Программа учебного курса «экология москвы и устойчивое развитие» для 10 классов средних общеобразовательных школ москва

Оценка собственной работы:

  1. Во время дискуссии инициатива была в моих руках.

  2. Я поддерживал инициативу других, создавал благоприятную атмосферу для дискуссии.

  3. Я был пассивен в работе, просто слушая обсуждение.

  4. Я отказывался от работы, противопоставлял себя мнению других.

Таким образом, ориентация на личность ребенка предполагает построение учебного процесса таким образом, что в центре находится ученик, его познавательная, творческая деятельность. Роль учителя несколько иная, чем при традиционном обучении, и сводится к организации, координации учебного процесса. Ответственность за результат обучения берут на себя сами учащиеся. Для того чтобы школьники могли адекватно оценивать себя, необходимо сформировать систему ценностей, в соответствии с которой они бы сверяли свои знания, поступки, возможности. Этим целям соответствует портфель ученика. Портфель ученика содержит конкретное указание, какой материал и по каким параметрам необходимо отбирать. Ученик отбирает работы. Отбор работ ведётся по одному или нескольким предметам. Каждая работа, отобранная в портфель, сопровождается краткими комментариями ученика:

  1. Почему отобрана та или иная работа.

  2. Что хорошо получилось в ней.

  3. Что вызвало трудности.

  4. Над чем в дальнейшем предстоит работать.

  5. Согласен ли с оценкой учителя.

Портфель может отражать не только успешность обучения, но и коммуникативные, творческие успехи.

Портфель включает:

  • Титульный лист.

  • Дату начала и конца сбора работ.

  • Портрет (краткие сведения о себе).

  • Краткую аннотацию успехов и трудностей в обучении.

  • Работы с комментариями ученика и учителя.

  • Информацию о любимой работе.

  • Анкеты учителей и родителей.

Особое место в программе занимает учебно-исследовательская работа учащихся в рамках школьного экологического мониторинга. Школьный экологический мониторинг – это часть системы экологического образования, предназначенная для формирования экологических знаний, умений, навыков и мировоззрения на базе практической деятельности учащихся, включающий программные наблюдения за состоянием окружающей среды своей местности (Речкалова Н.И. Экологический мониторинг: концепция, подходы, роль в образовательных проектах. М., 2006). Основными задачами школьного экологического мониторинга являются:

  • формирование экологических знаний и культуры подрастающего поколения в ходе практической деятельности;

  • обеспечение массового учёта показателей экологического состояния территории, в том числе параметров, не отслеживаемых ведомственными сетями наблюдения.

В курсе рассматриваются элементы экологического мониторинга, связанные с локальными наблюдениями за следующими объектами и параметрами окружающей природной среды:

1. Атмосфера:

  • химический состав газовой и аэрозольной фазы воздушной сферы;

  • твёрдые и жидкие осадки (снег, дождь), их химический и радионуклеидный состав.

2. Гидросфера:

  • химический состав поверхностных вод (реки, озёра, водохранилища и т.д.);

  • взвеси и донные отложения в природных водостоках и водоёмах.

3. Почва: химический состав деятельного слоя почвы.

4. Биота:

  • растительный покров (степень дигрессии);

  • почвенные зооценозы;

  • наземные сообщества;

  • водные растения, планктон, рыбы.

5. Урбанизированная среда:

  • химический состав воздушной среды города;

  • состав продуктов питания, питьевой воды и т.д.

(см. приложение 2).

Основные формы работ учащихся – практические, проектные, так как именно они способствуют целевому, причинному и вероятностному анализу экологических ситуаций, формируют знания о единстве живой и неживой природы, формируют ценностные ориентиры экологического характера и мотивы экологически целесообразного поведения. В процессе работы над проектом учащиеся могут научиться: планировать свою работу; прогнозировать возможные результаты; анализировать отобранный материал; сопоставлять факты; овладевать умениями и навыками оценки экологической ситуации; аргументировать свою точку зрения, отстаивать ее; работать с литературным материалом и на основе его строить грамотный анализ ситуации; овладевать умениями и навыками работы с современными информационно-техническими средствами; представлять созданный проект перед аудиторией; уметь аргументированно защищать свою позицию; оценивать себя и других; пропагандировать экологические знания.

Большая часть учебного времени посвящена практической деятельности, направленной на выработку умений и навыков работы с оборудованием, овладение методами ведения мониторинга и навыками исследовательской работы по оценке состояния окружающей среды.

Для реализации проекта, помимо объектов исследований в городской или природной среде, необходимо иметь:

  • оборудованное помещение;

  • приборы для исследования атмосферы (термометр, люксметр, барометр, психрометр, плотномер, газоанализатор, шумомер, биомер, дозиметр);

  • иономеры для исследования водных и почвенных растворов или тест-индикаторы, если нет возможности их приобрести, то можно использовать реактивы кабинета химии для качественного анализа; бинокуляры, микроскопы, за неимением их можно использовать лупы с большим увеличением;

  • принадлежности для обследования водных объектов (сачки, кюветы, и др.), гербарные сетки;

  • определители растений и животных, методические пособия для проведения мониторинга (перечислены в списке литературы).

Основные измерения и оборудование для проведения
экологического мониторинга учащимися
(измерительное оборудование в данном случае
не требует стандартизации).

Виды измерений

Оборудование

1. Атмосфера/климат

Температура воздуха

Атмосферные осадки

Атмосферное давление

Точка росы

Скорость и направление ветра

Газовые примеси

Наблюдение за облаками

Анализ карт погоды

Макс./мин. термометр

Дождемер 

Барометр

Психрометр

Анемометр. Флюгер

Набор для анализа

воздуха

Комплект

(таблицы, слайды)

Печатные копии карт

2. Гидрология/водно-химический режим

Температура воды,

рН воды

Гидрологическая оценка

Термометр

Индикаторная бумага или

рН-метр

Печатные копии карт

3. Биология/геология

Биометрия

Идентификация образцов

Фенология

Состояние «здоровья» среды

Температура почвы

Влажность почвы

Тип почвы

Оценка использования

почвенного покрова

Клинометр, измерительная рулетка

Дихотомические ключи,

таксономические

руководства

Фотоаппарат, пленка

Тексты, таблицы

Термометр

Весы, сушильный шкаф

Руководство по почвоведению

Печатные копии карт

Изучая видовой состав сообществ, особое внимание в курсе уделяется видам-биоиндикаторам, позволяющим оценить качество природной или городской среды и методы их применения (лихеноиндикация, хлорозы, некрозы, дефолиация, суховершинность – при оценке состояния атмосферы; по растительности – pH почв, плодородие, залегание грунтовых вод и характеристика почвы как среды обитания по мезофауне; водные объекты – по членистоногим индикаторам среды, по характеру перифитона).

Игровые методы обучения в курсе «Экология Москвы и устойчивое развитие» создают образовательную среду, в которой учащиеся активно взаимодействуют друг с другом в процессе обучения. Эти методы обеспечивают обучение в процессе общения участников. В общении участники игры проявляют себя, взаимодействуя друг с другом. Поэтому игровые методы привносят высокий уровень личной заинтересованности, изменение установок, стимулируют интерес в области предмета изучения (см. приложение 3).

Приобретённый в игре опыт не забывается, так как игрок – участник событий и знания, полученные в игре, становятся частью личного опыта. Игровой метод дает понимание, так как человек переносится «внутрь» проблемы. Понимание – более высокая ступень постижения предмета, чем знания, и оно может изменить оценки, установки, а значит, повлиять на поведение человека. Игра в данном курсе является эффективным средством обучения, так как является участником моделируемого процесса, игрок познает его изнутри.

Показатели эффективности применения игровых методов:

  • повышение мотивации и интереса к учебным занятиям;

  • познавательное обучение (приобретение навыков принятия решений, синтез имеющихся знаний);

  • изменение оценки значения и возможностей вообще и самооценки.

Для любой игры необходимы соперничество и кооперация двух или более сторон, ограниченные взаимосогласованными правилами.

В одиночку цель в игре недостижима. Соперничество способствует активизации деятельности, выработке своей стратегии как можно наиболее лучшей, чем у соперника. Конкурентные отношения помогают изменить самооценку и при обсуждении поделиться своими наблюдениями, выявить лучшие решения.

Обзор возможных игровых занятий (по Д.Н. Кавтарадзе)1. Постепенно игры занимают должное место в образовании, т.к. в них заложены огромные воспитательные и образовательные возможности. Но к использованию игр в процессе обучения нужно подходить с умом, как впрочем, и к любому другому делу. Игры хороши в системе с другими формами обучения. Интерактивные методы обучения обеспечивают образование в процессе общения участников. А сам метод игровой имитации требует предварительной подготовки группы участников. Рассмотрим четыре последовательные ступени в освоении интерактивных методов в экологическом образовании:

  1. навыки общения (коммуникационные навыки);

  2. диалог – дискуссия;

  3. ролевая игра;

  4. имитационная игра.

1 ступень. Навыки общения

В кратком психологическом словаре дано такое определение общению – это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. «Общение необходимо для достижения понимания между участниками».

Обзор упражнений.

«Знакомство». Каждый участник рассказывает о себе то, что он хотел бы, чтобы о нём знали, то, что он сочтёт нужным. У участников появляется возможность узнать друг о друге хоть немного, понять, чем интересуются люди, с которыми тебе предстоит работать, какие у них взгляды.

«Криптограф». Восстанавливая инструкцию или художественный текст (из определенных частей), участники ищут в нем исходный смысл. Выполнив такое упражнение, человек понимает важность коммуникаций в нашей жизни. Ведь отличие художественного текста (с его яркими описаниями, которые могут быть приведены в любой последовательности по желанию автора) существенно от текста-инструкции, где должно быть все однозначно, ясно, по порядку.

«Рисование по словесному описанию». Один участник описывает словами какой-либо предмет, а другой должен изобразить его на бумаге. Главное правило, которое постигают участники в этом упражнении, – объяснять нужно в системе.

Участники учатся слушать и понимать друг друга, однозначно, конкретно выражать свои мысли, объяснять так, чтобы человек понял.

«Верёвочки». Суть этого упражнения заключается в том, что участники, стоящие в кругу и держащие в руках общую верёвку, должны с закрытыми глазами образовывать различные фигуры (квадрат, треугольник). Эти упражнения помогают людям сплотиться для достижения общей цели.

Группа должна самоорганизовываться, в ней выявляется лидер, который управляет ходом действий (человек берёт на себя сам эту роль, без чьей-либо просьбы).

2 ступень. Дискуссия

Дискуссия – следующая ступень. Её задачей является освоение навыков общения в диалоге, для чего очень важно умение ясно излагать свои мысли и уметь слушать и слышать других. В этом то и отличие дискуссии от спора, где каждый, отстаивая свою точку зрения, пытается победить, а в дискуссии её участники пытаются понять друг друга, здесь открывается возможность сотрудничества. Необходимо готовиться к дискуссии как её участникам, так и её руководителю (в случае направляемой дискуссии).

Очень важно определить цели дискуссии на заданную тему, чтобы понять, каков должен быть результат обсуждения. В таких учебных дискуссиях очень хорошо проводить тренировки, когда после выступления одного из участников можно спросить у остальных, всем ли понятен смысл этого выступления. Если нет, то выступающий должен ясно и конкретно пояснить непонятные места. Если всё было понятно, то попросить нескольких участников кратко изложить смысл выступления. Таким образом, можно проверить, как понимают друг друга люди в группе и каково их умение приходить к согласию. Во время проведения дискуссии также важно, чтобы в ней приняли участие все члены группы, чтобы обсуждения не переходили в спор или «базар», следует следить за дисциплиной, за тем, чтобы участники не отвлекались от темы и не были слишком многословны, а выражались как можно чётче, конкретнее и понятнее для других.

Еще один важный момент – обсуждение, где участники высказывают свои мнения:

  • Удалась дискуссия или нет?

  • Достигнуты ли поставленные цели?

  • Участники оценивают работу группы или нет?

  1. Программа учебного курса «экология москвы и устойчивое развитие» для 10 классов средних общеобразовательных школ москва (2)

    Программа
    В приложениях к программе рассматриваются отдельные методические подходы к преподаванию предмета (игровые, личностно-ориентированные педагогические технологии и методы учебного экологического мониторинга) на примере отдельных тем курса.
  2. Методические рекомендации к курсу «экология москвы и устойчивое развитие» для 10 классов средних общеобразовательных школ москва

    Методические рекомендации
    Г.А. Ягодин, М.В. Аргунова, Д.В. Моргун, Т.А. Плюснина. Методические рекомендации к курсу «Экология Москвы и устойчивое развитие» для 10 классов средних общеобразовательных школ.
  3. Программа учебного курса «Экология Москвы и устойчивое развитие»

    Программа
    Приложение 1. Личностно-ориентированные подходы в курсе «Экология Москвы и устойчивое развитие» (на примере технологии «Чтение и письмо для развития критического мышления» по теме «Биоразнообразие»).
  4. Программа гоу средней общеобразовательной школы №369 на 2010-2011 учебный год Москва 2010

    Программа
    Современная социальная и экономическая ситуация в Москве, как и во всей России, создавая предпосылки для позитивных перемен в нашем обществе, привела к появлению новых проблем: смена идеологии и системы ценностей, нестабильность правовых
  5. Книга учителя к курсу «Экология Москвы и устойчивое развитие»

    Книга
    Ягодин Г.А., Аргунова М.В., ., Плюснина Т.А , Моргун Д.В. Рабочая книга учителя к курсу «Экология Москвы и устойчивое развитие» / Под ред. Г. А. Ягодина.
  6. Образовательная программа гбоу гимназии №625 Оглавление I. Информационная справка о гимназии II

    Образовательная программа
    Основная образовательная программа основного общего образования разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее — Стандарт) к структуре основной
  7. Учебное пособие для учащихся 10 (11) классов «Экология Москвы и устойчивое развитие» (3)

    Учебное пособие
    Экология Москвы и устойчивое развитие: Учебное пособие для 10 (11) классов средних общеобразовательных школ / Под ред. Г.А. Ягодина. – М.: ОАО «Московские учебники и Картолитография», 2008.
  8. Управление городской средой «Двери возможностей не открываются. Они отпираются. Решение повернуть ключ за Вами»

    Решение
    Цель раздела — формирование представлений об управлении городской средой в Москве, о воздействии города на физические и химические параметры окружающей среды
  9. Бюллетень новых поступлений в Фундаментальную библиотеку май 2008 г

    Бюллетень
    В бюллетень вошла учебная, учебно-методическая, научная и художественная литература, поступившая в Фундаментальную библиотеку в мае 2008 г. Материал расположен в систематическом порядке по отраслям знаний, внутри разделов – в алфавитно-хронологическом.

Другие похожие документы..