий, 2007; И.М.Быховская, 2008).

Можно с сожалением констатировать, что до настоящего времени еще не разработаны в достаточной мере обоснованные педагогические технологии активизации учебно-познавательной деятельности, адекватные психологическим особенностям контингента студентов-спортсменов, которые могли бы быть эффективно использованы в учебно-педагогическом процессе вузов физической культуры. В этой связи обоснование принципиальных подходов и последующая разработка подобных технологий представляется весьма актуальным направлением исследований.

Объект исследования – профессиональная подготовка физкультурно-спортивных кадров в вузах физической культуры.

Предмет исследования – технология активизации учебно-познавательной деятельности в вузах физической культуры на основе учета психологических особенностей студентов профильных специальностей (на примере социально-гуманитарной подготовки).

Цель исследования – разработка и экспериментальная апробация педагогической технологии активизации учебно-познавательной деятельности в вузах физической культуры, адекватной психологическим особенностям студентов профильных специальностей.

Гипотеза: эффективность образовательного процесса по профильным для вузов физической культуры специальностям будет существенно повышена, если: а) ведущим мотивом учебной деятельности станет познавательный интерес; б) мотивация к учебно-познавательной деятельности будет обеспечиваться учетом психологических особенностей студентов-спортсменов; в) приоритетной станет направленность на развитие когнитивных способностей обучаемых, формирование самостоятельности и способности к самообразованию.

Задачи исследования:

    1. Выяснить специфические особенности учебно-познавательной деятельности студентов профильных специальностей вузов физической культуры и определить ведущие факторы, обусловливающие ее эффективность.

    2. Изучить структуру учебно-познавательной деятельности студентов профильных специальностей вузов физической культуры и разработать оптимальную психолого-педагогическую модель ее активизации.

    3. Разработать технологию активизации учебно-познавательной деятельности, адекватную психологическим особенностям студентов профильных специальностей вузов физической культуры.

    4. Экспериментально проверить эффективность инновационной технологии активизации учебно-познавательной деятельности при обучении в вузе физической культуры по профильным специальностям.

Методы исследования: Для решения поставленных в исследовании задач были проведены анализ литературных данных и контент-анализ по исследуемой проблеме (изучение нормативных и программно-методических документов, анализ существующих учебно-методических материалов по социально-гуманитарным дисциплинам); использовано педагогическое наблюдение и обобщение педагогического опыта; применены диагностические (наблюдение, анкетирование, тестирование, опрос, беседа, педагогические интервьюирование), а также экспериментальные, констатирующий и формирующий педагогические эксперименты и статистические методы обработки полученных данных.

Использование методов исследования осуществлялось в соответствии с известными рекомендациями (А.В.Родионов, 1973, 1986; В.С.Магун, 1986; В.Л.Марищук, 1990; Д.Я.Райгородский, 2001; А.И.Исмаилов и др., 2001; Р.Римская, С.Римский, 2003; Л.Ф. Бурлачук, 2005; И.Н.Носс, 2005; и др.).

Методологическая основа исследования: концепция гуманизации и гуманитаризации образования (А.А.Касьян, Ю.В.Сенько, В.М.Розин, М.В.Ретивых, Н.В.Матяш, В.Д.Симоненко); основные положения общей теории обучения и воспитания (Ю.К.Бабанский, В.П.Беспалько, А.А.Вербицкий, М.А.Данилов, В.А. Караковский, В.В.Краевский, Н.В.Кузьмина, М.Е.Скаткин, И.С.Якиманская, В.А.Якунин); концепция непрерывного профессионального образования (Б.С.Гершунский и др.); современные педагогические технологии (В.П.Беспалько, Б.Т.Лихачев, Г.К.Селевко и др.); концепция активизации познавательной деятельности (В.В.Давыдов, М.И.Махмутов, И.Я.Лернер, В.Я.Ляудис, И.И.Ильясов и др.), идеи о путях и способах совершенствования физического воспитания в высших учебных заведениях (Л.Н.Акулова, В.И.Григорьев, В.А.Ермаков, А.И.Завьялов, А.В.Лотоненко, Т.В.Скобликова, В.В.Черняев, В.Г.Шилько).

Достоверность полученных результатов обеспечена надежностью методологической базы исследования, адекватностью использованных методов сформулированным задачам, репрезентативностью собранного эмпирического материала и корректностью его обработки.

Организация исследования

Исследование проводилось с участием студентов вузов физической культуры в 3 основных этапа:

На первом этапе (1999-2002 гг.) определялась общая концепция работы, проводилось изучение и анализ литературы по исследуемой проблеме; определялись особенности учебно-познавательной деятельности студентов вузов физической культуры и ведущие факторы, обусловливающие ее эффективность; осуществлен подбор адекватных методов и методических приемов исследования, проведен первый этап психодиагностического исследования; изучалась структура и разрабатывалась оптимальная психолого-педагогическая модель активизации учебно-познавательной деятельности студентов вузов физической культуры; разрабатывались технологические схемы и педагогические методы активизации учебно-познавательной деятельности, адекватные психологическим особенностям студентов вузов физической культуры.

На втором этапе (2003-2006 гг.) проводилось обобщение педагогического опыта; второй этап диагностического тестирования; устанавливалась степень взаимосвязи эффективности учебно-познавательной деятельности с изучаемыми психологическими особенностями; обоснована и разработана технология активизации учебно-познавательной деятельности; организован и проведен педагогический эксперимент для уточнения и отработки способов реализации инновационной технологии активизации учебно-познавательной деятельности при обучении в вузе физической культуры.

На третьем этапе (2006-2009 гг.) проанализированы результаты педагогического эксперимента для выяснения эффективности использования технологии активизации учебно-познавательной деятельности; обобщены экспериментальные материалы (проведена математическая обработка полученного экспериментального материала, его анализ и описание); уточнялась и корректировалась модель и технология активизации учебно-познавательной деятельности; подготовлен текст диссертации.

В исследованиях (анкетировании и опросах), помимо студентов Воронежского государственного института физической культуры, также приняли участие студенты Воронежского государственного университета, Воронежского государственного технического университета, Волгоградской государственной академии физической культуры и Великолукской государственной академии физической культуры.

Научная новизна результатов исследования:

– изучено влияние особенностей спортивной деятельности на формирование характера и направленности учебно-познавательной деятельности студентов вуза физической культуры;

– обоснована зависимость между психологическими характеристиками студентов-спортсменов и выбором адекватных им средств, приемов, форм и методов обучения;

– сформулированы принципы, позволяющие проектировать технологию обучения, адекватную психологическим особенностям студентов;

– разработана инновационная технология обучения, адекватная целям и задачам изучения гуманитарных дисциплин в физкультурном вузе – с одной стороны, а также психологическим особенностям контингента студентов профильных специальностей физкультурного вуза – с другой стороны.

Теоретическая значимость исследования заключается в выяснении возможностей и обосновании эффективности применения личностно-деятельностного и модульного подходов при разработке психолого-педагогической модели и технологии активизации учебно-познавательной деятельности, в расширении и дополнении дидактических положений представлениями о возможности комплексного воздействия на учебно-познавательную деятельность студентов-спортсменов путем использования в образовательном процессе специфических приемов, средств и упражнений, направленных на развитие важнейших для учебно-познавательной деятельности когнитивных способностей, формирование познавательных умений и навыков.

Практическая значимость исследованиясостоит в выявлении необходимых условий и оценке продуктивности внедрения экспериментальной технологии активизации учебно-познавательной деятельности, способствующей, как установлено, повышению эффективности учебного процесса, формированию познавательных умений и навыков, развитию когнитивных способностей и готовности к самообразованию будущих специалистов в сфере физической культуры и спорта. Инновационная технология успешно внедрена в процесс обучения студентов одной из дисциплин гуманитарного цикла. Осуществленные педагогические разработки могут быть исполь­зованы при обучении студентов физкультурных вузов другим дисциплинам гуманитарного цикла, а также прочим теоретическим дисциплинам учебных планов профильных специальностей, при повышении квалификации и профессиональной переподготовке специалистов в сфере физической культуры и спорта.

  1. Автореферат разослан октября 2010 г (1)

    Автореферат диссертации
    Актуальность исследования. Изменение политического и социального строя в России в конце ХХ века, возрождение многопартийности вызвали значительный рост исследовательского интереса к истории российских политических партий – противников
  2. Автореферат разослан сентября 2010 г

    Автореферат диссертации
    Защита диссертации состоится 05 октября 2010 г. в 1 часов на заседании диссертационного совета Д 311.011.01 при Волгоградской государственной академии физической культуры по адресу: 4 5, г.
  3. Автореферат разослан мая 2010 г

    Автореферат диссертации
    Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высше­го профессионального образования «Волгоградский государственный медицинский уни­верситет» Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию РФ.
  4. Автореферат разослан ноября 2010 г

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 20 декабря 2010 г. в 12.00 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.162.05 при ГОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет» по адресу: 603022, Нижний Новгород, ул.
  5. Автореферат разослан января 2012 года

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 29 февраля 2012 г. в 1030 на заседании диссертационного совета Д.311.011.01 при Волгоградской государственной академии физической культуры по адресу: 4 5, г.
  6. Автореферат разослан февраля 2012 года

    Автореферат диссертации
    Защита состоится «22» марта 2012 года в 15 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.162.06 при ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет» по адресу: 603950, г.
  7. Автореферат разослан 12 сентября 2011 г

    Автореферат диссертации
    Диссертационная работа выполнена на кафедре физического воспитания и спорта ГОУВПО «Воронежский государственный архитектурно-строительный университет».
  8. Автореферат разослан 13 октября 2004 г

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 19 ноября 2004 г. в 14 ч. 30 мин. на заседании диссертационного совета Д.003.001.02 при Институте экономики и организации промышленного производства СО РАН по адресу: 630090, Новосибирск, проспект Академика Лаврентьева 17, конференц-зал.
  9. Автореферат разослан 15 октября 2010 г

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 16 ноября 2010 года в 9 часов на заседании совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 003.052.01 при Иркутском институте химии им.

Другие похожие документы..