Программа учебного курса «экология москвы и устойчивое развитие» для 10 классов средних общеобразовательных школ москва

Мозговой штурм.

Применяется для генерирования идей в свободной, раскованной атмосфере урока. Он позволяет за короткий промежуток времени, используя интеллектуальный потенциал каждого ученика, решить поставленную задачу. К данному приёму прибегают для коллективного поиска решения проблемы, генерирования большого количества идей, вовлечения в работу как можно большего числа школьников.

В ходе работы учителю следует:

  • Записывать все, что предлагается детьми. Каждая идея, каждый факт важны и должны быть зафиксированы.

  • Предлагаемые идеи записывать в краткой форме без исправлений и комментариев или интерпретаций.

  • Фиксировать идеи без нумерации по мере их поступления.

  • Если возникает необходимость прояснить суть какой-либо идеи, можно дать возможность её автору прояснить её смысл после завершения мозгового штурма.

Роль учителя состоит в том, чтобы «погрузить» учащихся в проблему, объединить их в процессе коллективной деятельности. Для поддержания динамизма работа в режиме «мозгового штурма» не должна продолжаться более 10 минут. Мозговой штурм может быть индивидуальным, парным или групповым.

Синквейн.

Этот приём используется чаще всего на стадии рефлексии, когда учащиеся закрепляют полученные знания, описывают какое-либо понятие или явление. При этом использование синквейна может придать этому процессу творческий, занимательный характер.

Синквейн – это стихотворная форма, состоящая из пяти строк. Эта краткая, сжатая характеристика предмета, позволяющая ученику обобщить и синтезировать информацию, развить творческие способности, а учителю выяснить, насколько у учащихся сформировалось представление о теме обсуждения, оценить понятийный багаж.

На составление синквейна не требуется много времени. Достаточно 5 – 10 минут. Возможна также групповая или коллективная работа, когда из двух или более синквейнов создается один. Это дает возможность еще раз критически рассмотреть тему, повторить материал.

Правила написания синквейна:

  1. В первой строке задаётся тема обсуждения одним словом, обычно существительным.

  2. Во второй строке приводятся два прилагательных, характеризующие тему обсуждения.

  3. В третьей строке дается динамическая характеристика речи, как правило, в которой приводятся три глагола, связанные с темой обсуждения.

  4. Четвёртая строка выражает отношение автора к теме обсуждения. Обычно это фраза, состоящая из четырёх слов. Может быть использована какая-либо крылатая фраза, строчка из стихотворения или песни.

  5. В пятой строке приводится одно слово – синоним исходного, который расширяет представление о теме синквейна.

Краткое эссе.

Этот вид занятия может быть использован как в начале урока на стадии вызова (для выявления первоначальной осведомленности детей по теме обсуждения), так и в конце, чтобы дать возможность школьникам подытожить свои знания, а учителю выяснить, насколько успешно прошло изучение темы.

При этом учащимся предлагается написать, что они знают по теме обсуждения (на стадии вызова), либо узнали по данной теме на уроке. Можно также учащимся предложить задать те вопросы, на которые они не получили ответа. Учитель собирает работы, анализирует их и использует эту информацию при планировании дальнейших занятий.

Большая роль в технологии «Чтение и письмо для развития критического мышления» отводится работе как с художественными, так и с информационными текстами. Совокупность приёмов, используемых в рамках технологии, направлена на развитие у учащихся навыков вдумчивого, осмысленного чтения, умения анализировать и синтезировать информацию, применять полученные знания на практике либо в новой ситуации.

Одним из приёмов является чтение текста с одновременной его маркировкой (то есть внесением пометок). Учащимся предлагается система пометок:

«v» – галочкой отмечается то, что было ранее известно (то есть «Знаю»).

«—» – отмечается то, что противоречит первоначальным представлениям читателя («Думал иначе).

«+» – знаком плюс отмечается новая информация («Узнал»).

«?» – вопросительный знак ставится, если у учащегося возникает желание узнать о чём-то более подробно («Хочу узнать»).

«!» – восклицательный знак может быть поставлен, если какую-либо информацию необходимо запомнить.

В зависимости от целей и задач урока учитель может выбирать необходимые пометки, либо вводить другие.

После прочтения текста с пометками на стадии рефлексии в процессе коллективной работы происходит обсуждение информации на основании вопросов:

  1. Что из прочитанного Вам оказалось известным?

  2. Какая информация была новой для Вас?

  3. Что вызвало сомнения или с чем Вы не согласны?

  4. Что из прочитанного оказалось наиболее важным, т.е. что необходимо запомнить?

После обсуждения информации учащиеся, работая индивидуально в тетради, могут заполнить следующую таблицу.

Знаю

Узнал

Хочу узнать

Для работы с повествовательным текстом может быть использован приём «Чтение с остановками». Для этого текст делится на смысловые куски. Задачей учителя является найти оптимальные места для остановки. До начала чтения ученики должны пройти стадию вызова в любой форме. Но уже на основе названия текста, информации об авторе они могут получить первоначальные сведения по теме обсуждения. Затем, читая первую часть текста, они уточняют свои первоначальные представления. Особенность приёма: рефлексия предыдущей части является стадией вызова к новой.

Для обсуждения каждой части текста могут быть использованы вопросы, заданные в определённой системе, предложенной Б. Блумом. Эта система вопросов позволяет фиксировать усвоение учебного материала на различных уровнях:

  1. Знание (конкретного материала, терминологии, фактов, законов, определений, критериев и др.). Это простые вопросы, ответ на которые можно найти напрямую в тексте. При этом ученик запоминает и воспроизводит конкретную информацию.

  2. Понимание материала. Ученик преобразует учебный материал из одной формы в другую. Интерпретирует, объясняет, кратко излагает.

  3. Применение знаний. Ученик демонстрирует применение изученного материала в конкретных условиях или в новой ситуации, прогнозирует дальнейший ход событий.

  4. Анализ (элементов, взаимосвязей, явлений, понятий). Ученик вычленяет части целого, выявляет взаимосвязи между ними.

  5. Синтез. Учащиеся проявляют умение комбинировать элементы для построения целого, обладающего новизной. Это может быть написание сочинения, составление плана действий, решение проблемы.

  6. Оценка. Ученик демонстрирует собственные суждения на основе имеющихся данных, эмоций и переживаний.

Типичной для критического мышления является работа с текстом с использованием вопросов и заданий:

  1. Поставить вопросы к прочитанному тексту.

  2. Выделить основную мысль (основной тезис) текста.

  3. Определить причину событий, явлений.

  4. Проанализировать.

  5. Объяснить, аргументировать собственную точку зрения.

  6. Провести исследование, ответить на вопросы.

Обучение в малых группах сотрудничества.

Развитию коммуникативных навыков у учащихся способствуют методы обучения в малых группах сотрудничества. Добиться результата можно только самостоятельной работой каждого члена группы при взаимодействии с другими. Задачей каждого является не просто что-то сделать вместе, а познать объект или явление сообща. Нужно, чтобы каждый участник овладел необходимыми знаниями, сформировал необходимые навыки. При этом вся группа заинтересована в успехе всех участников, поскольку успех команды зависит от вклада каждого члена в отдельности. Групповая работа основывается на ряде принципов:

  1. Группа получает одну на всех награду в виде бальной оценки, знака отличия, похвалы и др. Группы не соревнуются друг с другом, поскольку все команды имеют разную планку и разное время на выполнение задания.

  2. Индивидуальная ответственность каждого участника. Успех и неуспех всей группы зависит от удач и неудач каждого. Это заставляет всех членов команды следить за деятельностью друг друга, помогая своим товарищам.

  3. Равные возможности в достижении успеха. Не происходит сравнения результатов разных учеников, а сравниваются только собственные результаты с ранее достигнутыми.

Одним из вариантов обучения в сотрудничестве является приём «Зигзаг» (ажурная пила). Для работы учащиеся объединяются в группы по 6 человек. Учебный материал разбивается на отдельные блоки. Группе предлагается для изучения свой блок. Каждый член группы изучает вопрос самостоятельно, а затем обсуждает его в группе. Далее учащиеся обмениваются информацией с членами других групп как эксперты по определенному вопросу. Затем учащиеся, изучавшие один и тот же вопрос, снова возвращаются в свои группы и обучают друг друга всему новому, что узнали сами. В процессе коллективной работы выстраивается весь текст целиком. При этом наиболее важным является умение слушать партнера, делать записи. Разновидностью этого метода является «Зигзаг-2». Здесь вместо того, чтобы работать с фрагментом текста, все работают с одним и тем же материалом. Но при этом каждый член группы получает тему, над которой работает наиболее тщательно и становится в ней экспертом. Затем проводятся встречи экспертов из разных групп, в результате чего происходит обмен информацией.

Дискуссионные формы работы.

Использование дискуссионных форм работы способствует выработке у учащихся навыков совместной деятельности, умения слышать и слушать, способности встать на точку зрения партнёра или склонить собеседника к собственной. Целью дискуссии является не решение той или иной проблемы, а наоборот – углубление её. Здесь не только происходит обмен мнениями, но и формирование собственной точки зрения на основе множества альтернативных точек зрения. Поэтому проблема, которая выносится на дискуссию, должна быть спорной, неоднозначной, должна содействовать активному вовлечению учащихся в диалог. Однако для того, чтобы принимать участие в дискуссии, учащиеся должны обладать знаниями в той или иной области. Без знаний дискуссия становится беспредметной и бессодержательной. Поэтому прежде, чем перейти к дискуссии, учащиеся работают с источниками информации, в которых приведены различные точки зрения по той или иной проблеме.

Правила ведения дискуссии:

  1. Будьте открытыми и готовыми к обсуждению проблемы.

  2. Высказывайте своё мнение свободно и давайте возможность высказываться другим.

  3. Внимательно слушайте других. Стремитесь вникнуть в то, что они говорят.

  4. Уважайте чужое мнение. Не говорите: «Вы не правы», а только – «Я с вами не согласен».

  5. Не спорьте об очевидном, вы теряете время.

  6. Не стремитесь любым путем одержать победу в споре. Помните: истина не принадлежит вам, как не принадлежит никому.

Перекрёстная дискуссия позволяет увидеть и осмыслить проблему в целом. Именно перекрёстная дискуссия позволяет избежать однозначной трактовки событий, явлений. Она еще интересна тем, что позволяет овладеть учащимся приёмами аргументации, научного доказательства, умения отстаивать собственную точку зрения, критически подходить к чужим и собственным суждениям.

Технология перекрёстной дискуссии включает следующие этапы:

  • Формулировка дискуссионного вопроса. Вопрос, выносимый на перекрёстную дискуссию, должен быть проблемным, не иметь однозначного ответа.

  • Формулировка аргументов «за» и «против».

  • Озвучивание аргументов, вначале «за», а затем «против». Здесь необходимо внимательно слушать друг друга, чтобы не повторить уже прозвучавшую мысль.

  • Индивидуальная работа, где пересматриваются прозвучавшие аргументы и контраргументы и каждый старается ответить на дискуссионный вопрос. Для этого можно написать краткое сочинение, используя предложенную учителем структуру.

Я принимаю во внимание мнение противоположной стороны … (далее формулируется противоположная точка зрения).

Но все-таки я считаю … (формулируется собственная точка зрения).

Потому, что … (излагаются наиболее весомые аргументы в пользу собственной точки зрения).

Важным этапом дискуссионной работы является осмысление каждым участником проделанной работы и оценка степени активности личности по следующим показателям:

Оценка дискуссии:

  1. Полезная. Узнал много нового, постараюсь узнать еще больше (обращусь к другим источникам информации).

  2. Интересная, много думал, говорил, слушал.

  3. Живая.

  4. Весёлая.

  5. Скучная (почему?).

  6. Трудная (что вызвало наибольшие трудности?).

Оценка работы группы:

  1. Наша группа справилась отлично.

  2. Хорошо.

  3. Посредственно. Почему?

  4. Не справилась с работой. Что помешало? Что необходимо улучшить, чтобы продолжить работу вместе?

  1. Программа учебного курса «экология москвы и устойчивое развитие» для 10 классов средних общеобразовательных школ москва (2)

    Программа
    В приложениях к программе рассматриваются отдельные методические подходы к преподаванию предмета (игровые, личностно-ориентированные педагогические технологии и методы учебного экологического мониторинга) на примере отдельных тем курса.
  2. Методические рекомендации к курсу «экология москвы и устойчивое развитие» для 10 классов средних общеобразовательных школ москва

    Методические рекомендации
    Г.А. Ягодин, М.В. Аргунова, Д.В. Моргун, Т.А. Плюснина. Методические рекомендации к курсу «Экология Москвы и устойчивое развитие» для 10 классов средних общеобразовательных школ.
  3. Программа учебного курса «Экология Москвы и устойчивое развитие»

    Программа
    Приложение 1. Личностно-ориентированные подходы в курсе «Экология Москвы и устойчивое развитие» (на примере технологии «Чтение и письмо для развития критического мышления» по теме «Биоразнообразие»).
  4. Программа гоу средней общеобразовательной школы №369 на 2010-2011 учебный год Москва 2010

    Программа
    Современная социальная и экономическая ситуация в Москве, как и во всей России, создавая предпосылки для позитивных перемен в нашем обществе, привела к появлению новых проблем: смена идеологии и системы ценностей, нестабильность правовых
  5. Книга учителя к курсу «Экология Москвы и устойчивое развитие»

    Книга
    Ягодин Г.А., Аргунова М.В., ., Плюснина Т.А , Моргун Д.В. Рабочая книга учителя к курсу «Экология Москвы и устойчивое развитие» / Под ред. Г. А. Ягодина.
  6. Образовательная программа гбоу гимназии №625 Оглавление I. Информационная справка о гимназии II

    Образовательная программа
    Основная образовательная программа основного общего образования разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее — Стандарт) к структуре основной
  7. Учебное пособие для учащихся 10 (11) классов «Экология Москвы и устойчивое развитие» (3)

    Учебное пособие
    Экология Москвы и устойчивое развитие: Учебное пособие для 10 (11) классов средних общеобразовательных школ / Под ред. Г.А. Ягодина. – М.: ОАО «Московские учебники и Картолитография», 2008.
  8. Управление городской средой «Двери возможностей не открываются. Они отпираются. Решение повернуть ключ за Вами»

    Решение
    Цель раздела — формирование представлений об управлении городской средой в Москве, о воздействии города на физические и химические параметры окружающей среды
  9. Бюллетень новых поступлений в Фундаментальную библиотеку май 2008 г

    Бюллетень
    В бюллетень вошла учебная, учебно-методическая, научная и художественная литература, поступившая в Фундаментальную библиотеку в мае 2008 г. Материал расположен в систематическом порядке по отраслям знаний, внутри разделов – в алфавитно-хронологическом.

Другие похожие документы..