Спецкурс «Особенности преподавания русского языка в национальной школе» для филологов-бакалавров

Спецкурс

«Особенности преподавания русского языка в национальной школе» (для филологов-бакалавров III курса)

Пояснительная записка

В профессиональную подготовку студентов-бакалавров филологического факультета, будущих преподавателей русского языка в школе, входит спецкурс «Особенности преподавания русского языка в национальной школе, рассчитанный на 36 часов аудиторных занятий.

На основании программы лекционного курса «Методика преподавания русского языка в школе» в спецкурс включены разделы, отражающие специфику работы по русскому языку в национальной школе.

Цель спецкурса - подготовить студентов-филологов III курса для работы в национальной школе, с учетом особенностей методики преподавания русского языка.

В программу включены основные теоретические вопросы методики преподавания РЯНШ; общие вопросы методики преподавания РЯНШ; особенности изучения отдельных разделов школьного курса русского языка в У-1Х классах; методику формулирования и развития речи учащихся; особенности работы по русскому языку в X-XI классах национальной школы. Кроме этого, в спецкурсе представлены темы, указывающие на наиболее типичные методические затруднения при изучении отдельных разделов русского языка в национальной аудитории.

Программа спецкурса.

Научно-теоретические основы методики преподавания русского языка в национальной школе.

  1. Лингвистические, психологические и дидактические основы методики обучения русскому языку в национальной школе.

  2. Лингводидактические категории методики обучения русскому языку в национальной школе.

3. Методика преподавания русского языка в национальной школе (РЯНШ) как отрасль лингводидактики.

//. Общие вопросы методики преподавания русского языка в национальной школе.

  1. Цели, задачи, содержание курса РЯНШ.

  2. Методы, приемы и средства обучения РЯНШ.

  3. Организационные формы учебной работы по РЯНШ.

  4. Современный урок русского языка в национальной школе.

  1. Тестирование как форма контроля знаний учащихся по русскому языку. Основы тестологии. Общая методика составления тестов.

  1. Факультативные занятия по РЯНШ.

  2. Внеклассная работа по РЯНШ.

///. Методика изучения отдельных разделов школьного курса русского языка в V-XI классах.

  1. Методика фонетики и орфоэпии.

  2. Обучение составу русского слова и словообразованию в национальной школе.

  3. Методика обучения грамматическому строю русского языка.

  4. Специфика изучения частей речи в национальной школе.

  5. Основные вопросы методики синтаксиса русского языка в национальной школе.

  6. Методика обучения русской орфографии и пунктуации в У-Х1 классах национальной школы.

IV. Методика формирования и развития русской речи учащихся.

1. Общие проблемы:

  • лингвистические и психологические основы методики развития речи;

  • формирование речевых умений и навыков;

  • формирование монологической и диалогической речи учащихся;

  • система упражнений для обучения устной речи;

  • чтение как вид речевой деятельности;

  • виды работ по развитию связной письменной речи учащихся;

  • обучение основным видам делового письма на уроках русского языка;

  • перевод как особый вид упражнений по развитию речи учащихся.

2. Обогащение словаря учащихся:

  • лингводидактические основы обучения лексике русского языка;

  • понятие о словарной работе, ее значение;

  • семантизация слов русского языка;

  • пути обогащения словарного запаса учащихся;

  • лексические ошибки в речи учащихся национальных школ.

3. Обучение русской фразеологии:

  • специфика усвоения фразеологии;

  • семантизация фразеологизмов и введение их в речь учащихся.

V. Особенности методики русского языка в Х-Х1 классах национальной школы.

  1. Содержание курса и методические приемы обучения.

  2. Значение и место работы по повышению культуры речи учащихся.

  3. Упражнения по развитию связной речи учащихся 1Х-Х1 классов.

  4. Развитие письменной речи.

( Литература

  1. Методика преподавания русского языка в национальной средней школе. Л.,Просвещение, 1981г.

  2. Л.З.Шакирова, Л.Г.Саяхова. Практикум по методике преподавания русского языка в национальной школе. С.-П., Просвещение, 1992г.

  3. Современный урок русского языка и литературы. Под.ред. З.С.Смелковой. Л., Просвещение, 1990г.

  4. Методика обучения русскому языку в 5-11 классах нерусских школ с родным
    языком обучения. Пособие для учителя. Под.ред. Н.Б.Экбы. С.-П., Просвещение, 1995г.

СОДЕРЖАНИЕ

Лекция 1

Национально-русское двуязычие (билингвизм) и его использование в обучении русскому языку нерусских.

1

Лекция 2

Методика преподавания русского языка в национальной школе

10

Лекция 3

Изучение русского языка в национальной школе.

25

Лекция 4

Методы обучения как компонент учебного процесса в национальных школах.

32

Лекция 5

Организация учебного процесса по преподаванию русского языка в национальной школе.

45

Лекция 6

Проблема преподавания русского языка в многонациональных школах (школах с этнокультурным компонентом).

56

Лекция 7

Современный урок русского языка в национальной школе

72

Лекция 8

Методика преподавания фонетики и орфоэпии в национальной школе

90

Лекция 8

Методика преподавания фонетики и орфоэпии в национальной школе (продолжение)

102

Лекция 9

Изучение лексики и фразеологии русского языка в национальной школе.

118

Лекция 10

Методика изучения грамматики русского языка в национальной школе.

134

Лекция 11

Особенности изучения именных частей речи русского языка в национальной школе.

144

Лекция 12

Взаимосвязь преподавания морфологии и синтаксиса русского языка в национальной школе

152

Лекция 13

Обучение русской речи нерусских школьников.

160

Лекция 14

Методика обучения устной речи учащихся в национальной школе (диалогическая речь)

173

Лекция 15

Изучение лексики русского языка и пополнение словарного запаса учащихся национальной школы

182

Лекция 16

Художественный текст как средство обучению русскому языку в национальной школе.

196

Лекция 17

Культура речи в национальной школе

202

Лекция 18

Инновационные технологии в обучении русскому языку школьников

208

Лекция 18

Инновационные технологии в обучении русскому языку школьников (продолжение)

228

Лекция 1. Национально-русское двуязычие (билингвизм) и его использование в обучении русскому языку нерусских.

Общее понятие билингвизма. Виды билингвизма. Специфика обучения в поликультурном пространстве.

  Интерес к проблеме билингвизма на современном этапе достаточно закономерен и социально обусловлен. Актуальность исследования проблем развития теории и практики методики преподавания русского языка в свете всеобщей глобализации, обусловлена внешнеэкономическими и внутриполитическими причинами. Развитие процессов миграции, появление вынужденных переселенцев, детей мигрантов, беженцев, обострили проблемы их адаптации в инокультурной среде. Актуальность исследования проблем методики преподавания и педагогической поддержки детей-мигрантов подтверждается современными реалиями геополитической социально-педагогической ситуации, связанной с вынужденной миграцией.

Причины увеличения миграции довольно просто вычленить:

1. Притеснение представителей некоренных национальностей в бывших союзных республиках;

2. Введение в действие дискриминационных законов, ущемляющих гражданские права некоренных жителей;

3. Вооруженные конфликты, особенно в Закавказье, на Северном Кавказе, Молдове, Таджикистане;

4. Ухудшение криминогенной обстановки; резкое понижение экономического благосостояния людей; желание попасть на историческую родину.

Усиливающаяся миграция привела к появлению большого количества детей беженцев, мигрантов, переселенцев, испытывающих огромные материальные, социальные и образовательные трудности в адаптации к иной среде и культуре.

В связи с этим возникла острая необходимость в разработке теоретических основ методики преподавания русского языка детям мигрантов, обосновывающая содержание, значимость и инновационные практические технологии педагогической поддержки учащихся, детей новых соотечественников в поликультурном образовательном пространстве. В новых условиях дети мигрантов проживая на территории Российской Федерации и пользуясь русским языком вне дома становятся билингвами.

В связи с этим в методики преподавания русского языка возникает проблема обучения русскому языку данной категории учащихся.

  1. Спецкурс «Особенности преподавания русского языка в национальной школе» (для филологов-бакалавров III курса)

    Программа
    На основании программы лекционного курса «Методика преподавания русского языка в школе» в спецкурс включены разделы, отражающие специфику работы по русскому языку в национальной школе.
  2. Международная научно-практическая конференция с элементами научной школы для молодых ученых, посвященная 50-летию института 23-25 мая 2012 г

    Документ
    Приглашаем Вас принять участие в работе Международной научно-практической конференции с элементами научной школы для молодых ученых «48-е Евсевьевские чтения», посвященной 50-летию института.
  3. Программа дисциплины теория и методика обучения русскому языку и литературе для специальности 050301. 65 русский язык и литература «Разработано»

    Программа дисциплины
    Современный мир предъявляет кардинально новые требования к содержанию образования. Как в России, так и в большинстве стран провозглашена концепция опережающего образования, появилась новая парадигма образования, согласно которой образовательная
  4. Общая характеристика программы обучения Присуждаемые степени/квалификации: Выпускнику по специальности 5В050400 «Журналистика» присуждается академическая степень бакалавра журналистики. Уровней (ступеней) обучения

    Документ
    Требования по приему на программу: Завершение одного академического периода в своем вузе, успеваемость на «А», «А-», «В+», «В», «В-», свободное владение иностранным языком.
  5. Книга адресована специалистам в области лингводидактики, методики преподавания иностранных языков и культур, лингвистики, аспирантам, учителям и преподавателям иностранных языков и культур

    Книга
    Преподавание иностранных языков и культур: проблемы, поиски, решения (Лемпертовские чтения – VII). Материалы Международного научно-методического симпозиума «Преподавание иностранных языков и культур: проблемы, поиски, решения» (Пятигорск,
  6. Программы курсов и спецкурсов для магистрантов 1-2 г. Обучения (по направлению 52. 03. 00 «Филология», по программе подготовки «Русский язык. История языка») г. Ростов-на-Дону

    Реферат
    История науки как смена мировоззрений. Понятие парадигмы в науковедении; вопрос о применимости парадигмального подхода к лингвистике. Общая картина развития лингвистической науки.
  7. Г. М. Борликов (отв редактор), А. К. Натыров, В. Б. Убушаев, М. Н. Гиляшаева, С. В. Пронякин, Л. М. Рубеке, Р. Г. Саряева Редакторы-составители: С. Сенглеева, В. А. Гобеев

    Книга
    Книга посвящена памяти М.П.Иванова, профессора, доктора ис­торических наук, заслуженного деятеля науки РФ и РК, Почетного ра­ботника высшего образования России, Почетного гражданина города Элисты, ветерана Великой Отечественной войны.
  8. Аналитический обзор, представляющий потребности жителей государств СНГ и балтии в изучении русского языка и получении образования на русском языке на основе тех (1)

    Реферат
    АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР, ПРЕДСТАВЛЯЮЩИЙ ПОТРЕБНОСТИ ЖИТЕЛЕЙ ГОСУДАРСТВ СНГ И БАЛТИИ В ИЗУЧЕНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА И ПОЛУЧЕНИИ ОБРАЗОВАНИЯ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИЙ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ
  9. Аналитический обзор, представляющий потребности жителей государств СНГ и балтии в изучении русского языка и получении образования на русском языке на основе тех (2)

    Реферат

Другие похожие документы..