Основная общеобразовательная программа муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №20 «Кузнечик»

СОГЛАСОВАНО:

Председатель Совета педагогов

ДОУ № 20 «Кузнечик»

_________ М.В.Новожилова

«___»_______201__г.

УТВЕРЖДАЮ Заведующая ДОУ № 20 «Кузнечик» ________________ Л.А. Лобжанидзе

«___» ___________201__г.

ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

муниципального дошкольного образовательного учреждения

детский сад комбинированного вида № 20 «Кузнечик»

Разработчики:

коллектив педагогов

ДОУ в составе

Л.А. Лобжанидзе

М.В. Новожилова

М.А. Саранцева

Н.И. Черникова

И.Н.Семененкова

Принято на заседании

Педагогического совета ДОУ № 20 «Кузнечик»

протокол №___ от«___»_______201__г.

д. Кузнечиха

Ярославский муниципальный район 201__ г.

Содержание

Информационная справка

3

Пояснительная записка

4

1 Часть (обязательная)

22

1.1. Организация режима пребывания детей в ДОУ

22

1.2. Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей

24

      1. Физическое развитие. Образовательная область « Физическая культура»

36

      1. Физическое развитие. Образовательная область « Здоровье»

47

      1. Познавательно-речевое развитие. Образовательная область

« Коммуникация»

54

      1. Познавательно-речевое развитие. Образовательная область «Чтение художественной литературы»

62

      1. Познавательно-речевое развитие. Образовательная область «Познание»

64

      1. Художественно-эстетическое развитие. Образовательная область «Музыка»

79

      1. Художественно-эстетическое развитие. Образовательная область «Художественное творчество»

85

      1. Социально-личностное развитие. Образовательная область «Социализация»

91

      1. Социально-личностное развитие. Образовательная область «Труд»

100

      1. Социально-личностное развитие. Образовательная область «Безопасность»

105

1.3. Содержание коррекционной работы

110

1.4. Планируемые результаты освоения детьми общеобразовательной программы (промежуточная и итоговая оценки)

115

1.5. Система мониторинга

154

2 Часть. Региональный компонент

163

2.1. Особенности организации образовательного процесса в группе раннего возраста

163

2.2. Особенности организации образовательного процесса в группе старшего возраста

166

2.3. Особенности структурных подразделений

168

2.4. Условия реализации программы ДОУ

170

2.4.1. Управление реализацией программы

170

2.4.2. Создание и обновление предметно-развивающей среды

172

2.4.3. Формы сотрудничества с семьей

176

2.4.4. Преемственность в работе ДОУ, школы, взаимодействие ДОУ с другими учреждениями

177

Список использованной литературы

184

Информационная справка

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 20 «Кузнечик» (далее Детский сад) создан в 1981 году.

    1. Полное наименование - муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 20 «Кузнечик»

1.2. Сокращенное название – ДОУ № 20 «Кузнечик»

1.3. Местонахождение: Ярославская область, Ярославский район, д. Кузнечиха, ул. Центральная, д. 4 А

1.4. Телефон: (4852)76-05-99

1.5. Форма собственности: муниципальная

1.6. Тип учреждения: дошкольное образовательное учреждение

1.7. Вид учреждения: детский сад комбинированного вида

1.8. Функции и полномочия учредителя от имени Ярославского муниципального района осуществляет управление образования Администрации Ярославского муниципального района (далее – Учредитель)

1.9.Местонахождение Учредителя: г. Ярославль, ул. Зои Космодемьянской, д. 10 А.

Отношения между Учредителем и Детским садом определяет договор, заключенный между ними в соответствии с законодательством РФ.

1.10. Детский сад осуществляет свою образовательную, правовую и финансовую деятельность в соответствии с:

  • Законом РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-1;

  • «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении» от 12.09.2008 г. № 666;

  • Нормативно-правовыми актами Российской Федерации, Ярославской области, органов местного самоуправления и Учредителя;

  • Уставом ДОУ № 20 «Кузнечик», утверждённого постановлением Главы Ярославского муниципального района от 28.12.07 г. № 19/72;

  • Договором между Учредителем и Детским садом;

  • Договором между Детским садом и родителями (или их законными представителями) и локальными актами образовательного учреждения;

  • Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ № 655 от 23.11.2009 г.)

1.11 Срок реализации образовательной программы: 2010 – 2015 годы

1.13. В Детском саду функционирует 3 группы: 2 группы общеразвивающей направленности,1 группа оздоровительной направленности (группа часто болеющих детей - ЧБД)

1.14. Детский сад реализует - примерную основную общеобразовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.

1.15. Режим работы: группа с 12-часовым пребыванием детей с 7.00 до 19.00

группа с 10-часовым пребыванием детей с 7.30 до 17.30

Пояснительная записка

Основная общеобразовательная программа Детского сада обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 1,5 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностном, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. Программа обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе.

1. Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении.

1.1.Особенности развития детей группы общеразвивающей направленности

от 1 года до 2 лет (ранний возраст)

Возраст от 1 до 2 лет является периодом существенных перемен в жизни маленького ребенка. Раннее детство – самый поддающийся педагогическим воздействиям период. Все осваивается и познается впервые. Прежде всего, ребенок начинает ходить. Получив возможность самостоятельно передвигаться, он осваивает дальнее пространство, самостоятельно входит в контакт с массой предметов, многие из которых ранее оставались для него недоступными. В этом возрасте темп роста и развития ребенка несколько замедляется. Ежемесячная прибавка роста составляет 1 см, веса 200-250 граммов.

Особое значение раннего детства для психического и поведенческого развития детей. Прямохождение, речевое общение и предметная деятельность — основные достижения данного возраста. Овладение речью — главное новообразование раннего возраста. Продуктивная и репродуктивная предметная деятельность. Овладение семиотической функцией. Начало продуктивной и символической деятельности. Основные достижения в развитии ребенка раннего возраста.

Развитие речи у детейраннего возраста. Общность первоначальных и последующих шагов в развитии речи у всех детей. Основные этапы речевого развития от одного года до трех лет. Усвоение детьми фонетики и грамматики. Развитие синтаксической структуры речи. Совершенствование лексики и семантики детской речи. Начало проявления познавательной речевой активности в форме вопросов, адресованных взрослому. Основные пути усвоения языка в раннем детстве.

Появление предметной и игровой деятельности. Начальный этап развития предметной деятельности. Освоение правил пользования предметами домашнего обихода. Включение ориентировочно-исследовательских моментов в предметную деятельность детей. Возникновение подражания взрослым в предметной деятельности как предпосылка к началу имитационных игр. Становление творческой (изобразительной, конструкторской и др.) деятельности детей. Начало индивидуальных предметных игр, появление и развитие символической функции в игре. Совершенствование предметных игр детей с включением в них ориентировочно-исследовательских, конструктивны» и сюжетно-ролевых моментов. Переход к групповым предметным и сюжетно-ролевым играм. Значение таких игр для психологического развития детей. Возникновение произвольности и целенаправленности в конструкторской деятельности детей. Дальнейшее развитие подражания.

Восприятие, память и мышление ребенка раннего возраста.Возникновение предвосхищения будущего результата действия как признака развития оперативной памяти. Переход от наглядно - действенного к наглядно-образному мышлению. Начало процесса активного экспериментирования во внешней действительности с целью ее более глубокого познания. Появление способности решать задачи методом догадки. Два основных направления развития мышления в раннем детстве: формирование понятий и совершенствование интеллектуальных операций. Начальный этап соединения речи с мышлением. Выделение операций анализа и синтеза.

Какой детский возраст требует наибольшего внимания к себе в плане предоставляемых возможностей для ускорения психического развития ребенка, использование или неиспользование которых может иметь серьезные последствия? С психолого-педагогической точки зрения это ранний детский возраст, от одного года до трех лет. По данным, которыми в настоящее время располагает психологическая наука, этот возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие.

Особое значение этого возраста объясняется тем, что он непосредственно связан с тремя фундаментальными жизненными приобретениями ребенка: прямохождением, речевым общением и предметной деятельностью. Прямохождение обеспечивает ребенку широкую ориентацию в пространстве, постоянный приток необходимой для его развития новой информации. Речевое общение позволяет ребенку усваивать знания, формировать необходимые умения и навыки и через учителя, человека, владеющего ими, быстрее приобщаться к человеческой культуре. Предметная деятельность непосредственно развивает способности ребенка, в особенности его ручные движения. Каждый из этих факторов незаменим, а все они, вместе взятые, достаточны для разностороннего и полноценного психического и поведенческого развития маленького растущего человека.

Настойчивость, с которой дети учатся ходить, свидетельствует о том, что стояние на двух ногах и прямохождение доставляют детям непосредственное эмоциональное удовольствие. У него высвобождаются руки для манипулирования предметами, для ориентировочно-исследовательской деятельности и конструкторской, творческой работы.

Примерно к трем годам память, восприятие, воображение и внимание ребенка начинают приобретать человеческие свойства. Но главное состоит в том, что в данном возрасте ребенок овладевает тем умением, которое существенным образом влияет на его последующее поведенческое, интеллектуальное и личностное развитие. Речь идет о способности понимать и активно пользоваться языком в общении с людьми. Благодаря постоянному речевому взаимодействию со взрослыми ребенок из биологического существа к середине раннего детства превращается по своим поведенческим и психологическим качествам в человека, а к концу этого периода — в личность.

Развитие познавательных процессов и речи помогает ребенку ускоренно приобретать знания, усваивать нормы и формы человеческого поведения. Именно в раннем возрасте ребенок впервые открывает для себя тот замечательный факт, что все в мире людей имеет свое название. Через речь, которой ребенок практически овладевает в эти годы, он получает прямой доступ к важнейшим достижениям человеческой материальной и духовной культуры. Через речевое общение со взрослыми он приобретает в десятки раз больше информации об окружающем его мире, чем с помощью всех данных ему от природы органов чувств.

Для ребенка речь является не только незаменимым средством общения, но также играет важнейшую роль в развитии мышления и в саморегуляции поведения. Направленная с конца раннего детства не только на окружающих людей, но и на самого себя, речь позволяет ребенку овладевать собственным поведением и собственными психическими процессами, делать их в определенной степени произвольно регулируемыми

В результате такого «высвобождения» ребенка, уменьшения его зависимости от взрослого бурно развиваются познавательная активность, предметные действия. На втором году жизни у ребенка наблюдается развитие предметных действий, на третьем году жизни предметная деятельность становится ведущей. К трем годам у него определяется ведущая рука и начинает формироваться согласованность действий обеих рук.

С возникновением предметной деятельности, основанной на усвоении именно тех способов действия с предметом, которые обеспечивают его использование по назначению, меняется отношение ребенка к окружающим предметам, меняется тип ориентирования в предметном мире. Вместо вопроса: «что это?» - при столкновении с новым предметом у ребенка возникает вопрос: «что с этим можно делать?». Вместе с тем этот интерес чрезвычайно расширяется. Так, при свободном выборе предметов и игрушек он стремится познакомиться с возможно большим количеством их, вовлекая предметы в свою деятельность.

В тесной связи с развитием предметных действий идет развитие восприятия ребенка, так как в процессе действий с предметами ребенок знакомится не только со способами их употребления, но и с их свойствами - формой, величиной, цветом, массой, материалом и т.п.

У детей возникают простые формы наглядно-действенного мышления, самые первичные обобщения, непосредственно связанные с выделением тех или иных внешних и внутренних признаков предметов.

В начале раннего детства восприятие ребенка развито еще чрезвычайно слабо, хотя в быту ребенок выглядит достаточно ориентированным. Ориентирование происходит, скорее, на основе узнавания предметов, чем на основе подлинного восприятия. Само же узнавание связано с выделением случайных, бросающихся в глаза признаков-ориентиров.

Переход к более полному и всестороннему восприятию происходит у ребенка в связи с овладением предметной деятельностью, особенно орудийными и соотносящими действиями, при выполнении которых он вынужден ориентироваться на разные свойства объектов (величину, форму, цвет) и приводит их в соответствие по заданному признаку. Сначала соотнесение предметов и их свойств происходит практически. Затем это практическое соотнесение приводит к появлению соотнесений перцептивного характера. Начинается развитие перцептивных действий.

Формирование перцептивных действий по отношению к разному содержанию и разным условиям, в которых это содержание воплощается, происходит неодновременно. По отношению к более трудным заданиям ребенок раннего возраста может остаться на уровне хаотических действий, без всякого учета свойств объектов, с которыми он действует, на уровне действий с применением силы, которые не ведут его к положительному результату. По отношению к заданиям, более доступным по содержанию и более близким к опыту ребенка, он может перейти к практическому ориентированию - к проблемам, которые в некоторых случаях могут обеспечить положительный результат его деятельности. В ряде заданий он переходит уже к собственно перцептивному ориентированию. Хотя ребенок в этом возрасте редко пользуется зрительным соотнесением, а использует развернутое «примеривание», однако оно обеспечивает лучший учет свойств и отношений объектов, дает больше возможностей для положительного решения поставленной задачи.

Овладение «промериванием» и зрительным соотнесением позволяет детям раннего возраста не только производить дифференциацию свойств предметов на «сигнальном» уровне, т.е. производить поиск, обнаружение, различение и идентификацию объектов, но и осуществлять отображение свойств объектов, их подлинное восприятие на основе образа. Это находит свое выражение в возможности делать выбор по образцу. Тесная связь развития восприятия и деятельности проявляется в том, что выбор по образцу ребенок начинает осуществлять по отношению к форме и величине, т.е. по отношению к свойствам, которые необходимо учитывать в практическом действии, а уж затем - по отношению к цвету.

Развитие речи в этот период идет особенно интенсивно. Освоение речи является одним из основных достижений ребенка второго-третьего года жизни. Если к возрасту 1 год ребенок приходит почти совсем без речи, имея в словаре 10-20 лепетных слов, то к 2 годам 200-300 слов. На протяжении раннего возраста речь приобретает все большее значение для всего психического развития ребенка. Она становится важнейшим средством передачи ребенку общественного опыта. Естественно, что взрослые, руководя восприятием ребенка, активно пользуются названием свойства предметов. Возникновение речи тесно связано с деятельностью общения, она появляется для целей общения и развивается в его контексте. Потребность в общении формируется при активном воздействии взрослого на ребенка. Смена форм общения также происходит при инициативном воздействии взрослого на ребенка.

Таким образом, в раннем детстве можно отметить бурное развитие следующих психических сфер: общения, речевой, познавательной (восприятия, мышления), двигательной и эмоционально-волевой сферы.

  1. Основная общеобразовательная программа муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада «Медвежонок» общеразвивающего вида г. Когалыма разработана в соответствии с: «Законом об образовании рф»

    Образовательная программа
    Коллективом МДОУ детского сада«Медвежонок» разработана программа, которая предполагает реализацию концептуальных положений посредством использования в воспитательно-образовательном процессе арсенала всех средств и возможностей, которыми
  2. Программа муниципального образовательного учреждения детского сада

    Программа
    Основная общеобразовательная программа муниципального дошкольного образовательного учреждения – детского сада комбинированного вида №4 (далее - Программа) разработана, утверждена и реализуется в образовательном учреждении на основе
  3. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (для слабовидящих детей, детей с амблиопией и косоглазием)

    Образовательная программа
    Основная общеобразовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (для слабовидящих детей, детей с амблиопией и косоглазием)
  4. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Чайка»

    Образовательная программа
    Руководители авторского коллектива - заведующий МБДОУ «Детский сад КВ № 22» первой квалификационной категории - Т.В. Гуц, заместитель заведующего по воспитательно-образовательной работе первой квалификационной категории - Т.
  5. Образовательная программа Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №62 «Улыбка» комбинированного вида зато г. Железногорск Красноярского края 2011 год

    Образовательная программа
    Образовательная программа (далее - ОП) муниципального казенного образовательного учреждения «Детский сад № 62 «Улыбка» комбинированного вида (далее - ДОУ) разработана в соответствии с:
  6. Пояснительная записка 5 Нормативно-правовая база основной общеобразовательной программы доу структура групп в доу

    Пояснительная записка
    Содержание образовательного процесса по образовательных областей и разделам программы: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация»,
  7. Заместитель главы администрации города, вице-мэр

    Документ
    по проведению открытого конкурса на размещение муниципального заказа на оказание услуг по организации питания детей в муниципальных дошкольных образовательных и общеобразовательных учреждениях города Нижнего Новгорода
  8. Образовательная программа муниципального бюджетного образовательного учреждения «начальная общеобразовательная школа №11»

    Образовательная программа
    Разработка основной образовательной программы начального общего образования муниципального бюджетного образовательного учреждения «Начальная общеобразовательная школа № 11» г.
  9. «Об образовании» (8)

    Пояснительная записка
    Программа муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада № 2 с.Троицкое (далее - Программа) разработана в соответствии с действующим федеральным законом «Об образовании» и соблюдения федеральных государственных

Другие похожие документы..