Методические указания по выполнению курсовых работ по предмету: «Экономическая теория»

Министерство образования Российской Федерации

Кубанский государственный аграрный университет

Факультет управления

Кафедра экономической теории

Методические указания

по выполнению курсовых работ по предмету:

«Экономическая теория»

Краснодар 2004

Составитель: д-р экон. наук, профессор Дулин М.П.

преподаватель Андреев С.Ю.

Рецензенты: доцент Бочкова Т.А.,

доцент Власова Н.В.

Рассмотрено и рекомендовано к печати на заседании кафедры

экономической теории КГАУ № от

Содержание

стр.

Введение 4

1 Общие положения 6

2 Основные этапы выполнения курсовой работы 9

2.1 Руководство выбором темы и закрепление научных руководителей 10

2.2 Утверждение развернутого плана и структурно-логической схемы

работы в процессе изучения студентом подобранной литературы 10

2.3 Постановка проблемы. Объект и предмет изучения 13

3 Структура работы 14

4 Основные требования 15

5 Содержание курсовой работы и требования к ее изложению 17

6 Оформление курсовой работы 19

6.1 Общие требования 19

6.2 Построение курсовой работы и нумерация разделов,

подразделов, пунктов, страниц 20

6.3 Иллюстрации 22

6.4 Таблицы 24

6.5 Примечание 26

6.6 Формулы и уравнения 26

6.7 Ссылки 27

6.8 Сокращения 29

6.9 Список использованных источников 31

6.10 Приложение 32

7 Защита и оценка курсовой работы 33

Список использованных источников 34

Приложение А 35

Приложение В 36

Введение

Важную роль в улучшении качества подготовки специалистов с высшим образованием имеет эффективная система внутривузовского педагогического контроля, которая постоянно совершенствуется и имеет давнюю историю. Эту систему можно рассматривать как важное средство получения оперативной и достоверной информации о состоянии процесса образования, обучения и воспитания студентов.

Под педагогическим контролем понимается комплекс мер по научно-обоснованной проверке результатов образования, обучения и воспитания студентов. Его предметом является оценка педагогического процесса, который имеет три основные функции: первая – образование, то есть формирование системы знаний; вторая – обучение, то есть формирование системы навыков и умений и третья – воспитание, которое формирует систему жизненных установок личности.

По своим формам педагогический контроль подразделяется на:

– предварительный;

  • текущий;

  • заключительный;

  • итоговый.

Предварительный контроль. Используется для получения информации об исходном уровне знаний студентов. С помощью предварительного контроля, проводимого в виде вступительных экзаменов, определяется пригодность того или иного абитуриента для обучения выбранной специальности. Результаты предварительного контроля могут быть использованы для корректировки рабо-чей программы по этой дисциплине применительно к контингенту обучаемых.

Текущий контроль. По своей сути должен выполнять функцию обратной связи в процессе обучения. По результатам текущего контроля преподаватель корректирует процесс обучения, оценивает степень восприятия учебного материала.

Текущий контроль может проводиться как контроль тематический или рубежный.

Тематический контроль проводится для оценки результатов изучения темы или учебной программы.

Рубежный контроль позволяет оценить объем знаний, полученных сту-дентами при изучении определенного раздела учебной программы, перед тем, как приступить к изучению очередной части учебного материала. Кроме того, рубежный контроль может осуществляться в заранее установленные сроки и проводиться в виде текущей аттестации студентов. Результаты рубежного контроля, проводимого в том или ином виде, дают возможность судить о ходе обучения в целом.

Результаты текущего контроля могут быть использованы при проведении итогового контроля, т.е. при проведении зачетов, экзаменов, защите курсовых проектов и работ и т.д. Такая практика резко повышает в глазах студентов роль текущей систематической учебной работы, побуждает систематически изучать учебный материал, своевременно выполнять лабораторные работы, задания практических занятий, разделы курсовых проектов и работ, готовиться к семинарам. Наблюдения показывают, что чем эффективнее используется текущий контроль, тем выше уровень учебной дисциплины и качество знаний студентов.

Заключительный контроль – это защита курсового проекта, работы или отчета по практике, зачет или экзамен по всему курсу, которые подводят результаты изучения той или иной дисциплины.

Итоговый контроль. К этой форме контроля относятся итоговый меж-дисциплинарный экзамен по направлению (специальности) и защита выпу-скной квалификационной работы.

По способам проведения педагогический контроль можно разделить на следующие группы:

  1. Контроль в письменной форме;

  2. Устный опрос;

  3. Контроль с помощью ТСО;

  4. Защита рефератов, курсовых и дипломных работ (проектов), отчетов по практикам.

Защита рефератов, курсовых и дипломных работ (проектов), отчетов по практикам, является специфическим способом контроля. В данном случае осно-вной отличительной особенностью является то, что студент не ограничен строго установленными временными рамками на подготовку к контролю. С одной стороны, это обстоятельство дает возможность студенту при подготовке исполь-зовать весь спектр учебно-методического материала: учебники, справочники, конспекты лекций, методические пособия и т.д., т.е. обеспечивает наиболее благоприятные условия для самостоятельной работы. С другой стороны при отсутствии необходимой требовательности со стороны преподавателя облегчает плагиат.

1 Общие положения

Учебными планами высших учебных заведений предусматривается написание студентами курсовых работ по экономической теории, которые являются важным звеном в выработке у студентов навыков самостоятельного изучения науки, в глубоком усвоении положений, выводов, законов, приобре-тении опыта самостоятельного получения и накопления знаний, что необходимо будущему дипломированному специалисту в его трудовой деятельности.

Курсовая работа является одной из форм подготовки специалистов высшей квалификации. Ее написание имеет большое значение, так как:

  • во-первых, она приобщает студентов к самостоятельной творческой работе с экономической литературой, приучает находить в ней основные положения, относящиеся к избранной проблеме, подбирать, обрабатывать и анализировать конкретный материал, составлять таблицы и диаграммы и на их основе делать правильные выводы;

  • во-вторых, студент привыкает четко, последовательно и экономически грамотно излагать свои мысли при анализе теоретических проблем, учится творчески применять экономическую теорию, связывать ее с практикой;

  • в-третьих, работа закрепляет и углубляет знания студентов по экономической теории;

  • в-четвертых, прививает навыки работы на компьютере или пишущей машинке.

Каждому студенту назначается научный руководитель, который осуществляет непосредственное управление процессом подготовки работы. Обязанностями научного руководителя являются – оказание помощи студенту в составлении, а затем подписание следующих организационно-плановых документов: задание на курсовую работу, оказание студенту помощи при подборе литературы, фактического материала, проведения консультаций по вопросам подготовки работы, осуществление контроля за сбором материала, написанием и оформлением работы, рецензирование курсовой работы.

Таким образом, научное руководство подготовкой студентами работ является составным элементом учебного процесса и представляет собой процесс целенаправленного воздействия субъектов научного руководства на студента для развития его личной инициативы по выведению новых знаний посредством подготовки работ. В результате научного руководства дается объективная оценка, как работе, так и навыкам и умениям студента самостоятельно организовывать свой труд.

В процессе работы над темой студент знакомится с приемами и методами научно-исследовательской работы: подбором, изучением, обработкой специальной литературы, статистических данных, приобретает навыки самостоятельных обобщений и выводов. Написание курсовой работы дает возможность овладеть элементами экономического анализа, научиться правильно, в соответствии с принятыми стандартами, оформлять текст, таблицы, графики, диаграммы, список использованной литературы и т.д.

Содержание курсовой работы и ее защита должны показать, что студент знает рассматриваемые вопросы и экономически грамотно излагает тему исследования.

Поэтому, прежде чем приступать к написанию курсовой работы, студент должен внимательно ознакомиться с данными методическими указаниями. Это позволит более конкретно представить требования к курсовой работе, как с точки зрения содержания, так и ее оформления, оценки и порядка защиты. Использование предлагаемых методических советов поможет студентам не только успешно выполнить курсовую работу на избранную тему, но и подготовиться к экзамену, осмыслить глубокие и жизненно важные теоретические положения экономической теории.

Курсовая работа поэкономической теории – это подготовительный этап к написанию других курсовых работ по дисциплинам специальности, а в последующем, и дипломной работы.

Она приучает студента к научно-исследовательской работе и способствует приобретению опыта и навыков ведения ее. Курсовая работа является также итогом самостоятельного изучения студентом одной из важнейших проблем экономической теории.

Для того чтобы подготовить курсовую работу, отвечающую предъявляемым требованиям, студент должен использовать не только полученные теоретические знания по общей экономической теории, но и фактические данные, характеризующие деятельность всех хозяйствующих субъектов, в том числе и финансово-кредитных учреждений.

Курсовая работа выполняется в соответствии с учебным планом экономических факультетов студентами дневного и заочного отделений. Она является обязательной формой отчета студента перед кафедрой. Выполненная работа сдается для проверки.

Если работа соответствует предъявляемым требованиям, преподаватель оценивает ее положительно и сообщает об этом студенту. Неудовлетворенно выполненная работа подлежит переработке в соответствии с замечаниями преподавателя, содержащимися в рецензии.

Важно! Повторно выполненная работа сдается вместе с первым вариантом курсовой работы и замечаниями.

К сдаче экзамена по экономической теории допускаются лишь те студенты, которые имеют положительные оценки по курсовым работам.

Курсовая работа студенту не возвращается и хранится на кафедре экономической теории.

2 Основные этапы выполнения курсовой работы

Процесс написания курсовой работы складывается из следующих основных этапов:

  • определение темы курсовой работы, ее уточнение и согласование с научным руководителем, подбор необходимой литературы и одновременно разработка проекта плана;

  • утверждение плана курсовой работы научным руководителем;

  • изучение и обработка экономической литературы, подготовка ее обзора, подбор статистических данных, их анализ, обобщенное написание работы по главам, передача их научному руководителю;

  • доработка отдельных частей курсовой работы с учетом требований и замечаний научного руководителя,

  • завершение и оформление курсовой работы в соответствии с требованиями стандарта;

  • сдача курсовой работы научному руководителю для оформления допуска к ее защите;

  • защита курсовой работы.

  1. Учебно-методический комплекс дисциплины «лабораторный практикум по бухгалтерскому учету (сквозная задача по финансовому и управленческому учёту)» (для студентов, обучающихся по специальности

    Учебно-методический комплекс
    Развитие российской экономики в настоящее время предъявляет новые требования к подготовке специалистов в области финансового и управленческого учёта. Важно уметь решать задачи, возникающие в бухгалтерской практике, разбираться в самых
  2. Методические указания для выполнения курсовой работы по дисциплине “

    Методические указания
    Методические указания по написанию курсовой работы разработаны на основе программы дисциплины «Основы менеджмента». Выполнение курсовой работы предполагает изучение различных аспектов управления и проявления студентами умения работать
  3. Методические указания для выполнения курсовой работы по дисциплине «финансовый менеджмент»

    Методические указания
    Выполнение курсовой работы является завершающим этапом при изучении дисциплины «Финансовый менеджмент», охватывающей круг проблем управления финансами на микроуровне (на уровне хозяйствующего субъекта).
  4. Методические указания к выполеннию курсовых работ по дисциплине «экономическая теория» Самара 2003 Методические указания к выполнению курсовых работ по дисциплине «Экономическая теория»

    Методические указания
    Методические указания к выполнению курсовых работ по дисциплине «Экономическая теория» / Под ред. канд. экон. наук, доц. Г.Д. Торопыгина и канд. экон.
  5. Методические указания для выполнения курсовой работы по дисциплине «Макроэкономика» для студентов направления подготовки

    Методические указания
    В методических указаниях в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования представлены основные требования к содержанию курсовой работы по макроэкономике, этапы её выполнения.
  6. Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «Менеджмент» для студентов 2 курса очной формы обучения специальности 080116 «Математические методы в экономике» Воскресенск 2008

    Методические указания
    к выполнению курсовой работы по дисциплине «Менеджмент» для студентов 2 курса очной формы обучения специальности 080116 «Математические методы в экономике»
  7. Методические указания для выполнения курсовых работ по учебной дисциплине социальная и экономическая география россии

    Методические указания
    Выполнение курсовых работ по дисциплине «Социальная и экономическая география России» предусмотрено для студентов ДО и ИЗО, обучающихся по специальности 080502.
  8. Методические указания для выполнения курсовых работ по дисциплине «Финансы» для студентов очной и заочной формы обучения направления 080105 «Финансы и кредит»

    Методические указания
    Курсовая работа по дисциплине «Финансы» выполняется студентами третьего курса и представляет собой выполненную в письменном виде самостоятельную работу, раскрывающую теоретические и практические проблемы избранной темы.
  9. Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «Менеджмент» для студентов 2 курса очной формы обучения специальности 080116 «Математические методы в экономике» Воскресенск

    Методические указания
    Данные методические указания подготовлены для выполнения курсовой работы студентами дневного отделения по дисциплине «Менеджмент» в соответствии со стандартом Министерства РФ по специальности 080116 «Математические методы в экономике»;
  10. Методические указания для выполнения курсовой работы по дисциплине «Управление персоналом» для студентов специальности 080504. 65(061000) «Государственное и муниципальное управление» Краснодар 2010г (1)

    Методические указания
    Методические указания для выполнения курсовой работы по дисциплине «Управление персоналом» для студентов специальности 80504.65(061 ) - «Государственное и муниципальное управление».

Другие похожие документы..