Программа воспитания школьников «Рациональное питание основа здорового образа жизни у школьников»

Авторская программа воспитания школьников

«Рациональное питание – основа здорового образа жизни у школьников».


Автор программы учитель

МОУ Лицей № 90 г. Краснодара

Хмелевская Татьяна Васильевна

Краснодар

2008

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА,

Данная программа написана в 2008 году и предназначена для проведения воспитательной работы с учащимися 5-7 классов. Срок ее реализации 3 года. (с 2008 по 2011 год) Далее в связи с проведением мягкой предпрофилизации предполагается изменение состава учащихся в классе.

Актуальность данной программы заключается в том, что она ориентирована на детей младшего подросткового возраста, с учетом специфики их развития, физиологических и психических процессов, происходящих в детском организме.

В школе преобладающим фактором является воспитание здорового человека через внедрение здоровьесберегающих технологии в обучении и образовании

В школьном возрасте закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни. Физически здоровый ребенок обычно успешно учится в школе, гармонично развивается, он удовлетворен своими достижениями и способен делать выводы из допущенных ошибок.. Именно в подростковом возрасте необходимо сформировать основы культуры здоровья ребенка, познакомить с рациональным питанием, адекватным требованиям среды обитания жизнедеятельности, социальной активности и достойного качества жизни. Именно фактору питания принадлежит сегодня одно из ведущих мест в разнообразных условиях окружающей среды, постоянно воздействующих на молодой организм.

Питание детей тесно связано со здоровьем. По данным академика А.А. Баранова, распространенность хронических заболеваний органов пищеварения составляет 702,3 на 1000 детского населения и зависит от ряда следующих факторов:

  1. нерегулярное питание с перерывами более 3-4 часов;

  2. частое употребление острых блюд, консервированных продуктов, маринадов, копченостей, солений;

  3. однообразное питание, еда в сухомятку,

  4. употребление некачественных продуктов,

  5. несоблюдение режима, малоподвижный образ жизни;

  6. вредные привычки,

их устранение снижает вероятность возникновения заболеваний пищеварительной системы в среднем на 15%.

Для реализации этих задач в России был разработан и принят ряд документов: Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов», Концепция государственной политики в области здорового питания населения Российской Федерации на период до 2005 года, второй этап Концепции государственной политики в области здорового питания, программа Межведомственной проблемной комиссии по медицинским вопросам питания. Вопросы здорового питания являются социальной проблемой. Если раньше человечество жило, чтобы питаться, то сейчас «мы едим, чтобы жить».

Процесс обучения правильному рациональному питанию требует непрерывной кропотливой работы как в семье, так и в школе. Объяснение школьникам огромной роли рационального питания для здоровья и творческого долголетия может стать одним из главных направлений в работе классного руководителя, который должен проводить воспитательную работу на основе долгосрочного планирования с учетом специфики возраста детей.

До написания программы проделана работа по изучению здорового климата в детском коллективе (в 4 классе), анализировались данные по интеллектуальному развитию детей.

С этой целью проводились:

- анкетирование учащихся;

- диагностика режима питания;

- тематические сочинения «Мое любимое блюдо », «Пища, приготовленная самой природой».

Воспитательная работа с учащимися подросткового возраста строится в соответствии с воспитательной системой школы и ориентируется на цели государственной политики в области образования, которые определены в основных нормативных документах, которыми мы руководствовались при составлении данной программы. Нами внимательно проанализированы такие документы, как «Закон Российской Федерации «Об образовании», «Федеральная программа развития образования в России 2000—2005 гг.», проект «Национальная доктрина образования Российской Федерации», «Концепция структуры и содержания общего среднего образования (в 12 летней школе)».

В то же время общество предъявляет к ребенку очень высокие требования и подросткам приходится в очень короткий срок адаптироваться к жизни взрослых. В связи с предоставлением подростку большей самостоятельности и расширением поля ее проявления наиболее ярко выступают издержки воспитания более раннего периода развития.

Исходя из этого возникает противоречие между высокими требованиями общества, предъявляемыми к ребенку, и возможностями ребенка соответствовать этим требованиям. Ребенок нуждается в квалифицированной помощи классного руководителя.

Исходя из всего выше сказанного, классный руководитель должен проводить воспитательную работу на основе долгосрочного планирования с учетом специфики возраста учеников.

Цели программы воспитательной работы:

1. Разностороннее развитие учащихся класса через применение всего набора воспитательных технологий и методик работы с детьми, которые создают условия для самореализации ребенка, что способствует развитию познавательной мотивации в области здорового образа жизни, умению находить необходимую информацию, желание заниматься самообразованием и пропагандой здорового образа жизни.

2. Формирование научного мировоззрения, которое позволит ученику войти в открытое информационное пространство, проявляя качества гражданина, патриота своей родины, своего края, своей школы, своего класса.

  1. Воспитание учащихся физически и нравственно здоровыми, уважать культуру приема еды и кулинарные традиции других народов.

4. В связи с пониманием того, что в воспитании ребенка важное значение имеет семья, целью данной программы является создание условий для формирования у родителей и детей взаимопонимания, взаимодействия, желания совместного соблюдения здорового образа жизни.

Данная программа воспитания учащихся класса учитывает следующие ориентиры:

а) включение учащихся в активную творческую деятельность, используя такие формы работы, которые дадут возможность детям проявить активность, самостоятельность и помогут им качественно измениться;

б) создание условий использования таких форм работы с детьми, которые будут направлены на саморазвитие учащихся и на самосовершенствование при косвенном воздействии классного руководителя;

в) формирование нравственной культуры учащихся и их родителей, этике взаимоотношений детей и родителей, приобщение учащихся к сохранению своего здоровья.

Прогнозируемые результаты:

  1. должен повыситься уровень культуры гигиены в приеме еды и воспитанности учащихся;

  2. учащиеся должны грамотно ориентироваться в потоке разнообразной информации и самостоятельно добывать интересующую их информацию;

  3. должна улучшиться (с учетом реальных возможностей класса) успеваемость учеников и сформироваться стремление к продолжению образования, пониманию его необходимости и значимости;

  4. у ребенка должна сформироваться привычка к здоровому образу жизни, умение адаптироваться в обществе,

  5. школьники должны уметь распространять полученные знания и умения в построении здорового питания,

  6. иметь общее представление о роли основных питательных веществ для здорового развития организма

  7. знать о вреде переедания, иметь навыки соблюдения режима питания,

  8. уметь обезопасить себя от недоброкачественных продуктов, основываясь на своих сенсорных ощущениях,

  9. знать правила хранения основных продуктов в домашних условиях.

Для успешного функционирования данной программы необходимы определенные условия.

Система воспитания в классе будет результативной, если она строится:

а) на основе концепции воспитательной системы школы, округа, города, государства;

б) современных принципов в организации здорового питания;

в) учета индивидуальных особенностей формирования классного коллектива;

г) учета возрастных особенностей учащихся класса;

д) учета особенностей контингента родителей класса;

Принципы воспитательной работы классного руководителя:

  1. принцип социальной активности, который создает учащимся условия для самостоятельного выбора и принятия решений, формирует способность противостоять внешнему давлению и отстаивать свое мнение, свою жизненную позицию;

  2. принцип мотивированности процесса воспитания – подготовки почвы к восприятию той информации, которую готовит для ребенка взрослый, принимать решение, ставить вопрос и самостоятельно давать на него ответ;

  3. принцип проблемности должен будить любознательность ученика, желание самостоятельно дойти до истины, обогатить себя новыми знаниями;

  4. принцип индивидуализации – воспитание учащихся с учетом их индивидуальных возможностей и способностей;

  5. принцип взаимодействия личности и коллектива, предусматривающий равноправные отношения в классном коллективе, право ребенка на собственное мнение и аргументацию своих поступков и действий;

  6. принцип развивающего воспитания создает условия для проявления возможностей и способностей каждого ребенка, для проявления его индивидуальности в коллективе;

  7. принцип целостности воспитательного процесса как суммы направлений деятельности, состоящей из нравственного, семейного и других видов воспитания;

  8. принцип единства образовательной и воспитательной среды, задача которой состоит в развитии основных потребностей ребенка в поддержании его здоровья и жизнеспособности.

Формы работы:

классный час, беседа, диспут, круглый стол, дискуссии, тренинги, лектории, встречи, анкетирование, конкурс рисунков, конкурс секретов правильного питания, выпуск газет, театрализованные представления.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ И ЕЕ СОДЕРЖАНИЕ.

I. Воспитание здорового образа жизни

Цели:

1. Формирование понимания значимости здоровья, как условия собственной успешности.

2. Воспитание привычки к постоянным занятиям физкультурой и спортом с целью ежедневного оздоровления своего организма.

3. Воспитание экологической культуры, которая должна стать основой здравого смысла в сохранении своего здоровья, поведения и поступков.

Задачи воспитания:

-знакомить учащихся с традициями и обычаями бережного отношения человека к собственному здоровью;

-создавать условия для формирования у учащихся культуры сохранения собственного здоровья;

-создавать возможность учащимся демонстрировать свои достижения и усилия по сохранению здоровья;

-способствовать негативному отношению к вредным привычкам, разрушающим здоровье,

-научить умению предупреждения утомления и восстановления работоспособности учащихся.

Мероприятия в 5 классе

-мой режим дня;

-физиология питания;

-конкурс рисунков «Мое любимое блюдо»;

-встречи с врачом «Как сохранить здоровье и правильно питаться»;

-утренняя зарядка – это обязательно;

-театрализованное представление «История происхождения овощей»;

Мероприятия в6 классе

-еда в моей жизни;

-КВН «Мир без вредных привычек»

-конкурс-игра «Загадки на кулинарные темы»;

-конкурс рисунков «Сервировка стола»

Мероприятия в7 классе

-Проект «воскресный завтрак»;

-Здоровое питание – это залог долголетия;

-Информационный выпуск газеты к Всемирному дню здоровья – 7 апреля «Семь золотых правил приема пищи»;

-диспут «Что будет с Вашим организмом, если есть непитательную пищу»;

II.Общение и досуговая деятельность учащихся

Цели:

Создание условий для позитивного общения учащихся в школе и за ее пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности, открытости в реальных жизненных ситуациях, интереса к внеклассной деятельности.

Задачи:

-формировать культуру общения;

-знакомить учащихся с традициями и обычаями приема еды у разных народов;

развивать способности учащихся в самых различных видах досуговой деятельности;

-использовать активные и творческие формы воспитательной работы для полного раскрытия талантов т способностей учащихся;

-привлекать учащихся к работе в кружках, проектах, с учетом их интересов и потребностей, стимулировать активное участие учащихся в различных видах досуговой деятельности;

-способствовать качественной деятельности школьных внеклассных объединений.

Содержание воспитательной работы:

-изучение интересов и запросов учащихся, их способностей и желания участвовать в общественной жизни класса и учебного заведения;

-изучение запросов родителей в повышении качества повышения образования учащихся через внедрение здоровьесберегающих педагогических технологий в обучении и образовании;

-качественное проведение всех внеклассных мероприятий;

-поддержка инициативы и творческих начинаний учащихся, их стремления к общению и совместному досугу при учете индивидуальных возможностей и возрастных особенностей

-соблюдение эстетических и этических норм при проведении мероприятий любого уровня.

  1. Программа кружка по формированию у детей здорового образа жизни «здравушка»

    Программа
    Формирование культуры здорового образа жизни — одна из стратегических целей обучения и воспитания современных школьников и молодёжи. Культура здорового образа жизни человека — это его психологическая (система мотивов, валеологических
  2. Методические рекомендации по организации и проведению мероприятий по профилактике вич-инфекции и пропаганде здорового образа жизни (1)

    Методические рекомендации
    (обобщение материалов семинара-практикума по вопросу отработки мер профилактики ВИЧ/СПИД, заболеваний, передающихся половым путем, наркомании, алкоголизма,
  3. Программа деятельности по оздоровлению и пропаганде здорового образа жизни моу гимназии №1 г. Липецка на период с 2006 по 2011 гг.(включительно)

    Программа
    Программа представляет собой долгосрочный нормативно-управленческий документ, характеризующий имеющиеся достижения и проблемы, основные тенденции, главные цели, задачи и направления обучения, воспитания, развития обучающихся и особенности
  4. Формирование у младших школьников ценностной ориентации на здоровый образ жизни 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 6 ноября 2009 г. в 12.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.298.11 по присуждению ученой степени доктора педагогических наук по специальности: 13.
  5. Программа деятельности по оздоровлению и пропаганде здорового образа жизни Наименование программы

    Программа
    Конвенция о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.). Федеральное законодательство об охране здоровья школьников: Конституция РФ, Семейный кодекс РФ (29 декабря 1995 г.
  6. «Здоровый образ жизни семьи залог здоровья ребенка»

    Документ
    В настоящее время остро встала проблема болезненности населения. Все чаще и чаще мы узнаем о болезнях, которые добавляет нам экология, загрязненность воды, ненатуральные продукты.
  7. Программа «формирование культуры здорового и безопасного образа жизни младших школьников» введение

    Программа
    Известно, что кризис здоровья детей, подростков и молодёжи в России угрожает национальной безопасности, экономическому и социальному развитию, обороноспособности страны.
  8. Программа интегрированного курса по формированию здорового образа жизни (биология, психология, физкультура)

    Программа
    «В большинстве болезней виновата не природа, не общество, а только сам человек. Чаще всего он болеет от лени и жадности, но иногда и от неразумности».
  9. Задачи на новый учебный год стр. 2 Анализ уровня здоровья и здорового образа жизни. Состояние здоровья учащихся стр

    Документ
    Школа начала функционировать в 1907 году. Она действовала при ткацкой фабрике, которая принадлежала дворянке из Санкт-Петербурга Романюк Клавдии Андреевне.

Другие похожие документы..