1. общие требования к оформлению чертежей приборных устройств лист Проектирование приборного устройства начинают с разработки его кинематической схемы. На ли

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ЧЕРТЕЖЕЙ ПРИБОРНЫХ УСТРОЙСТВ

Лист 1. Проектирование приборного устройства начинают с разработки его кинематической схемы. На листе приведены условные графические изображе­ния элементов приборных устройств (ГОСТ 2.7?70—68)

для построения кинематических схем в ортогональной проекции.

Лист 2. На листе приведены условные графические изображения элементов приборных устройств. (ГОСТ 2.770—68) для построения схем в аксонометри-

ческой проекции и примеры оформления кинематиче­ских схем: привода лентопротяжного механизма (рис. 1), электросекундомера (рис. 2) и механизма настройки радиоэлектронного устроЯтва с гибкой связью (рис. 3).

Лист 3. Основные типы и примеры использования крепежных винтов показаны на рис. 1, ал, невыпа­дающих винтов различных конструкций — на рис. 2, установочных винтов — на рис. 3.

На рис. 4 показаны примеры использования крепеж­ных гаек различных конструкций:' формы и размеры шестигранных гаек нормальной (ГОСТ 5915—70) и повышенной (ГОСТ 5927—70) точности (рис. 4, а); пример использования шестигранной гайки (рис. 4, б); применение гайки уменьшенной высоты по ГОСТ 5916—70 или ГОСТ 5929—70 для крепления на щитах управления тумблеров (рис. 4, в); использование на­кидной шестигранной гайки в ниппельных соединениях и сальниковых устройствах (рис. 4, г); колпачковые гайки с глухим резьбовым отверстием (рис. 4, д); круглые гайки е накаткой для отвинчивания и навин­чивания от руки по ГОСТ 14726—69 (рис. 4, е); круглая гайка со шлицем по ГОСТ 10657—73 (рис. 4, ж); круг­лая гайка с четырьмя боковыми шлицами (рис. 4, и) Три отверстиями по ГОСТ 8381—73 (рис. 4, к); круг­лая гайка с торцовыми отверстиями по ГОСТ "6393—73 (Рис. 4, л); гайка-барашек по ГОСТ 3032—76 (рис. 4, м).

На рис. 5—8 показаны резьбовые соединения, в ко-торых самоотвинчивание предотвращается за счет:

создания повышенного трения в резьбе с помощью онтргайки (рис. 5, а); стягивающего винта (рис. 5, б); кладыша из мягкого материала (рис. 5, в); завальцо-'Энного пластмассового кольца (рис. 5, г);

Упругих свойств дополнительных деталей: винтовой адлиндрической пружины (рис. 6, а); разрезной пру-

Шайб°ИШаЙбЫГ'ОСТ640270ис- б> б); фасонной (рис Hfi °i наРУжньши или внутренними зубьями

• °, е); упругой фасонной шайбой (рис. 6, г); ^айб Стическ°й деформации дополнительных деталей: По к ' с ДвУмя лапками, одну из которых отгибают стоппп '?етали> а вторую — на грань гайки (рис. 7, а); (рис 7^ШаЙбыСнаРУжным концом (ГОСТ 11872—73) ст°порной шайбы с усиками (рис. 7, е); СВязУющих веществ (лаков, красок,

2. СОЕДИНЕНИЯ

Типы штифтов, применяемых в приборостроении, и соответствующие стандарты приведены на рис. 1, ал.

На рис. 2 даны типовые соединения деталей цилин­дрическими штифтами: по плоскости, что необходимо при многократной сборке и разборке (рис. 2, а); по цилиндру для соединения вала со ступицей детали, насаженной на него (рис. 2, б). Пружинное кольцо предохраняет штифт от выпадения при вибрациях, толчках и ударах.

На рис. 3 показаны примеры использования кони­ческих штифтов для соединения деталей: по плоскости (рис. 3, а); по цилиндру с пружинными кольцами (рис. 3, б); разводным коническим штифтом (рис. 3, в); коническими штифтами с внутренним резьбовым отвер­стием; коническими штифтами с резьбовой цапфой (рис. 3, г); резьба используется для удаления штифта при разборке соединения. Примеры применения на-сечных штифтов даны на рис. 4, а, б, в, пружинного штифта — на рис. 5. Штифты, запрессованные в обод колеса, как это показано на рис. 6, служат зубцами для отверстий перфорации пленки, ленты и т. п.

На рис. 7 даны основные типы шпонок, применяе­мых в приборостроении.

На рис. 8 показаны примеры применения шпонок: обыкновенных призматических для неподвижного со­единения деталей (рис. 8, а); сегментных для неподвиж­ного соединения (рис. 8, б); направляющих призмати­ческих для подвижного соединения деталей (рис. 8, б); скользящей шпонки с цилиндрической головкой (рис. 8, г); скользящей с двумя выступами по краям (рис. 8, д); цилиндрических (шпонок-штифтов) для неподвижного соединения (рис. 8, е).

На рис. 9 представлены примеры типовых байонет-ных соединений: со штифтом, где прочность соединения обеспечивается за счет сил трения, для чего в охваты­вающей цилиндрической детали, изготовленной из упругого материала, предусматривают прорезь (рис. 9, а); с затяжкой с помощью клина = 3—5°),

торах соединяемых деталей, которые поворачивают от­носительно друг друга на угол 40—60° (рис. 9, г); при помощи винтов, которые часто используются для соединения деталей по плоскостям, при этом в прорези выполнено отверстие для прохождения головки винта, что обеспечивает быструю сборку и разборку соедине­ния (рис. 9, д).

Лист 5. На рис. 1 показаны элементы соединения пружинными кольцами: запорными (рис. 1„а) шайбами установочными (шиберами) (рис. 1, б); внутренними концентрическими (рис. 1,в); внутренними эксцентри­ческими (рис. 1, г}; наружными концентрическими (рис. 1, д); наружными эксцентрическими (рис. 1, е),

На рис. 2 показаны типовые примеры соединений заформовкой металлических деталей в металл при круг­лой и стержневой арматуре (рис. 2, а—в); металличе­ских деталей в пластмассы (рис. 2, ге); металличе­ских деталей в резину (рис. 2, ж); металлических де­талей в стекло (рис. 2, и, к).

Схемы и примеры соединений развальцовкой и за--вальцовкой показаны на рис. 3, аг и 4, ад соот­ветственно.

На рис. 5 представлены схема и примеры конструк­ций соединений запрессовкой по гладким поверхно­стям; схема соединения (рис. 5, а); деталь с упорным буртиком (рис. 5, б, д); гладкая деталь с упором на торец (рис. 5, в); соединение заподлицо (рис. 5, г); размеры /mln и dуказаны на графике.

На рис. 6 показаны соединения запрессовкой, не­подвижность которых осуществляется рифлением (на­каткой) поверхности вала; схема соединения (рис. 6, а); способы увеличения прочности соединения при запрес­совке для деталей малой ширины показаны на рис. 6, б, в, г.

Лист 6. Крепление неответственных оптических деталей приклеиванием показано на рис. 1, ав. Примеры крепления некруглых защитных стекол лри-ведены на рис. 2, а, б — планками, на рис. 2, в — с помощью паза типа «ласточкин хвост». Крепление

ri^t^T^OTT /-^чгтттапт^тэ Ti сют^ст п а тт W а л/г н /г\тхг* QnF\\ RttI-ТТЯЛ/т

ли механической

Универсальный редуктор типа УРД с двигателем [ИД-05 (рис. 4) предназначен для использования следящих системах авиационных приборов и авто-;атики. В редукторе возможно получение 37 переда-очных чисел в диапазоне от 18 до 8192 при одних тех же платах с помощью различных сборочных диниц (трибок с зубчатыми колесами). Для установки едуктора в приборе в платах предусмотрены по че-ыре отверстия: два для фиксации редуктора штифтами : два для крепления его винтами. В редукторах подоб-:ого типа (с нерегулируемым межосевым расстоянием) ,ля обеспечения правильного зацепления мелкомодуль-;ых колес (т = 0,2-=-0,3 мм) необходимо выполнить юординаты отверстий с точностью до +{0,02—0,03) мм, шероховатость посадочных поверхностей —• по 8-му :лассу. Отверстие в платах делают при помощи калиб-ювочных штампов, а сами платы—штамповкой-выруб-:ой. Валики в отверстия плат устанавливают по по-.адке с зазором.

Лист 29. На рис. I, а показана конструкция чер­вячного редуктора на одной общей плате 1 с кронштей-шми 2, 3 и 5. Кронштейны и плата изготовлены из шюминиевого сплава Д16Т. Червячное колесо 8 вра-цается в подшипниках скольжения, изготовленных из гатуни ЛС 5,9-1 и запрессованных в плату 1 и крок-птёйн 2. Вращение от электродвигателя 7 на червяк 4 тередается с помощью поводковой муфты 6. Крон-тгтейны 3 я 5 закреплены на плате 1 винтами 9. Кон­струкция применяется при макетировании.

Конструкция червячного редуктора с корпусом, выполненным механической обработкой, показана на рис. 1,6, ас литым корпусом —• на рис. 1, в.

Планетарные механизмы применяют для получения малогабаритных конструкций. На рис. 2, а показана конструкция, применяемая в коробках скоростей осцил­лографов. Корпус редуктора 6 вместе с крышкой 8 и ведущим валом представляет собой водило, которое может вращаться (на нодшидииках) относительно кор­пуса коробки скоростей. В корпусе-водиле редуктора на подшипниках 4, 5 и 9 размещены центральные ко­леса 3 и 10 и блок сателлитных колес 7. Механизм ре­дуктора имеет два положения: 1)-диск 1 электро­магнитной фрикционной муфты прижат к корпусу 6 (плоскость Л) пружиной 2. В этом случае центральное колесо 10 неподвижно соединяется с водилом и поэтому скорости вращения ведущего и ведомого валов стано­вятся одинаковыми; 2) при замыкании электрической цепи фрикционной муфты происходит сцепление диска 1 с корпусом коробки скоростей, поэтому центральное колесо 10 станет неподвижным и планетарная передача вступает в действие.

На рис. 2, б показан планетарный редуктор, кото­рый применяется в узле фокусировки аэрофотосъемноч-ного аппарата. На валу электродвигателя имеется зуб­чатое колесо (на рисунке не показано), которое при сборке вводится в зацепление одновременно с тремя сателлитами 3 водила 1. При вращении вала электро-

водило /. Центральное зубчатое колесо водила 1 через его сателлиты передает движение водилу 7, а затем и водилу 8, которое жестко соединено с выходным ва­лом 11 штифтом 10. При этом водила 1, 7 и 8 снижают поочередно скорость вращения вала электродвигателя до расчетной величины. Сателлиты водила 1, имеющие большие угловые скорости, устанавливают на шарико­подшипниках 4, которые фиксируют кольцом 2 и втул­кой 6 на оси 5.

Волновые редукторы применяют в приборах различ­ного назначения. На рис. 3, а показан малогабарит­ный волновой редуктор с двухволновым 'механическим генератором свободной деформации. Генератор состоит из ведущего валика 1, изготовленного заодно с попе­речиной 2, на которой на двух осях-эксцентриках 3 посажены два радиальных шарикоподшипника. По­воротом осей-эксцентриков выбирается радиальный за­зор в зацеплении. Конструкция проста и техноло­гична.

Малогабаритный мотор-редуктор с конической вол­новой передачай и активной диафрагаой (рис. 3, б) предназначен для передачи вращения в герметизиро­ванное пространство. Волновой редуктор и электро­двигатель 1 смонтированы в едином корпусе 5. Валик электродвигателя 1 приводит в движение генератор, состоящий из торцового кулачка 2 и промежуточной втулки 3, на которой фиксируется обойма упорного подшипника 4. Шарики этого подшипника давят на ведущее зубчатое колесо 7 (z = 80), установленное на шарнирном подшипнике скольжения 6, обеспечивая зацепление с ведомым колесом 9. К зубчатому колесу 7 приварен сильфон 8. Правая часть сильфона приварена к крышке 11 корпуса редуктора. Сильфон разграни­чивает две зоны —• вакуумную и атмосферную. Ведомое зубчатое колесо 9 (z = 79) выполнено беззазорным и закреплено на валике 12, установленном в подшип­никах 13. Возникающие осевые усилия в механизме воспринимаются упорным подшипником 10.

Волновой редуктор с двумя деформируемыми зуб­чатыми колесами (рис. 3, в) состоит из двухволнового генератора / принудительной деформации с гиким под­шипником 2. Гибкое колесо 3 выполнено в виде тонко­стенного стакана и имеет неподвижное соединение с ведомым валиком 5. Опорное колесо 4 при помощи фланца закреплено неподвижно в корпусе редуктора, 6. В процессе работы генератор волн деформирует гибкое и частично опорное колесо, создавая тем самым необ­ходимые условия для равномерного распределения нагрузки между зонами зацепления. Влияние эксцен­триситета зубчатых колес и кулачка генератора в рас­сматриваемой конструкции исключается.

На рис. 3, г показан малогабаритный фрикционный конический волновой редуктор, предназначенный для лентопротяжного механизма. Электродвигатель 1 и фрикционный конический редуктор смонтированы в кор­пусе, состоящем из двух частей 2 к 9. Валик электро­двигателя 1 с закрепленным на нем генератором, состоя-

,..-,,., ,„г, т,„„г,^г„т1гтипг'г1 попики .4 и ТТ1ЯПНИПНПГО ПОЛ-

чивания колесо 4 фиксируется двумя эластичными эле­ментами 5. Ведомое коническое колесо 7 закреплено на выходном валике 8. Передаточное отношение редук­тора и = 100.

Лист 30. Комбинированный редуктор с использо­ванием разных типов передач показан на рис. 1. На рис. 2 приведена конструкция двухступенчатого мотор-редуктора с использованием цилиндрической зубчатой и волновой передач. На валике электродвигателя 1 закреплено зубчатое колесо 3 (z = 28, т = 0,03 мм), ко­торое при помощи трех промежуточных колес 9 передает вращение на зубчатое колесо 6 с внутренними зубьями.

Особенностью колеса 6 является то, что по наруж­ному диаметру оно представляет собой эллиптический кулачок двухволнового генератора принудительной деформации, на который насажен гибкий подшипник 5. Генератор деформирует неподвижно закрепленное гиб­кое колесо 2 и вводит его в зацепление с жестким коле­сом 4, изготовленным заодно с выходным валиком 7, на котором закреплена шестерня 8 (г = 14, т = 0,8). Малоинерционность редуктора достигается применением в первой ступени зубчатых колес с малыми диаметрами окружностей колес.

На рис. 3 показана конструкция мотор-редуктора с зубчатой планетарной передачей и волновой зубчатой передачей. Микроэлектродвигатель 1 закрепляют на корпусе 2. На валике электродвигателя установлена втулка 3,, с помощью которой передается вращение ва­лику 4, имеющему зубчатый венец-трибку. Трибка входит в зацепление с тремя зубчатыми колесами-са­теллитами. Каждый сателлит представляет собой ци- ' линдрический блок 6, состоящий из зубчатого колеса с цилиндрическим роликом, закрепленным на валике-7. Валик с закрепленным сателлитом свободно вращается в двух подшипниках, установленных в корпусе водила 5. Водило 5 с тремя роликами цилиндрического блока 6 является трехволновым генератором свободной дефор­мации. Ролики деформируют гибкое колесо 9 и вводят его в зацепление с жестким неподвижным колесом 8. Гибкое колесо соединяется с выходным валиком 10. Внутри гибкого колеса на участке зубчатого венца запрессовано гибкое кольцо 11. Описанная конструкция применена в лентопротяжном механизме.

Конструкция и кинематическая схема двухшкаль-ного механизма потенциометрической следящей си­стемы (рис. 4) включает одноступенчатый волновой зуб­чатый редуктор 1 (ВЗР) с неподвижным гибким колесом и генератором волн свободной деформации. На выход­ном валу ВЗР закреплено колесо 7, которое с помощью колеса 2 приводит во вращение валик. Правый конец валика установлен в подшипнике неподвижного цен­трального колеса 4 планетарной передачи. На водиле закреплена шкала точного отсчета (ШТО) 5. Шкала грубого отсчета (ШГО) 3 закреплена на зубчатом ко­лесе. На выходном валике, соединяемом муфтой 6 с исполнительным элементом аппарата, установлено-зубчатое колесо. Для повышения точности установки исполнительного элемента в механизме применяется/

  1. Методические указания дипломникам, выполняющим проектирование по кафедре «аэрокосмических систем ориентации, навигации и стабилизаци»

    Методические указания
  2. Федеральная целевая программа «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года». Государственный заказчик Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг России) (3)

    Программа
    2.ФГУП «Летно-исследовательский институт им. М.М.Громова», г. Жуковский, Московская область по объекту «Реконструкция и техническое перевооружение экспериментальной аэродромной базы» - 1 база.
  3. Система нормативных документов в строительстве свод правил по проектированию и строительству общие положения по проектированию и строительству газораспределительных систем из металлических и полиэтиленовых труб

    Документ
    1. Разработан коллективом ведущих специалистов ОАО "ГипроНИИгаз", АО "ВНИИСТ", ОАО "МосгазНИИпроект", ОИ "Омскгазтехнология", ЗАО "Надежность", Госгортехнадзора России, Госстроя России
  4. Гический словарь институт "открытое общество" мегапроект "Пушкинская библиотека" книги для российских библиотек москва педагогика-пресса 1999

    Документ
    В словарь включено более 1200 статей, раскрывающих содержание терминов и понятий практически из всех разделов психологии (об­щей, возрастной, медицинской, инженерной, педагогической и т.
  5. Федеральная целевая программа «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года». Государственный заказчик Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг России) (4)

    Программа
    2.ФГУП «Летно-исследовательский институт им. М.М.Громова», г.Жуковский, Московская область по объекту «Реконструкция и техническое перевооружение экспериментальной аэродромной базы» - 1 база.
  6. Удк 658. 5: 621(075. 8) Ббк 65. 304. 15-80я73 Н73 (2)

    Документ
    д-р экон. наук, проф. кафедры Экономики и управления научными исследованиями, проектированием и производством Белорусской государственной политехнической академии;
  7. К содержанию отчета по обоснованию безопасности

    Содержательный отчет
    Внесены Изменения № 1 от 1 июня 1996 г., от 20 декабря 2005 г. № 13 по Постановлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
  8. Федеральная целевая программа «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года». Государственный заказчик Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг России) (1)

    Программа
    - «Техническое перевооружение и реконструкция научно-испытательной, опытной и производственной базы по аэродинамике и прочности, 1-й этап» - 1 участок.
  9. Практическая работа N12-6 система воздушных сигналов свс-72-3

    Практическая работа
    Курсовым называется трехстепенной астатический гироскоп с вертикально расположенной осью наружной рамы. Главная ось курсового гироскопа находится в горизонтальной плоскости и занимает произвольное по отношению к осям ЛА положение,

Другие похожие документы..