Российская федерация федеральный закон

Управление образования и науки Тамбовской области

ТОГКУ «Центр экспертизы образовательной деятельности»

Государственная (итоговая) аттестация обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования в 2012 году

Сборник нормативных документов

Тамбов * 2012

Государственная (итоговая) аттестация обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования в 2012 году. Сборник нормативных документов.– Тамбов, 2012. – 227с

Сборник предназначен для руководителей, специалистов органов управления образованием, руководителей образовательных учреждений.

© ТОГКУ «Центр экспертизы образовательной деятельности», 2012

ПРОЕКТ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления ответственности за нарушения порядков проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, и приёма в образовательную организацию

Статья 1

Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 1; 2009, № 7, ст. 777; № 23, ст. 2759; № 29, ст. 3597; 2010, № 19, ст. 2291) следующие изменения:

1) дополнить примечание к статье 2.4 предложением следующего содержания:

«Председатели и члены экзаменационных, предметных и конфликтных комиссий, руководители и организаторы пунктов проведения экзаменов, осуществляющие организацию и проведение государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, совершившие административное правонарушение, предусмотренное частью 4 статьи 19.30 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица»;

2) в статье 19.30:

а) часть 5 дополнить словами «, на граждан – в размере от трёх тысяч до пяти тысяч рублей».

Статья 2

Дополнить статью 336 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 3; 2006, № 27, ст. 2878) пунктом 5 следующего содержания:

«5) нарушение установленных законодательством Российской Федерации в области образования порядка проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, повлекшее искажение результатов государственной (итоговой) аттестации, и (или) порядка приёма в образовательное учреждение, повлекшее неправомерное зачисление гражданина в образовательное учреждение».

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления ответственности за нарушения порядков проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, и приёма в образовательную организацию»

Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления ответственности за нарушения порядков проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, и приёма в образовательную организацию» (далее – проект федерального закона) разработан Минобрнауки России в соответствии с подпунктом «в» пункта 2 перечня поручений Правительства Российской Федерации от 30 августа 2011 г. № АЖ-П8-6152 в целях усиления ответственности за нарушения установленных порядков проведения государственной (итоговой) аттестации, обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, и приёма в образовательную организацию (далее – соответственно Порядок проведения ГИА и Порядок приёма).

В ходе проверок проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования (далее – ГИА), в том числе в форме единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ) и организации приёма в образовательные учреждения систематически фиксируются нарушения. Вместе с тем, существующие в настоящее время меры ответственности за нарушение порядков проведения ГИА и приёма представляются недостаточными.

Так в период проведения ГИА фиксируется значительное число обращений граждан с жалобами на действия лиц, осуществляющих проведение ГИА в качестве членов экзаменационных и конфликтных комиссий, руководителей и организаторов пунктов проведения экзаменов. В соответствии с примечанием к статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделённое в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Однако лица, осуществляющие проведение ГИА, в большинстве случаев не являются государственными или муниципальными служащими, а также работниками образовательных учреждений, обучающиеся которых проходят ГИА.

В состав экзаменационных, предметных и конфликтных комиссий, руководителей и организаторов пунктов проведения экзамена включаются в основном представители образовательных учреждений, расположенных на территории субъектов Российской Федерации. В связи с этим не представляется возможным привлечь указанных лиц к административной ответственности в качестве должностных лиц ввиду того, что организационно-распорядительные функции они выполняют не в рамках своей деятельности в государственном или муниципальном учреждении, в котором они работают. В случае установления факта свершения такими лицами административного правонарушения в части умышленного искажения результатов ГИА, а также нарушения установленного законодательством Российской Федерации в области образования Порядка проведения ГИА к ним применяются меры административной ответственности, предусмотренные частью 4 статьи 19.30 КоАП РФ для граждан, – наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей, что не является достаточным и соразмерным наказанием ущербу, причиненному совершёнными деяниями.

При этом председатели и члены экзаменационных, предметных и конфликтных комиссий, руководители и организаторы пунктов проведения экзаменов в рамках проведения ГИА осуществляют полномочия распорядительного характера и принимают юридически значимые решения в отношении обучающихся (утверждение или отмена результатов экзаменов, удовлетворение или неудовлетворение апелляций, удаление обучающихся с экзаменов и др.).

Информация о дифференциации установленной ответственности и полномочиях лиц, привлекаемых к проведению ГИА, представлена в таблице 1 приложения.

В связи с этим проектом федерального закона вводится норма, предусматривающая наложение на председателей и членов экзаменационных, предметных и конфликтных комиссий, руководителей и организаторов пунктов проведения экзаменов, осуществляющих проведение ГИА обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, совершивших административное правонарушение, предусмотренное частью 4 статьи 19.30 КоАП РФ, административной ответственности как на должностных лиц – административного штрафа в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей.

В период организации приема в образовательные организации также фиксируется значительное число нарушений. Так, в 2010 году количество лиц, подавших свидетельство о результатах ЕГЭ в 6 вузов, составляло 5166 человек, в 2011 году – 4737 человек; количество лиц, подавших свидетельства о результатах ЕГЭ в 7 вузов  в 2010 году составило 674 человека, в 2011 году – 810 человек (что является нарушением пункта 26 Порядка приёма граждан в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 21 октября 2009 г. № 442). Также нередки случаи представления поступающими недостоверных сведений о результатах ЕГЭ, подложных документов, дающих преимущественное право на получение образования. При этом в КоАП РФ не предусмотрено возможности наложения ответственности на граждан за нарушение Порядка приёма. Информация о дифференциации установленной ответственности и полномочиях лиц, привлекаемых к приёму в образовательные организации, представлена в таблице 2 приложения.

В связи с этим проектом федерального закона вносятся дополнения в часть 5 статьи 19.30 КоАП РФ, устанавливающие административную ответственность физических лиц за нарушение установленного Порядка приёма. Кроме того, проектом федерального закона вводится норма, предусматривающая применение к педагогическим работникам, совершившим административное правонарушение в части нарушения Порядка проведения ГИА или Порядка приёма, такой дополнительной меры ответственности, как прекращение трудового договора по основному месту работы.

Важно отметить, что ГИА, а также приём в образовательное учреждение непосредственно связаны с реализацией установленных статьей 43 Конституции Российской Федерации прав граждан на образование. Принимая во внимание высокую социальную значимость решения обозначенной проблемы в сфере образования и широкий общественный резонанс по случаям нарушений при приёме в образовательные учреждения и проведении ГИА, внесение предлагаемых дополнений в КоАП РФ и Трудовой кодекс Российской Федерации позволит значительно повысить эффективность соблюдения законодательства об образовании, что в целом приведёт к повышению результативности работы по профилактике и предупреждению правонарушений в сфере образования.

Заместитель директора Департамента
общего образования Минобрнауки России
И.И. Тараданова

Федеральный закон от 2 февраля 2011 г. № 2-ФЗ

«О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и статьи 11 и 24 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в части совершенствования единого государственного экзамена»

Принят Государственной Думой 14 января 2011 года

Одобрен Советом Федерации 26 января 2011 года

Статья 1

Внести в Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-I «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 года № 12-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 150; 2000, № 30, ст. 3120; 2002, № 26, ст. 2517; 2003, № 2, ст. 163; № 28, ст. 2892; 2004, № 10, ст. 835; № 35, ст. 3607; 2006, № 1, ст. 10; 2007, № 1, ст. 21; № 2, ст. 360; № 7, ст. 838; № 17, ст. 1932; № 27, ст. 3215; № 30, ст. 3808; № 44, ст. 5280; № 49, ст. 6068, 6069, 6070, 6074; 2008, № 9, ст. 813; № 30, ст. 3616; 2009, № 7, ст. 786, 787; № 46, ст. 5419; № 52, ст. 6450; 2010, № 19, ст. 2291; № 25, ст. 3072; № 46, ст. 5918) следующие изменения:

1) пункт 5 статьи 12 изложить в следующей редакции:

«5. Образовательные учреждения одного типа подразделяются на виды, определенные федеральными законами или типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, которыми регулируется деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений. На основе таких типовых положений разрабатываются уставы этих образовательных учреждений.

Типовые положения об образовательных учреждениях утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Типовые положения об образовательных учреждениях, реализующих военные профессиональные образовательные программы, и образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Для негосударственных образовательных учреждений типовые положения об образовательных учреждениях выполняют функции примерных»;

2) в статье 15:

а) пункт 4.1 изложить в следующей редакции:

«4.1. Единый государственный экзамен представляет собой форму объективной оценки качества подготовки лиц, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования, с использованием контрольных измерительных материалов, представляющих собой комплексы заданий стандартизированной формы, выполнение которых позволяет установить уровень освоения федерального государственного образовательного стандарта (далее - контрольные измерительные материалы). Сведения, содержащиеся в контрольных измерительных материалах, относятся к информации ограниченного доступа. Порядок разработки, использования и хранения контрольных измерительных материалов (включая требования к режиму их защиты, порядку и условиям размещения сведений, содержащихся в контрольных измерительных материалах, в сети «Интернет») устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования. Лица, привлекаемые к проведению единого государственного экзамена, а в период проведения единого государственного экзамена также лица, сдававшие единый государственный экзамен, несут в соответствии с законодательством Российской Федерации ответственность за разглашение содержащихся в контрольных измерительных материалах сведений.

Единый государственный экзамен проводится федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования. За пределами территории Российской Федерации единый государственный экзамен проводится федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, совместно с учредителями российских образовательных учреждений, расположенных за пределами территории Российской Федерации, имеющих государственную аккредитацию и реализующих основные образовательные программы среднего (полного) общего образования»;

б) дополнить пунктом 4.7 следующего содержания:

«4.7. В целях обеспечения соблюдения порядка проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования, гражданам предоставляется право присутствовать в качестве общественных наблюдателей при ее проведении и направлять информацию о выявленных ими нарушениях в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление в сфере образования, или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий полномочия Российской Федерации в области образования, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

  1. Российская федерация федеральный закон о внесении изменений в статью 10 федерального закона "об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации" и отдельные законодательные акты российской федерации

    Закон
    Текст Федерального закона опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" () 14 декабря 2011 г., в "Парламентской газете" от 16 декабря 2011 г.
  2. Статья Правовая основа деятельности Общественной палаты Общественная палата осуществляет свою деятельность на основе Конституции Российской Федерации, федеральных законов,

    Статья
    Общественная палата Брянской области (далее, если не оговорено особо, — Общественная палата) призвана обеспечить взаимодействие граждан, общественных объединений, органов государственной власти и местного самоуправления, способствовать
  3. Тветствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об автономных учреждениях" и Постановлением Правительства Калужской области о созда

    Кодекс
    1.1 Государственное автономное образовательное учреждение Калужской области среднего профессионального образования «Калужский базовый медицинский колледж» в дальнейшем именуемое «Автономное учреждение», ранее именовавшееся Государственное образовательное
  4. Дальнейшем именуемое "Автономное учреждение", создано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 03. 11. 2006 n 174-фз "Об

    Кодекс
    1.1. Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Московской области «Московский областной колледж искусств», в дальнейшем именуемое "Автономное учреждение", создано в соответствии
  5. 1. общие положения настоящая Концепция разработана в соответствии с Конституци­ей Российской Федерации, федеральными законами и иными нор­мативными правовыми ак

    Закон
    Настоящая Концепция разработана в соответствии с Конституци­ей Российской Федерации, федеральными законами и иными нор­мативными правовыми актами Российской Федерации, общеприз­нанными принципами и нормами международного права в области
  6. 02 октября 2012 в 11-00 в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06. 10. 2003 №131-фз об общих принципах организации м

    Кодекс
    02 октября 2012 в 11-00 в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 21.
  7. Закон овнесении изменений в Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» иФедеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)

    Закон
    Внести в Закон Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. № 4015‑I «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, № 2, ст.
  8. Федеральная служба российской федерации по контролю за оборотом наркотиков (1)

    Документ
    Курс лекций подготовлен Белгородским юридическим институтом МВД России по заказу Федеральной службой Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков в рамках реализации пункта 25 перечня мероприятий по реализации федеральной
  9. Федеральная служба российской федерации по контролю за оборотом наркотиков (2)

    Документ
    Курс лекций подготовлен Белгородским юридическим институтом МВД России по заказу Федеральной службой Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков в рамках реализации пункта 25 перечня мероприятий по реализации федеральной

Другие похожие документы..