Программа учебного курса «экология москвы и устойчивое развитие» для 10 классов средних общеобразовательных школ москва

3 ступень. Ролевые игры

Ролевые игры основаны на обучающем эффекте совместных действий. Человек берёт на себя какую-то роль, и его задача – свободно её сыграть, что называется «вжиться в образ».

Немаловажное значение имеет «разминка», которая проводится перед игрой. Во время разминки участники должны преодолеть страх показаться наивными, настроиться на работу: сконцентрировать внимание на главном.

Такие упражнения, как «Воздушный шар», «Передача ритма», «Зеркало», «Учитель танцев» способствуют лучшему пониманию друг друга, умению оценить возможности партнера и, опираясь на это, производить свои действия, выбирая их сложность и скорость, развивают навыки внимания.

Очень хорошо для разминки провести такое упражнение, как «Устный рассказ». Составляя его, каждый участник должен внести свой вклад в общее дело. Выполняя это, он должен позаботиться и о других. Нужно внимательно слушать предыдущего оратора и тех, кто был перед ним, помнить о тех, кто будет продолжать рассказ.

При обсуждении важно отметить, получился ли рассказ; почему получился такой результат; что необходимо сделать, чтобы изменить его; понравился ли участникам их рассказ.

Ролевая игра «Заповедник и туризм». Эта игра, как и любая другая ролевая, строится на развитии определенного сюжета, заданного вводными данными. Каждый участник выбирает себе роль и влияет на ход событий, соотнося себя с этой ролью, но привнося в неё свой характер, свой опыт и свои фантазии. В итоге участники должны вынести согласованное решение. В ролевых играх происходит обучение согласованным действиям, приобретается навык спонтанного творческого участия в разыгрываемой группой проблемной ситуации.

4 ступень. Имитационные игры

Имитационные игры очень похожи на ролевые. В них лишь появляется жёсткий сценарий, правила и часто порядок действия игроков детально разработан. Основной признак имитационных игр – общий предмет (модель) деятельности. Выигрыш в такой игре возможен лишь в случае объединения со всеми членами команды.

«Координационная комиссия». Участники берут на себя роли-должности. В игре моделируется дискуссия, в результате которой участники самостоятельно принимают решения, основная цель которых – найти максимально благоприятные способы сохранения природы в условиях развивающейся промышленности. В игре также моделируется и «отклик» природной среды на деятельность участников (принятые ими решения).

«Стратегема – 1» и «Стратегема – 2». Это имитационные модели, основанные на методе системной динамики, включают довольно сложные зависимости между распределением ресурсов и конечными результатами. Это экономические игры, и участие в них позволяет непосредственно ощутить, как замедление темпов роста может катастрофически сузить экономическую основу расширенного воспроизводства, базу для социальных и производственных задач. Такая игра позволяет прожить долгую жизнь за короткое время и увидеть все последствия принятых решений, понять взаимосвязи, присутствующие в сложных системах.

«Рыболовство». Эта игра позволяет наглядно увидеть, как порой хищническое отношение людей к окружающей их среде, ради своей наживы, сказывается на их же существовании. Есть игроки, которые очень быстро понимают, что нельзя безоглядно использовать то, что нам даёт природа. Такие игроки продумывают свою долговременную стратегию, принимая во внимание и свои интересы, и в тоже время заботятся о тех ресурсах, которые они используют. Другие игроки заботятся только о накоплении своего капитала, не задумываясь о последствиях, что приводит к разрушению экосистемы. Этим игрокам после обсуждения игры следует дать возможность ещё раз попробовать свои силы и сыграть.

В этих играх главное не выиграть, а главное понять, что происходило, суметь оценить собственные действия и действия товарищей, сравнить результаты с другими командами, понять сложность процессов в окружающей нас действительности.

Деннис Медоуз предлагает проходить пять ступеней в послеигровой дискуссии:

  1. Установить те проблемы, явления, которые имели место в игре.

  2. Определить и показать соответствие игры реальной жизни.

  3. Выявить причины поведения участников в игре.

  4. Установить, имеют ли место в реальной жизни подобные образцы поведения?

  5. Что нужно изменить в реальной жизни?

Замечательным результатом игры можно считать состояние участника, когда ему действительно хочется изменить что-то в жизни.

Помимо игровых занятий, в рамках курса возможно проведение психологических тренингов, направленных на выработку определенных социально-ориентированных представлений учащихся. Например, такие занятия проводятся в рамках V раздела – комплекс игровых психолого-педагогических упражнений по развитию толерантности.

В заключение нужно отметить, что особое значение предлагаемого курса заключается в необходимости разработки регионального компонента в учебном плане общеобразовательных школ. В синтезе историко-краеведческих и экологических знаний складывается представление о совместном развитии человека и природы в городе Москве, формируется гражданская и патриотическая позиция школьника. Сложнейший комплекс демографических, экономических, природоохранных проблем осознается учеником на реальном, доступном и понятном ему краеведческом (региональном) материале, на примере знакомых ему культурно-исторических и природных особенностей. Комплексность и инновационное содержание курса, соответствующего современным образовательным потребностям детей, его методологическая новизна, связанная с реализацией интерактивных педагогических технологий, предопределяют особую востребованность курса «Экология Москвы и устойчивое развитие» в общеобразовательной школе. По нашему мнению, введение этого курса в школах города Москвы является положительным свидетельством изменения социальных ценностей и ориентиров в контексте модернизации российского образования.

Приложение 1. Личностно ориентированные подходы в курсе
«Экология Москвы и устойчивое развитие» (на примере технологии «Чтение и письмо для развития критического мышления»
по теме «Биоразнообразие»)

Ход урока.

Вызов.

  1. Индивидуальная работа. Учащимся предлагается прочитать цитаты и выбрать цитату, которая, с их точки зрения, наиболее полно отражает смысл урока, и подумать, как её можно прокомментировать.

Цитата № 1. «Снижение биоразнообразия приводит к разрушению сложившихся экологических связей и деградации природных сообществ, к их неспособности самоподдерживаться, в конечном счете – к их уничтожению».

Цитата № 2. «Сегодня мы потеряем 130 кв. км тропических дождевых лесов – 4000 кв. м в секунду».

Цитата № 3. «Существование многих видов зависит от других; уничтожение одного вида может привести к исчезновению других».

Цитата № 4. «Сегодня мы потеряем от 40 до 250 видов живых организмов – и никто не знает, составит их число 40 или 250».

  1. Коллективная работа. Учащиеся высказываются по поводу выбранной цитаты. Все мнения детей принимаются без комментариев.

Осмысление.

Для ввода новой информации может быть использована как самостоятельная работа с текстом, так и устная лекция учителя. Для этого текст разбивается на части, и каждая часть озаглавливается: 1. Развитие биоразнообразия на Земле. 2. Значение биоразнообразия для человечества. 3. Влияние человека на изменение биоразнообразия. Учащиеся не просто знакомятся с новой информацией, но и систематизируют её, а также представляют в переработанном индивидуальном виде. Далее предлагается в помощь учителю текст каждой части.

Часть первая. Развитие биоразнообразия на Земле

Первые 3 млрд. лет существования жизни были исключительно бедны по биоразнообразию. Оно было представлено, главным образом, одноклеточными бактериями и примитивными водорослями. Именно они определяли облик жизни на Земле. Этот период охватывает 85% всей истории существования жизни на Земле.

Почти все виды растений сложились в последние 400 – 600 млн. лет, затем бурно начала развиваться растительность во всём её многообразии. Появились первые животные.

После выхода растений на сушу началось её эволюционное освоение. К новым условиям приспособились некоторые рыбы. Появились амфибии, затем пресмыкающиеся и, наконец, млекопитающие.

В соответствии с летописью окаменелостей, примерно 94 – 99 % видов живых существ, живших на Земле, вымерли к настоящему времени. Ученые по-разному оценивают современное биоразнообразие планеты. По оценкам биологов, существует от 5 до 30 млн. видов, по наиболее взвешенным оценка – около 14 млн. видов. Каждый день появляются несколько сотен видов и сотни видов отмирают, так и не открытые человеком.

Систематики дали название только 1,6 млн. видов. Наибольшее видовое разнообразие проявляется среди микроорганизмов, насекомых и малых обитателей океана.

Районы, характеризуемые наибольшим видовым разнообразием, – влажные тропические леса Юго-Восточной Азии, Центральной и Западной Африки, а также Латинской Америки.

Часть вторая. Значение биоразнообразия для человечества

Биологическое разнообразие – это то, что принято называть «живая природа». В нашей жизни вряд ли найдется проблема, сопоставимая с охраной живой природы, потому что это – и воздух, которым мы дышим, и продукты, которые мы потребляем, и среда, в которой мы обитаем. Можно сколько угодно говорить про политику и экономику, но все равно главной проблемой, естественно, должно оставаться сохранение живой природы, которая, как только мы забываем об этом, напоминает о себе и колебаниями климата, и изменением газовых составляющих атмосферы, и сокращением генетического материала для селекционной работы в сельском хозяйстве и т.д.

Известно, что более 60% лекарственного сырья – это природные материалы. Лишь малая толика миллиардного населения планеты живет, обращаясь за лекарствами в аптеку, а большинство, живущее в азиатских странах, по традиции пытается найти панацею от всех болезней в природном сырье. Мы привыкли к магазинам и супермаркетам, и даже деревенские жители едут в город за молоком, тогда как остальной мир в значительной степени ещё живёт по законам природы, как бы натуральным хозяйством. Переложное землепашество даже в век атома и достижений генетики по-прежнему является основной формой земледелия в Китае, в африканских странах, во многих азиатских странах и Южной Америке. Так что живая природа – это основа жизни.

Очень важно сохранить все биоразнообразие на планете. В природе есть масса организмов, несущих в себе биологически активные вещества, способные победить СПИД, не говоря уже про рак. Вымершая стеллерова корова, которую уничтожили первооткрыватели северо-востока нашей страны, могла бы стать целой ветвью, направлением селекционной работы по созданию приморских ферм, которые могли бы решить продовольственную проблему населения побережья. Промежуточные формы одомашнивания (например, тур или тарпан), конечно, очень пригодились бы сейчас, чтобы освежить генетическое качество нашего домашнего скота, который сейчас страдает от ящура и других болезней. Селекционная работа не может останавливаться – чтобы уже созданное культурное биологическое разнообразие продолжало существовать, его нужно постоянно поддерживать. Для этого и нужна живая природа.

Биологическое разнообразие является величайшим капиталом жизни. Эта огромная генетическая библиотека только начинает всерьёз изучаться. Она представляет собой ни с чем не сравнимую ценность в поиске новых источников питания, лекарств, энергии и других средств обеспечения развития жизни на Земле.

Часть третья. Влияние человека на изменение биоразнообразия

Пожалуй, одним из самых опасных отрицательных воздействий человека на биосферу является сокращение биоразнообразия. За время эволюции погибло гораздо больше видов, чем существует на Земле сейчас, но это был медленный процесс, и, суммарно, количество видов на Земле увеличивалось. Сейчас процесс исчезновения видов убыстрился из-за преобразований планеты в результате человеческой деятельности.

В настоящее время под угрозой исчезновения находится каждый восьмой из 9946 описанных видов птиц, каждый четвёртый вид млекопитающих из 4763, каждый третий вид рыб из описанных 25000. В некоторых странах это заметно весьма отчетливо. Так, за последние 200 лет в Австралии исчезли 26 видов млекопитающих из обитавших там 140 видов. В реке Колорадо исчезли, частично из-за высыхания мест обитания, 29 из 50 видов рыб, обитавших там.

Ежегодно уничтожается около 17 млн. га тропических лесов (территория в 4 раза превышающая площадь Швейцарии). При сохранении таких темпов уничтожения тропических лесов от 4 до 8% видов, обитающих во влажных тропических лесах, обречены на вымирание к 2015 г., а от 17 до 35% – к 2040 г. Если так будет продолжаться и дальше, то в течение последующих 25 лет будут обречены на уничтожение 15% видов, обитающих на Земле.

Леса умеренного климата характеризуются меньшим разнообразием видов, но и они уничтожаются. На сегодняшний день осталось только 44% лесов умеренного климата, в основном в Сибири и на Тихоокеанском побережье Северной Америки.

Это ставит под угрозу самое большое богатство Земли – генетический банк.

  1. Индивидуальная работа. Прежде чем перейти к изучению первой части текста, учащимся предлагается вспомнить, что им ранее уже известно о развитии биоразнообразия на Земле. При этом известная им информация помещается в колонку «Знаю».

  2. Коллективная работа. Учащиеся зачитывают и обсуждают ту информацию, которую они поместили в первую колонку.

  3. Индивидуальная работа. Учащиеся во время устной лекции учителя или при самостоятельной работе с текстом знакомятся с новой информацией и помещают её в колонку «Дополняю».

  4. Коллективная работа. Обсуждение новой информации. Если какая-либо важная информация по обсуждаемой проблеме не попала в колонку «Дополняю», учителю следует обратить на неё внимание школьников.

Аналогично проводится работа со вторым и с третьим разделами «Значение биоразнообразия для человечества» и «Влияние человека на изменение биоразнообразия». В случае недостатка времени третью часть таблицы учащимся можно предложить заполнить в качестве домашнего задания.

Вопрос
для обсуждения

Знаю

Дополняю

1. Развитие биоразнообразия на Земле

Заполняется по ходу объяснения учителя

2. Значение биоразнообразия для человечества

Заполняется в ходе работы с текстом

3. Влияние человека на изменение биоразнообразия

Заполняется в ходе выполнения домашней работы с дополнительными источниками информации для обсуждения на следующем уроке

  1. Программа учебного курса «экология москвы и устойчивое развитие» для 10 классов средних общеобразовательных школ москва (2)

    Программа
    В приложениях к программе рассматриваются отдельные методические подходы к преподаванию предмета (игровые, личностно-ориентированные педагогические технологии и методы учебного экологического мониторинга) на примере отдельных тем курса.
  2. Методические рекомендации к курсу «экология москвы и устойчивое развитие» для 10 классов средних общеобразовательных школ москва

    Методические рекомендации
    Г.А. Ягодин, М.В. Аргунова, Д.В. Моргун, Т.А. Плюснина. Методические рекомендации к курсу «Экология Москвы и устойчивое развитие» для 10 классов средних общеобразовательных школ.
  3. Программа учебного курса «Экология Москвы и устойчивое развитие»

    Программа
    Приложение 1. Личностно-ориентированные подходы в курсе «Экология Москвы и устойчивое развитие» (на примере технологии «Чтение и письмо для развития критического мышления» по теме «Биоразнообразие»).
  4. Программа гоу средней общеобразовательной школы №369 на 2010-2011 учебный год Москва 2010

    Программа
    Современная социальная и экономическая ситуация в Москве, как и во всей России, создавая предпосылки для позитивных перемен в нашем обществе, привела к появлению новых проблем: смена идеологии и системы ценностей, нестабильность правовых
  5. Книга учителя к курсу «Экология Москвы и устойчивое развитие»

    Книга
    Ягодин Г.А., Аргунова М.В., ., Плюснина Т.А , Моргун Д.В. Рабочая книга учителя к курсу «Экология Москвы и устойчивое развитие» / Под ред. Г. А. Ягодина.
  6. Образовательная программа гбоу гимназии №625 Оглавление I. Информационная справка о гимназии II

    Образовательная программа
    Основная образовательная программа основного общего образования разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее — Стандарт) к структуре основной
  7. Учебное пособие для учащихся 10 (11) классов «Экология Москвы и устойчивое развитие» (3)

    Учебное пособие
    Экология Москвы и устойчивое развитие: Учебное пособие для 10 (11) классов средних общеобразовательных школ / Под ред. Г.А. Ягодина. – М.: ОАО «Московские учебники и Картолитография», 2008.
  8. Управление городской средой «Двери возможностей не открываются. Они отпираются. Решение повернуть ключ за Вами»

    Решение
    Цель раздела — формирование представлений об управлении городской средой в Москве, о воздействии города на физические и химические параметры окружающей среды
  9. Бюллетень новых поступлений в Фундаментальную библиотеку май 2008 г

    Бюллетень
    В бюллетень вошла учебная, учебно-методическая, научная и художественная литература, поступившая в Фундаментальную библиотеку в мае 2008 г. Материал расположен в систематическом порядке по отраслям знаний, внутри разделов – в алфавитно-хронологическом.

Другие похожие документы..