Методическое пособие содержание от редактора. Обращение к читателю 3 Приветствие от Национальной ассоциации членов Управляющих советов Англии 5

РУКОВОДСТВО ДЛЯ ЧЛЕНОВ ШКОЛЬНЫХ УПРАВЛЯЮЩИХ СОВЕТОВ

Методическое пособие

СОДЕРЖАНИЕ

От редактора. Обращение к читателю 3

Приветствие от Национальной ассоциации членов Управляющих советов Англии 5

Вместо предисловия 5

Глава 1. Будем знакомы: Управляющий совет школы 6

  1. Что такое школьный Управляющий совет и для чего он предназначен? 6

  2. Что и как Управляющий совет может улучшить в работе школы? 8

  3. Что такое современная российская школа? 9

  4. Почему раньше у нас не было Управляющих советов? 13

Глава 2. Основные полномочия Управляющего совета 15

  1. Что может и чего не может Управляющий совет: стратегическое управление 15

  2. Основные полномочия Управляющего совета 16

  3. Количественный состав Управляющего совета 19

Глава 3. Формирование Управляющего совета 20

3.1. Порядок формирования Управляющего совета 20

3.2. Выборы. Формирование исходного состава Управляющего совета 24

3.3. Организация выборов в Управляющий совет 26

Глава 4. Школьные управляющие: кто они? 31

  1. Права и обязанности школьного управляющего 31

  2. Школьники в Управляющем совете 32

  3. Родители в Управляющем совете 34

  4. Работники школы в Управляющем совете 35

  5. Кооптированные члены Управляющего совета 38

  6. Представитель учредителя в Управляющем совете 40

Глава 5. Основные направления работы Управляющего совета 41

  1. Управляющий совет и образовательный процесс 41

  2. Управляющий совет и финансы школы 57

Глава 6. Организация работы Управляющего совета 63

  1. Начинаем работу 63

  2. Комиссии (комитеты) Совета 65

  3. Порядок работы Управляющего совета, подготовка и проведение заседаний 67

  4. Порядок принятия и исполнения решений Управляющего совета 71

  5. Место работы и делопроизводство Управляющего совета 71

  6. Взаимодействие Управляющего совета с различными представителями

школьного и местного сообщества 73

  1. Этическая сторона работы школьного управляющего 76

Заключение. Что значит быть хорошим школьным управляющим? 78

Приложения 79

Приложение 1. Порядок и критерии конкурсного отбора общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы 79

Приложение 2. О поддержке инициативы общеобразовательных учреждений, органов управления образованием по апробации модели Управляющих советов общеобразовательных учреждений 81

Приложение 3. Министерство образования: Методические рекомендации по функциям, организации и работе Управляющих советов общеобразовательных учреждений 82

Приложение 4. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений 85

Приложение 5. Проект Положения о порядке выборов в Управляющий совет 97

Приложение 6. Положение об Управляющем совете муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №145 г. Красноярска 105

Приложение 7. Договор о взаимоотношениях общеобразовательного учреждения и учредителя 110

Приложение 8. Извлечения из Устава школы № 143г. Красноярска в части полномочий и деятельности Управляющего совета 113

Приложение 9. Распределение полномочий между директором и Управляющим советом (один из возможных вариантов) 118

Приложение 10. Материалы к разработке Программы развития образовательного учреждения 123

Приложение 11. Примерные формулировки разделов образовательной программы 127

Приложение 12. Участие в дискуссии 129

Приложение 13. Что такое гранты и где их можно получить? 129

Приложение14. Извлечение из Закона о школах (Южно-Африканская Республика) 132

Аннотация

Данная книга создана коллективом авторов, которые сегодня практически формируют в российских школах декларированный федеральным законом "Об образовании" государственно-общественный характер управления образованием. Центральный орган государственно-общественного управления школой - это школьный Управляющий совет.

Сегодня Управляющие советы уже эффективно работают в сотнях школ ряда регионов Российской Федерации. Опыт проектирования, формирования и организации деятельности школьных Управляющих советов представлен в настоящем коллективном труде наиболее активных участников этой работы.

Первая глава Пособия дает представление о том, что происходит в современной российской школе, как она устроена и как работает, каковы тенденции ее изменений в ближайшей перспективе. Это описание адресовано не только работнику образования, но любому читателю, интересующемуся вопросами жизни школы. Вопрос о сущности и предназначении школьного Управляющего совета описан в этом широком контексте.

Вторая глава представляет перечень управленческих полномочий школьного Управляющего совета, их нормативное правовое обоснование на школьном уровне в соответствии с действующим российским законодательством.

Третья глава посвящена созданию в школе Управляющего совета. Предложенные порядок и процедуры формирования обеспечивают разумное и справедливое представительство в этом новом органе делегатов от всех категорий "школьных стекхолдеров" - учителей, учащихся, их родителей, а также представителей местного сообщества и попечителей образования.

В четвертой главе раскрыты возможности участия в управлении школой и обязанности школьных управляющих, а также роль и место в Управляющем совете представителей работников школы, учащихся, их родителей, представителей местного сообщества.

Пятая глава предлагает апробированные школьными Управляющими советами методы управления образовательным процессом и финансами школы, подробно и в доступной форме дает описание основных объектов школьного управления.

Шестая глава знакомит читателя с организацией деятельности школьного Управляющего совета, подробно раскрывает порядок коллегиальной разработки и принятия Советом управленческих решений, описывает формы взаимодействия Управляющего совета с другими органами школьного управления и самоуправления, с различными представителями школьного и местного сообщества. Здесь же обсуждается этическая сторона деятельности школьных управляющих.

Завершают Пособие объемные Приложения, в которых представлены практически все необходимые для создания и деятельности Управляющих советов нормативные правовые документы федерального, регионального и школьного уровня, методические и справочные материалы о наиболее важных сторонах деятельности Управляющего совета в школе.

Настоящее Пособие предназначено не только для создателей школьных Управляющих советов, для общественных школьных управляющих - представителей нового в России института гражданского участия в управлении образованием. Оно полезно также и для работников школ, где действуют или создаются Управляющие советы, для учащихся этих школ и их родителей, для тех представителей российского гражданского общества, кто включается в жизнь системы образования и внимательно следит за происходящим в ней.

Книга написана с учетом методических рекомендаций Министерства образования и науки РФ, а также международной практики школьного управления.

Пособие создано при поддержке Британского Совета. Значительную консультативную помощь авторскому коллективу оказал Председатель Национальной Ассоциации членов Управляющих советов г-н Нил Дэвис.

Пособие представляет собой ценный материал для исследователей вопросов управления образованием, и в частности государственно-общественного управления российским образованием.

От редактора. Обращение к читателю

Каждое утро наши дети - и миллионы других российских детей - идут в школу.

В школе они проводят большую часть своей жизни. Все мы понимаем, что это время очень важно для детей. Как они чувствуют себя в школе? Какие отношения возникают у них с одноклассниками и с учителями? Интересно ли им учиться? Какие знания и навыки они получат? Очевидно, что от ответов на эти вопросы зависит настоящее наших детей, развитие их личности, характера, их будущее.

А поскольку это время очень важно для детей, оно важно и для нас - для их пап и мам, бабушек и дедушек, для общества в целом.

Насколько хорошо организована работа в школе, настолько комфортно чувствуют себя дети. Всегда ли мы удовлетворены тем, что происходит в школе? Очевидно, не всегда и не всем. И тогда зададим себе ключевой вопрос: а как мы ("мы" в широком смысле слова, то есть те же мамы, папы, бабушки и дедушки, работники вузов и работодатели, шефы и помощники школы и т.д.) можем повлиять на то, как устроена жизнь и учеба наших детей в школе?

И тут выявляется потрясающий парадокс. Поясним его на примерах- вопросах.

  • В школе все время идет учебный процесс. Можем ли мы повлиять на то, чему и как учат?

  • Ребенку поставили "тройку", хотя он убежден, что неправильно, да и родители видят, что он знает материал неплохо. Что мы можем сделать?

  • На ученика накричала учительница, несправедливо. Как защитить ребенка?

  • Труд работников школы оплачивается согласно тарифам и ставкам. Можем ли мы повлиять на эти тарифы и ставки? Чтобы, скажем, хорошо работающий, любимый детьми учитель получал более высокую зарплату?

  • Из школы уходит на пенсию пожилой директор. Все родители (и тайком учителя) хотят, чтобы его преемником стал толковый и всем давно знакомый завуч, а начальство назначает совсем другого человека. Можем ли мы повлиять на решение начальства?

  • Мы хотим иметь возможность ездить с детьми в субботу-воскресенье на дачу, а школа объявляет 6-дневную учебную неделю. Можем ли мы настоять на своем?

Увы, на эти вопросы - и на десятки им подобных - в сегодняшней привычной модели массовой российской школы ответы отрицательные. "Не можем", "не знаем", "не имеем права", "не наш вопрос" и т.п.

В чем же заключается тот удивительный парадокс, о котором сказано выше? Школа оказывает огромное влияние на жизнь наших детей, а мы относительно школы абсолютно бесправны.

Каковы же сегодня реальные права родителей?

Во-первых, можно жаловаться, если что-то происходит в школе скверно. Но эффективность жалоб будет, как правило, зависеть исключительно от благорасположения тех, на кого вы жалуетесь.

Во-вторых, остается неотъемлемое "последнее право", которое многие школьные администраторы формулируют весьма доходчиво: "не нравится наша школа - ваше право искать другую". Но какие гарантии, что "другая школа" будет лучше, чем "эта"? Гарантий нет. А наши права там будут иными, чем здесь! Да, вроде, нет. Будут теми же самыми, то есть никакими.

Говоря более официальным языком, школа, оставаясь сугубо ведомственной, административно управляемой системой, оказывается отчужденной от общества.

Но вовсе не обязательно, что так должно быть всегда и везде. Эта книга посвящена, по сути, тому, какой может быть иная система управления школой. В этой новой - и пока, увы, для нас очень непривычной системе - наряду с хорошо знакомыми фигурами директора, завуча, заведующего районо появляется новый внутришкольный орган власти - Управляющий совет. В Управляющий совет входят как представители государства, образовательного ведомства, так и представители родительской, ученической, местной общественности.

Вся книга будет посвящена описанию этого "объекта" - школьного Управляющего совета. Здесь скажем лишь, что Управляющий совет во множестве стран давно существует и является привычным и обязательным элементом школы и ее системы управления. Более того, та схема управления, которая с советских времен кажется нам столь привычной и естественной - "гороно - районо - директор - завуч - и никого рядом" - вряд ли была бы сегодня понятна педагогам и родителям этих стран.

И речь идет не только о развитых странах, таких, как Англия, США или страны Скандинавии. В одном из Приложений к книге вы найдете выдержки из законодательства Южно-Африканской республики (Приложение №14), в котором школьный Управляющий совет также обозначен как обязательный внутришкольный орган, с реальными полномочиями и ответственностью.

Но и для России вопросы школьных Управляющих советов уже не являются сугубо теоретическими. В ряде регионов не первый год идет апробация этой модели. Работа эта ведется не только по естественной инициативе снизу. Имея научную основу, она находит поддержку в региональных органах образовательной власти и на высшем федеральном уровне руководства образованием. Уже сегодня школьный Управляющий совет может создаваться и работать, если есть потребность в нем у родителей, руководства школы, учредителя.

Предлагаемая в книге основа примерной модели школьного Управляющего совета базируется на официальных Методических рекомендациях Министерства образования России. Российский Министр образования и науки выступил с Письмом поддержки соответствующей экспериментальной работы в ряде регионов страны (эти официальные документы также приведены в Приложениях №2 и №3).

Честно скажем: конечно, Управляющий совет не является некой "волшебной палочкой", посредством которой можно решить все сегодняшние проблемы школы. Но в рамках Управляющего совета вы в вашей школе сможете принять решения о более благоприятном режиме обучения детей, о выборе наиболее актуальных для учеников профилей обучения и части школьной программы; сможете влиять на распределение школьных денег и на перспективы развития вашей школы.

Конечно, Управляющий совет не призван заменить директора или завучей - он должен конструктивно дополнить их функции в плане стратегического управления школой. Опыт тех школ, где эта инициатива уже развивается, демонстрирует, что польза от Управляющего совета оказывается разносторонней: от такого Совета могут выиграть и школьные администраторы, и педагоги, и, что самое главное, ученики.

Конечно, общий объем проблем, накопившихся в российской школе в целом и, возможно, в школе, где учатся ваши дети, велик, и в одночасье их все не решить. Но важно не только решение сегодняшних проблем, но и направление движения, путь, на который мы вместе встаем. Данная книга описывает во многом непривычные для нас этапы становления общественного участия в управлении школой. Надеемся, она окажется для вас не только интересной, но и полезной.

А. А. Пинский

  1. Ученые записки скагс (3)

    Ученые записки
    Административная реформа ставит перед обществоведами системы РАГС новые задачи как в преподавательском, так и в исследовательском плане. Совершенно очевидно, что реформа, как бы продумана она ни была, обязательно столкнется в ходе
  2. Справочник том 1

    Интернет справочник
    заместителя начальника Департамента общественных отношений - начальника отдела по работе с общественностью и развитию самоуправления Департамента общественных отношений Администрации города Перми
  3. О преподавании права в 2009-2010 учебном году

    Реферат
    Ерохова Е.В., Макарова О.Е. Методическая разработка интегрированного урока право и ИКТ «Правовые нормы поведения человека в современно мире» 7 класс .
  4. Шабельникова Н. А. Д36 История России : учеб пособие. 2-е изд (1)

    Документ
    Наша эпоха — время мучительной переоценки ценностей и радикальных экспериментов, время выбора социально-политических, экономических, нравственно-этических ориентиров для каждой семьи, каждого человека.
  5. Шабельникова Н. А. Д36 История России : учеб пособие. 2-е изд (2)

    Документ
    Известна истина — родителей не выбирают. В младенчестве и раннем дет­стве их любят за то, что они — родители. Потом их любят за заботу, ласку и помощь во всех делах.
  6. Республиканский центр молодежных, инновационных и профилактических программ

    Документ
    П 78 Профилактика экстремизма и радикализма в молодежной среде Республики Татарстан: Сб. научно-методических и информационных материалов. / Мин-во по делам молодежи, спорту и туризму РТ, Респ.
  7. Учебно-методическим центром «Профессиональный учебник» в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 080111 «Маркетинг» Москва • 2007

    Список учебников
    Рекомендовано Учебно-методическим центром «Профессиональный учебник» в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 080 «Маркетинг»
  8. «Интернет-технологии в театре. Сайт Свердловского государственного академического театра музыкальной комедии»

    Документ
    В дипломной работе рассматриваются теоретические и практические возможности применения Интернет-технологий в театре. Особое внимание уделяется изучению перспектив, которые открывает перед учреждениями культуры глобальная сеть Интернет:
  9. Уфологическая психология: о контактерстве (2)

    Реферат
    На «13- международной конференции по уфологии и бионергоинформатике» я прочитал доклад «Ведение в уфологическую психологию» он оказался успешным. Нужно отметить, что большая заслуга В.

Другие похожие документы..