Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов для направления 080100. 62 «Экономика» подготовки бакалавра. Программа разработана в соответствии с

6. Формы контроля знаний студентов

Тип

контроля

Форма

контроля

Второй модуль

Параметры

Недели

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Текущий

Контрольная работа

*

Письменная работа (тест) 15 мин.

Работа на семинарских (лекционных) занятиях

В течение учебного процесса

Итоговый

Зачет

*

Включает оценку за работу на семинарских занятиях и оценку за итоговую письменную работу.

Время написания итоговой письменной работы – 40 минут.

    1. Критерии оценки знаний, навыков

  • Умение:

    • анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе,

    • прогнозировать возможное их развитие в будущем

    • использовать нормативные правовые документы в своей деятельности

    • собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов

    • осуществлять сбор, анализ и обработку статистических данных, информации, научно-аналитических материалов, необходимых для решения поставленных экономических задач

    • анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции и изменения социально-экономических показателей

    • используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные, проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет

  • Готовность к:

    • гибкому тактичному взаимодействию с другими студентами;

    • рефлексивной деятельности;

    • готовность к компромиссам для достижения результата.

  • Понимание и принятие специфики партнеров по диалогу, их интересов, позиций.

  • Проявление самостоятельности в ситуации выбора и умение нести ответственность за принятое решение.

7. Содержание дисциплины

Тема 1.Теории и методы новой экономической географии (4 часа)

Определение экономической географии. Ключевые понятия. Статистическая база исследования. Источники информации для анализа. Проблемы разработки системы региональных счетов. Направления анализа региональной экономики. Анализ межрегиональных связей и территориальной структуры экономики. Типологизация регионов. Оценка степени развития межрегиональных связей.

Теории размещения хозяйственной деятельности (Й.Тюнен, В. Лаундхарт, А.Вебер, В.Кристаллер, А.Леш). Теория полюсов развития (Ф. Перру).

Отечественные теории: теория экономического районирования, включающая учение о энергопроизводственных циклах (Н.Н. Колосовский); учение о закономерностях, принципах и факторах размещения производительных сил, фундаментальные работы по обеспечению планирования размещения производительных сил и регионального развития (Н.Н. Баранский, А.Г. Гранберг, В.С. Немчинов, Н.Н. Некрасов. А.Е. Пробст, Ю.Г.Саушкин, Р.И. Шнипер).

Современные направления развития экономической географии за рубежом. Теории размещения деятельности: теория диффузии инноваций; теория регионального жизненного цикла; теория полюсов роста, региональный полюс роста.

Тема 2. Научные основы и общие условия размещения производительных сил и территориальнойорганизации хозяйстваРоссии(4 часа)

Территория как фактор регионального развития. Трудовые ресурсы, рынок труда. Природно-ресурсный потенциал, специализация и структура хозяйства. Оценка природных ресурсов:количественная, технологическая, экономическая. Проблема снижения эффективности использования ресурсов. Финансовая обеспеченность региона. Территориальная дифференциация уровня социально-экономического развития. Стартовые условия вхождения регионов в рынок.

Тема 3. особенности развития экономики Россини в трансформационныйпериод (2 часа)

Новые процессы в развитии экономики России: формирование нового геополитического и экономического пространства после распада СССР, демонтаж административно-плановой экономики, переход к экономике рыночного типа, либерализация внешнеэкономической деятельности, изменение политических и экономических отношений центра и регионов, затяжной экономический кризис, многоукладный характер экономики, дифференциация региональных показателей хозяйственного и социального развития.

Проблемы в развитии экономики России, оставшиеся с советского периода: особенность географического положения России, крупномасштабная экономика, неблагоприятные природно-климатические условия, многоэтнический и многоконфессиональный состав населения, чрезмерная концентрация производства.

Тема 4. Отраслевой анализ хозяйства Российской Федерации (6 часов)

Закономерности, принципы и факторы территориальной организации производства.

Основные тенденции развития российской промышленности в 90-е годы ХХ в. Ускорение спада производства в наукоемкой промышленности и разрушение научно-производственного потенциала. Структурные изменения в промышленности. Сырьевая направленности в экономике России. «Точки роста» российской экономики. Задачи по структурному преобразованию промышленности. Основные пропорции территориального характера: промышленные районы, узлы, центры. Значение организационно-экономических особенностей в формировании производственных систем. Территориальная организация отраслей ТЭК. Современные проблемы развития нефтяной, газовой, угольной промышленности. Электроэнергетика. Машиностроение.

Значение природных особенностей в развитии АПК, основные зерновые районы, сельскохозяйственное районирование. Причины спада сельскохозяйственного производства и направления вывода АПК из кризисного состояния. Территориальная дифференциация сельскохозяйственного производства.

Понятие и показатели продовольственной безопасности страны. Проблема продовольственной безопасности Российской Федерации, Санкт-Петербурга, Ленинградской области. Российская Федерация в контексте продовольственной безопасности мира.

Тема 5. Проблемные регионы (2 часа)

Общие черты и особенности типов проблемных регионов. Отсталые (слаборазвитые) регионы. Депрессивные регионы. Преодоление региональной депрессии путем диверсификации, конверсии, улучшения местного инвестиционного климата и т.д.

Приграничные регионы. Роль приграничных регионов в обеспечении безопасности и международного сотрудничества. Стратегические направления развития приграничных регионов.

Север как проблемная территория. Особенности развития проблемных территорий Севера. Перспективы развития проблемных регионов Севера. Роль государства в развитии северных регионов.

Тема 6. Новая экономическая география П. Кругмана (2 часа)

Проблема учета пространственных различий в классической экономической теории. П Кругман о экономии на масштабе, несовершенная конкуренция и международная торговля. Специализация, международная торговля и географическая концентрация экономической активности. Экономика агломераций и неравномерное развитие. Оценка финансового кризиса 2008-2009 гг. нобелевская премия П. Кругмана.

План семинаров и практических занятий

Тема 1.Теории и методы новой экономической географии (4 часа)

План семинара

    1. Теории размещения хозяйственной деятельности (Й.Тюнен, В. Лаундхарт, А.Вебер, В.Кристаллер, А.Леш). Теория полюсов развития (Ф. Перру).

    2. Отечественные теории (Н.Н. Колосовский); (Н.Н. Баранский, А.Г. Гранберг, В.С. Немчинов, Н.Н. Некрасов. А.Е. Пробст, Ю.Г.Саушкин, Р.И. Шнипер

    3. Современные направления развития экономической географии за рубежом. Теории размещения деятельности: теория диффузии инноваций; теория регионального жизненного цикла; теория полюсов роста, региональный полюс роста.

Вопросы для самоконтроля

  1. Каковы этапы и вехи региональных исследований в СССР и России?

  2. Назовите имена известных вам отечественных ученых-экономико-географов

  3. В чем различия и общность парадигм: "регион как квазигосударство", "регион как квазикорпорация", "регион как рынок", "регион как социум"?

  4. Каковы различия между абсолютными и относительными преимуществами региона при выборе специализации производства и структуры торговли?

  5. Каковы этапы и вехи региональных исследований в СССР и России?

  6. Какие причины и обстоятельства способствовали сближению западной и отечественной экономикогеографической науки?

  7. В чем различия и общность парадигм: "регион как квазигосударство", "регион как квазикорпорация", "регион как рынок", "регион как социум"?

  8. Перечислите материальные и нематериальные факторы в теории размещения.

Рекомендуемая литература

  1. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики.: учебник для вузов. – М.: ГУ ВШЭ, 2006. – 496 с.

  2. Ларченко Л.В. территориальная организация населения. Учебно-методическое пособие.- Изд-во «ЮТАС», 2007.- 64 с.

  3. Симагин Ю.А. Территориальная организация населения и хозяйства Учебное пособие. – М.: КноРус, 2009.-384 с.

  4. Симагин Ю.А.. Н. В. Копылов. РегиональнаяэкономикаРоссии. М: Издательство «Финансы и статистика», 2009 г.-594 с.

  5. Гладкий Ю.Н., Доброскок В.А., Семенов С.П. Экономическая география России. Учебник. М.: Гардарика, Литературно-издательское агентство “Кафедра-М”, 1999. - 752 с.

  6. Родионова И.А., Бунакова Т.М. Экономическая география: Учебно-справочное пособие. – 6-е издание. – М.: Московский лицей, 2003. – 496с.

  1. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов для направления 080100. 62 «Экономика» подготовки бакалавра. Программа разработана в соответствии с (1)

    Программа
    Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов для направления 080100.62 «Экономика» подготовки бакалавра.
  2. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080100. 62: «Экономика» для подготовки бакалавра. Программа разработана в соответствии с (1)

    Программа
    Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.
  3. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080100. 62: «Экономика» для подготовки бакалавра. Программа разработана в соответствии с (2)

    Программа
    Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080100.62: « Экономика» для подготовки бакалавра.
  4. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности 080100. 62/ Экономика, изучающих дисциплину «Финансовый менеджмент». Программа разработана в соответствии с (1)

    Программа
    Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности 080100.62/ Экономика, изучающих дисциплину «Финансовый менеджмент».
  5. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности 080100. 62/ Экономика, изучающих дисциплину «Финансовый менеджмент». Программа разработана в соответствии с (2)

    Программа
    Образовательный стандарт ГОУ ВПО Высшей школы экономики, в отношении которого установлена категория «национальный исследовательский университет» Образовательной программой 080100.
  6. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080100. 62 «Экономика» иизучающих дисциплину «Международные стандарты финансовой отчетности».

    Программа
    Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080100.62 — «Экономика» и изучающих дисциплину «Международные стандарты финансовой отчетности».
  7. Программа дисциплины Общая психология для направления 080100. 62 Экономика (подготовка бакалавра) Автор программы (1)

    Программа дисциплины
    Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов для направления 080100.62 Экономика (подготовка бакалавра), изучающих дисциплину «Общая психология».
  8. Программа дисциплины Общая психология для направления 080100. 62 Экономика (подготовка бакалавра) Автор программы (2)

    Программа дисциплины
    Рабочим учебным планом Санкт-Петербургского филиала Государственного университета – Высшей школы экономики по направлению 080100.62 Экономика (подготовка бакалавра), утвержденным в 2010 г.
  9. Программа дисциплины Общая психология для направления 080100. 62 Экономика (подготовка бакалавра) Автор программы (3)

    Программа дисциплины

Другие похожие документы..