Решением оздоровительных задач специфическими средствами физического воспитания (физические упражнения, естественные факторы природы, закаливание)


– решением оздоровительных задач специфическими средствами физического воспитания (физические упражнения, естественные факторы природы, закаливание);

– отведением основного учебного времени на работу в режиме спортивной тренировки;

– развитием индивидуальных свойств личности через личностно-ориентированный подход в двигательной деятельности;

– контролем, направленным на уровень сформированности коммуникативной, теоретической и двигательной компетенции, самостоятельной двигательной активности учащихся.

В своей работе учителю физической культуры необходимо опираться на нормативно-правовые и инструктивно-методические документы, представленные в Приложении 1.

Согласно утверждённому приказу Министерства образования и науки Российский Федерации от 9 декабря 2008 г. № 379 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2009/2010 учебный год», рекомендуется использовать учебно-методические комплекты в преподавании предмета «Физическая культура» (Таблица 1).

Таблица 1

Федеральный перечень учебников

п/п

Авторы, название учебника

Класс

Издательство

1

Лях В. И. Физическая культура

1-4

Просвещение

2

Матвеев А. П. Физическая культура

1

Просвещение

3

Матвеев А. П. Физическая культура

2

Просвещение

4

Матвеев А. П., Соболева Ю. М. Физическая культура

3-4

Просвещение

5

Матвеев А. П. Физическая культура

5

Просвещение

6

Виленский М. Я., Туревский И. М., Торочкова Т. Ю. Физическая культура

5-7

Просвещение

7

Матвеев А. П. Физическая культура

6-7

Просвещение

8

Лях В. И., Зданевич А. А. Физическая культура

8-9

Просвещение

9

Лях В. И., Зданевич А. А. Физическая культура (базовый уровень)

10-11

Просвещение

Все учебники, по заключению Федерального экспертного совета Министерства образования и науки Российской Федерации, соответствуют основным требованиям к содержанию, обеспечивают преемственность уровней образования.

В помощь педагогу предлагается учебно-методическое сопровождение преподавания предмета (Приложение 2).

В задачи программ физического воспитания обучающихся включаются приобретение необходимых знаний, воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, повышения трудоспособности, сохранения и укрепления здоровья. Учитель физической культуры имеет право выбрать одну из федеральных программ, утвержденных и рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации.

Рекомендуется использовать следующие программы по физической культуре:

1. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов.

Авторы: В. И. Лях, А. А. Зданевич, 2008 г.

2. Программа по физической культуре учащихся I-XI классов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. Авторы-составители А. П. Матвеев, Т. В. Петрова, Л. В. Каверкина, 2004 г.

3. Примерные программы среднего (полного) общего образования «Физическая культура» 10-11 классов. Авторы А. П. Матвеев, Л. В. Каверкина

4. Программа по физической культуре для учащихся начальных классов (1-4 классы). Авторы: А. П. Матвеев, М. В. Малыхина, 2003 г.

В 1-4 классах средства и методы реализациирекомендуемой программы должны обеспечить общеразвивающую направленность через включение в урочное и внеклассное направление физического воспитания народных, подвижных и элементов спортивных игр.

В 5-9 классах рекомендуется обратить внимание на подходы к освоению содержания физкультурного образования, с учетом учебно-спортивной базы, для расширения двигательного опыта, укрепления здоровья и формирования здорового образа жизни. Учитель должен обеспечить каждому ученику одинаковый доступ к основам физической культуры, опираться на широкие и гибкие методы и средства обучения для развития учащихся с разным уровнем двигательных и психических способностей.

В 10-11 классах преподавание предмета «Физическая культура» базируется на профессионально-прикладной и физкультурно-спортивной направленности, социализации школьников, создании условий для самореализации личности. В старшем школьном возрасте интенсификация обучения идет по пути усиления тренировочной направленности уроков, более широкого применения соревновательно-игровых упражнений, самостоятельной работы, метода сопряженного развития кондиционных и координационных способностей.

Содержание программного материала уроков состоит из двух основных частей: базовой и вариативной (дифференцированной). Освоение базовых основ физической культуры объективно необходимо и обязательно для каждого ученика. Изучение физической культуры на базовом уровне направлено на создание у учащихся целостного представления и физической культуры, культуры здоровья, здоровом образе жизни как элементах общей культуры. Тем самым, базовый уровень можно рассматривать как инвариантный компонент физкультурного образования, связанный с приоритетными воспитательными задачами.

Вариативная (дифференцированная) часть программ по физической культуре обусловлена необходимостью учета индивидуальных способностей детей, региональных, национальных и местных особенностей работы общеобразовательного учреждения. В вариативную часть Государственной образовательной программы, связанной с региональными и национальными особенностями, рекомендуется включать:

– зимние виды спорта (лыжная подготовка, «зимний» мини-футбол, коньки);

– физические упражнения оздоровительной направленности;

– русские народные игры (лапта);

– единоборства.

Материал вариативной части школьного компонента отбирается по выбору учителя и учащихся, определяется самой школой, направлен на углубленное изучение одного или нескольких видов спорта.

Для конструирования тематического содержания курса физической культурыиформированиясодержательных линий в образовательном процессе образовательных учреждений целесообразно использовать возможности электронного ресурса «Образовательная программа Челябинской области по физической культуре».

Для усиления взаимосвязи и преемственности обязательного учебного процесса и внеучебных форм физического воспитания внеклассная физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа должна проводиться с учётом программной основы системы физического воспитания. Спортивные соревнования и физкультурно-оздоровительные мероприятия планируются равномерно во время учебного года и проводятся ежемесячно, в том числе и во время осенних, зимних и весенних каникул, в форме физкультурных праздников, детских игр. Основным критерием внеклассной работы в учебном заведении является регулярное массовое участие учащихся в физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятиях в течение учебного года.

Логическим продолжением программы во внеурочное время является подготовка и участие обучаемых в Олимпиаде по физической культуре, в работе различных кружков, секций и клубов. Всероссийская олимпиада школьников по предмету «Физическая культура» представляет собой комплексное соревнование, позволяющее оценить качество освоения знаний, умений и навыков, предусмотренных учебной программой по физической культуре для общеобразовательных школ. Исходя из этого, особое внимание необходимо уделить развитию основных физических качеств (быстрота, сила, выносливость, гибкость, ловкость), а также активизировать поиск наиболее эффективных средств, методов и форм занятий с учащимися для совершенствования их теоретической и физической подготовки по физической культуре, используя в подготовке учащихся материалы прошедших олимпиад.

Оценивание успеваемости по физической культуре основывается на общих педагогических принципах и положениях, но имеет свою специфику. Она в большей мере должна отвечать индивидуальности ученика. Отметка по физической культуре будет играть стимулирующую и воспитательную роль только в том случае, если учитель будет оценивать показатели физической подготовленности, достигнутые учеником не в данный момент, а за определенное время. Иначе говоря, ориентироваться необходимо на темп (динамику) изменения их за определенный период.

Успеваемость учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе, определяется на общих основаниях, однако при этом исключаются те виды движений, которые им противопоказаны. Оценка за четверть и полугодие выводится на основании текущих отметок, при этом преимущественное значение имеют оценки за освоение законченных тем программ. Итоговая оценка за год выставляется на основании четвертных и полугодовых отметок.

Оценивание физической подготовленности учащихся специальных медицинских групп осуществляется на основе требований «Программы по физической культуре для учащихся, отнесенных к специальным медицинским группам» (авторы-составители: А. П. Матвеев, Т. В. Петрова, Л. В. Каверкина, 2004 г.) и в соответствии с Государственным стандартом содержания образования по физической культуре.

В своей работе учителям физической культуры, занимающимся с детьми, отнесёнными по состоянию здоровья к СМГ, необходимо руководствоваться Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.10.2003 г. № 13-51-263/13 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесённых по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой».

Комплектование специальных медицинских групп перед новым учебным годом должно осуществляться до 1 июня с учетом возраста, показателей физической подготовленности, функционального состояния и степени патологического процесса по данным медицинского обследования, проведенного в апреле-мае текущего года. Списки детей с указанием диагноза медицинской группы передаются директору школы и учителям физической культуры. Директор до 1 сентября должен оформить приказом по школе создание специальной медицинской группы.

Занятия со специальной медицинской группой «А» в учреждениях общего образования проводятся учителем физической культуры, либо в кабинете ЛФК местной поликлиники или во врачебно-физкультурном диспансере. Занятия со специальной медицинской группой «Б» проводятся только в кабинете ЛФК местной поликлиники, врачебно-физкультурном диспансере.

Наполняемость групп для занятий оздоровительной физической культурой составляет 10-15 человек, периодичность занятий два раза в неделю по 45 минут или три раза в неделю по 30 минут. Наиболее целесообразно комплектовать эти группы с учетом принципа объединения учащихся по параллелям или классам — 1-4 классы, 5-7 классы, 8-9 классы, 10-11 классы. Занятия проводятся в спортивном зале, кабинете оздоровительной физической культуры или в специально оборудованном для этого помещении из расчета 4 кв.м. на одного занимающегося (СанПиН 2.4.2.1178-02).

  1. Явление общей культуры, связанное с физическим и духовным развитием человека, имеющее собственные культурные ценности в виде знаний, двигательных действий и физических упражнений

    Документ
    б. явление общей культуры, связанное с физическим и духовным развитием человека, имеющее собственные культурные ценности в виде знаний, двигательных действий и физических упражнений;
  2. Комплекс упражнений при утомлении глаз. 61 8 Краткая история физической культуры и спорта. 68 9 Методы физического воспитания: игра, соревнования, упражнения. 68 10 Основные принципы закаливания. 75

    Реферат
    Нужно постоянно помнить, что подростковый возраст – это особый период жизни каждого человека. В это время закладывается основа его физического и душевного здоровья.
  3. Теория и методика физического воспитания и спорта

    Документ
    Возникновение физического воспитания относится к самому раннему периоду в истории человеческого общества. Элементы физического воспитания возникли в первобытном обществе (Н.
  4. Методические рекомендации по разработке экзаменационных материалов для проведения итоговой аттестации выпускников общеобразовательных учреждений Итоговая аттестация выпускников по физической культуре

    Методические рекомендации
    Управление образования администрации муниципального района имени Лазо направляет для организации работы методические рекомендации по разработке экзаменационных материалов для проведения итоговой аттестации выпускников общеобразовательных
  5. Физическое воспитание учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида (1)

    Лекция
    Для каждого человека, да и для общества в целом нет большей ценности, чем здоровье. Охрана и укрепление здоровья людей – дело первостепенной важности.
  6. Физическое воспитание учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида (2)

    Лекция
    Вообще задачи физического совершенствования подрастающего поколения решаются в рамках физического воспитания. Термин “Физическое воспитание” впервые в нашей стране ввел известный русский просветитель Н.
  7. Учебно-методический комплекс основной образовательной программы по направлению 050720 Физическая культура с дополнительной специальностью Безопасность жизнедеятельности Иркутск 2008

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс основной образовательной программы по направлению050720 Физическая культура с дополнительной специальностью Безопасность жизнедеятельности
  8. Организация физического воспитания детей

    Учебно-методическое пособие
    условиями и организацией физического воспитания детей и подростков в организованных коллективах; влияния физических упражнений на процессы роста и развития.
  9. Воспитание детей с проблемами в интеллектуальном развитии (учебное пособие) (1)

    Учебное пособие
    В настоящее время теория воспитания аномальных детей еще недостаточно разработана и освещена в учебной и научной литературе, в связи с чем студенты-дефектологи при самостоятельной работе над материалом курса часто оказываются в трудном положении.

Другие похожие документы..