Учебно-методический комплекс для специальностей 080101 «Мировая экономика» 080102 -«Экономическая теория»

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

РОССИЙСКИЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА

ФАКУЛЬТЕТ экономики

Кафедра моделирования в экономике и управлении

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В ЭКОНОМИКЕ

Учебно-методический комплекс для специальностей

080101 – «Мировая экономика»

080102 –«Экономическая теория»

080105 - «Финансы и кредит»

080502 –«Экономика и управление на предприятии»

Для дневной формы обучения

Москва 2008

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В ЭКОНОМИКЕ

Учебно-методический комплекс

Автор-составитель:

И.В.Чернов канд. техн. наук, доцент

Ответственный редактор:

Муромцев В.В. к.т.н.,  доцент

Учебно-методический комплекс утвержден

на заседании кафедры моделирования

в экономике и управлении

02.12.2008, протокол № 14

© Российский государственный гуманитарный университет, 2008

СОДЕРЖАНИЕ

РОССИЙСКИЙ 1

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 1





4




















4

ПРЕДИСЛОВИЕ 5

ПРОГРАММА КУРСА 7

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 7

Тема 1. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ЭКОНОМИКЕ 9

Тема 9. Выбор ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ Автоматизации 12


12

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
13

1. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ЭКОНОМИКЕ 13

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 14

ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА 14

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА 15

6.Корпоративные Информационные Системы [Электронный ресурс] М., cop. 1998-2009. – Электрон. дан. – Режим доступа: / 16

ПЕРЕЧЕНЬ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ПРОМЕЖУТОЧНОГО КОНТРОЛЯ 17

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
ПО ТЕОРЕТИЧЕСКОМУ МАТЕРИАЛУ КУРСА 19

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ
К ИТОГОВОЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ 22

ПЛАНЫ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ
по курсу «Информационные системы в экономике» и методические указания по их выполнению 23

СИСТЕМА ТЕКУЩЕГО И ИТОГОВОГО 27

КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ 27


























ПРЕДИСЛОВИЕ

Учебно-методический комплекс (УМК) по дисциплине “Информационные системы в экономике” разработан на кафедре моделирования в экономике и управлении РГГУ.

УМК содержит программу курса, список литературы, типовые задачи письменных контрольных работ, контрольные вопросы по теоретической части курса и описание индивидуальных заданий.

Учебно-методический комплекс позволяет изучать современные информационные технологии и примеры их реализации в конкретных автоматизированных информационных системах, применяемых в экономической сфере. Он предназначен для студентов третьего курса дневного отделения факультета экономики, обучающихся по специальностям 080101 – «Мировая экономика», 080102 –«Экономическая теория», 080105 - «Финансы и кредит», 080502 –«Экономика и управление на предприятии».

Отличительной чертой комплекса является его практическая направленность: используя основные информационные технологии, студенты должны научиться решать задачи, связанные с их будущей профессиональной деятельностью в сфере экономики и управления. Этим обусловлен выбор уровня сложности, объем и глубина изучения теоретического материала. Изложение теории не предполагает наличия серьезной подготовке в информационной сфере: все необходимые понятия вводятся в курсе и разъясняются на примерах. При этом реализуется основной принцип – от простого к сложному, от простейших информационных технологий к сложным корпоративным информационным системам и современным методам и системам анализа данных. Для получения навыков использования автоматизированных информационных систем в будущей профессиональной деятельности студентам предлагаются практические задания по применению полученных знаний в области автоматизации бизнес-процессов и анализа данных с использованием ряда современных коммерческих автоматизированных информационных систем, успешно применяемых крупнейшими российскими компаниями и имеющих примеры внедрения за рубежом. К таким продуктам в настоящее время относятся: Optima Workflow (UpScale, группа компаний Optima), LanDocs (Lanit), Boss Referent (АйТи), Expect (Expect Software), Lotsia (Лоция Софт) и др. Студенты, успешно прошедшие практические занятия и выполнившие контрольное тестовое задание получают квалификационные сертификаты от компаний, чьи программные продукты были использованы в учебном процессе. Введение такого рода поощрений, а также практическая направленность занятий позволяет повысить интерес студентов гуманитарного университета к информационным дисциплинам и стимулировать их изучение.

Студентам рекомендуется ознакомиться с программой курса, тематическим планом занятий, списком литературы и системой текущего и итогового контроля знаний. В случае неаттестации студента по курсу пересдача дисциплины осуществляется в форме зачета.

Формы контроля

Предусмотрена рейтинговая система текущего и итогового контроля знаний, которая ежегодно доводится до сведения студентов и с которой можно ознакомиться на кафедре моделирования в экономике и управлении.

ПРОГРАММА КУРСА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс “ Информационные системы в экономике” читается студентам третьего курса дневной формы обучения факультета экономики по специальностям № 080101 – «Мировая экономика», № 080102 –«Экономическая теория», № 080105 - «Финансы и кредит», № 080502 –«Экономика и управление на предприятии».

Курс "Информационные системы в экономике" является одним из обязательных курсов в системе подготовки студентов РГГУ к использованию в профессиональной деятельности экономистов и управленцев современных информационных технологий. В процессе обучения студенты осваивают основные технологии, применяемые при построении информационных систем в экономике, методы разработки, выбора и примеры внедрения конкретных автоматизированных информационных систем, применяемых при постановке и решении задач в сфере экономики, а также приобретают навыки работы с экономической информацией.

Курс "Информационные системы в экономике" читается один семестр и охватывает вопросы применения современных информационных технологий в экономической сфере.

Предметом изучения дисциплины являются экономические информационные системы.

Целью учебной дисциплины «Информационные системы в экономике» является подготовка студентов экономических специальностей к эффективному использованию современных компьютерных средств и их программного обеспечения для решения задач в сфере организационно-экономического управления.

Задача курса - изучение информационных технологий и приобретение прочных навыков работы с ПК, применение прикладных программных средств общего и прикладного назначения, изучение организации и работы в локальных вычислительных сетях (ЛВС) и глобальной сети Internet в применении к сфере экономики.

Особенностью курса является то, что особое внимание уделяется описанию необходимых видов обеспечения систем и технологий с учетом потребностей пользователей-экономистов в условиях работы в компьютерных сетях, применения телекоммуникационных технологий, а также практикум работы на реальных системах автоматизации бизнес-процессов.

В результате изучения курса студенты должны:

  • четко представлять особенности организационно-экономического управления как объекта компьютеризации и усвоить важнейшие понятия систем организационно-экономического управления;

  • иметь представление об аппаратных, информационных и программных средствах обеспечения современных информационных систем и сетей;

  • уметь эффективно использовать современные персональные компьютеры (ПК) для решения задач, возникающих в процессе обучения в вузе, а также задач предметной области своей будущей деятельности;

  • принимать обоснованные решения по выбору аппаратной базы, проектированию и приобретению программных продуктов и прикладных информационных систем;

  • уметь формулировать основные научно-технические проблемы и знать перспективы развития информационных систем;

  • уметь формулировать и решать задачи выбора и проектирования информационных систем с использованием передовых технологии;

  • уметь ставить и решать задачи, связанные с организацией диалога между человеком и информационной системой, средствами имеющегося инструментария;

  • пользоваться информационно-поисковыми языками систем, реализованных на современных ЭВМ;

  • владеть методиками анализа предметной области и конструирования прикладных информационных систем;

  • владеть навыками работы с основными объектами, явлениями и процессами, связанными с информационными системами и уметь использовать методы их научного исследования на всех этапах жизненного цикла;

  • знать основные направления повышения надежности вычислительных систем, комплексов и сетей, а также методы и средства обеспечения безопасности и сохранности информации в них.

В ходе изучения курса для студентов предполагаются следующие формы отчетности:

  • сдача контрольных работ;

  • защита лабораторных работ;

  • сдача зачета.

Формы проведения занятий - лекции, лабораторные работы.

Объем курса - 32 академических часов, из которых 16 - лекционных и 16 - практические занятия (лабораторные работы)

Тема 1. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ЭКОНОМИКЕ

Лекция 1. Общие понятия информации и информатизации. Информационные процессы в экономике и проблемы информатизации общества в Российской Федерации. Объективная необходимость автоматизации информационных процессов в экономике. Информационный аспект производства. Информация как товар, рынки информации.

Процессы сбора, передачи, обработки и накопления информации. Информационные системы управления экономическими объектами. Автоматизированные информационные в экономике системы и их классификация.

Этапы развития информационных систем. Современные информационные технологии и перспективы их развития.

Понятие “Информационные системы в экономике” (ИСЭ) и задачи. Информационная модель. Классификация ИСЭ. Роль и состав автоматизированного рабочего места специалиста в ИСЭ. Применение информационных систем для получения конкурентных преимуществ

Тема 2. МЕТОДИКА СОЗДАНИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ И ТЕХНОЛОГИЙ.

Лекция 2. Структура и функциональная организация автоматизированных информационных систем (АИУС) и ИСЭ. Системотехнические и методические основы создания АИУС и ИСЭ. Задачи управления в ИСЭ. Сущность информационных технологий (ИТ). Концептуальная модель базовой АИУС.

Виды обеспечения ИСЭ. Системный подход, аспекты и принципы анализа сложных ИСЭ. Этапы жизненного цикла автоматизированных информационных систем.

Структура, содержание и функции информационного обеспечения (ИО). Требования к информации для решения экономических задач. Информационная база (ИБ) ИСЭ. Способы хранения ИБ. Этапы разработки ИБ ИСЭ.

Информационные массивы. Понятие классификаторов и кодов экономической информации и технология их применения. Методы кодирования информации в ИСЭ. Порядок разработки форм входных и выходных документов.

Тема 3. БАЗЫ ДАННЫХ И ЗНАНИЙ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ

Лекция 3. Концептуальная организация банков данных и знаний, модели данных (иерархические, сетевые, реляционные модели данных). Системы управления базами данных. Программно-аппаратный уровень процесса накопления данных в ИСЭ.

Признаки классификации систем управления базами данных (СУБД). Функциональные возможности СУБД.

Тема 4. корпоративный электронный документооборот

Лекция 3. Понятия документ и электронный документ. Способы получения электронного документа. Системы электронного управления документами (EDM - Electronic Document Management). Основные задачи решаемы EDM. Компоненты документоориентированного решения. Требования к архитектуре. Функциональные требования. Группы пользователей. Основные поставщики систем электронного документооборота, примеры внедрений. Особенности внедрения в России.

Тема 5. Автоматизации бизнес-процессов

Лекция 4. Бизнес-модель. Компоненты бизнес-модели.

Понятие бизнес-процесса. Функционально-ориентированный и процессно-ориентированный подход к построению информационных систем для бизнеса.

Информационная технология автоматизации бизнес-процессов (Workflow). Объектная модель и понятие Workflow. Компоненты системы Workflow. Основные требования к бизнес-процессам при их автоматизации. Инструментальные средства описания бизнес-процессов. Классы пользователей. Место технологии Workflow в организации бизнеса и типовые цели ее внедрения.

Технология Workflow в общей системе управления качеством организации. Методы контроля качества. Уровни контроля.

Технология Workflow как средство интеграции бизнес приложений.

Основные поставщики Workflow – решений и примеры реализации.

Тема 6. Корпоративные информационные системы

Лекция 5. Общая классификация архитектур информационных приложений: Файл-серверные приложения, Клиент-серверные приложения, 3-х уровневая архитектура. Intranet-приложения, склады данных.

Определение корпоративных информационных систем (КИС). Стандарты и соглашения построения КИС. Технологический и информационный уровень архитектуры КИС. Взаимодействие бизнес-модели и архитектуры информационных систем. Компоненты базового решения КИС. Принципы построения и этапы внедрения КИС.

Основные тенденции и прогнозы развития российского рынка КИС. Проблемы полнофункционального внедрения КИС в России. Тиражируемые интегрированные системы управления предприятием, представленные на российском рынке. Основные вендоры и интеграторы на российском рынке КИС. Примеры внедрений. Корпоративные информационные системы и современные стандарты управления качеством.

Системы управление взаимоотношениями с клиентами (Customer Relationship Management — CRM). Классы решаемых задач. Функции. CRM в электронной коммерции. Основные направления CRM: операционный (Operational CRM), аналитический (Analytical CRM), кооперационный (Collaborative CRM). Уровни представления данных. Обзор CRM – решений и платформ. Ключевые шаги для успешного внедрения CRM

Тема 7. Аналитическая обработка бизнес-данных.

Лекция 6. Оперативные и аналитические информационные системы. Сравнения, преимущества, недостатки.

Системы генерации отчетов. Назначение, примеры.

Статические и динамические системы поддержки принятия решений.

Хранилища данных (Data Warehouse). Цели построения, архитектура, инструментарий. Основные поставщики, примеры решений.

Системы оперативной аналитической обработки данных бизнеса (OLAP). Многомерная модель представления данных и архитектуры ее реализации. Классификация продуктов OLAP по способу представления данных, достоинства и ограничения. Требования к системам OLAP. Примеры решений.

Интеллектуальный анализ данных (Data Mining). Особенности, стадии, основные типы закономерностей выявляемые Data Mining. Примеры.

Современные средствам Business Intelligence масштаба предприятия и средства разработки. Основные поставщики решений.

Тема 8. Телекоммуникационные технологии, виртуальные организационные структуры.

Лекция 7. Понятие электронной коммерции. Классы приложений электронной коммерции.

Электронные торговые площадки, классификации, архитектура, принципы работы, компоненты, применение, специализация.

Основные модели систем электронного бизнеса для предприятий. Торговые модели узлов межфирменной электронной коммерции.

Факторы, влияющие на успех e-business для Российских предприятий.

UDDI - Единый стандарт взаимодействия в области электронной коммерции.

Понятие виртуального предприятия, организационные характеристики, преимущества, примеры. Информационные технологии для виртуальных предприятий.

Состояние рынка автоматизированных банковских систем (АБС). Требования к современным АБС. Структура программного обеспечения АБС. Новые технологии взаимодействия банков с клиентами. Автоматизация межбанковских расчетов. Всемирная банковская система SWIFT. Общие сведения. Архитектура SWIFT. Обеспечение безопасности функционирования SWIFT. Преимущества и недостатки

  1. Учебно-методический комплекс для специальностей № 080101 «Экономическая теория»

    Учебно-методический комплекс
    Курс «Экономико-математические методы» предназначен студентам дневного и вечернего форм обучения, обучающимся по специальностям «Экономическая теория», «Мировая экономика», «Финансы и кредит», «Экономика и управление на предприятии»
  2. Учебно-методический комплекс Для специальностей: 080105 Финансы и кредит 080109 Бухгалтерский учет

    Учебно-методический комплекс
    – общепрофессиональных дисциплин федерального компонента по специальности – 080109 – Бухгалтерский учет, анализ и аудит; 080503 – Антикризисное управление;
  3. Методические рекомендации по выполнению дипломных работ для студентов экономического факультета Москва 2010 (1)

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации утверждены на заседании Учебно-методического совета Института экономики, управления и права РГГУ, протокол № 2 от 14.10.2010 г.
  4. Методические рекомендации по выполнению дипломных работ для студентов экономического факультета Москва 2010 (2)

    Методические рекомендации
    Государственная итоговая аттестация выпускников экономического факультета Института экономики, управления и права РГГУ завершает обучение по программам высшего профессионального образования 080101.
  5. Английский язык для психологов 2-е изд., пер и доп. Учебное пособие для вузов

    Учебное пособие
    Об авторе: Смитиенко Б. М. - доктор экономических наук, профессор, проректор по учебной работе, заведующий кафедрой мировой экономики и международного бизнеса Финансового университета при Правительстве РФ, председатель учебно-методического
  6. Отчет о научной деятельности вуза (организации) Уральский государственный экономический университет

    Содержательный отчет
    Таблица 6. Сведения об аналитической ведомственной целевой программе "Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2010 годы)" (мероприятия 2,
  7. Анатомия и возрастная физиология. Учебник для бакалавров

    Список учебников
    Об авторе: Дробинская А. О. - педиатр, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Дошкольная педагогика и психология» Московского городского психолого - педагогического университета,
  8. Отчет о результатах самообследования за 2001-2005 гг

    Содержательный отчет
    Ростовский государственный университет принадлежит к числу семи старейших отечественных классических университетов. Его история восходит к Императорскому Варшавскому университету, который был основан Александром I в.
  9. 449. 00р. Книгу можно купить в электронном виде, цена: 10 000. 00р

    Документ
    Об авторе: Поваров Ю. С. – кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и предпринимательского права Самарского государственного университета.

Другие похожие документы..