Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов для направления 080100. 62 «Экономика» подготовки бакалавра. Программа разработана в соответствии с

Тема 2. Научные основы и общие условия размещения производительных сил и территориальной организации хозяйства России (4 часа)

План семинара

  1. Природные условия и ресурсы и экологические факторы, их влияние на размещение производительных сил.

  2. Крупные месторождения нефти и газа, их экономическая оценка и проблемы развития.

  3. Крупные угольные бассейны страны их экономическая оценка и проблемы развития.

  4. Проблема трудообеспеченности крупных сырьевых районов страны.

  5. Социально-демографические факторы размещения производительных сил.

  6. Территориальные особенности демографического развития страны.

  7. Безработица в России и ее экономические причины.

Вопросы для самоконтроля

  1. Назовите самые крупные месторождения нефти и газа и дайте им экономическую оценку.

  2. Назовите крупные угольные бассейны страны и дайте им экономическую оценку.

  3. Какова трудообеспеченность крупных сырьевых районов страны?

  4. Оцените земельные ресурсы страны и дайте им экономическую оценку.

  5. Назовите причины снижения продолжительности жизни населения.

  6. Как сказывается на экономике страны увеличение доли лиц старше трудоспособного возраста?

  7. Назовите виды миграции населения.

  8. В каких регионах наиболее высок уровень безработицы? Каковы экономические причины этого?

  9. Какие регионы РФ наиболее густозаселены?

  10. Какой субъект РФ имеет самую низкую плотность населения?

  11. Какие факторы обусловили ту или иную плотность населения регионов РФ?

  12. Каким образом низкая плотность населения сказывается на развитии хозяйства страны?

Рекомендуемая литература

  1. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики.: учебник для вузов. – М.: ГУ ВШЭ, 2006. – 496 с.

  2. Ларченко Л.В. Территориальная организация населения. Учебно-методическое пособие.- Изд-во «ЮТАС», 2007.- 64 с.

  3. Симагин Ю.А. Территориальная организация населения и хозяйства Учебное пособие. – М.: КноРус, 2009.-384 с.

  4. Симагин Ю.А.. Н. В. Копылов. РегиональнаяэкономикаРоссии. М: Издательство «Финансы и статистика», 2009 г.-594 с.

  5. Экономическая география России: Учебник / Под общей ред. акад. В.И.Видяпина. - М.: ИНФРА-М, Российская экономическая академия, 2004. - 533 с.

Тема 3. Особенности развития экономики Россини в трансформационныйпериод (2 часа)

План семинара

  1. формирование нового геополитического и экономического пространства после распада СССР

  2. Проблемы развития, обусловленные многоукладностью экономики

  3. Дифференциация региональных показателей хозяйственного и социального развития.

Вопросы для самоконтроля

  1. Перечислите новые процессы в развитии экономики России

  2. В чем особенность формирования нового геополитического и экономического пространства после распада СССР

  3. Чем объясняется дифференциация региональных показателей хозяйственного и социального развития России.

  4. Назовите основные Проблемы в развитии экономики России

Рекомендуемая литература

  1. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики.: учебник для вузов. – М.: ГУ ВШЭ, 2006. – 496 с.

  2. Ларченко Л.В. Региональная экономика. Учебно-методический комплекс. СПб, Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007.- 117 с.

  3. Симагин Ю.А. Территориальная организация населения и хозяйства Учебное пособие. – М.: КноРус, 2009.-384 с.

  4. Симагин Ю.А.. Н. В. Копылов. РегиональнаяэкономикаРоссии. М: Издательство «Финансы и статистика», 2009 г.-594 с.

  5. Экономическая география России: Учебник / Под общей ред. акад. В.И.Видяпина. - М.: ИНФРА-М, Российская экономическая академия, 2004. - 533 с.

Тема 4. Отраслевой анализ хозяйства Российской Федерации (6 часов)

План семинара

  1. Закономерности, принципы и факторы размещения производства

  2. Отраслевая структура народного хозяйства.

  3. Современные проблемы развития ТЭК России

  4. Структура АПК. Место сельского хозяйства в АПК.

  5. Роль фермерских хозяйств в обеспечении населения сельскохозяйственными продуктами.

  6. Проблема продовольственной безопасности России.

Вопросы для самоконтроля

  1. Каковы факторы размещения электростанций России?

  2. Каковы факторы размещения предприятий черной металлургии?

  3. Какими принципами размещения производительных сил руководствовались при создании Западно-Сибирского ТПК, Канско-Ачинского ТПК?

  4. В чем заключается рациональное территориальное разделение труда между регионами и в пределах их территории?

  5. В чем, по вашему мнению, заключается проблема обеспечения Восточных регионов страны электроэнергией?

  6. Назовите главные газотранспортные потоки из Западной Сибири.

  7. Какова доля ТЭК в общем объеме экспорта страны?

  8. Оцените, насколько благоприятно размещение топливно-энергетических ресурсов по отношению к потребителю.

  9. Назовите основные факторы размещения сельскохозяйственного машиностроения.

  10. Укажите регионы молочно-мясного, мясо-молочного и молочного скотоводства. Объясните влияние кормовой базы на специализацию животноводства.

  11. Охарактеризуйте структуру АПК. Какое место в АПК принадлежит сельскому хозяйству и почему?

  12. Назовите основные регионы зернового хозяйства России.

  13. Какова, по-вашему мнению, роль фермерского хозяйства в обеспечении населения продуктами питания?

Рекомендуемая литература

  1. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики.: учебник для вузов. – М.: ГУ ВШЭ, 2006. – 496 с.

  2. Ларченко Л.В. территориальная организация населения. Учебно-методическое пособие.- Изд-во «ЮТАС», 2007.- 64 с.

  3. Симагин Ю.А. Территориальная организация населения и хозяйства Учебное пособие. – М.: КноРус, 2009.-384 с.

  4. Симагин Ю.А.. Н. В. Копылов. РегиональнаяэкономикаРоссии. М: Издательство «Финансы и статистика», 2009 г.-594 с.

  5. Гладкий Ю.Н., Доброскок В.А., Семенов С.П. Экономическая география России. Учебник. М.: Гардарика, Литературно-издательское агентство “Кафедра-М”, 1999. - 752 с.

  6. Осипов А.К. Экономика региона: механизм комплексного развития. - Екатеринбург. Изд.-во УрО РАН, Институт экономики, 1996.

Тема 5. Проблемные регионы (2 часа)

План семинара

  1. Общие черты и особенности типов проблемных регионов

  2. Роль северных территорий в хозяйственном развитии страны.

  3. Основные тенденции и особенности социально-экономического развития Севера России

  4. Проблема сохранения традиционного хозяйства коренных малочисленных народов Севера

  5. Геополитические изменения в России в начале 90-х годов XIX в.

  6. Территориальные притязания к России.

  7. Взаимоотношения со странами СНГ.

Вопросы для самоконтроля

  1. Перечислите отличительные черты отсталых (слаборазвитых) регионов.

  2. Перечислите отличительные черты депрессивных регионов

  3. Какую территорию занимают регионы, отнесенные к зоне Севера?

  4. Каково значение Северного морского пути для развития северных регионов?

  5. Каково геополитическое значение Севера?

  6. Как определяется южная граница Севера?

  7. Назовите проблемы развития коренных малочисленных народов Севера.

  8. Какую территорию занимают регионы, отнесенные к зоне Севера?

  9. Каково значение Северного морского пути для развития северных регионов?

  10. Каково геополитическое значение Севера?

  11. Как определяется южная граница Севера?

  12. Назовите проблемы развития коренных малочисленных народов Севера.

  13. Какие территории относятся к макроуровню приграничья?

  14. Какие территории относятся к микроуровню приграничья?

  15. Какие территории относятся к мезоуровню приграничья?

  16. Особенности развития Восточно-Сибирского и Дальневосточного приграничья?

Рекомендуемая литература

  1. Анализ тенденций развития регионов России: Типология регионов, выводы и предложения. — М.: Служба ТАСИС Генерального директора, Европейская комиссия, 1996.

  2. Арктика – мой дом: история освоения Севера в биографиях знаменитых людей: Полярная энциклопедия школьника/ Отв. Ред. В.Д. Голубчикова. – М.: ГУП «Северные просторы», 2001г. – 280с.

Ларченко Л.В. Государство и ресурсодобывающие регионы Севера.- СПб, 2006.-207

  1. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: учебник для вузов. – М.: ГУ ВШЭ, 2006. – 496 с.

  2. Ларченко Л.В. Региональная экономика. Учебно-методический комплекс. СПб, Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007.- 117 с.

  3. Симагин Ю.А. Территориальная организация населения и хозяйства Учебное пособие. – М.: КноРус, 2009.-384 с.

  4. Симагин Ю.А.. Н. В. Копылов. РегиональнаяэкономикаРоссии. М: Издательство «Финансы и статистика», 2009 г.-594 с.

  5. Экономическая география России: Учебник / Под общей ред. акад. В.И.Видяпина. - М.: ИНФРА-М, Российская экономическая академия, 2004. - 533 с.

Тема 6. Новая экономическая география П. Кругмана (2 часа)


План семинара

  1. П. Кругман о экономии на масштабе

  2. Оценка П. Кругманом финансового кризиса 2008-2009 гг.

  3. Нобелевская премия П. Кругмана.

Вопросы для самоконтроля

  1. Назовите основные идеи П. Кругмана о новой экономической географии?

  2. Какие основные причины финансового кризиса 2008-2009 гг. назвал П. Кругман?

  3. За какие научные достижения была присуждена Нобелевская премия П. Кругману?

Рекомендуемая литература

П. Кругман, М. Обстфельд. Международная экономика. Теория и политика. М.: МГУ_ЮНИТИ, 1997

8. Образовательные технологии

Для проведения занятий со студентами используются:

  • технология критического мышления;

  • проектная деятельность;

  • дискуссионные технологии;

  • компьютерные технологии;

  • технология портфолио.

  1. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов для направления 080100. 62 «Экономика» подготовки бакалавра. Программа разработана в соответствии с (1)

    Программа
    Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов для направления 080100.62 «Экономика» подготовки бакалавра.
  2. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080100. 62: «Экономика» для подготовки бакалавра. Программа разработана в соответствии с (1)

    Программа
    Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.
  3. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080100. 62: «Экономика» для подготовки бакалавра. Программа разработана в соответствии с (2)

    Программа
    Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080100.62: « Экономика» для подготовки бакалавра.
  4. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности 080100. 62/ Экономика, изучающих дисциплину «Финансовый менеджмент». Программа разработана в соответствии с (1)

    Программа
    Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности 080100.62/ Экономика, изучающих дисциплину «Финансовый менеджмент».
  5. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности 080100. 62/ Экономика, изучающих дисциплину «Финансовый менеджмент». Программа разработана в соответствии с (2)

    Программа
    Образовательный стандарт ГОУ ВПО Высшей школы экономики, в отношении которого установлена категория «национальный исследовательский университет» Образовательной программой 080100.
  6. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080100. 62 «Экономика» иизучающих дисциплину «Международные стандарты финансовой отчетности».

    Программа
    Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080100.62 — «Экономика» и изучающих дисциплину «Международные стандарты финансовой отчетности».
  7. Программа дисциплины Общая психология для направления 080100. 62 Экономика (подготовка бакалавра) Автор программы (1)

    Программа дисциплины
    Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов для направления 080100.62 Экономика (подготовка бакалавра), изучающих дисциплину «Общая психология».
  8. Программа дисциплины Общая психология для направления 080100. 62 Экономика (подготовка бакалавра) Автор программы (2)

    Программа дисциплины
    Рабочим учебным планом Санкт-Петербургского филиала Государственного университета – Высшей школы экономики по направлению 080100.62 Экономика (подготовка бакалавра), утвержденным в 2010 г.
  9. Программа дисциплины Общая психология для направления 080100. 62 Экономика (подготовка бакалавра) Автор программы (3)

    Программа дисциплины

Другие похожие документы..