Программа учебного курса «экология москвы и устойчивое развитие» для 10 классов средних общеобразовательных школ москва

Новизна курса заключается в следующем:

  • Интегративность курса и его межпредметное значение. Образование для устойчивого развития представляет собой в целом интегративное направление, цель которого помочь учащимся принять такие ценности, развить такие знания и умения, которые позволят им в дальнейшем выбирать индивидуальные и коллективные решения локального и глобального характера для улучшения качества жизни без угрозы для будущего планеты. Поэтому в курсе востребованы отдельные темы, рассматриваемые в социальных науках и предметах естественнонаучного и гуманитарного циклов в старшей школе. Новизна курса «Экология Москвы и устойчивое развитие» обнаруживается также в его междисциплинарной трактовке социально-экологических процессов.

  • Введение проблематики устойчивого развития общества на примере определенного региона – мегаполиса Москвы. Содержательная новизна курса заключается во введении, с одной стороны, новой парадигмы цивилизационного мышления и, с другой стороны, регионального компонента в содержание общего образования. В синтезе историко-краеведческих и экологических знаний складывается представление о совместном развитии человека и природы в городе Москве, формируется гражданская и патриотическая позиция школьника. Сложнейший комплекс демографических, экономических, природоохранных проблем осознается учащимися на реальном, доступном и понятном им краеведческом (региональном) материале, на примере знакомых им культурно-исторических и природных особенностей.

  • Использование современных педагогических технологий, что дает возможность учащимся осмыслить и систематизировать ранее полученный опыт и знания, сформировать новые знания и применить их на практике для реализации идей устойчивого развития. Кроме этого, совокупность приёмов и методов, используемых в рамках курса, позволяет школьникам развить коммуникативные навыки (умение слышать и слушать друг друга, способность встать на точку зрения партнёра или склонить собеседника к своей точке зрения, быть контактным в различных социальных ситуациях, работать в команде для достижения общего результата). Программа предполагает также развитие способности адекватной самооценки и рефлексии образовательной деятельности. Полученные учащимися знания и навыки могут быть ими применены для осмысления экологических проблем Москвы и поиска эффективных путей их решения в интересах устойчивого развития.

Цель курса – формирование экологических знаний, умений, навыков и развитие социально-личностных качеств учащихся, необходимых для воплощения идей устойчивого развития.

Основные задачи курса:

Обучающие:

  • осознать и принять идеи устойчивого развития;

  • создать представления о социально-политических и экономических факторах развития городов на примере Москвы;

  • сформировать знания о проблемах города, ресурсах и развитии города, антропогенном воздействии на окружающую среду;

  • овладеть знаниями и навыками, необходимыми в области мониторинговых исследований окружающей среды.

Воспитательные:

  • помочь в осознании своей роли в улучшении будущего, тесной взаимосвязи между природой, экономикой и обществом;

  • воспитать гражданскую ответственность за состояние окружающей среды, своего здоровья и здоровья других людей;

  • сформировать систему ценностных ориентиров, развитие чувства патриотизма, любви к своей малой Родине.

Развивающие:

  • развить умение самостоятельно приобретать необходимые знания, грамотно работать с информацией, формулировать выводы и на их основе выявлять и решать проблемы;

  • простимулировать аналитическое, творческое и критическое мышление;

  • развить способности принимать и осуществлять перемены, делать выбор, быть ответственным за результат собственных действий;

  • сформировать умение выявлять причинно-следственные связи экологических нарушений в городе;

  • развить мотивационную сферу личности как фактора повышения интереса к изучению поставленных проблем, активному поиску решений;

  • усовершенствовать коммуникативные навыки и опыт сотрудничества в группе, коллективе, навыки предотвращения конфликтных ситуаций, умелого выхода из них.

Режим и формы занятий.

В соответствии с Московским базисным учебным планом на 2007 – 2008 учебный год, в среднем (полном) общем образовании предмет «Экология Москвы и устойчивое развитие» является обязательным учебным предметом для изучения в старшей школе.

Базовый уровень программы рассчитан на 34 часа, из них:

  • теоретический курс (22 часа);

  • практические и игровые занятия (9 часов);

  • семинары и зачёты (3 часа);

  • экскурсии (внеурочные занятия, 2 часа).

Профильный уровень – 68 часов, из них:

  • теоретический курс (38 часов);

  • практические и игровые занятия (24 часа);

  • семинары и зачеты (6 часов);

  • экскурсии (внеурочные занятия, 2 часа).

Занятия проводятся два раза в неделю по одному академическому часу.

Результаты прохождения образовательной программы.

Изучив курс, учащиеся будут знать основные понятия и принципы устойчивого развития, особенности становления Москвы как города, специфику городских экосистем, демографические и социально-экономические особенности Москвы, экологический «каркас» города, характерные черты городской флоры и фауны, функционально-планировочную структуру города, управление городской средой города, оптимизацию систем жизнеобеспечения горожан; иметь представление о Москве как полифункциональном городе.

Учащиеся будут обладать умениями и навыками: грамотно работать с информацией (добывать из различных источников, обобщать, систематизировать и анализировать, умело применять на практике), чётко определять проблемы и причины их возникновения, формировать и отстаивать собственное мнение, оценивать экологическое состояние окружающей среды и систем города методами локального учебного мониторинга, выявлять причинно-следственные связи экологических нарушений в городе, принимать решения по их устранению, использовать коммуникативные навыки при разработке стратегии решения экологических проблем.

Контроль образовательных результатов и критерии их оценки.

Входной контроль осуществляется в виде собеседования. Текущий контроль – в виде тестов, семинаров, отчетных творческих заданий. Итоговый контроль – в форме зачёта и по результатам научно-практической деятельности (мониторинг).

Критериями оценки результатов являются следующие параметры:

  • знание основных теоретических и методологических проблем устойчивого развития;

  • знание важнейшей терминологии;

  • системность полученного знания, понимание структуры и взаимосвязи разделов урбоэкологии Москвы;

  • возможность объектных аналогий;

  • возможность аналитического и синтетического рассмотрения проблем курса;

  • практические навыки по экологическому мониторингу.

Учебно-тематическое планирование курса «Экология Москвы
и устойчивое развитие» (базовый уровень, 34 часа)

Тема

Общее кол-во часов
(без экскурсий)

Теоретические
занятия

Семинары, зачеты

Практические и игровые занятия

Экскурсии (внеурочные)

I. Введение: особенности цивилизации XXI в.

3

2

1

II. Москва – мой древний и любимый город

3

2

1

1

III. Природные и социально-экономические факторы формирования городской среды

10

9

1

1

IV. Управление городской средой

7

6

1

V. Москва в будущем мире

3

2

1

VI. Экологический мониторинг*

7

1

1

5

 

VII. Обобщающий урок курса

1

1

* практические работы данного раздела могут выполняться в течение учебного года или отдельным блоком, в зависимости от возможностей и оснащённости образовательного учреждения

Тематико-поурочное планирование курса «Экология Москвы
и устойчивое развитие» (базовый уровень)

РАЗДЕЛ I. Особенности цивилизации XXI в. – 3 часа.

Урок 1. Третье тысячелетие: огромные успехи в экономике и экологический кризис.

Урок 2. От экологических кризисов и катастроф к устойчивому развитию.

Урок 3. Игровое занятие по выработке навыков эффективной работы в команде.

РАЗДЕЛ II. Москва – мой древний и любимый город – 3 часа.

Урок 4. Становление Москвы как городас XI по XXI вв.

Урок 5. Характеристикаэкономико-географического положения столицы.Культурно-историческая среда города.

Урок 6. Урок-дискуссия «Наше восприятие города».

Экскурсия: по городу, Музей истории Москвы, Музей археологии Москвы.

РАЗДЕЛ III. Природные и социально-экономические факторы формирования городской среды – 10 часов.

Урок 7. Город как урбосистема. Основные виды воздействия человека на окружающую среду в городе.

Урок 8. Рельеф, ландшафты и геологическое строение Москвы.

Урок 9. Почва и грунты города. Твёрдые бытовые отходы в городе.

Урок 10. Климат, атмосфера и водные ресурсы Москвы.

Урок 11. Экологический каркас города.

Урок 12. Биологическое разнообразие Москвы; городская флора и фауна.

Урок 13. Функциональная и планировочная структура города.

Урок 14. Демографические особенности современной Москвы. Экономическая база города и занятость населения.

Урок 15. Ресурсный цикл в городе. Практическая работа «Жизненный цикл товара».

Урок 16. Урок-обобщение «Законы оптимального развития города», практическая работа «Экологический след».

Экскурсии: в Музей истории Москвы, Музей землеведения, Государственный Дарвиновский музей, Музей воды.

РАЗДЕЛ IV. Управление городской средой – 7 часов.

Урок 17. Городские власти. Административно-территориальное деление Москвы. Генеральный план развития Москвы.

Урок 18. Энергетика и транспорт – системы жизнеобеспечения горожан.

Урок 19. Водоснабжение населения. Качество воды.

Урок 20. Качество городской среды.

Урок 21. Влияние качества городской среды на здоровье человека.

Урок 22. Природоохранная деятельность.

Урок 23. Урок-обобщение. Игровое занятие «Строим экоград».

РАЗДЕЛ V. Москва в будущем мире – 3 часа.

Урок 24.Москва на пути к культуре мира.Концепция перехода к устойчивому развитию города Москвы.

Урок 25.«Города Европы за устойчивое развитие». Индикаторы УР городов. Проектная работа «Индикаторы устойчивого развития школы».

Урок 26. Комплекс игровых упражнений по развитию толерантности.

  1. Программа учебного курса «экология москвы и устойчивое развитие» для 10 классов средних общеобразовательных школ москва (2)

    Программа
    В приложениях к программе рассматриваются отдельные методические подходы к преподаванию предмета (игровые, личностно-ориентированные педагогические технологии и методы учебного экологического мониторинга) на примере отдельных тем курса.
  2. Методические рекомендации к курсу «экология москвы и устойчивое развитие» для 10 классов средних общеобразовательных школ москва

    Методические рекомендации
    Г.А. Ягодин, М.В. Аргунова, Д.В. Моргун, Т.А. Плюснина. Методические рекомендации к курсу «Экология Москвы и устойчивое развитие» для 10 классов средних общеобразовательных школ.
  3. Программа учебного курса «Экология Москвы и устойчивое развитие»

    Программа
    Приложение 1. Личностно-ориентированные подходы в курсе «Экология Москвы и устойчивое развитие» (на примере технологии «Чтение и письмо для развития критического мышления» по теме «Биоразнообразие»).
  4. Программа гоу средней общеобразовательной школы №369 на 2010-2011 учебный год Москва 2010

    Программа
    Современная социальная и экономическая ситуация в Москве, как и во всей России, создавая предпосылки для позитивных перемен в нашем обществе, привела к появлению новых проблем: смена идеологии и системы ценностей, нестабильность правовых
  5. Книга учителя к курсу «Экология Москвы и устойчивое развитие»

    Книга
    Ягодин Г.А., Аргунова М.В., ., Плюснина Т.А , Моргун Д.В. Рабочая книга учителя к курсу «Экология Москвы и устойчивое развитие» / Под ред. Г. А. Ягодина.
  6. Образовательная программа гбоу гимназии №625 Оглавление I. Информационная справка о гимназии II

    Образовательная программа
    Основная образовательная программа основного общего образования разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее — Стандарт) к структуре основной
  7. Учебное пособие для учащихся 10 (11) классов «Экология Москвы и устойчивое развитие» (3)

    Учебное пособие
    Экология Москвы и устойчивое развитие: Учебное пособие для 10 (11) классов средних общеобразовательных школ / Под ред. Г.А. Ягодина. – М.: ОАО «Московские учебники и Картолитография», 2008.
  8. Управление городской средой «Двери возможностей не открываются. Они отпираются. Решение повернуть ключ за Вами»

    Решение
    Цель раздела — формирование представлений об управлении городской средой в Москве, о воздействии города на физические и химические параметры окружающей среды
  9. Бюллетень новых поступлений в Фундаментальную библиотеку май 2008 г

    Бюллетень
    В бюллетень вошла учебная, учебно-методическая, научная и художественная литература, поступившая в Фундаментальную библиотеку в мае 2008 г. Материал расположен в систематическом порядке по отраслям знаний, внутри разделов – в алфавитно-хронологическом.

Другие похожие документы..