Информационно-ресурсный потенциал Интернета как средство организации самостоятельной работы студентов юридических специальностей

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт педагогики, психологии и социальных технологий

Кафедра педагогики и педагогической психологии

Трегубович Елена Евгеньевна

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

на тему:

Информационно-ресурсный потенциал Интернета как средство организации самостоятельной работы студентов юридических специальностей

Допущен к защите: Научный руководитель:

Заведующий кафедрой педагогики кандидат педагогических наук

и педагогической психологии Савельева Марина Геннадьевна

кандидат психологических наук, доцент «____» октября 2009 г.

Вострокнутова Татьяна Филипповна _________________________

«____» октября 2009 г.

________________________

Ижевск – 2009 г.

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение…………………………………………………………………………3

Глава I. Основные подходы к содержанию и организации самостоятельной работы студентов в высшем учебном заведении

§1. Понятие самостоятельной работы………………………………………...11

§2. Мотивация самостоятельной работы студентов…………………………15

§3. Организация и формы самостоятельной работы………………………...18

§4. Методическое обеспечение и контроль самостоятельной работы……...24

Глава II. Информационно-ресурсный потенциал Интернета

§ 1. Структура и этапы развития Глобальной сети Интернет….………...…30

§ 2. Основные понятия Интернета…………………………………………….34

§ 3. Поиск учебной информации в Интернете …………………….………...42

Глава III. Активизация самостоятельной работы студентов-юристов средствами Интернет-ресурсов

§ 1. Категория «Интернет» в юриспруденции ………………………………47

§ 2. Способы активизация самостоятельной работы студентов-юристов средствами Интернет ресурсов …………………………………………….....49

§ 3. Методика поиска информации по юриспруденции …………………….58

§ 4. Исследование отношения студентов и преподавателей юридических специальностей к использованию информационно-ресурсного потенциала Интернета в учебной деятельности …………………………………………..66

Заключение……………………………………………………………………..73

Библиографический список…………………………………………………...77

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Современное общество ставит перед высшей школой задачу подготовки специалиста знающего, мыслящего, умеющего самостоятельно добывать и применять знания на практике. Решение этой задачи осуществляется через поиск содержания, форм, методов и средств обучения, обеспечивающих более широкие возможности развития, саморазвития и самореализации личности. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема овладения студентами методами познавательной деятельности в условиях самостоятельной работы.

Актуальность проблемы овладения студентами методами самостоятельной познавательной деятельности обусловлена тем, что в период обучения в вузе закладываются основы профессионализма, формируются умения самостоятельной профессиональной деятельности. В этой связи особенно важно, чтобы студенты, овладевая знаниями и способами их добывания, осознавали, что самостоятельная работа призвана завершать задачи всех других видов учебной работы, ибо никакие знания, не ставшие объектом собственной деятельности, не могут считаться подлинным достоянием личности.

В ходе самостоятельной работы студенты добывают необходимую информацию из различных источников, но в наше время, в период резкого технического прогресса – это время несущихся вперед на невероятной скорости автомобилей, одноразовых подгузников и, конечно же, безграничных просторов информации – они чаще всего обращаются к информационным ресурсам глобальной сети Интернет. Как нам удается составить мнение хотя бы о малой толике информации, которая постоянно обновляется? Необходимо обобщить и усвоить все те новшества, которые постоянно появляются в образовательной и научной сферах, не заблудиться в море названий и ссылок на ту или иную литературу, важно знать, где можно взять информацию по любому интересующему вас вопросу. Важно не то, знаете ли вы, кем был Юлий Цезарь, а то, насколько вы можете поручиться, что эта информация доступна вам, что вы сможете ее найти и предоставить по первому требованию. Что же поможет вам в решении этой нелегкой задачи? В ходе данного дипломного исследования, рассмотрим один из самых доступных, оптимальных и, в то же время, самых продуктивных путей – использовать Интернет в организации самостоятельной работы студентов. Пользоваться Интернетом – значит пользоваться сотнями тысяч печатных изданий на всей планете, быть в курсе последних событий и новинок в любой области, иметь полную и достоверную информацию по любому вопросу и возможность проконсультироваться у людей знающих.

Проблемы данного исследования связаны с использованием в организации самостоятельной работе студентов информационно-ресурсного потенциала Интернета – трудности поиска материала, недостоверность информации. В профессионально-педагогической деятельности преподавателя проблемой использования Интернет-ресурсов студентами является – выявление плагиата при оценке результатов самостоятельной работы студентов.

Степень научной разработанности темы. Обращение к психолого-педагогической литературе показывает, что исследователи неоднократно обращались к вопросам формирования умений самостоятельной учебной деятельности. Так, в трудах Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, Н.Ф. Талызиной, Л.М. Фридмана и др. раскрыты роль и место самостоятельности в формировании человеческой личности. Необходимость и важность формирования самостоятельности в студенческом возрасте рассматривается в работах В.С. Мерлина. В публикациях С.И. Архангельского, М.Г. Гарунова, Е.Я. Голанта, Б.Г. Иоганзена, С.И. Зиновьева, А.Г. Молибога, Р.А. Нимазова, Н.Д. Никандрова, П.И. Пидкасистого, Е.Я. Голант, Б.П. Есипов и др. приводятся определения понятий «самостоятельная работа», «самостоятельная познавательная деятельность», «самостоятельность».

В исследованиях, посвященных планированию и организации самостоятельной работы студентов (М.Г. Гарунов, Б.П. Есипов, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, П.И. Пидкасистый и др.) рассматриваются общедидактические, психологические, организационно-деятельностные, методические, логические и другие аспекты этой деятельности, раскрыты многие стороны исследуемой проблемы, особенно в традиционном дидактическом плане.

Несомненный интерес для нашего исследования представляют труды Н. Д. Угриновича, И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера и др., где появляются задания по использованию web-страниц в учебном процессе. Перспективные российские и зарубежные исследования в области компьютеризации образования и введения телекоммуникаций в процесс обучения рассмотрены в работах Л. Альбертсона, А.В. Беляева, Б.С. Гершунского, Б. Коллиса, М. Коула, Д. Лэйка, Е.С. Полата, А.Л. Семенова, и др.

Таким образом, в настоящее время изучение и использование информационных ресурсов Интернета становится актуальной проблемой образования, а анализ источников по теме исследования позволяет утверждать, что аспект использования информационно-ресурсного потенциала Интернета в организации самостоятельной работы студентов разработан недостаточно.

Объектом исследования самостоятельная работа студентов в системе высшего юридического образования.

Предмет исследования использование информационно-ресурсного потенциала Интернета как средства самостоятельной работы студентов юридических специальностей.

Целью дипломного исследования раскрыть методику поиска учебной информации в целях активизации самостоятельной познавательной деятельности студентов-юристов средствами информационно-ресурсного потенциала Интернета.

Гипотеза исследования: Овладение студентами методикой самостоятельной познавательной деятельности с использованием информационно-ресурсного потенциала Интернета будет эффективным, если:

- уточнена сущность самостоятельной работы как специфического вида учебной деятельности и определена ее вариативность с учетом направления профессиональной подготовки студентов-юристов;

- определена методика поиска и использования информации Интернета с учетом задач самостоятельной работы;

- определен характер заданий для самостоятельной работы студентов с использованием Интернета;

- в ходе самостоятельной работы идет продуктивное взаимодействие студента и преподавателя

- преподавателем предварительно продумана и проделана работа по организации самостоятельной работы студентов с использованием информационно-ресурсного потенциала Интернета.

В соответствии с целью и гипотезой исследования определены следующие его задачи:

1. На основе анализа литературных источников уточнить сущность, организационные формы и методы самостоятельной работы студентов, установить специфику мотивации, организации самостоятельной познавательной деятельности студентов и определить методическое обеспечение и контроль самостоятельной работы студентов.

2. Выяснить структуру и этапы развития глобальной сети, определить основные его понятия, охарактеризовать поиск учебной информации с использованием информационно-ресурсного потенциала Интернета, .

3. Выявить специфику и методику работы с информацией в Интернете студентов юридических специальностей.

4. Описать методику поиска и переработки учебной информации по юриспруденции.

5. Составить методические рекомендации для преподавателя по активизации самостоятельной работы студентов средствами информационно-ресурсного потенциала Интернета.

6. Методом анкетирования выявить отношение студентов и преподавателей юридических специальностей к использованию информационно-ресурсного потенциала Интернета в учебной деятельности.

Методологическая основа дипломного исследования. Для решения поставленных в исследовании задач и проверки гипотетических положений была использована совокупность научных методов. Базируется дипломное исследование на общенаучном диалектическом методе познания объективной действительности. Обоснованность выводов и рекомендаций, содержащихся в дипломе, достига­ется за счет комплексного применения диалектического и частно-научных ме­тодов: исторического, сравнительно-сопоставительного, системно-логического, анализа, фор­мально-логического, а также метода конкретно-социологических исследований: анкетирование. Полученные в исследовании результаты подвергались статистической обработке.

Новизна и теоретическая значимость дипломного исследования заключается в определении методики поиска информации в Интернете студентами с учетом специфики содержания дисциплин юридических специальностей.

Практическая значимость исследования заключается в разработке конкретных методических рекомендации преподавателям по эффективной организации и управлению процессом самостоятельной познавательной деятельности студентов с использованием информационно-ресурсного потенциала Интернета.

На защиту выносятся:

1. Самостоятельная работа представляет собой один из видов познавательной деятельности, направленной на общеобразоватеьную и специальную подготовку студентов и управляемую преподавателем. К видам самостоятельной работы в высшей школе относятся: систематическое чтение и конспектирование литературы по вопросам специализации; подготовка к семинарским, методическим и практическим занятиям, составление конспектов и планов для выступлений; написание рефератов по разделам спецкурса; подбор материала и написание курсовой работы, диплома, диссертации; самостоятельное углубленное изучение узловых вопросов учебной программы, недостаточно освещенных в учебных пособиях.

2. Понятие информационно-ресурсного потенциала Интернета, который представляет собой совокупность всех электронных источников, массивов электронных данных, размещенных в глобальной сети компьютерных сетей, которые могут быть использованы в случае необходимости с какой-либо целью.

3. Методические рекомендации преподавателю для организации самостоятельной работы студентов с использованием Интернета.

  • На первом занятии следует организовать методический семинар для обучения студентов методам и приёмам самостоятельной работы в Интернете, разъяснить цели, задачи и преимущества самостоятельной работы в целом, методы контроля и виды оценивания.

  • Необходимо предложить студентам списки адресов рекомендуемых сайтов в сети Интернет для выполнения самостоятельной работы, при этом обязательным условием является ежегодное изменение, дополнение и предварительная проверки наличия свободного доступа к представленным сайтам.

  • Разработать критерии оценивания результатов самостоятельной  работы и ознакомить с ними студентов.

  • Регулярно проводить контроль самостоятельной работы, возможно проведение не всех видов контроля (входной контроль знаний, текущий контроль знаний, промежуточный контроль, итоговый контроль, контроль остаточных знаний), а одного-двух.

  • На лекциях шире использовать мультимедийные технологии, опрос по ключевым вопросам изложенного и пройденного материала.

4. Методика организации самостоятельной работы студентов юридических специальностей на основе использования информационно-ресурсного потенциала Интернета (методика поиска информации):

  • Выбрать основные понятия, описывающие предмет вашего поиска

  • Выбрать ключевые снова, подходящие к данному понятию

  • Подыскать как можно больше синонимов к вашим ключевым словам

  • Определить, какой тип операторов поиска (OR, AND, NOT) лучше подойдет в вашем случае

  • Выбрать подходящую поисковую систему

  • Изучить особенности поисковой системы, воспользовавшись разделом <Помощь>

  • Подготовить заранее выражения для поиска, проверив орфографию

  • Провести запросы несколько раз, слегка изменяя выражение

  • Модифицировать свои запросы в зависимости от результатов

  • Попробовать выполнить тот же запрос на других поисковых системах

5. Засоренность сети бесполезной информацией, отсутствие единой программы систематизирующей информацию и плагиат – вопросы, которые требуют незамедлительного решения для улучшения качества образования. Способами предупреждения плагиата являются:

  • устранение незнания студентами требований, которым должны соответствовать их работы;

  • преподаватели должны читать работы студентов;

  • сайт /.

Структура диплома. Диплом состоит из введения, 3 глав, каждая из которых разделена на параграфы: первая глава – из 4-х, вторая из-3х, третья из 4-х параграфов; заключения. Работа снабжена схемой, библиографическим списком и приложениями.

  1. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов заочного отделения.

    Методические рекомендации
    График сдачи отчетности 5 II. Материалы для выполнения контрольных работ Общие положения Порядок выполнения работы 8 Образец оформления титульного листа контрольной работы 10 Задания для контрольных работ Политология 11 Психология и педагогика
  2. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов заочного отделения (4)

    Методические рекомендации
    График сдачи отчетности 5 II. Материалы для выполнения контрольных работ Общие положения Порядок выполнения работы 8 Образец оформления титульного листа контрольной работы 10 Задания для контрольных работ Политология 11 Психология и педагогика
  3. Программа 57-й ежегодной научно-методической конференции преподавателей и студентов «университетская наука региону»

    Программа
    2. АГИБОВА И.М., д-р пед. наук. Применение интерактивных методов обучения в процессе методической подготовки магистров по направлению «Педагогическое образование».
  4. План работы факультета биологии и экологии на 2010 год Рекомендован к утверждению

    Документ
    Ответственный за разработку Бурдь В.Н. 5. Первый проректор Бурлыко И.Г. . Проректор по учебной работе и управлению качеством Белых Ю.Э. 7.
  5. Пособие представляет собой систематизированный материал по студенческому самоуправлению как форме организации жизнедеятельности коллектива студентов, развития их социальной активности. Раскрываются механизмы (1)

    Документ
    Пособие представляет собой систематизированный материал по студенческому самоуправлению как форме организации жизнедеятельности коллектива студентов, развития их социальной активности.
  6. Пособие представляет собой систематизированный материал по студенческому самоуправлению как форме организации жизнедеятельности коллектива студентов, развития их социальной активности. Раскрываются механизмы (2)

    Документ
    Раскрываются механизмы студенческого самоуправления как осуществляемую в пределах, установленных законодательством РФ, добровольную, самостоятельную и под свою ответственность деятельность обучающихся по участию в управлении образовательным
  7. Пособие представляет собой систематизированный материал по студенческому самоуправлению как форме организации жизнедеятельности коллектива студентов, развития их социальной активности. Раскрываются механизмы (3)

    Документ
    Раскрываются механизмы студенческого самоуправления как осуществляемую в пределах, установленных законодательством РФ, добровольную, самостоятельную и под свою ответственность деятельность обучающихся по участию в управлении образовательным
  8. Основная образовательная программа высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 031600 реклама и связи с общественностью

    Основная образовательная программа
    В настоящем документе используются термины и определения в соответствии с Законом РФ "Об образовании", Федеральным Законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании",
  9. Методические указания по выполнению курсовой работы Для самостоятельной работы студентов

    Методические указания
    Региональная экономика и управление. Методические указания по выполнению курсовой работы для самостоятельной работы студентов IV курса, обучающихся по

Другие похожие документы..