«Об образовании»

Компетентностный подход в обучении младших школьников

Компетентностный подход в обучении закреплен в нормативных документах, регламентирующих тенденции развития образования на современном этапе (Закон РФ «Об образовании», «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», Федеральный компонент государственного стандарта общего образования).

«Концепция модернизации российского образования до 2010 года» формулирует задачу следующим образом: «Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования» [3]. На современном этапе развития общества нет еденного подхода к определению понятий «компетентность», «компетенция», но большинство ученых склонны к тому, что компетентность – личностное качество человека, причем это широкое понятие, включающее в себя компетенции. Таким образом, компетентность – интегральное качество личности, позволяющее на основе владения совокупностью компетенций, необходимых для осуществления определенной деятельности; компетенция – способность и готовность действовать на основе полученных знаний, умений и опыта деятельности. Главная задача компетентностного подхода – усилить практическую ориентацию образования, выйдя за пределы ограничений «зуновского» образовательного пространства [5]. Компетентностный подход не отрицает накопления знаний, но в то же время знания сами по себе не являются целью обучения, они лишь основа для адекватной и осмысленной деятельности школьника в мире. Овладение знаниями выступает непременным условием социального развития личности и формирования компетенций, необходимых для вхождения в социум, расширяет границы самоактуализации личности младшего школьника, позволяет не держаться за стереотипы, а выбирать свой путь освоения мира. Накопление ценного опыта познания, деятельности, творчества, постижение своих возможностей, самопознание способствуют раскрытию возрастного потенциала школьника. На основе компетентностного подхода качественные изменения в личностно-смысловой сфере ребенка готовят его к дальнейшему развитию в следующих основных направлениях: мотивация и мотивационная готовность к дальнейшему развитию, рефлексия над усвоенными знаниями и собственной деятельностью, системность знаний, развитие средств и приемов деятельности, необходимых для жизни. Многие программы начальной школы, в том числе и «Школа 2100», ориентируют на формирование у младших школьников компетенций. На наш взгляд, важным является определение А.В. Хуторского, который разделяет «компетенцию» и «компетентность» по принципу общего и индивидуального: «Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности» [5].

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что компетентностный подход в обучении младших школьников строится на следующих положениях, которые помогают сформировать в начальной школе учебную деятельность.

1. Ученик – субъект учебной деятельности, который в ходе обучения самосовершенствуется, изменяется. В процессе усвоения знаний у младших школьников формируются общепредметные (коммуникативные, ценностно-смысловые, интеллектуальные, оценочные, организационные) и предметные компетенции: лингвистические, математические, естественнонаучные и др. детей необходимо научить пользоваться полученными знаниями, а также осуществлять собственную деятельность по овладению знаниями.

2. Педагогу необходимо организовывать исследовательскую деятельность школьников, поставить их в такие условия, в каких бывают ученые в момент открытия нового знания, понятий, законов. Такую деятельность учащихся В.В. Давыдов называл «квазииследовательской». Школьники не создают понятий, ценностей, норм, а присваивают их в процессе учебной деятельности, когда они осуществляют мыслительные действия, адекватные тем, посредством которых исторически вырабатывались продукты духовной культуры. Такой процесс исследования на занятиях ведет к образованию нового типа мышления — теоретического, которое предполагает анализ содержания учебного материала во всех взаимосвязях и противоречиях.

3. Учет ведущих новообразований на каждом этапе развития личности. Ведущим новообразованием в младшего школьника при формировании учебной деятельности является теоретическое, абстрактное мышление. Ведущим новообразование учащегося основной школы являются общественные отношения, опыт коммуникации и самореализация в общественной жизни класса, школы. При этом мы считаем, что учителю необходимо развивать способности ученика: его самостоятельность, творческие возможности, мышление; необходимо превратить развитие личности школьника в саморазвитие, самоопределение в самореализацию. Учет ведущих новообразований в образовании школьника ведет к воспитанию ученика, формированию его мировоззрения, патриотизма, трудолюбия, формированию нравственных основ личности, ориентированных на общечеловеческие ценности.

4. Формирование рефлексивных умений ученика, которые позволяют школьнику обнаружить и установить границы своего незнания, способствуют развитию умения переходить границы своих возможностей, расширять их в области мышления и деятельности, тем самым, изменяя себя.

5. Формирование умений младших школьников решать учебные или практические задачи.

6. Основной формой взаимодействия «учитель — ученик», «ученик — ученик» является учебный диалог. В таком диалоге учителю отводится особая роль — не мастера по натаскиванию знаний, а партнера по совместной деятельности, который имеет право на свою точку зрения, но она не должна быть авторитарной, навязанной учащимся «сверху» [4].

7. Формирование умений учащихся осуществлять самоконтроль и самооценку своей деятельности. Важно заметить, что контроль и оценка должны быть направлены не столько на выявление определенного результата в предметных знаниях, сколько на процесс формирования этого предметного знания учащихся для обеспечения целенаправленной и своевременной коррекции, для использования знания в реальной жизни [6].

8. Развитие творческих способностей, созидательных качеств личности школьника. Эффективность любого урока при компетентностном подходе определяется не только тем, какой объем информации на уроке учитель пытался дать детям, а, прежде всего тем, что именно они взяли в процессе обучения для жизни. Учеником можно назвать не того, кого учитель учит, а того, кто у него учится. Главная задача учителя начальных классов - активизировать учебное занятие, создать условия для включения учащихся в работу на всех этапах деятельности, в исследование, в поиск по открытию новых знаний. Компетентностный подход в обучении предполагает совершенствование педагогического мастерства учителя на основе овладения теорией и технологией структурирования учебного материала с учетом прогнозирования структур учебной деятельности младшего школьника как субъекта учения на занятии, организацию практико-ориентированного использования знания учащимися в повседневной жизни.

Список литературы:

1. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М.: ИНТОР, 1996. - 320 с.

2. Делор Ж. Образование: сокрытое сокровище //Университетская книга. - 1997. - №4.

3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. - М., 2001.

4. Трубайчук Л.В. Компетентностная модель обучения в начальной школе// Начальная школа плюс до и после. - 2008. - №12. - С. 39-42.

5. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования // Народное образование. - 2003. - №2. - С. 58-64.

6. Чипышева Л.Н. Формирование общеучебной компетентности младшего школьника в условиях безотметочного обучения // Начальная школа плюс до и после. - 2008. - №4. – С.21-26.



  1. Об образовании участковых избирательных

    Документ
    Рассмотрев протоколы заседаний общественных организаций, собраний трудовых коллективов, их структурных подразделений, заявления граждан о выдвижении представителей в состав участковых избирательных комиссий по выборам Президента Республики Беларусь,
  2. Об образовании избирательных участков для проведения голосования и подсчета голосов избирателей на выборах Президента Российской Федерации 04 марта 2012 года на

    Документ
    В соответствии со статьей 19 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», статьями 12,15 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации»,
  3. Об утверждении Правил признания и нострификации документов об образовании (1)

    Документ
    Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 10 января 2008 года N 8. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 14 февраля 2008 года N 5135
  4. Об утверждении Правил признания и нострификации документов об образовании (2)

    Документ
    "Юридическая газета" от 21 марта 2008 года, N 43 (1443). Собрание актов центральных исполнительных и иных государственных органов Республики Казахстан N 6 от 10 июня 2008 года
  5. Об утверждении видов и форм документов об образовании государственного образца и Правил их выдачи

    Документ
    1. Утвердить прилагаемые: 1) виды и формы документов об образовании государственного образца; 2) Правила выдачи документов об образовании государственного образца.
  6. «Об образовании» (24)

    Пояснительная записка
    Происходящие в государстве, обществе, образовании перемены предъявляют новые требования к характеру и качеству отношений школы и семьи. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» родители признаны первыми педагогами своего ребенка.
  7. «Об образовании» (6)

    Закон
    1. Настоящее Положение регламентирует порядок аттестации руководящих и педагогических работников, образовательных учреждений, реализующих образовательные программы дошкольного, начального и среднего профессионального образования независимо
  8. «Об образовании» (46)

    Документ
    Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки рекомендует в 2006/07 учебном году провести государственную (итоговую) аттестацию выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений I - VII видов и выпускников
  9. «Об образовании» (23)

    Закон
    Сборник нормативных документов и инструктивно-методических материалов в области профессионального начального и дополнительного образования. М, ГОУ УЦ «Профессионал», 2008 г.

Другие похожие документы..