Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов для направления 080100. 62 «Экономика» подготовки бакалавра. Программа разработана в соответствии с

9. Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

9.1. Примерные варианты контрольной работы

1.Какой административно-территориальной единицы не было в России в XIX веке?

а) губернии;

б) республики;

в) уезда;

г) волости

д) области.

17. Что не включает административно-территориальное деление:

а) края,

б) территориально-производственный комплексы

в)районы,

г) автономные области

д)национальные округа.

2. Формирование федеральных округов в России представляет собой

  1. создание надрегиональных территориально-административных образований с целью совершенствования управления государством,

  2. результат соответствующего преобразования института полномочного представителя Президента РФ в субъекте РФ, осуществленного с целью укрепления «вертикали власти»,

  3. передачу ряда полномочий губернаторов субъектов Федерации новым должностным лицам, лично подотчетным Президенту РФ

  4. попытку ослабления вертикали власти и передачу ее на мета

  5. все ответы неверны

3. В России губернии были учреждены:

  1. Петром I,

  2. Екатериной II,

  3. Александром II,

  4. Александром 111

  5. все приведенные ответы не верны.

4. Административно-территориальное районирования России произведено на основе:

  1. Проблемно-территориального деления

  2. Национально-территориального деления

  3. Административно-территориального деления

  4. Экономического районирования

  5. Все ответы неверны

5. Деление территории страны на субъекты Федерации относится к типу районирования на основе

  1. административно-территориальных признаков

  2. выделения ключевых проблем регионального развития

  3. выделения территориально-поизводственных комплексов

  4. выделение промышленных узловвыделение кластеров

6. Формы пространственной организации хозяйства в советский период, ставшие эффективными в рыночных условиях

  1. Узкая специализация регионов

  2. Существование моногородов

  3. Сращивание социальной структуры поселений с производственными предприятиями

  4. Деградация сельских поселений и малых городов

  5. Масштабное освоение природных ресурсов Севера и Сибири

7. Многие свойства территориальной структуры российской экономики обусловлены природно-географическими и историческими особенностями:

  1. Компактным сосредоточением природных ресурсов, населения и капитала

  2. Низкой плотностью населения

  3. Центральным положением в Евразии

  4. Большим количеством морских портов на севере и юге страны, что облегчает торгово-экономические связи с зарубежными странами

  5. Общие границы с Европейскими странами, что облегчает беспрепятственную торговлю с ними.

8. Россия (РСФСР) входила в состав СССР

  1. С 1917 по 1994 г.

  2. С 1922 по 1991 г.

  3. С 1924 по 1998 г.

  4. С 1928 по 1992 г.

  5. С 1920 по 1998 г.

9.Количетво краев в России

  1. 4

  2. 6

  3. 9

  4. 10

  5. 8

10. Федеральные округа в РФ образованы в:

  1. 2005 г

  2. 2008 г

  3. 2000 г

  4. 1991 г

  5. 1998 г

9.2. Вопросы для оценки качества освоения дисциплины

  1. Границы субъектов Федерации.

  2. Республики, административные области, края, автономные округа, автономные области, их статус.

  3. Административно-территориальные изменения 90-х годов.

  4. Понятие природных условий и природных ресурсов. Возобновляемые и невозобновляемые природные ресурсы.

  5. Классификация природных ресурсов.

  6. Минеральные, водные, растительные и животные ресурсы России и их количественная, технологическая и экономическая оценка.

  7. Экономическая оценка природных условий и природных ресурсов России.

  8. Население и его демографические характеристики

  9. Проблемы естественного прироста населения России в 90-х годах.

  10. Национальный состав России.

  11. Городское расселение, основные характеристики его динамики.

  12. Сельское расселение, его типы и территориальные особенности. Факторы, влияющие на особенности сельского расселения.

  13. Проблемы демографического развития коренных малочисленных народов Севера и их территориальная дифференциация.

  14. Причины депопуляции коренных малочисленных народов Севера.

  15. Особенности проблемы безработицы у коренного населения Севера.

  16. Закономерности, принципы, факторы размещения производства как методы хозяйствования.

  17. Основные тенденции развития российской промышленности в 90-е годы.

  18. Структурные изменения в промышленности РФ в последнее десятилетие. Сырьевая направленности в экономике России.

  19. Задачи по структурному преобразованию промышленности.

  20. Промышленные районы, узлы, центры.

  21. Территориальная организация отраслей ТЭК.

  22. Проблемы развития нефтяной промышленности

  23. Проблемы развития газовой промышленности

  24. Проблемы развития угольной промышленности

  25. Проблемы развития электроэнергетики

  26. Размещение трудовых ресурсов по территории страны.

  27. Территориальное разделение труда.

  28. Место и роль регионов России в территориальном разделении труда.

  29. Слабая обеспеченность трудовыми ресурсами северных и восточных районов страны и связанные с этим проблемы.

  30. Рынок труда и проблема безработицы в современной России. Территориальные аспекты безработицы.

  31. Транспорт как необходимое условие и материальная основа территориального разделения труда.

  32. Территориальная организация основных видов транспорта – железнодорожного, морского, речного, автомобильного, трубопроводного и воздушного.

  33. Значение природных особенностей в сельскохозяйственном развитии регионов РФ,

  34. Основные зерновые районы РФ

  35. Сельскохозяйственное районирование РФ

  36. Понятие продовольственной безопасности страны. Показатели продовольственной безопасности страны.

  37. Причины спада сельскохозяйственного производства и направления вывода АПК из кризисного состояния.

  38. Единое экономическое пространство в постсоветский период. Проблема становления.

  39. Экономическая интеграция как фактор стабилизации социально-экономического развития страны.

  40. Экономико-географическая характеристика российского Севера.

  41. Особенности развития населения, сельского хозяйства, транспорта, промышленности регионов Севера РФ

  42. Проблемы развития традиционных форм хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера.

  43. Проблемы интенсивного освоения природных ресурсов российского Севера.

  44. Изменение геополитического положения России после распада СССР.

  45. Экономические, политические, социальные, демографические аспекты геополитического положения РФ.

  46. Многополярный мир, отношения со странами ближнего и дальнего зарубежья.

  47. Экономическое районирование как инструмент реализации региональной политики государства.

  48. Экономические районы России и их характеристика.

  49. Особенности экономических районов и их место в территориальном разделении труда.

  50. Проблема совершенствования экономического районирования в современной России.

  51. Место и роль России в международном разделении труда.

  52. Тенденции развития внешнеэкономических связей в современной России.

  53. Структура экспорта и импорта РФ. Проблемы сырьевой направленности экспорта РФ.

  54. Основные положения новой экономической географии П. Кругмана

10. Порядок формирования оценок по дисциплине

Результирующая оценка формируется путем суммирования накопленной оценки и оценки, полученной за зачет. При этом вес накопленной оценки – 0,5 балла, полученной за зачет – 0,5 балла.

Орезульт = 0,5·Онакопл + 0,5·Озач ,

где Орезульт - результирующая оценка;

Онакопленная - накопленная оценка;

Озач- оценка, полученная за зачет.

Накопленная оценка получается путем сложения произведений баллов, полученных по всем текущим формам контроля, на коэффициент, присвоенный каждой форме текущего контроля: работа на семинаре/лекции – 0,6; контрольная работа – 0,4 .

Онакопл = 0,4·Ок/р + 0,6· Оаудиторная ,

где Онакопл - накопленная оценка;

Ок/р - оценка за контрольную работу;

Оаудиторная - оценка за работу на семинарах (лекциях).

Балл, полученный за зачет, состоит из накопленной оценки и оценки, полученной за итоговую письменную работу. Задание итоговой письменной работы содержит 40 тестовых вопросов, 2 варианта. Пользоваться какими-либо источниками при написании итоговой работы запрещено.

11. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

11.1. Базовый учебник

  • Вавилова Е.В. Экономическая география и регионалистика: Учебное пособие. – М.: Гардарика, 2002.-160 с

  • Гранберг А.Г. Основы региональной экономики.: учебник для вузов. – М.: ГУ ВШЭ, 2006. – 496 с.

  • П. Кругман, М.Обстфельд. Международная экономика. Теория и политика.М.: МГУ_ЮНИТИ, 1997

  • Экономическая география России: Учебник / Под общей ред. акад. В.И.Видяпина. - М.: ИНФРА-М, Российская экономическая академия, 2004 г. 533 с.

11.2. Основная литература

  • Арктика – мой дом: история освоения Севера в биографиях знаменитых людей: Полярная энциклопедия школьника/ Отв. Ред. В.Д. Голубчикова. – М.: ГУП «Северные просторы», 2001г. – 280с.

  • Вавилова Е.В. Экономическая геогрфия и регионалистика: Учебное пособие. – М.: Гардаоика, 2002.-160 с.

  • Гребцова В.Е. Экономическая и социальная география России: основы теории и практики (Учебное пособие для вузов). - Ростов н/Д: изд-во “Феникс”, 1999. - 288 с.

  • Гладкий Ю.Н., Доброскок В.А., Семенов С.П. Экономическая география России. Учебник. М.: Гардарика, Литературно-издательское агентство “Кафедра-М”, 1999. - 752 с.

  • Крылова. – М.: Издание г-на Тихомирова Ю.М., 1999. – 153с.

  • Корнекова С.Ю., Семенов С.П. Социально-экономическая география: Пособие, - СПб.: Питер, 2001. – 192с.: ил. – (Завтра экзамен)

  • 9. Родионова И.А. Экономическая география и региональная экономика: пособие для студентов вузов. – 2-е издание. – М.: Московский лицей, 2002. – 288с.

  • Родионова И.А., Бунакова Т.М. Экономическая география: Учебно-справочное пособие. – 6-е издание. – М.: Московский лицей, 2003. – 496с.

  • Скопин А.Ю. Введение в экономическую географию: Базовый курс. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 272с.: ил

  • Социально-экономическая география зарубежного мира. – 2-е. изд., испр./ Под ред. В.В.Вольского. – М.: Дрофа, 2003. – 560с.: ил

  • Эколого-экономические проблемы России и ее регионов: Учебное пособие для студентов экономических вузов. – 2-е изд., испр. и доп./Под общ.ред. В.Г. Глушковой. – М.,: Московский Лицей, 2003. – 304с.

    1. Дополнительная литература

  • Агранат Г.О. О региональном развитии и региональной политике. // Свободная мысль. – 1996. – №9. – с. 23-33.

  • Анализ тенденций развития регионов России: Типология регионов, выводы и предложения. — М.: Служба ТАСИС Генерального директора, Европейская комиссия, 1996.

  • Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И. Основы региональной политики: Учебник. - СПб.: Изд.-во Михайлова В.А., 1998. - 659 с.

  • Горменина Е.В. Экономическое развитие региона: приоритеты, механизмы, модели. – Тверь: ТГУ,1999. –160 с.

  • Моисеев И.И. Устойчивое развитие Севера: Эколого-экономический аспект. - Новосибирск: Наука, 1997.- 267 с.

  • Назаров А.В. Социально-экономическая политика в районах Севера. – М.: Гелиос, 2000. – 206 с.

  • Николаев М.Е. Арктика: боль и надежда России. - М.: Издательский дом «ХХ век», 1994.-143 с.

  • Осипов А.К. Экономика региона: механизм комплексного развития. - Екатеринбург. Изд.-во УрО РАН, Институт экономики, 1996.

  • Регионы России. Стат. сб. В 2 т./ Госкомстат России. - М.,1999.-614 с.

  • Экономическая география России: Учебник / Под общей ред. акад. В.И.Видяпина. - М.: ИНФРА-М, Российская экономическая академия, 1999. - 533 с.

  • Анимица Е.Г., Тертышный А.Т. Основы местного самоуправления. М.:ИНФРА-М,2000.

Интернет-ресурсы:

 

1.      Шишков М.К., Кормушин М.Ю., Сорокин А.А. Территориальное устройство России. –

2.      Федеральная служба государственной статистики (Росстат). Официальный сайт -  

12. Материально-техническое обеспечение дисциплины

При проведении лекционных занятий преподавателем и презентации студентами результатов работы над проектом используется мультимедийный проектор.

При использовании на занятиях групповой работы используется раздаточный материал.

 

 

 

 

  1. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов для направления 080100. 62 «Экономика» подготовки бакалавра. Программа разработана в соответствии с (1)

    Программа
    Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов для направления 080100.62 «Экономика» подготовки бакалавра.
  2. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080100. 62: «Экономика» для подготовки бакалавра. Программа разработана в соответствии с (1)

    Программа
    Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.
  3. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080100. 62: «Экономика» для подготовки бакалавра. Программа разработана в соответствии с (2)

    Программа
    Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080100.62: « Экономика» для подготовки бакалавра.
  4. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности 080100. 62/ Экономика, изучающих дисциплину «Финансовый менеджмент». Программа разработана в соответствии с (1)

    Программа
    Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности 080100.62/ Экономика, изучающих дисциплину «Финансовый менеджмент».
  5. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности 080100. 62/ Экономика, изучающих дисциплину «Финансовый менеджмент». Программа разработана в соответствии с (2)

    Программа
    Образовательный стандарт ГОУ ВПО Высшей школы экономики, в отношении которого установлена категория «национальный исследовательский университет» Образовательной программой 080100.
  6. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080100. 62 «Экономика» иизучающих дисциплину «Международные стандарты финансовой отчетности».

    Программа
    Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080100.62 — «Экономика» и изучающих дисциплину «Международные стандарты финансовой отчетности».
  7. Программа дисциплины Общая психология для направления 080100. 62 Экономика (подготовка бакалавра) Автор программы (1)

    Программа дисциплины
    Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов для направления 080100.62 Экономика (подготовка бакалавра), изучающих дисциплину «Общая психология».
  8. Программа дисциплины Общая психология для направления 080100. 62 Экономика (подготовка бакалавра) Автор программы (2)

    Программа дисциплины
    Рабочим учебным планом Санкт-Петербургского филиала Государственного университета – Высшей школы экономики по направлению 080100.62 Экономика (подготовка бакалавра), утвержденным в 2010 г.
  9. Программа дисциплины Общая психология для направления 080100. 62 Экономика (подготовка бакалавра) Автор программы (3)

    Программа дисциплины

Другие похожие документы..