Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки 030300. 62 Психология

НОУ ВПО «Сибирский институт бизнеса и информационных технологий»

Основная образовательная программа
высшего профессионального образования

Направление подготовки 030300.62 Психология

Профиль подготовки Практическая психология

Квалификация (степень)

Бакалавр

Форма обучения: очная, заочная

Омск

2011

СОДЕРЖАНИЕ

1. Общие положения

1.1. Основная образовательная программа (ООП) бакалавриата, реализуемая вузом по направлению подготовки Психология и профилю подготовки Практическая психология

1.2. Нормативные документы для разработки ООП бакалавриата по направлению подготовки Психология

1.3. Общая характеристика вузовской основной образовательной программы высшего профессионального образования (ВПО) (бакалавриат).

1.4 Требования к абитуриенту

2. Характеристика профессиональной деятельности выпускника ООП бакалавриата по направлению подготовки Психология

2.1. Область профессиональной деятельности выпускника.

2.2. Объекты профессиональной деятельности выпускника.

2.3. Виды профессиональной деятельности выпускника.

2.4. Задачи профессиональной деятельности выпускника.

3. Компетенции выпускника ООП бакалавриата, формируемые в результате освоения данной ООП ВПО.

4. Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации ООП бакалавриата по направлению подготовки

Психология.

4.1. Годовой календарный учебный график.

4.2. Учебный план подготовки бакалавра.

4.3. Рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей).

4.4. Программы учебной и производственной практик.

5. Фактическое ресурсное обеспечение ООП бакалавриата по направлению подготовки Психология в НОУ ВПО СИБИТ

    1. Кадровое обеспечение учебного процесса.

5.2.Учебно-методическое и информационное обеспечение учебного процесса.

5.3.Материально-техническое обеспечение учебного процесса

6. Характеристики среды вуза, обеспечивающие развитие общекультурных и социально-личностных компетенций выпускников

7. Нормативно-методическое обеспечение системы оценки качества освоения обучающимися ООП бакалавриата по направлению подготовки Психология

7.1. Фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.

7.2. Итоговая государственная аттестация выпускников ООП бакалавриата.

8. Другие нормативно-методические документы и материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся.

8.1.Федеральное тестирование

8.2.Материалы и результаты внешней оценки качества реализации ООП

9. Возможности продолжения образования

1. Общие положения

1.1.Основная образовательная программа бакалавриата, реализуемая НОУ ВПО СИБИТпо направлению подготовки 030300.62 Психология и профилю подготовкиПрактическая психология

ООП представляет собой системудокументов, разработанную и утвержденную высшим учебным заведением с учетом требований рынка труда на основе Федерального государственного образовательного стандарта по соответствующему направлению подготовки высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), а также с учетом рекомендованной примерной образовательной программы.

ООП регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника по данному направлению подготовки и включает в себя: учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

Действующим профилем подготовки по направлению 030300.62 Психология является Практическая психология.

Выбор указанного профиля объясняется несколькими обстоятельствами: в настоящее время в Омском регионе возрастает существенный спрос на оказание консультативных услуг в сфере управления, организационной диагностики, отбора персонала, оказания экстренной психологической помощи населению в условиях техногенных катастроф. Психологическая поддержка необходима и кризисным семьям, так как по статистическим данным в Омской области распадается каждый второй брак. По-прежнему актуальной является проблема повышения уровня психологической культуры общества в области сохранения и укрепления здоровья, формирования здорового образа жизни, профилактики употребления наркотиков и психоактивных веществ.

Целью обучения данной ООП является подготовка бакалавров по направлению 030300.62 Психология и профилю подготовки Практическая психология, компетентного в решении практических задач в области психологии, соответствующих данному квалификационному уровню.

Ожидаемые результаты: бакалавр, получивший подготовку данной ООП, будет конкурентоспособен на рынке труда.

1.2. Нормативные документы для разработки ООП бакалавриата по направлению подготовки 030300.62 Психология

Нормативную правовую базу разработки ООП составляют:

  1. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» № 125-ФЗ от 22.08.1996 с последующими изменениями и дополнениями;

  2. Федеральный закон «Об образовании» №3266-1 от 10.07.1992 с последующими изменениями и дополнениями;

  3. Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации №71 от 14.02.2008;

  4. Федеральный государственный образовательный стандарт по направлению подготовки 030300 высшего профессионального образования (бакалавриат), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «21»декабря 2009 г. №759.

  5. Письмо Минобразования РФ №14-52-988 ин/13 от 28.11.2002 «О направлении Методики расчета трудоемкости основных образовательных программ высшего профессионального образования в зачетных единицах»;

  6. Инструктивное письмо Минобрнауки России от28.12.2009 г. № 03-2672 «О разработке примерных основных образовательных программ профессионального образования»;

  7. Инструктивное письмо Минобрнауки России от 13.05.2010 г. № 03-956 «О разработке вузами основных образовательных программ»;

  8. Примерная основная образовательная программа (ПрООП ВПО) по направлению подготовки, утвержденная приказом Министерства образования и науки РФ от 17 сентября 2009г.№337 (носит рекомендательный характер);

  9. УставНОУ ВПО СИБИТ ;

  10. Положение о Новокузнецком филиале-институте НОУ ВПО СИБИТ;

  11. СИБИТ-СМК-ДП-6.1.2.1-2.1.4-04 Версия 01 Документированная процедура система менеджмента качества «Проектирование и разработка основных образовательных программ и учебных планов»;

  12. СИБИТ -СМК-ДП-6.2.3-2.1.6-06 Версия 01 Документированная процедура система менеджмента качества «Реализация основных образовательных программ»;

  13. СИБИТ -СМК-ДП-8.1.2–4.1-01 Версия 01 Документированная процедура система менеджмента качества «Внутренний аудит».

1.3. Общая характеристика

1.3.1. Цель (миссия) ООП - по направлению 030300.62 Психология профилю Практическая психология является подготовка активного, творчески мыслящего выпускника, владеющего гуманитарными технологиями в области проектирования, прогнозирования, развития организаций, отбора персонала, оптимизации социально-психологического климата коллектива, оказания консультативных услуг и психолого-педагогической помощи физическим лицам и населению.

После завершения обучения бакалавр - психолог в соответствии с требованиями ФГОС должен   обладать общекультурными и профессиональными компетенциями, которые позволят ему:

- ориентироваться в современных научных концепциях, грамотно ставить и решать исследовательские и практические задачи,

- участвовать в практической и прикладной деятельности, владеть основными методами психодиагностики, психокоррекции и психологического консультирования,

- владеть комплексом знаний и методикой преподавания психологии в средних учебных заведениях.

Основная образовательная программа (ООП) ориентирована на реализацию следующих принципов:

  • приоритет практико-ориентированных знаний выпускника;

  • ориентацию на развитие местного регионального сообщества;

  • формирование готовности принимать решения и профессионально действовать в нестандартных ситуациях;

  • формирование потребности к постоянному развитию и инновационной деятельности в профессиональной сфере; фундаментальность – теоретико-методологическая основательность и качество обще-профессиональной подготовки.

  • интегративность – междисциплинарное объединение научных исследований и учебных предметов учебного процесса в целом.

  • вариативность – гибкое сочетание базовых учебных курсов и дисциплин регионального и вузовского компонентов, разнообразие образовательных технологий, адекватных индивидуальным возможностям и особенностям обучаемых.

1.3.2. Срок освоения ООП бакалавриата - 4 года по очной форме обучения и 5 лет по заочной форме обучения.

1.3.3. Трудоемкость ООП бакалавриата 030300.62 Психология 240 зачётных единиц.

1.3.4 Особенности образовательной программы:

При разработке ООП учтены требования регионального рынка труда, состояние и перспективы развития ведущих в Омском регионе промышленных отраслей, отраженные в материалах проектных семинаров с работодателями.

Подготовка бакалавра – психолога по данной ООП является достаточно универсальной и предусматривает готовность к работе в системе МВД, МЧС, на железнодорожном транспорте, в банковских структурах, в здравоохранении, в социальной сфере. Выпускник может также реализовать себя в политике, в кадровых агентствах, консалтинговых центрах, социально-психологических центрах, консультативной практике.

Компетенции, приобретаемые выпускниками, сформулированы также с учетом требований международных профессиональных сообществ, Национальной системы квалификаций РФ, документов Европейской Ассоциации гарантии качества в высшем образовании.

ООП разработана на основе принципов Болонского соглашения и предусматривает реализацию системы зачетных единиц (ECTS) для признания учебных достижений студентов.

По завершению образовательной программы выпускникам выдаётся диплом государственного образца.

ООП предусматривает интеграцию НИР студентов и образовательного процесса. Содержание НИРС определяется научными направлениями кафедры: Психология профессиональной деятельности. Студенты могут участвовать в реализации научных проектов и в комплексно-целевых программах НОУ ВПО СИБИТ. Участие студентов в НИРС обеспечивает непрерывность их образования, формирует исследовательские навыки, создаёт условия для подготовки поступления в магистратуру.

Организация практик. В соответствии с требованиями ФГОС студенты – психологи проходят 2 вида практики: учебную и производственную. На первом и втором курсах они выходят на учебную практику, анализируют опыт работы лучших психологов города в Центрах психолого-медико-социального сопровождения сохранения здоровья детей, в Центре психолого-педагогической помощи населению, телефоне «Доверия», психологических службах предприятий и организаций. Производственную практику проходят на четвёртом курсе в рекламных агентствах, в аналитических центрах, на городском телевидении, психологических отделах МВД. На кафедре психологии отмечается тенденция увеличения мест сквозного прохождения всех видов практик на одном предприятии, что соответствует качественной заинтересованности в прохождении практики студентами, активному привлечению их к научно-исследовательской работе. Практика формирует умения ставить цели, задачи индивидуальной и совместной деятельности, кооперироваться с коллегами по работе, закрепляет теоретические знания и навыки их практического применения, формирует профессиональную позицию, знакомит с профессиональной этикой, со спецификой деятельности в учреждениях различного профиля.

НОУ ВПО СИБИТ предоставляет студентам реальную возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы (за счет выбора предусмотренных курсов вариативных циклов, дополнительных (факультативных) курсов).

В учебном процессе используются междисциплинарные проекты, деловые и ролевые игры, тренинги, кейс-метод. Активно применяются информационные технологии, организован свободный доступ к ресурсам Интернет, учебные материалы предоставляются в электронном виде, используются мультимедийные средства. В преподавании «Иностранного языка» применяется адаптивная технология обучения. В изучении таких дисциплин как «Психология рекламы», «Психология труда, инженерная психология и эргономика» широко представлен метод проектов.

  • Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям ООП (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты. По ряду учебных дисциплин аттестация проводится с помощью балльно - рейтинговой системы оценки достижений студентов. Методы контроля позволяют оценить знания, умения и уровень приобретённых компетенций. В качестве внешних экспертов активно привлекаются работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины. Итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной квалификационной (бакалаврской) работы. Проводится государственный экзамен.

  • Организация внеаудиторной работы студентов. Виды самостоятельных работ студентов, используемые преподавателями разнообразны. К их числу относятся конспектирование и чтение первоисточников, составление таблиц, логических схем; составление психолого-педагогического словаря, аннотирование научных книг, статей. Студенты разрабатывают и решают психологические ситуации; готовятся к выступлению на практических занятиях; пишут микро-сочинения, эссе; выполняют творческие задания и проекты. Используются четыре уровня самостоятельной деятельности: репродуктивно-подражательный, поисково-исполнительский, репродуктивно - творческий, творческий. При организации внеаудиторной работы студентов акцент сделан на задания репродуктивно – творческого и творческого характера. Показателями творческой самостоятельности считаются новизна, оригинальность отход от шаблона, неожиданность, целесообразность, ценность, перенос знаний в новую ситуацию

  1. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки (145)

    Основная образовательная программа
    1.1. Основная образовательная программа бакалавриата, реализуемая ГОУ ВПО ХМАО-Югры «Сургутский государственный педагогический университет» по направлению подготовки 030300 Психология (профиль Психологическое консультирование) представляет
  2. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки 030300 психология (2)

    Основная образовательная программа
    1.1. Основная образовательная программа бакалавриата, реализуемая вузом по направлению подготовки 030300 Психология и профилю подготовки Практическая психология.
  3. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки (181)

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа магистратуры «Психология личности», реализуемая в Бурятском государственном университете по направлению подготовки 030300.
  4. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки 030300 Психология (3)

    Основная образовательная программа
    1.1. Цель (миссия) ООП – подготовка конкурентоспособного профессионала, готового к педагогической деятельности в системе среднего общего, профессионального, дополнительного образования и способного к дальнейшему профессиональному самосовершенствованию
  5. Основная образовательная программа высшего профессионального образования (6)

    Основная образовательная программа
    3.2. Методические указания. Введение в технологию обучения СГА (дополнительный курс). Студенческие учебно-научные и творческие работы. Основные правила оформления ….
  6. Основная образовательная программа высшего профессионального образования (7)

    Основная образовательная программа
    Методическое пособие знакомит студентов с технологией обучения в Современной гуманитарной академии (СГА), дает представление об основных приемах и средствах, положенных в основу технологий в условиях дистанционного обучения.
  7. Основная образовательная программа высшего профессионального образования по направлению подготовки 030300 «психология»

    Основная образовательная программа
    В настоящем документе используются термины и определния в соответствии с Законом РФ «Об образовании», федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»,
  8. Российской федерации (33)

    Основная образовательная программа
    1.1. Основная образовательная программа (ООП) бакалавриата, реализуемая вузом по направлению подготовки Психология и профилю подготовки Практическая психология
  9. Правила приема в государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена» в 2011 году

    Правила приёма
    в государственное образовательное учреждениевысшего профессионального образования«Российский государственный педагогическийуниверситет им. А. И. Герцена»в 2011 году

Другие похожие документы..