Рабочая программа по дисциплине «Источниковедение истории России» послевузовского профессионального образования по специальности 07. 00. 02 Отечественная история Институт Экономики и управления

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет

ФГОУ ВПО «ДАЛЬРЫБВТУЗ»

УТВЕРЖДАЮ

Первый проректор-проректор по НР

__________________ В.Д. Богданов

«____» _____________ 2009 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине «Источниковедение истории России»

послевузовского профессионального образования

по специальности 07.00.02 – Отечественная история

Институт Экономики и управления

Кафедра Философии, культурологии и истории

Всего – 70час

Владивосток

2009

Рабочая программа составлена на основании основной образовательной программы послевузовского профессионального образования по специальности 07.00.02 – Отечественная история, утвержденной проректором по научной работе Дальрыбвтуза.

Рабочая программа разработана к.и.н., профессором кафедры Философии, культурологии и истории Г.А. Трифоновой.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры Философии, культурологии и истории, протокол №___от «____»_________20___ г.

Зав. кафедрой ______________ Г.А. Трифонова

Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании научно-технического совета, протокол № ____ от «____» __________20___ г.

Председатель НТС ________________ В.Д. Богданов

СОДЕРЖАНИЕ

1. Цели и задачи дисциплины 4

2.Требование к уровню освоения содержания дисциплины 4

3 .Объем дисциплины и виды учебной работы 4

4.Содержание дисциплины 5

4.1 .Разделы дисциплины и виды занятий 5

4.2. Содержание разделов дисциплины 5

5. Самостоятельная работа аспирантов 26

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 29

7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины 35

Лист ознакомления 40

Лист учета периодических проверок документа 41

Лист изменений 42

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Источниковедение - наука о теоретических и прикладных проблемах изучения и использования исторических источников. Предметом курса является изучение корпуса письменных источников российской истории, их типологии, подходов и методов исследования.

Цель дать аспирантам знания в области теории и методологии источниковедения, соответствующие современному уровню развития исторической науки, научить работать с разнообразными историческими источниками.

Задачи курса:

- дать системные знания об основных понятиях источниковедения.

- выработать профессиональные навыки источниковедческого анализа и синтеза;

- познакомить с основными существовавшими и сохранившимися комплексами источников, методиками работы с ними.

2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате изучения дисциплины аспирант должен

иметь представление:

- об основных этапах развития источниковедения исторической науки России с древнейших времен до наших дней.

знать:

- типы и виды исторических источников.

уметь:

- анализировать структуру и сущность исторических источников.

иметь практические навыки:

- работы с исторической литературой и анализа исторических документов, логического изложения своих мыслей в ходе дискуссий, умение вести полемику.

3. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Вид учебной работы

Всего часов

Годы

Общая трудоемкость

70

1

Аудиторные занятия

36

1

Лекции

20

1

Семинары

16

1

Самостоятельная работа, в том числе:

34

1

Вид промежуточного контроля

зачет

1

4. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

п/п

Раздел дисциплины

Лекции,

ч

С.работа, ч

Сем.,

ч

1

Теория и история источниковедения

8

10

4

2

Источники по истории России ХI-ХVII вв.

2

4

2

3

Источники по истории России ХVIII – первой половины ХIХ вв.

2

4

2

4

Источники по истории России второй половины ХIХ - начала ХХ вв.

2

4

2

5

Источники по истории советского общества

2

4

2

6

Источники по истории современной России

2

2

2

7

Источники истории Дальнего Востока

2

6

2

Всего

20

34

16

4.2. Содержание разделов дисциплины

РАЗДЕЛ 1.

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЯ.

Введение.

Ретроспективный характер исторического познания. Исторические источники - основа познания прошлого.

Предмет и задачи отечественного источниковедения. Отечественные и зарубежные историки XIX-XX вв. о предмете источниковедения. Источниковедение как научная дисциплина в системе гуманитарных наук. Источниковедение и история. Источниковедение и система вспомогательных исторических дисциплин. Междисциплинарные связи источниковедения.

Роль теории и методологии в научном познании прошлого. Понятие методологии истории и методологии источниковедения. Влияние философских и историко-методологических позиций исследователя на принципы и методы анализа исторических источников.

Понятие исторического источника.

Отечественные и зарубежные исследователи о понятии "исторический источник". Теоретические и методологические проблемы источниковедения. Объективное и субъективное в историческом источнике. Механизм диалектической связи "историческая действительность" - "исторический источник" - "историческое знание".

Исторический источник как часть объективной реальности и результат человеческой деятельности. Связь источника с социальной деятельностью человека. Источник как продукт целенаправленной человеческой деятельности. Источник как явление культуры.

Историк и исторический источник. Объективность и независимость исторического источника от историка.

Понятие исторического источника в свете учения об информации. Качество и объем информации исторического источника. Объективные причины неисчерпаемости информации исторического источника. Полиструктура информации исторического источника. Выраженная (актуальная) и скрытая (потенциальная) информация источника, цели и методы ее извлечения.

Классификация исторических источников.

Классификация как метод познания и исследовательский прием. Классификация и систематизация исторических источников в отечественном и зарубежном источниковедении.

Деление источников на "исторические остатки" и "исторические предания". Достоинства и недостатки этой классификации.

Основные принципы классификации источников, утвердившиеся в отечественном источниковедении: по социально-экономическим формациям, происхождению, содержанию. Типологическая классификация исторических источников по способу кодирования и хранения информации, ее разновидности (Л.Н. Пушкарев, И.Д. Ковальченко). Классификация письменных исторических источников по видам. Характеристика видообразующих факторов. Роль социальной функции исторических источников при выделении видов. Эволюция видов исторических источников, ее причины и значение для решения источниковедческих задач. Уникальные и массовые источники.

Основные этапы источниковедческого анализа.

Источниковедческий анализ как система исследовательских процедур. Задачи источниковедческого анализа. Выделение логических этапов источниковедческого анализа, методы решения исследовательских задач на каждом этапе.

Эвристический этап источниковедческого исследования. Формирование источниковой базы исследования. Методика поиска источников в архивах и библиотеках.

Источниковедческий анализ:

- исторические условия возникновения источника;

- атрибуция источников. Проблема авторства;

- обстоятельства создания источника;

- история текста источника;

- история публикации;

- интерпретация исторического источника. Герменевтические подходы к изучению исторических источников.

- научная критика содержания источника. Проблема достоверности и полноты информации источников. Методы их определения. Индивидуальность автора и ее влияние на содержание исторического источника.

Источниковедческий синтез. Значение источника для изучения исторических фактов. Исторический источник и контекст. Оценка исторического источника как исторического и культурного явления.

Приемы и методы обработки данных источника. Комплексный подход в источниковедческом анализе и повышение информативных возможностей источника. Сравнительно-исторический и сравнительно-типологический подходы к анализу источников.

Основные этапы развития отечественного источниковедения.

Накопление практических навыков работы с источниками русскими летописцами, в великокняжеских и приказных канцеляриях.

Собирание, изучение и издание исторических источников в ХVIII в. Становление рационалистической критики исторических источников. Исторические работы В.Н. Татищева, Г.Ф. Миллера, И.Н. Болтина и др. Круг исторических источников, введенных ими в научный оборот, методы анализа источников. Зарождение и развитие вспомогательных исторических дисциплин: палеографии, хронологии, дипломатики и критики текстов.

Источниковедение в ХIХ в. Становление и развитие эволюционных подходов к изучению истории. Идеи Б.Г. Нибура и их отражение в российской историографии. Выявление и публикация источников, деятельность археографической комиссии, П.М. Строева. Разработка вопросов источниковедения в трудах историков скептической школы (М.Т.Каченовский) и других историков. Развитие исторической науки во второй половине ХIХ в.: совершенствование методов критики исторических источников на позитивистской основе. Формирование источниковедения как особой дисциплины (работы Э. Бернгейма, Ш. Ланглуа и Ш. Сеньобоса). Разработка исторических источников и методов их изучения в трудах В.О. Ключевского, К.Н. Бестужева-Рюмина.

Идеалистическая методология истории и исторический источник (неокантианский и феноменологический подходы) конца ХIХ - начала ХХ в. Вклад А.А. Шахматова в развитие источниковедения. А.С. Лаппо-Данилевский и его труд “Методология истории”. Методология источниковедения. Понятие исторического источника. Источник как явление культуры. Принципы классификации исторических источников. Изучение исторических источников в трудах А.С. Лаппо-Данилевского. Наследие А.С. Лаппо-Данилевского в исторической науке и высшей школе. Основные итоги развития источниковедения в досоветский период.

Развитие источниковедения в первые годы советской власти. Давление идеологического схематизма и борьба за сохранение профессионализма в новых условиях. Принципы и методы работы с историческими источниками в работах Г.П. Саара, С.Н. Быковского и др. Издание учебных пособий по источниковедению (М.Н. Тихомиров, С.А.Никитин).

Основные идеи М.Блока и Коллингвуда. Дискуссии в европейской историографии по проблемам исторического познания, роли историка в историческом знании. Вопросы методологии исторического познания в отечественной науке конца 1940-50-х гг., характер их обсуждения. Проблемы источниковедения в трудах Л.В.Черепнина. Утверждение основных идей А.С. Лаппо-Данилевского об историческом источнике как историческом явлении и источниковедении как цельной системе взглядов в советском источниковедении.

Развитие советского источниковедения во второй половине 1950-х - 1980-х гг. Начало деидеологизации и возвращение к принципам историзма в исторической науке.

Новые импульсы развития источниковедения в конце 1950-х - начале 1960-х гг. Дискуссии по проблемам источниковедения новой и новейшей истории, истории КПСС. Разработка новых разделов источниковедения. Работы М.Н.Черноморского, В.П.Данилова и С.И.Якубовской по источниковедению советского общества.

Исследование проблем источниковедения в работах 1960-1980-х гг. Проблема классификации исторических источников в работах С.М. Каштанова, А.А. Курносова, С.О. Шмидта, Л.Н. Пушкарева, И.Д. Ковальченко. Проблемы онтологической и гносеологической сущности исторических источников в трудах историков и философов М.А. Барга, Г.М. Иванова, И.Д. Ковальченко, А.И. Ракитова, С.О. Шмидта.

Изучение видов и типов исторических источников. Труды Ю.Я. Рыбакова, А.Г. Тартаковского, Р.В. Овчинникова. Комплексный анализ различных типов и видов исторических источников в работах В.Л. Янина, А.С. Мельниковой.

Проблемы массовых источников в работах В.К. Яцунского, Б.Г. Литвака, И.Д. Ковальченко. Применение количественных методов для анализа исторических источников. Возможности исторической информатики при работе с историческими источниками (Л.И. Бородкин, В.З. Дробижев, Л.В. Милов).

Исторический источник и его исследование в современной науке (О.М. Медушевская, И.Н. Данилевский, Р.В. Овчинников). Различные модели интерпретации целей и задач обращения к историческому источнику.

Задачи источниковедения на современном этапе, основные направления.

  1. Рабочая программа по дисциплине «Методика и методология истории России» послевузовского профессионального образования по специальности 07. 00. 02 Отечественная история Институт Экономики и управления

    Рабочая программа
    программы послевузовского профессионального образования по специальности 07.00.02 – Отечественная история, утвержденной проректором по научной работе Дальрыбвтуза.
  2. Методические указания для аспирантов специальностей 07. 00. 02 «Отечественная история»

    Методические указания
    История и философия науки : методические указания для аспирантов специальностей 07.00.02 – «Отечественная история», 22.00.04 – «Социальная структура, социальные институты и процессы», 08.
  3. Учебно-методический комплекс Для аспирантов направления подготовки: 07. 00. 02 «Отечественная история»

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс подготовлен на основании «Временных требований к основной образовательной программе послевузовского профессионального образования» по отраслям:
  4. Основная образовательная программа подготовки аспиранта по специальности 07. 00 Отечественная история

    Основная образовательная программа
    Обострение социально-экономической и политической ситуации в Советской России к концу гражданской войны. Народные выступления против политики «военного коммунизма».
  5. Программа кандидатского экзамена по отрасли 07. 00. 00 Исторические науки

    Программа
    Программа кандидатского экзамена по отечественной истории охватывает период от начала формирования первобытного общества до наших дней, что дает представление об истории как комплексном процессе с его внутренними закономерностями.
  6. Концепция развития государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

    Документ
    Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Горно-Алтайский государственный университет» (ГОУ ВПО ГАГУ) является высшим учебным заведением федерального подчинения, имеющим статус юридического лица.
  7. Программы кандидатских экзаменов 05. 09. 03 «Электротехнические комплексы и системы» 05. 12. 04 «Радиотехника, в том числе системы и устройства телевидения» 05. 12. 13 «Системы, сети и устройства телекоммуникаций»

    Программа-минимум
    В основу настоящей программы положены следующие дисциплины: основные технологические процессы и машины текстильного производства; приводные системы машин и агрегатов; анализ и синтез исполнительных механизмов; основы расчета механизмов
  8. Образовательная программа послевузовского профессионального образования по специальности 07. 00. 10

    Образовательная программа
    Образовательная программа послевузовского профессионального образования по специальности 17.00.10 «История науки и техники» разработана в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной профессиональной
  9. Отчет о результатах самообследования по реализации профессиональных образовательных программ гоу впо «Адыгейский государственный университет»

    Содержательный отчет
    в период с 1 октября 2009 года по 30 апреля 2010 г. провела экспертизу реализации профессиональных образовательных программ ГОУ ВПО “Адыгейский государственный университет”.

Другие похожие документы..