1. общие требования к оформлению чертежей приборных устройств лист Проектирование приборного устройства начинают с разработки его кинематической схемы. На ли

многооборотный потенциометр (ПП).

Лист 31. Односкоростной механизм плавной на­стройки (рис, 1) собирают в корпусе, состоящем из основания 1 и платы 2. Движение от электродвигателя 3 через пары зазоровыбирающих колес 45, 6—7, 89 передается на конденсатор переменной емкости (КПЕ) Ю, на оси которого установлена шкала 11 и кулачок 12, служащий для аварийного выключения системы в край­них положениях с помощью микрокнопки 13. Движе­ние на тахогенератор 14 передается с зубчатого ко­леса 6 через зазоровыбирающее колесо 15. Питание на механизм подается через распаечную колодку 16. Тахо-генератор в системе является датчиком скорости, обес­печивающим лучшую устойчивость системы при ра­боте ее на повышенных скоростях. Погрешность элек­тромеханической системы настройки лежит в преде­лах АФМ = (5-^-15)'.

Конструкция редуктора азимута с реверсом выход­ного вала / (рис. 2) без реверса электродвигателя 6 обеспечивается включением зубчатых колес 8 или 10 с помощью соответствующей порошковой муфты 4 или 5. В результате соединенное с ними колесо 2 получает необходимое направление вращения. Зубчатые ко­леса 7 и 9, 8 и 10 имеют одинаковые параметры. С ва­лом 3 двухступенчатой ускоряющей передачей связан тахогенератор 11, входящий в систему обратной связи. Время реверсирования t = 0,1-4-0,05 с.

Потенциометрический редуктор показан на рис. 3. В цепи привода этого редуктора использован типовой редуктор 1 с электродвигателем типа ДИД-0,5. На осях /// и Vустановлены сдвоенные потенциометры 2 и 3 типа ПТП, соединенные между собой зубчатыми ко­лесами. Корпус редуктора — двухплатный. Платы 4 и 5 изготовлены из алюминиевого сплава, стойки 6 — из стали. Валики /—Vсмонтированы на шарико­подшипниках с буртиками па внешних кольцах. Для защиты от внешних воздействий механизм закрыт ко­жухом 7. На верхней плате редуктора установлены кон­денсатор типа МБМ для включения в цепь питания _электродвигателя, контактный лепесток для заземле­ния и монтажная колодка.

Лист 32. Универсальный редуктор рассчитан на привод от двигателя ДИД-0,5 ТА и имеет при малых габаритах диапазон передаточных отношений — от 31,3 до 33 077. Передаточные отношения обеспечиваются соответствующим набором узлов (3—10) — трибки с ше­стерней. При больших передаточных отношениях на­пряжение трогания двигателя с этим редуктором не более 0,6 В.

Редуктор собран на трех деталях 11, 12, 13, которые штифтуются штифтом 14 0 Iмм и скрепляются вин­тами Ml,7 (поз. 15). Для увеличения срока службы редуктора ось трибки (поз. 3) установлена на камне-вых подшипниках (поз. 2). На выходной оси редук­тора (поз. 1) установлено беззазорное зубчатое колесо.

Для соосной базировки элемента со стороны выход-

механических узлов, заключенных в однотипные кор­пуса, соединительные муфты, стаканы с одинаковыми присоединительными размерами (рис. 1, а, в, г; 2). При их использовании можно повысить надежность, сокра­тить сроки разработки и изготовления, упростить кон­струирование, настройку и макетирование разрабаты­ваемого изделия.

ЭлММ выполняют в виде параллелепипеда (рис. 1, а, д) или тела вращения (рис. 1, в). Прямоуголь­ные корпуса могут соединяться как по боковым, так и по торцовым поверхностям (рис. 1, б). Узел из мо­дулей крепят на плате с помощью лап на соединитель­ных стаканах (рис. 3, е). При применении в узле ком­плектующих изделий (двигатели, сельсины и т. п.) их соединение с другими ЭлММ выполняется с помощью переходных стаканов (рис. I—3).

На рис. 1, е, ж, и приведены примеры принципиаль­ной и кинематической схем и компоновочный чертеж электромеханического устройства (ЭМУ) генератора пилообразного напряжения. Приставка для торцового соединения универсального редуктора с другими ЭлММ показана на рис. 3, а. Конструкция люфтовыбирающего редуктора приведена на рис. 3, б. Выбор люфта в зуб­чатом зацеплении редуктора осуществляется переме­щением вдоль своей оси подвижных конических зубча­тых колес с помощью набора прокладок.

В конструкции (рис. 3, б) возможно получение 15 типов мультипликаторов с передаточными отноше­ниями и = 2,454-^15,6 за счет соответствующего вы­бора сочетаний зубчатых колес и трибок. Колеса зуб­чатые цилиндрические (рис. 3, г) служат в качестве промежуточных звеньев при передаче вращения от привода к исполнительным звеньям. Колеса разрабо­таны двух типов с модулем т = 0,5 мм: обычные (г = = 72; z = 88) и зазоровыбирающие (г = 72 и г — 88).

Универсальный редуктор для двигателей ДИД-1, ДИД-2, ДГ-1, ДГ-2 показан на рис. 3, д. Универсаль­ность редуктора заключается в том, что технологически в одном корпусе в зависимости от заранее заданных сочетаний трибок и зубчатых колес без дополнительной механической обработки можно получить 99 типов редукторов с передаточными отношениями от 19,8 до 98 014,618. Механизм возврата показан на рис. 2. Возврат валика механизма в исходное или нулевое положение осуществляется пружиной кручения при снятии момента с оси привода. Максимальный угол поворота валика 165° + 5°.

Лист 34. Механизм предохранительный в модульном исполнении (рис. 3) предназначен для ограничения углов поворотов валиков за счет размыкания электри­ческой цепи с помощью микровыключателя МП-12 и кулачкового устройства.

Установочные механизмы (рис. 1, 2) предназначены для получения различных электрических импульсов в зависимости от угла поворота валика данного модуля. В программном механизме (см. рис. 1) получение раз-

ЛИЧНКТУ ПО ПГ»ОЛ/Т(=ЧТТхГ 1Л\ЛП17 ГТТ^РПТ* ТТПРТЫГЯРТГа ПШТЛДР^РНТЛРМ

прп uptj/i^iojciuivi ^*j п^ич^^ш^шхл wi ^ до 360°, погрешность угла замыкания и размыкания микропереключателя — не более 3°. На рис. 2 показан механизм согласования. Получение углового смещения электрических импульсов достигается перемещением по углу подвижного переключателя МП-12 относи­тельно неподвижного. Угол замыкания МП-12 равен 10°, погрешность замыкания и размыкания микропере­ключателя — 3°.

Крестовые муфты согласования (рис. 4, а, б) ис­пользуют для соединения элементов передачи.

Основные технические данные ЭлММ сведены.в таб­лицу, приведенную на листе.

Лист 35. Винтовые механизмы. Применение винто­вого механизма для продольного смещения столика показано на рис. 1. Отсчетный барабан 4 жестко свя­зан винтом 5. При вращении барабана винт переме­щает конусообразную деталь 6 в направляющей втулке 3. На конусную поверхность детали 6 опирается палец 2, с которым связан предметный столик /. В ука­занном механизме винт одновременно совершает вра­щательное и поступательное движения.

В конструкции механизма, представленного на рис. 2, вращательное движение'барабана преобразовы­вается в поступательное движение гайки-каретки. Ба­рабан 1 со спиральной канавкой 3 установлен на оси в кронштейне 2. В канавку входит штырь 8 каретки 4. Штырь вращается в насыпном подшипнике 7, шарики удерживаются от выпадания втулкой 10, которая фиксируется гайкой 9. Каретка 4 перемещается пс направляющим 6 при помощи роликов 5. Винтовой механизм может работать от механического привода.

На рис. 3 показаны типовые конструкции дифферен­циальных винтовых механизмов. Ходовой винт 2 (рис. 3, а) имеет две резьбы с разными шагами Р] и Р2 одинакового направления. Гайка 3 неподвижна,

При вращении винт 2 поступательно перемещается пс резьбе Р2. Вместе с винтом относительно его резьбь с шагом Ргпоступательно в направляющих 4 переме­щается и каретка /. Таким образом каретка 1 сме­щается вместе с ходовым винтом по резьбе Р2 и в об­ратном направлении по резьбе Рг. Следовательно, сум­марное перемещение каретки пропорционально раз­ности шагов Pz — Р^ Это позволяет получить весьмг малые линейные перемещения каретки при относи­тельно большом угле поворота ходового винта.

Особенностью конструкции дифференциального вин­тового механизма, представленного на рис. 3, б, яв ляется выполнение двух резьб с различными шагами Р-и Р2на одной втулке. Втулка служит ходовым винтои для резьбового соединения с шагом Рх и одновременнс является гайкой для резьбового соединения с шагом PzВ результате конструкция винтового механизма яв ляется более компактной.

Применение винтового механизма в конструкция> регулируемых ножек приборов показано на рис. 4 / Спис. 4. а) ввеотывают в основание прибора «!

мую к винту при помощи штифта 5.

На рис. 4, в сферический конец винта опирается на сферическую выемку з башмаке. Шарнирное соеди­нение обеспечивает самоустанавливаемость ножки; го­ризонтальное положение основания прибора возможно даже при наклонах поверхности стола вида 3—5°.

Применение винтового механизма в регулируемой стойке показано на рис. 5. Грубое вертикальное пере­мещение стойки осуществляется ручной установкой штанги 2 в направляющей втулке 3 с закреплением в от­регулированном положении винтом /. Точное верти­кальное перемещение стойки осуществляется враще­нием гайки 4, перемещающей по резьбе втулку 3 вместе со штангой 2. Стопорный винт 5, входя в паз втулки 3, предохраняет ее от проворачивания.

На рис. 6 представлены конструкции типовых устройств для выборки зазора в винтовых соединениях радиальным способом по среднему диаметру резьбы. Гайка 1 полностью разрезана (рис. 6, а) и четыре винта 3 обеспечивают охват разрезной гайкой ходового винта 2. Винт 4 — стопорный. Для более равномерной выборки зазора по всей окружности резьбы ходового винта используют разрезные гайки типа цанги (рис. 6, б). Пример применения гайки-цанги показан на рис. 3, а (гайка 3).

Зазоровыбирающие устройства, обеспечивающие однопрофильное замыкание в резьбе бинтовых меха­низмов, выполняют при помощи пружин сжатия или растяжения. Примеры подобных устройств показаны на рис. 1 и на рис. 3, а.

На рис. 7 показаны типовые конструкции устройств, обеспечивающих выборку осевого зазора в обе стороны при одновременном контакте правых и левых профилей резьбы ходового винта. Кронштейн 2 (рис. 7, а) наде­вают на ходовой винт 4, & .две полугайки 1 и 3 навин­чивают на ходовой винт до упора в кронштейн. Положе­ние гаек фиксируют стяжными винтами 5. Эти полу­гайки действуют в противоположные стороны вдоль оси винта, как бы растягивая его. На рис. 7, б пока­зано аналогичное устройство, но в качестве элемента, устраняющего осевой зазор, применена резиновая шайба 4, затяжка которой осуществляется гайкой 2. Для фиксации величины затяжки на образующей гайки 2 выполнено рифление, куда входит зуб защелки/. Металлическая шайба 3 -предотвращает скручивание резиновой шайбы 4.

Устройство, обеспечивающее выборку осевого за­зора посредством сжатия витков ходового винта, показано на рис. 7, в — жесткое, а на рис. 7, г — упру­гое; усилие пружины 2 регулируется винтом 1.

На рис. 8 показаны устройства выборки зазора в резьбе с помощью двухрезьбовой втулки 2. ' При вывинчивании двухрезьбовой втулки 2 из гай­ки / (рис. 8, а), имеющей разные шаги Р1и Р2, соз­дается усилие растяжения для витков винта 3, а при

14

ст до. пыоор типа рычага рычажно-шарнирного механизма производится по табл. 1.

Таблица 1

Тип рычага

Рисунок

Осевая жест­кость

Попе­речная жест­кость

Масса

Техно­логич­ность

Стержневой Пластинчатый Объемный Профильный

1, а 1, б 1, в и г \,д

++ +++

+++

+++

+ + + + +

+

+ + + + +

+

Примечание. Наиболее предпочтительный вариант обо­значен + + + •

На рис. 2 представлены конструктивные варианты соединения рычагов (d— диаметр оси).

Регулировка передаточного отношения рычажно-шарнирного механизма осуществляется изменением ра­бочих длин рычагов. В пластинчатом рычаге делают несколько отверстий для возможного соединения с дру­гим пластинчатым (рис. 3, а) или со стержневым (рис. 3, б) рычагом. Иногда на пластинчатом рычаге делают петлю (рис. 3, в), деформируя которую изме­няют рабочую длину рычага. Осевая жесткость рычага при этом уменьшается. Лучшим, но более сложным является вариант, приведенный на рис. 5. Большой чувствительностью регулировки характеризуется ва­риант на рис. 6, в котором для перемещения винта-оси / используется регулировочный винт 2, передви­гающий ползун 4 в прорези рычага 3. После регули­ровки соединение закрепляется гайкой 5. Для измене­ния длин объемных рычагов применяют винтовой за­жим (рис. 4). Перемещением стержня /. в отверстии хомута 3 при ослабленном винте 2 регулируют- раз­мер L.

Толкатель синусного 'механизма может быть выпол­нен ступенчатым (рис. 7, а), гладким (рис. 7, б), а при больших перемещениях — составным (рис. 7, б). Рычаг может быть пластинчатым (рис. 7, а), стержневым (рис. 7, б, в} и объемным (рис. 9).

  1. Методические указания дипломникам, выполняющим проектирование по кафедре «аэрокосмических систем ориентации, навигации и стабилизаци»

    Методические указания
  2. Федеральная целевая программа «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года». Государственный заказчик Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг России) (3)

    Программа
    2.ФГУП «Летно-исследовательский институт им. М.М.Громова», г. Жуковский, Московская область по объекту «Реконструкция и техническое перевооружение экспериментальной аэродромной базы» - 1 база.
  3. Система нормативных документов в строительстве свод правил по проектированию и строительству общие положения по проектированию и строительству газораспределительных систем из металлических и полиэтиленовых труб

    Документ
    1. Разработан коллективом ведущих специалистов ОАО "ГипроНИИгаз", АО "ВНИИСТ", ОАО "МосгазНИИпроект", ОИ "Омскгазтехнология", ЗАО "Надежность", Госгортехнадзора России, Госстроя России
  4. Гический словарь институт "открытое общество" мегапроект "Пушкинская библиотека" книги для российских библиотек москва педагогика-пресса 1999

    Документ
    В словарь включено более 1200 статей, раскрывающих содержание терминов и понятий практически из всех разделов психологии (об­щей, возрастной, медицинской, инженерной, педагогической и т.
  5. Федеральная целевая программа «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года». Государственный заказчик Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг России) (4)

    Программа
    2.ФГУП «Летно-исследовательский институт им. М.М.Громова», г.Жуковский, Московская область по объекту «Реконструкция и техническое перевооружение экспериментальной аэродромной базы» - 1 база.
  6. Удк 658. 5: 621(075. 8) Ббк 65. 304. 15-80я73 Н73 (2)

    Документ
    д-р экон. наук, проф. кафедры Экономики и управления научными исследованиями, проектированием и производством Белорусской государственной политехнической академии;
  7. К содержанию отчета по обоснованию безопасности

    Содержательный отчет
    Внесены Изменения № 1 от 1 июня 1996 г., от 20 декабря 2005 г. № 13 по Постановлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
  8. Федеральная целевая программа «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года». Государственный заказчик Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг России) (1)

    Программа
    - «Техническое перевооружение и реконструкция научно-испытательной, опытной и производственной базы по аэродинамике и прочности, 1-й этап» - 1 участок.
  9. Практическая работа N12-6 система воздушных сигналов свс-72-3

    Практическая работа
    Курсовым называется трехстепенной астатический гироскоп с вертикально расположенной осью наружной рамы. Главная ось курсового гироскопа находится в горизонтальной плоскости и занимает произвольное по отношению к осям ЛА положение,

Другие похожие документы..