Актуальные вопросы организации

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Российский государственный

профессионально-педагогический университет»

Учреждение Российской академии образования «Уральское отделение»

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ

РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ

Материалы Всероссийской научно-практической конференции

24 апреля 2009 г.

Выпуск 1

Екатеринбург 2009

УДК 364.465 (082)

ББК С542.15я43

А 43

Актуальные вопросы организации работы с молодежью [Текст]: Материалы Всерос. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 24 апр. 2009 г. / ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т»; под ред. Н.Ю. Масленцевой. Екатеринбург, 2009. 253 с.

В настоящем издании представлены публикации участников Всероссийской научно-практической конференции,посвященной Международному дню социального работника и Году молодежи – 2009, прошедшей 24 апреля 2009 г. в Российском государственном профессионально-педагогическом университете (Екатеринбург). Авторы статей и тезисов рассматривают актуальные проблемы и вопросы организации работы с молодежью.

Сборник предназначен для преподавателей вузов, аспирантов, студентов, работников социальной сферы, а также для тех, кто интересуется проблемами молодежи.

Ответственный редактор С.Д. Пономарев

Ответственный за выпуск Н.Ю. Масленцева

© ГОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2009

Содержание

РАЗДЕЛ 1. МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД

К ИЗУЧЕНИЮ МИРОВОЗЗРЕНИЯ И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МОЛОДЕЖИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

С МОЛОДЕЖЬЮ 9

Андрусяк Н.Ю. Практика как фактор профессионального самоопределения студенческой молодежи 9

Анисимова А.Ю. Роль волонтерской практики в профессиональном становлении студентов-первокурсников 11

Вергизова В.М. Региональный фактор этнокультурных идентичностей молодежи Приазовья 14

Гайтан Е.В. Роль системы ценностных ориентаций в деятельности студентов – активистов вуза 17

Жангурова А.А. Ценность материнства и отцовства в структуре личностных ориентаций молодёжи 19

Исакова И.А. Социальная реклама как средство формирования мировоззрений современной молодежи 23

Масленцева Н.Ю. Актуальность социальной работы с молодежью

в России 26

Овчарова Л.М. Социальная работа в Украине

в условиях трансформации общественных отношений 33

Павлова Н.О. Волонтерская деятельность как технология социального воспитания студентов 35

Первак Е.В. Мотивационные основы добровольческой деятельности студентов 38

Пономарев С.Д. Толерантность в молодежной среде 40

Разинкова И.Ф. Ценностные ориентации современной молодежи 44

Самарина М.Н. Роль волонтерской деятельности в процессе подготовки специалистов по социальной работе 47

Сафонова Т.Н. Формирование профессионального самоопределения у учащихся начальной сельской школы 50

Слободянюк Ю.Ю. Исследование ценности родительства

в структуре личностных ориентаций молодежи 52

Хотемова Л.В. Добровольчество в молодежной среде: проблемы развития 55

Шаповалова А.В. Стратегии ценностного выбора молодежи 58

РАЗДЕЛ 2. ПРОБЛЕМЫ МОЛОДЕЖИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ЗАНЯТОСТИ 61

Блинова М.Г. Миграция молодёжи в крупные города

как одна из проблем трудоустройства 61

Епишкина К.С. Основные формы социально-психологической поддержки молодых безработных 65

Испулова С.Н. Организационные элементы управления молодежным рынком труда 67

Красюкова Т.П., Савкина Е.П. Анализ параметров занятости молодежи как инструмент формирования молодежной политики 71

Лановенко О.А. Роль негосударственных поставщиков социальных услуг в обеспечении социальной защищенности молодежи 74

Маркова Т.В. Стратегии поведения безработной молодежи

на рынке труда 78

Олейник Е.В. Использование новых информационных технологий

в профессиональной деятельности как проблема трудоустройства молодежи 81

Полица Ю.М. Музыка как средство духовно-нравственного воспитания студенческой молодежи 84

Селина Н.А. Гендерный аспект жизненных стратегий сельской молодежи 86

Смирнов. А. К проблеме о трудовой занятости молодежи

(на примере Регионального кадрового центра г. Кулебаки Нижегородской области) 90

Соколова А.В. Совет молодых специалистов как субъект профессионально-трудовой адаптации молодежи на предприятии 93

Степаненко Н.А. Молодежь как социально-уязвимая категория

на рынке труда 96

Тарабукина Е.А. Гендерные различия мотивов учения

в подростковом возрасте 99

Харабет В.В. Современные аспекты социальной защиты профессиональной деятельности молодежи 102

РАЗДЕЛ 3. МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ 106

Арестова К.А., Щеглова М.В.Реализация молодежной жилищной политики на муниципальном уровне 106

Бурилкина С.А. Молодежная политика на муниципальном уровне

в современных условиях 108

Горнушкин К.Н., Деминов А.Г. Гражданско-патриотическое воспитание подростков и молодежи Талицкого городского округа 111

Горнушкин К.Н., Неупокоева Л.С. Опыт реализации государственной молодежной политики на территории Талицкого городского округа 113

Иконников И.А. Условия организации военно-патриотического воспитания молодежи 115

Москаленко М.Р. Патриотическое воспитание молодежи: проблемы и перспективы 118

Мудрецова Н.П. Деятельность государства по развитию потенциала молодежи как основной приоритет реализации Стратегии развития России до 2020 года: опыт Свердловской области 119

Плешакова И.Н. Некоторые вопросы социального обеспечения молодых мигрантов в странах СНГ 123

Рыбакова О.А. Значение студенческого самоуправления

в реализации государственной молодежной политики 125

Сажина Н.С. Молодежная политика как средство решения молодежных проблем 128

Сараева Ю.С. Общественные организации

как субъект патриотического воспитания молодежи 136

Чертушкина Т.А. Военно-патриотического воспитание

как необходимое условие нравственного формирования гражданина 138

Чухарева А.Е. Федеральный и региональный уровень молодежной политики современной России (опыт Саратовской области) 140

РАЗДЕЛ 4. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

С МАРГИНАЛЬНОЙ МОЛОДЕЖЬЮ: ДЕВИАНТНОСТЬ, ДЕЛИНКВЕНТНОСТЬ, ИНВАЛИДНОСТЬ

И ДЕЗАДАПТИРОВАННОСТЬ МОЛОДЕЖИ 144

Бокова Е.А. Специфика предупреждения подростковой преступности (опыт г. Балашова и Балашовского района Саратовской области) 144

Бурнышева О.В. Профилактика суицида среди молодежи 146

Жаркова М.А. Социально-педагогическая поддержка дезадаптированных подростков 149

Копенкина Ю.Н. Агрессивное поведение подростков

как социальная проблема 153

Огнева Л.А. Роль депривирующих факторов среды

на формирование личности несовершеннолетних беспризорных 155

Попова А. Профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних 158

Розбаум М.А. Социальная постинтернатная адаптация воспитанников Сухоложского детского дома 160

Рыжкова Е.А., Мальцева М.В. Влияние организации досуговой деятельности на профилактику противоправного поведения среди несовершеннолетних 162

Сажина Н.С., Драгошанская М.А. Влияние криминальной субкультуры на молодежь 165

Седышева Е.В. Гендерная агрессия в молодежной среде 166

Трофимова Е.А. Теоретические подходы к проблеме социальной интеграции детей с ограниченными возможностями 169

Уколова Е.Ю. Физическая культура и спорт как средство профилактики асоциального поведения подростков 172

Уфимцева Н.Ф. Особенности социальной адаптации молодежи, освобождающейся из мест лишения свободы 175

Шанава Р. Особенности профилактики алкоголизации молодежи

в современном обществе 179

Шкиринец И.В. Роль социально-реабилитационных центров

в работе с несовершеннолетними правонарушителями 183

РАЗДЕЛ 5. ПРОБЛЕМЫ ЗДОРОВЬЯ И СЕМЕЙНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ 187

Величковский Б.Т. Социальный стресс как фактор жизнедеятельности молодого поколения 187

Золотарева Н.В. Медико-социальные аспекты комплексного сопровождения юных матерей из числа детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей 193

Канева С.А. Социально-медицинская работа как важнейшее направление в охране здоровья детей и подростков (в условиях детской поликлиники) 197

Коваленко Л.И. Динамика изменения семейно-брачных ценностей молодежи 201

Красюкова Т.П. Личностные особенности детей с ДЦП как фактор риска возникновения социальной дезадаптации 204

Кузина Е.В. К вопросу сохранения молодой семьи в условиях кризисных семейных отношений 208

Кунгурцева И.А. Профилактика семейного и детского неблагополучия в системе социальной защиты Свердловской области 210

Лашманова И.И. Семейное просвещение старшеклассников

как фактор осознанного создания семьи 213

Маркина Л.И. Студенческая семья как особая категория молодых семей 215

Масленцева С.Б., Кузнецова А.А. Социальная защита несовершеннолетних матерей в России 218

Набокова О.Б., Сулимова Н.П. Здоровье детей: социально-педагогический аспект и современные пути решения проблемы 223

Несытых О.А. Организация социальной работы с молодой семьей

в Центре помощи семьи и детям «Отрада» Октябрьского района

г. Екатеринбурга 227

Осминкина Ю.В. Современная сельская молодая семья: состояние

и тенденции 231

Сафонова Т.Н. Влияние мнения сверстников и мнения родителей на детей-подростков 235

Смирнова Ю.О. Молодая семья: состояние и тенденции развития 238

Шабанова О.Г. Социальная работа с молодой семьей, находящейся на грани развода 241

Сведения об авторах 246

РАЗДЕЛ 1

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ МИРОВОЗЗРЕНИЯ И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МОЛОДЕЖИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ

Н.Ю. Андрусяк

Практика как фактор профессионального самоопределения

студенческой молодежи

В условиях процесса модернизации образования основной акцент в профессиональной подготовке будущего специалиста по социальной работе делается на формировании у студента готовности к практической деятельности. Практико-ориентированный характер современного образования позволяет студенту, с одной стороны, в условиях аудиторных занятий становиться в активную позицию, включаться во внутригрупповой диалог, сформировать рефлексивные навыки, с другой, во время практики (ознакомительной, учебной, производственной, преддипломной) дает возможность апробировать свои теоретические знания и практический учебный опыт в реальных ситуациях взаимодействия с клиентами.

За время прохождения различных видов практики растет профессиональная компетентность будущего специалиста. Практика, как известно, является одной из важнейших составляющих профессиональной подготовки любого специалиста. Она позволяет студентам практически попробовать свои силы в выбранной профессии, научиться применять в профессиональной деятельности знания, полученные на учебных занятиях. Прохождение практики – это время интенсивного формирования профессионально важных качеств. И наоборот, практика может сопровождаться пересмотром профессиональных намерений, корректировкой и ревизией жизненных планов, разочарованием в однажды сделанном выборе, потерей интереса к будущей профессиональной деятельности (1). Ключевым моментом в профессиональном самоопределении на стадии профессионального обучения для многих студентов является прохождение учебной и производственной практики на четвертом и пятом курсах. Практика выступает своеобразной трудовой школой будущего профессионала. Очень часто студенты по окончании срока прохождения практики не покидают рабочее место, а остаются работать. При этом им приходится совмещать учебу и работу. И здесь, помимо, чисто экономических потребностей, важную роль играют стремления, связанные с будущей профессиональной деятельностью. Мотивы вторичной занятости студентов можно сгруппировать в две основные категории (2): 1) тактические – установки на получение дополнительных денег на карманные расходы или средств к существованию, необходимость оплачивать обучение; 2) стратегические – стремление приобрести репутацию, стаж и опыт работы. Иными словами, речь идет о накоплении социального капитала как индивидуального атрибута, дающего серьезные преимущества в достижении жизненных целей, карьере, доступе информации. Здесь студенты рассчитывают на получение опыта по специальности при этом, зачастую, не придавая значения денежному вознаграждению за труд.

Таким образом, социальный капитал, в случае его активного использования способен приносить дивиденды в виде дополнительных возможностей поиска работы, высвобождения времени и более широкой социальной идентификации. Вторичная занятость студенческой молодежи сегодня выступает в роли своеобразной производственной практики и способствует овладению специальностью, которую они получают в вузе. Факт студенческой занятости имеет большое значение и как непосредственный жизненный опыт. Она способствует профессиональной интеграции и самореализации, так как расширяет сферы общения, позволяет накапливать социальный опыт и связи. В ситуации, когда направления на работу выпускников вузов стали единичными случаями, вторичная занятость студентов, соответствующая их специализации, нередко преобразуется в полноценное рабочее место после получения диплома (2).

  1. «Актуальные вопросы организации и информационное сопровождение деятельности представительного органа муниципального образования»

    Лекция
    Клешко Алексей Михайлович – заместитель председателя Законодательного Собрания Красноярского края, председатель комитета по государственному строительству, местному самоуправлению и развитию институтов гражданского общества.
  2. «Актуальные вопросы организации надзора за бешенством в Российской Федерации»

    Решение
    Заслушав и обсудив доклад заместителя начальника Управления эпидемиологического надзора Ю.В. Деминой «Актуальные вопросы организации надзора за бешенством в Российской Федерации», освещающий современную ситуацию и содержащий основные
  3. «Актуальные вопросы организации местного самоуправления в Российской Федерации на момент вступления в силу в полном объеме Федерального закона от 06. 10. 2003 №131-фз "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"»

    Закон
    поступившие от глав городских и сельских поселений, глав местной администрации городских и сельских поселений, председателей представительных органов городских и сельских поселений,
  4. Актуальные вопросы организации сети предпрофильного и профильного обучения на базе средних общеобразовательных учреждений

    Документ
    «Актуальные вопросы организации сети предпрофильного и профильного обучения на базе средних общеобразовательных учреждений»: Сборник тезисов и материалов межрегиональной учебно-практической конференции 25-26 января 2008 года.
  5. На конференции будут рассмотрены актуальные вопросы организации энергосбережения на промышленных предприятиях с участием ведущих российских специалистов

    Документ
    Федеральное государственное бюджетноеобразовательное учреждение высшегопрофессионального образования«Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова»
  6. «Актуальные вопросы правового регулирования деятельности акционерных обществ. Новое в законодательстве по рынку ценных бумаг» (2)

    Закон
    Семинар предназначен для собственников бизнеса, руководителей предприятий, корпоративных секретарей (секретарей советов директоров), а также для руководителей отделов по работе с ценными бумагами, заместителей генеральных директоров
  7. Актуальные вопросы рециклинга, переработки отходов и чистых технологий

    Документ
    В КВЦ «Сокольники» 8 ноября 2006г. состоялась 2-ая Международная научно-практическая конференция «Рециклинг, переработка отходов и чистые технологии» в рамках выставки – форума WASMA -2006, организатором которой являлся ФГУП ГИНЦВЕТМЕТ.
  8. Актуальные вопросы теории и практики логопедической помощи в школе

    Документ
    Речевые нарушения являются од­ной из наиболее распространенных проблем психофизического развития детей, что требует охвата логопедической службой значитель­ной части детского населения.
  9. Актуальные вопросы становления и развития

    Документ
    (Доклад на республиканской научно-практической конференции “Конституционное правосудие в Республике Беларусь: пятилетний опыт, проблемы и перспективы”.

Другие похожие документы..