Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав ббк 88. 351. 3

Психология критического мышления

Thought and Knowledge: An Introduction to Critical Thinking

Third edition

Lawrence Erlbaum Associates, Publishers 1996 Mahwah, New Jersey

4-е международное издание

Санкт-Петербург

Москва Харьков Минск 2000

Халперн, Дайана. Психология критического мышления

Серия «Мастера психологии»

Перевели с английского Н. Мальгина, С. Рысев, Л. Царук

Халперн Д. Психология критического мышления. — СПб.: Питер, 2000. — 512 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии») ISBN 5-314-00122-5

Эта книга написана в помощь тем, кто хочет научиться думать современно. Опираясь на новейшие достижения когнитивной психологии и свой уникальный педагогический опыт, Дайана Халперн разработала эффективную программу обучения навыкам «критического мышления». Данная книга может быть широко использована в преподавательской и методической работе, окажет неоценимую помощь в самообразовании, а кроме того, является своеобразным путеводителем по современной когнитивной психологии. Рекомендуется психологам, педагогам, философам, а также всем интересующимся когнитивной психологией, психологией творчества, теорией принятия решений.

© 1989 by Lawrence Erlbaum Associates, Inc

© Перевод на русский язык Мальгина Н. О., Рысев С. Е., Царук Л. Л., 1999

© Серия, оформление. Издательство «Питер», 2000

Права на издание получены по соглашению с Lawrence Erlbaum Associates, Inc

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав

ББК 88.351.3

УДК 159.964

Х 17

ISBN 0-8058-0295-9 (англ.)

Главный редактор В. Усманов

Заведующий психологической редакцией А. Зайцев

Заместитель заведующего редакцией В. Попов

Ведущий редактор Я.Мигаловская

Литературный редактор Д. Ахапкин

Научный редактор А. Нафтульев

Художник обложки В. Королева

Корректоры Я. Баталова, М. Рошаль

Оригинал-макет подготовил С. Лукин

Издательство «Питер». 196105, Санкт-Петербург, ул. Благодатная, 67.

Оглавление

Оглавление 1

Предисловие к русскому изданию 6

Предисловие 7

Выражение признательности 9

Выражение признательности за первое издание 9

Выражение признательности за второе издание 10

Читателю и преподавателю 10

Глава 1. Мышление: введение 10

Необходимость в навыках критического мышления 11

Мышление и знание 13

Рабочее определение критического мышления 14

Можно ли изменить свое мышление? 15

Доказательства того, что мышление можно улучшить 17

Размышления о мышлении 20

Интеллект и навыки мышления 28

Установка на критическое мышление и готовность к нему 32

Алгоритм мышления 36

Краткий итог главы 38

Термины для запоминания 39

Глава 2. Память: запоминание, сохранение и воспроизведение информации 40

Память как посредник когнитивных процессов 41

Запоминание 47

Сохранение (ретенция) 54

Воспроизведение 57

Оперативная память 60

Метапамять 62

Мнемоника 64

Ошибки памяти 71

Применение алгоритма 71

Краткий итог главы 73

Термины для запоминания 73

Глава 3. Связь между мышлением и языком 75

Мысль и язык 75

Слова и их значения 84

Язык: инструмент или повелитель мышления? 89

Понимание: задача языка 99

Использование алгоритма 113

Краткий итог главы 113

Термины для запоминания 114

Глава 4. Логические рассуждения: дедуктивный вывод логически правильных заключений 115

Логическое и психологическое 116

Линейное упорядочение 120

Условные суждения 123

Комбинаторное рассуждение 130

Силлогистическое рассуждение 131

Вероятностные рассуждения 149

Рассуждение в повседневной жизни 150

Краткий итог главы 152

Термины для запоминания 153

Глава 5. Анализ аргументации 155

Анатомия аргументации 156

Графическое изображение структуры аргументации 161

Убеждение и пропаганда 177

Психология доводов 178

Двадцать один распространенный ложный довод 179

Различия между мнением, обоснованным суждением и фактом 187

Визуальная аргументация 189

Как изменять убеждения 191

Использование алгоритма 192

Краткий итог главы 193

Термины для запоминания 194

Глава 6. Мышление как проверка гипотез 195

Что такое проверка гипотезы 196

Определение причины 204

Обдумывание ошибок 213

Самопрограммирование 215

Оккультные верования и паранормальные явления 216

Мыслить как интуитивный ученый 217

Применение алгоритма 218

Краткий итог главы 219

Термины для запоминания 220

Глава 7. Вероятность и неопределенность: понимание законов вероятности 222

Вероятностная природа мира 223

Факторы, влияющие на суждения о вероятности и неопределенности 226

Использование законов вероятностей 228

Ожидаемые значения 238

Субъективная вероятность 241

Принятие вероятностных решений 243

Прогнозы на основе объединения информации 244

Риск 249

Использование статистики и возможные ошибки, возникающие при этом 253

Применение алгоритма 256

Краткий итог главы 258

Термины для запоминания 258

Глава 8. Принятие решений 260

Принятие разумных решений 261

Дескриптивные и прескриптивные процессы 265

Ловушки, подстерегающие нас при принятии решений 267

Оценка желательных и нежелательных последствий 277

Метод исключения 278

Подготовка рабочего листа 279

Обязательства и оценки после принятия решения 287

Применение алгоритма 290

Краткий итог главы 291

Термины для запоминания 291

Глава 9. Развитие навыков решения задач 293

Структура задачи 294

Стадии решения задач 295

Четко и нечетко поставленные задачи 298

Планирование и представление задачи 299

Трудности при решении задач 328

Применение алгоритма 332

Краткий итог главы 333

Термины для запоминания 333

Глава 10. Творческое мышление 335

Определение творчества 336

Поощрение творчества 346

Стратегии творческого мышления 349

Контрольный список творческих идей 352

Список свойств 354

Связывающий алгоритм Кровица 354

Применение алгоритма 357

Краткий итог главы 358

Термины для запоминания 359

Глава 11. Слово в заключение 360

Список литературы 360

Предметный указатель 379

Предисловие к русскому изданию 9

Предисловие 12

Выражение признательности 14

Выражение признательности за первое издание 15

Выражение признательности за второе издание 15

Читателю и преподавателю 16

Глава 1. Мышление: введение 17

Необходимость в навыках критического мышления 17

Доказательства того, что мышление можно улучшить 26

Размышления о мышлении 30

Интеллект и навыки мышления 41

Установка на критическое мышление и готовность к нему 46

Алгоритм мышления 52

Краткий итог главы 55

Термины для запоминания 56

Глава 2. Память: запоминание, сохранение и воспроизведение информации 58

Память как посредник когнитивных процессов 59

Запоминание 66

Сохранение (ретенция) 75

Воспроизведение 80

Оперативная память 84

Метапамять 87

Мнемоника 89

Ошибки памяти 98

Применение алгоритма 99

Краткий итог главы 100

Термины для запоминания 101 (6:)

Глава 3. Связь между мышлением и языком 104

Мысль и язык 104

Слова и их значения 116

Язык: инструмент или повелитель мышления? 123

Понимание: задача языка 137

Использование алгоритма 152

Краткий итог главы 153

Термины для запоминания 154

Глава 4. Логические рассуждения: дедуктивный вывод логически правильных заключений 157

Логическое и психологическое 158

Линейное упорядочение 163

Условные суждения 167

Комбинаторное рассуждение 177

Силлогистическое рассуждение 179

Вероятностные рассуждения 202

Рассуждение в повседневной жизни 203

Использование алгоритма 205

Краткий итог главы 207

Термины для запоминания 208

Глава 5. Анализ аргументации 211

Анатомия аргументации 212

Графическое изображение структуры аргументации 218

Оценка силы аргументации 223

Убеждение и пропаганда 239

Психология доводов 240

Двадцать один распространенный ложный довод 242

Различия между мнением, обоснованным суждением и фактом 253

Визуальная аргументация 255

Как изменять убеждения 257

Использование алгоритма 259

Краткий итог главы 260

Термины для запоминания 261

Глава 6. Мышление как проверка гипотез 264

Что такое проверка гипотезы 264

Определение причины 275

Обдумывание ошибок 287 (7:)

Самопрограммирование 289

Оккультные верования и паранормальные явления 291

Мыслить как интуитивный ученый 292

Применение алгоритма 294

Краткий итог главы 295

Термины для запоминания 296

Глава 7. Вероятность и неопределенность: понимание законов вероятности 299

Вероятностная природа мира 300

Факторы, влияющие на суждения о вероятности и неопределенности 304

Использование законов вероятностей 306

Ожидаемые значения 319

Субъективная вероятность 323

Принятие вероятностных решений 326

Прогнозы на основе объединения информации 327

Риск 334

Использование статистики и возможные ошибки, возникающие при этом 338

Применение алгоритма 343

Краткий итог главы 344

Термины для запоминания 345

Глава 8. Принятие решений 348

Принятие разумных решений 349

Дескриптивные и прескриптивные процессы 354

Ловушки, подстерегающие нас при принятии решений 357

Оценка последствий 370

Метод исключения 373

Подготовка рабочего листа 374

Обязательства и оценки после принятия решения 384

Применение алгоритма 387

Краткий итог главы 389

Термины для запоминания 390

Глава 9. Развитие навыков решения задач 392

Структура задачи 393

Стадии решения задач 395

Четко и нечетко поставленные задачи 399

Планирование и представление задачи 401

Стратегии решения задач 419 (8:)

Трудности при решении задач 438

Применение алгоритма 443

Краткий итог главы 444

Термины для запоминания 445

Глава 10. Творческое мышление 448

Определение творчества 449

Творчество как познавательный процесс 455

Поощрение творчества 463

Стратегии творческого мышления 466

Применение алгоритма 477

Краткий итог главы 478

Термины для запоминания 479

Глава 11. Слово в заключение 481

Список литературы 482

Предметный указатель 496

Предисловие к русскому изданию

Около года назад на заседании кафедры один из ведущих профессоров факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета был буквально потрясен, когда узнал, что один из студентов выпускного курса не только убежден, что Солнце вращается вокруг Земли, но, более того, не имеет никакого представления ни о Галилее, ни о Копернике. Однако изумление уважаемого профессора, по-видимому, было бы не столь сильным, если бы он знал, что примерно 21% взрослых американцев согласны с нашим героем-студентом*.

Так как большинство из этих людей имели среднее и высшее образование, возникает вопрос: почему они оказались научно неграмотными, несмотря на то, что необходимая информация и факты им, естественно, не раз сообщались. Ответ на этот вопрос, а также на вопросы: «Что происходит, когда мы мыслим и мыслим продуктивно и творчески? Чем отличается «хорошее» мышление (критическое, по терминологии Д. Халперн) от «плохого»? Как улучшить мышление? Можно ли сформировать навыки критического мышления? Каковы пути и способы выработки адекватного знания и структур знаний?» — содержит предлагаемая теперь отечественному читателю книга Дайаны Халперн «Психология критического мышления», выдержавшая в США за последние годы несколько изданий, что само по себе свидетельствует о ее популярности и несомненной практической пользе.

При поиске ответов на эти вопросы Дайана Халперн опирается на богатейший теоретический и фактический материал, накопленный когнитивной психологией при изучении познавательных процессов, в частности процесса мышления. Конечно, многое здесь остается еще нераскрытым, да и вряд ли когда-либо будет раскрыто до конца. Но то, что исследовано за последние 25 лет, дало автору возможность предложить конкретные приемы, способствующие направленному формированию критического мышления и структур знаний.

Как известно, выдающийся психолог М. Вертгеймер считал, что понятие «знание» — двусмысленно. Знание «слепой» связи между предметом и его назначением сильно отличается от открытия связи между средством и целью**. Последнее знание уже не может рассматриваться как нечто, задаваемое извне; это живое личностное знание. Именно в формировании этого живого знания посредством критического мышления видит Дайана Халперн ответ на поставленные выше вопросы. Именно на это знание, по ее мнению, должны ориентироваться программы обучения — с учетом возрастных различий, разного социокультурного и начального образовательного уровня, специализации образовательных учреждений.

* Halpern D. Enhancing Thinking Skills in the Science and Mathematics. Preface. 1992.

** Вертгеймер М. Продуктивное мышление. — М.: Прогресс, 1987. — С. 108-109. (10:)

Критическое мышление — это, прежде всего, творческое мышление. В книге Дайаны Халперн природа критического мышления раскрывается с точки зрения его (10:) развития и предлагаются эффективные приемы его формирования. Эти подходы созвучны идеям развивающего обучения, где, в первую очередь, нужно «учить мыслить», в том числе «мыслить о смысле», «мыслить о своем мышлении»*. Это созвучие неслучайно, а сходство подходов не только внешнее. Это — явление времени и результат саморефлексии психологии развития, когда на первый план выдвигается проблема не «чему учить», а проблема «как учить».

Смена акцентов чрезвычайно важна для современной практики обучения. Она позволила Дайане Халперн и ее сотрудникам разработать новые стратегии обучения как для школьного, так и для высшего образования, и это сказалось в выборе материала и композиции книги. В то же время практическая направленность, систематический охват всех сторон психологии мышления, богатство фактического материала выгодно отличают эту книгу от других, увы, пока немногочисленных изданий по данной теме. А то, что книга совмещает в себе подлинную научность, доступность и иллюстративность, свойственные, скорее, научно-популярным изданиям, а не скучным учебникам, сделает ее интересной самому широкому кругу читателей.

А. И. Нафтульев,академик Международной академии психологических наук

* Зинченко В. П. Аффект и интеллект в образовании. — М.: Тривола, 1995. — С. 21-23. (11:)

Шелдону, моему мужу, Эвану и Джейн, моим детям, за их поддержку, воодушевление и любовь

  1. Аппаратные интерфейсы ПК Гук

    Книга
    Книга посвящена аппаратным интерфейсам, использующимся в современных персональных компью­терах и окружающих их устройствах. В ней подробно рассмотрены универсальные внешние интерфейсы, специализированные интерфейсы периферийных устройств,
  2. Э. Гамма Р. Хелм Р. Джонсон Дж. Влиссидес

    Документ
    В предлагаемой книге описываются простые и изящные решения типичных задач, возникающих в объектно-ориентированном проектировании. Паттерны появились потому, что многие разработчики иска­ли пути повышения гибкости и степени повторного
  3. Заведующая редакцией Ведущий редактор Художник Корректор Верстка В. Мачышкина Т. Яценко К. Радзевич М. Степана И. Проворое ббк 88. 372

    Документ
    Креативными не рождаются — креативными становятся! Книга срывает с творчества покров тайны. Уникальная система логических и интуитивных упраж­нений любому человеку позволит развить нестандартное «вертикальное мышле­ние»!
  4. Т. В. Прохоренко Москва ■ Санкт-Петербург • Нижний Новгород ■ Воронеж Ростов-на Дону ■ Екатеринбург ■ Самара Новосибирск Киев ■ Харьков ■ Минск 2005 ббк 88. 3я7

    Документ
    Данное издание представляет собой одно из наиболее полных современных учебных пособий по психологии развития. Его несомненное достоинство заключается во внимательном рассмотрении всех этапов человеческой жизни, включая не только период
  5. Ббк 63. 3(2)

    Документ
    Что такое золотовалютные резервы России и почему они не принадлежат россий­скому государству? Кто был у Сталина «Чубайсом» и как с ним поступал вождь народов?
  6. Ббк 65. 049(2)

    Документ
    Что может сделать маркетинг для привлечения инвестиций в нашу страну? Как использовать преимущества и различия территорий, чтобы нашу Родину уважали, чтобы к нам приезжали иностранные туристы, чтобы с нами стремились «иметь дело» зарубежные
  7. Москва • Санкт Петербург • Нижний Новгород ■ Воронеж Ростов-на Дону Екатеринбург Самара Новосибирск Киев • Харьков Минск 2004 ббк 88. 6

    Документ
    В книге в общедоступной форме изложены новейшие достижения психологии в области исследования и толкования сновидений. Представлены основные сведения о периодах и фазах естественного сна, о тех образах и способах, с помощью которых
  8. Руководитель проекта Н. Кулагина Литературный редактор В. Пахальян Художник Е. Дьяченко Корректоры В. Макосий, Н. Шелковникова Верстка Б. Файзулин ббк 88. 42я7

    Документ
    Представленный в книге материал ориентирован на расширение знаний о прикладных аспектах военной психологии. В ней рассматриваются вопросы, связанные с организацией психологической работы в Вооружен­ных силах РФ в мирное время и в ходе
  9. Текст взят с психологического сайта http :// www. myword. ru Ричард Бэндлер, Джон Гриндер Паттерны гипнотических техник Милтона Эриксона. Том I ббк 88. 53

    Документ
    Паттерны гипнотических техник Милтона Эриксона. Том I. — СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2005. — 288 с. (Серия «Магия высшей практи­ческой психологии») ISBN 5-93878-181-7

Другие похожие документы..