Доклад о состоянии законодательства

Государственное Собрание – Эл Курултай Республики Алтай

ДОКЛАД

О СОСТОЯНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ В 2008 ГОДУ

МОНИТОРИНГ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ

Горно-Алтайск, 2009

СОДЕРЖАНИЕ

Введение......................................................................................................................5

Раздел I. Развитие системы мониторинга законодательства в Республике Алтай......................................................................................................7

Раздел II. Законодательное обеспечение основных направлений социально-экономического развития Республики Алтай....................................................10

Часть 1. Законодательное обеспечение в сфере аграрной политики и природопользования…...........................................................................................10

1. Поддержка и развитие сельского хозяйства........................................................10

2. Регулирование земельных отношений.................................................................11

3. Создание и развитие особо охраняемых природных территорий.....................12

4. Охрана окружающей среды и рациональное природопользование..................13

5. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

природного и техногенного характера.....................................................................14

Часть 2. Законодательное обеспечение в сфере

бюджетной и налоговой политики.......................................................................15

1. Республиканский бюджет Республики Алтай.....................................................15

2. Финансовый контроль за исполнением республиканского бюджета

Республики Алтай......................................................................................................16

3. Региональные налоги и сборы..............................................................................17

Часть 3. Законодательное обеспечение в сфере образования, культуры, средств массовой информации и общественных объединений..............................................................................................................17

1. Образование...........................................................................................................17

2. Культура, охрана и использование историко-культурного наследия

Республики Алтай......................................................................................................19

3. Государственные награды.....................................................................................21

4. Физическая культура и спорт, молодёжная политика........................................21

5. Коренные малочисленные народы.......................................................................22

6. Профилактика безнадзорности и правонарушений

несовершеннолетних.................................................................................................23

Часть 4. Законодательное обеспечение в сфере правовой

политики и местного самоуправления................................................................23

1. Основы конституционного строя, принципы организации и

деятельности государственной власти в Республике Алтай.................................23

2. Регламентация правового статуса Парламента Республики Алтай,

его органов и депутатов Республики Алтай............................................................24

3. Избирательное законодательство и законодательство

о референдумах..........................................................................................................25

4. Административно-территориальное и муниципальное устройство................26

5. Развитие системы местного самоуправления в Республике Алтай..................28

6. Государственная и муниципальная служба.........................................................29

7. Обеспечение законности, правопорядка,

общественной безопасности.....................................................................................30

8. Развитие судебной системы..................................................................................31

9. Административная ответственность....................................................................32

Часть 5. Законодательное обеспечение в сфере социальной защиты и охраны здоровья населения..................................................................................34

1. Государственная политика в области обязательного медицинского

страхования граждан.................................................................................................34

2. Социальная обеспеченность населения, социальная защищенность

и адаптация инвалидов и ветеранов, а также лиц, пострадавших от

политических репрессий...........................................................................................35

3. Здравоохранение....................................................................................................38

4. Демографическая политика..................................................................................40

5. Жилье......................................................................................................................41

6. Оплата труда и трудовые отношения...................................................................42

7. Опека и попечительство, социальная защищенность детей-сирот и

детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся в

трудной жизненной ситуации...................................................................................44

Часть 6. Законодательное обеспечение в сфере экономической политики, предпринимательства и туризма.........................................................................47

1. Государственная экономическая политика.........................................................47

2. Регулирование предпринимательской деятельности.........................................50

3. Регулирование туристской деятельности............................................................51

4. Жилищное и градостроительное законодательство...........................................52

5. Разграничение собственности..............................................................................54

Раздел III. Практика применения республиканского законодательства на примере некоторых законов Республики Алтай, принятых в 2008 году.......56

Раздел IV. Мониторинг законодательства исполнительными

органами государственной власти Республики Алтай в целях

обеспечения основных направлений социально-экономического развития Республики Алтай...................................................................................................67

Раздел V. Мониторинг законодательства и правоприменительной практики в деятельности прокуратуры Республики Алтай..............................................75

Раздел VI. Мониторинг законодательства и правоприменительной практики в деятельности Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Алтай на примере законодательства Республики Алтай в жилищной сфере и сфере жилищно-коммунального хозяйства

(проблемы и пути их решения).............................................................................79

Раздел VII. Совершенствование законодательства Республики Алтай.................87

Раздел VIII. Осуществление Государственным Собранием — Эл Курултай Республики Алтай контроля за соблюдением и исполнением законов Республики Алтай...................................................................................................................90

Раздел IX. Совершенствование федерального законодательства................102

ВВЕДЕНИЕ

Государственное Собрание – Эл Курултай Республики Алтай представляет доклад «О состоянии законодательства Республики Алтай в 2008 году (мониторинг правового обеспечения основных направлений социально-экономического развития Республики Алтай)». Доклад является итоговым документом по мониторингу состояния республиканского законодательства, важным фактором обеспечения его совершенствования и теоретической концепции его развития.

Основной целью доклада является оценка республиканского законодательства с точки зрения полноты и качества правового обеспечения основных направлений государственной политики, а также определения перспектив законотворческой деятельности и задачи по дальнейшему совершенствованию законодательной системы Республики Алтай.

В 2008 году Государственным Собранием – Эл Курултай Республики Алтай было принято 147 законов Республики Алтай, из них новых законов принято 72, о внесении изменений – 69, признании утратившими силу – 6.

Более двух третей законопроектов было внесено Главой Республики Алтай, Председателем Правительства Республики Алтай и Правительством Республики Алтай.

Впервые при активном участии Правительства Республики Алтай проанализировано республиканское законодательство в части обеспечения реализации законов подзаконными нормативными правовыми актами.

Также впервые к итоговому анализу качества республиканского законодательства привлечены прокуратура Республики Алтай и Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Алтай как основные органы, осуществляющие контроль и надзор за соответствием законодательства Республики Алтай федеральному законодательству.

Доклад состоит из 9 разделов.

В первом разделе изложена история введения в 2007 году на постоянной основе ежегодного мониторинга республиканского законодательства.

Во втором разделе содержатся перечень и краткая характеристика законов Республики Алтай, принятых в 2008 году. Перечень законов излагается по направлениям деятельности комитетов Государственного Собрания – Эл Курултай Республики Алтай.

В третьем разделе проводится анализ правоприменительной практики по некоторым законам Республики Алтай, принятым в 2008 году.

В четвертом разделе рассматривается порядок проведения мониторинга республиканского законодательства в исполнительных органах государственной власти Республики Алтай.

Пятый и шестой разделы посвящены мониторингу законодательства и правоприменительной практики в деятельности прокуратуры Республики Алтай и Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Алтай.

Раздел седьмой в качестве одного из практических результатов работы над докладом содержит перечень законопроектов как разработанных, так и готовящихся к разработке, с разъяснением необходимости их принятия.

В восьмом разделе представлена работа Государственного Собрания — Эл Курултай Республики Алтай, его комитетов и Президиума по осуществлению контроля за соблюдением и исполнением законов Республики Алтай как одной из важнейших его функций, направленных на обеспечение эффективной реализации принятых Государственным Собранием — Эл Курултай Республики Алтай законов.

Раздел девятый, состоящий из двух направлений, посвящен работе Государственного Собрания — Эл Курултай Республики Алтай по совершенствованию федерального законодательства. Во-первых, подготовка и прохождение законодательных инициатив Государственного Собрания — Эл Курултай Республики Алтай в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. Во-вторых, работа Государственного Собрания — Эл Курултай Республики Алтай по рассмотрению проектов федеральных законов, а также законодательных инициатив субъектов Российской Федерации.

Доклад подготовлен структурными подразделениями Аппарата Государственного Собрания – Эл Курултай Республики Алтай при активном участии комитетов Государственного Собрания – Эл Курултай Республики Алтай, Правительства Республики Алтай, прокуратуры Республики Алтай, Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Алтай.

Раздел I. Развитие системы мониторинга законодательства в Республике Алтай

В декабре 2008 года исполнилось 15 лет с момента создания законодательного (представительного) органа государственной власти Республики Алтай - Государственного Собрания – Эл Курултай Республики Алтай, основным полномочием которого стало принятие законов Республики Алтай.

Законодательство Республики Алтай является одним из важнейших условий эффективной деятельности республиканских органов государственной власти, органов местного самоуправления, достойной жизни жителей Республики Алтай.

Вместе с тем роль законов Республики Алтай в регулировании общественных отношений и их место в общей структуре российского законодательства в значительной степени определяются федеральными законами. В течение последних лет качественно изменился механизм разграничения предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в связи с чем возникла необходимость существенного изменения законодательства Республики Алтай.

27 марта 2008 года было проведено совещание по теме: «О состоянии республиканского законодательства: пути его совершенствования». Доклад, подготовленный к данному совещанию, фактически являлся докладом о мониторинге республиканского законодательства. Учитывая, что системная работа по мониторингу республиканского законодательства проводилась впервые, для подготовки доклада был взят период с апреля 2006 до 31 января 2007 года, т.е. период работы депутатского корпуса четвертого созыва.

Доклад отражал работу Государственного Собрания – Эл Курултай Республики Алтай по основным направлениям его деятельности.

На совещании участниками было предложено проводить такое мероприятие ежегодно.

Проведение Государственным Собранием – Эл Курултай Республики Алтай мониторинга республиканского законодательства не урегулировано нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность Государственного Собрания – Эл Курултай Республики Алтай. Поэтому, при разработке закона Республики Алтай «О порядке осуществления Государственным Собранием – Эл Курултай Республики Алтай контроля за соблюдением и исполнением законов Республики Алтай» проведение ежегодного совещания по теме: «Мониторинг законодательства Республики Алтай» включено как одна из форм контроля Государственного Собрания – Эл Курултай Республики Алтай за соблюдением и исполнением законов Республики Алтай.

Целью мониторинга законодательства и правоприменительной практики является повышение качества принимаемых законов, совершенствование на основе законодательной и правоприменительной деятельности системы выработки, принятия и реализации государственно-политических решений и в конечном счете – соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина. Задача мониторинга – добиться того, чтобы качество и действенность республиканского законодательства стали важнейшими индикаторами развития Республики Алтай, наряду с показателями экономического роста и благосостояния граждан, проживающих на территории Республики Алтай.

Главным предназначением мониторинга является информационное обеспечение выработки решений в области государственной политики, направленной на государственно-правовое строительство, совершенствование государственно-правовой системы Республики Алтай, приведение ее в состояние адекватности задачам социально-экономического развития общества и интересам населения, проживающего на территории Республики Алтай.

При этом следует ясно представлять себе, что результаты мониторинга правового пространства и правоприменительной практики могут дать возможность институтам всех ветвей государственной власти Республики Алтай сделать комплексный самоанализ собственной деятельности по реализации государственно-властных полномочий.

В сфере законотворчества комплексный анализ деятельности Парламента Республики Алтай позволит выработать критерии, необходимые для планирования своей работы не только на предстоящую сессию, но и на долговременную перспективу, осуществлять свою деятельность адекватно, по общесогласованным принципам и алгоритмам.

В целом организация системы мониторинга позволит оптимизировать деятельность всех субъектов права законодательной инициативы в Республике Алтай с позиции смысла, содержания и системной связи законодательных полномочий.

Доклад «Мониторинг законодательства Республики Алтай за 2008 год» подготовлен с учетом опыта работы над докладом «О состоянии республиканского законодательства: пути его совершенствования» и практики подготовки докладов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации о состоянии законодательства Российской Федерации.

Представленный доклад содержит ряд отличий от доклада «О состоянии республиканского законодательства: пути его совершенствования».

В первую очередь в докладе рассматривается деятельность не только Государственного Собрания – Эл Курултай Республики Алтай, но и Правительства Республики Алтай, а также прокуратуры Республики Алтай и Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Алтай.

Кроме законодательных актов рассматриваются подзаконные нормативные правовые акты, принятые во исполнение республиканских законов. Рассматриваются вопросы дальнейшего совершенствования республиканского законодательства, проведения Государственным Собранием – Эл Курултай Республики Алтай контрольных мероприятий, совершенствования федерального законодательства.

Обсуждение Государственным Собранием - Эл Курултай Республики Алтай проблем мониторинга законодательства и правоприменительной практики показывает не только интерес к исследованию проблем качества законодательства Республики Алтай, но и потребность в его совершенствовании.

Проделанная работа позволила выявить определенные несоответствия существующего республиканского законодательства требованиям сегодняшнего и завтрашнего дня, в том числе требованиям его актуальности, гармоничности, действенности.

Это послужило предпосылкой для более тщательной законотворческой деятельности Парламента Республики Алтай в 2008 году и, как следствие, подготовки мониторинга законодательства Республики Алтай в текущем году - как комплекса мер по анализу, выявлению проблем правового регулирования, определению путей дальнейшего формирования республиканского законодательства как целостной и успешно функционирующей системы.

  1. Доклад о состоянии законодательства области (2009год)

    Доклад
    Аналитическая функция доклада проявляется в том, что в него включены факты и информация, имеющие социально-экономическое, политическое значение - установление причин и предпосылок законодательного регулирования, информационная база
  2. Доклад о состоянии законодательства Новгородской области в 2005 году

    Доклад
    Конституцией Российской Федерации установлены основы федеративного устройства Российской Федерации, основанного на единстве системы государственной власти и разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и
  3. Доклад о состоянии законодательства в Московской области

    Доклад
    1.2. Соответствие законодательства Московской области федеральному законодательству. Участие Московской области в федеральном законотворчестве. Реформы и национальные проекты 13
  4. Доклад о состоянии законодательства о сми в Кыргызской Республике

    Доклад
    Глава1. Конституционные гарантии свободы выражения мнений, слова и информации.Идея свободы массовой информации обязана своим зарождением правам человека.
  5. Доклад о состоянии законодательства (1)

    Доклад
    В основу доклада Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 2005 года "О состоянии законодательства в Российской Федерации" положены материалы:
  6. Доклад о состоянии законодательства (2)

    Доклад
    Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству, Комитета Совета Федерации по правовым и судебным вопросам, Комитета Совета Федерации по делам Федерации и региональной политике, Комитета Совета Федерации по вопросам
  7. Доклад о состоянии законодательства (6)

    Доклад
    2.1. Анализ нормативного обеспечения реализации основных положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации на территории Тульской области
  8. Доклад о состоянии законодательства (7)

    Доклад
  9. Доклад о состоянии законодательства (3)

    Доклад
    по проблемам законодательного обеспечения развития оборонно-промышленного комплекса при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

Другие похожие документы..