Исследования. Особенности работы с бумажными и электронными носителями информации

Занятия проводил Двоеглазов Владимир, студент 4 курсаф филологического факультета Вятского государственного гуманитарного факультета, Лидер Студенческого научного общества филологического факультета.

Электронная почта: vladimir6798@

Занятие 11:

Принципы подбора литературы по теме исследования. Особенности работы с бумажными и электронными носителями информации

Подбирать литературу по теме исследование - занятие не самое простое. И нельзя здесь даже дать каких-то конкретных советов: кому-то удобнее набрать в «поисковике» ( ИПС Yandex, Google и др.) тему или отдельные слова из неё и выбрать из результата запроса, кто-то предпочитает «общаться» с библиотечными каталогами, другой спросит у компетентного в этом вопросе взрослого (учёного, учителя) и т.д. Способов- множество. Самое главное, чтобы они оказались эффективными. Выбор источников будет предопределяться и технологичностью (т. е. тем, насколько удобны они в изучении, насколько ценную инфор­мацию в себе несут), и доступностью, и актуальностью, и достоверностью…

В настоящее время все источники информации (в дальнейшем будем их называть «документы») учёные подразделяют по разным параметрам. Рассмотрим основные.

I.Виды документов по знаковой природе:

  1. письменные:

  1. опубликованные (доводятся до всеобщего сведения путём тиражирования):

  • книжные

  • журнальные

  • газетные

  • листовые

  • буклет

  • карточные

  • открытки

  • плакаты

  • комплекты

  1. неопубликованные (материалы, которые остаются в рукописях или тиражируются в небольшом количестве; материалы, представляющие особую ценность: научно-технические отчёты, диссертации, переводы, проекты, лабораторные журналы…);

  1. нотные

  2. картографические (карты, атласы, глобусы)

  3. изобразительные

  4. аудиовизуальные:

  • фонодокументы

  • кинодокументы

  • фотодокументы

  • видеодокументы

II.Виды документов с точки зрения периодики:

  1. сериальные

  1. периодические

  • журналы

  • общественно-политические

  • научные

  • научно-популярные

  • производственно-практические

  • популярные

  • литературно-художественные

  • реферативные

  • газеты

  • общеполитические

  • специализированные

  • календарь

  1. продолжающиеся (выходят через неопределённые промежутки времени, по мере накопления материала: «Труды…», «Учёные записки…», «Вестник…», «Известия…» и др.)

  2. бюллетени (содержат краткие официальные материалы по вопросам, входящим в круг ведения выпускающей его организации)

  • нормативный

  • справочный

  • рекламный

  • бюллетень-хроника

  • бюллетень-таблица

  • статистический

  1. Непериодические (книги)

  • Монографии

  • Диссертации

  • Справочные пособия…

III. Виды документов с точки зрения целевого назначения

  1. Научные

  • Собственно научные

  • Научно-квалификационные

  1. Научно-популярные

  2. Справочные

  3. учебные

  4. Производственные

  5. Официальные

  6. Патентные

  7. Литературно-художественные…

Научные документы содержат результаты теоретических или экспериментальных исследований, раскрывают пути и характер научных изысканий, описывают методику и ход ведения исследований, прослеживают историю важнейших открытий, а также научно- подготовленные к публикации памятники культуры и исторические документы… Ориентированы на учёных, специалистов в данной области.

Выделяют собственно научные и научно-квалификационные работы.

Собственно научные:

  1. полное собрание сочинений классиков науки и техники;

  2. избранные труды выдающихся учёных;

  3. монографии;

  4. коллективные монографии;

  5. материалы съездов, конференций, симпозиумов;

  6. депонированные рукописи (суть депонирования заключается в передаче на хранение рекомендованных научным советом учреждений и организаций рукописей в специальные информационные органы);

  7. отчёты о результатах законченных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах;

  8. переводы научно-технической литературы.

Научно-квалификационные:

  1. диссертация;

  2. автореферат.

В широком смысле слова к научно-популярным источникам может быть отнесено большое количество произведений печати. В узком- это совокупность произведений печати, в которых популяризируются научные знания, теории, законы. По своему целевому назначению эти документы предназначены для читателей, не являющихся специалистами в данной области. Поэтому изложение материала в них ведётся ясным и доступным языком, без сложных терминов и теоретических конструкций, с большим количеством пояснительно- иллюстративного материала.

Официальные документы- это издания, публикуемые от имени государственных или общественных организаций, ведомств, учреждений и предприятий.

С точки зрения сферы своего действия официальные документы подразделяются:

  1. на документы, действующие на федеральном уровне;

  2. на документы, действующие на уровне субъектов РФ;

  3. на документы, действующие в пределах отрасли;

  4. на документы, действующие в пределах отдельной организации.

Среди официальных изданий особое место принадлежит правовым документам (Конституция РФ, федеральные законы, законы отдельных субъектов РФ)

Справочные документы предназначены для получения кратких фактических данных по определённому вопросу. Справочные издания существуют в виде типографских изданий, но в последние годы они выпускаются и в электронном виде (CD, интернет-варианты). Справочные документы аккумулируют сведения по определённой системе. С точки зрения порядка расположение материала все справочные документы делятся на словари и справочники. Для словаря характерен алфавитный способ расположения материала, а для справочника- систематический (тематический).

Группы справочных документов:

  1. универсальные и отраслевые справочники;

  2. производственно-технические справочники;

  3. толковые словари;

  4. терминологические словари;

  5. многоязычные словари;

  6. нормативные справочники;

  7. биографические справочники;

  8. путеводители…

Учебные документы обслуживают образование и воспитание. Характер построения текста в учебных документах основывается на положениях дидактики.

Основные виды учебных документов:

  1. учебник (систематизированное изложение учебной дисциплины);

  2. учебное пособие (издание, дополняющее или частично заменяющее учебник);

  3. сборник задач и упражнений (в том числе наглядные пособия, хрестоматия, практикумы, практические руководства, учебные программы, учебно-методические пособия…)

Производственные и нормативно-производственные документы отличает сугубо прикладной характер содержания, для которого присуще сочетание инструктивно-нормативных и справочных данных. Эти издания очень разнообразны по жанрам (регламентирующие производственный процесс, промышленные каталоги, нормативно-производственные издания, государственные стандарты…)

На подготовительном этапе при знакомстве с источниками научной информации (электронными, «бумажными») полезно вести рабочие записи, которые помогут в дальнейшей работе, а некоторые их них станут теоретической частью исследования. Предлагают выделять несколько видов, «жанров» таких записей: план, опорный конспект, схемы, аннотации, резюме, выписки. Их отличительная черта- краткость и «ёмкость» информации. При изучении книги необходимо обратить внимание на год издания (насколько «свежая» информация здесь представлена), авторов (это поможет выделить наиболее авторитетных учёных в данной области исследования, поможет понять основные научные школы, предметом которых является изучение той или иной проблемы ). Обратите внимание также на издательство, что тоже будет являться полезной для вас информацией (наиболее авторитетными являются научные издания МГУ, МПГУ, Академии наук и других крупных научных центров).

С развитием науки, технологий, подходов стали использоваться электронные, «небумажные» источники информации.

К электронным источникам информации следует отнести радио- и телевещание, Интернет, а также иную информацию, распространяемую в электронном виде (в том числе на различных компьютерных носителях). Как ни странно, но наибольшей популярностью у исполнителей письменных работ сегодня пользуется "русский" Интернет: в массовом сознании он уже давно воспринимается не иначе, как бездонный источник бесплатной информации.

Эффективному поиску информации в Сети пока мешают сложности технического, технологического, орга­низационного и финансового характера.

Гораздо более удобен поиск требуемой информации в теле- и радиопередачах. Найти требуемую программу всегда поможет расписание (телепередач или волновое), а за­фиксировать ее содержание — обычный плеер или видеомагнито­фон. После записи оригинала его содержание остается лишь творчески переработать традиционным методом и включить (с соответствующей ссылкой на источник) в со­держание письменной работы.

К сказанному можно добавить, что подобный метод ра­боты с информацией обладает по меньшей мере тремя оче­видными преимуществами: он предполагает изучение заве­домо известной по тематике информации в спланированное время, он предоставляет в распоряжение исполнителя ад­ресную и достоверную информацию, причем совершенно бес­платно (поскольку ТВ- и радиоприемники, в отличие от ком­пьютеров с выходом в Интернет, имеются почти у каждого).

При работе с оптическими дисками, web-документами будьте очень внимательны. Всегда записывайте/сохраняйте название и вид документа, место, где вы его нашли/приобрели (Интернет, публичные библиотеки, личные библиотеки). Полезно будет иметь копию такого документа, которую можно будет предъявить заинтересовавшимся вашей работой лицам. Нелишне будет убедиться, что содержание документа защищено знаком авторского права, что свидетельствует о том, что документ является собственностью конкретного лица, издании, компании…

Список использованной и рекомендуемой литературы

1. Добреньков В.И., Осипова Н.Г. Методология и методы научной работы: учебное пособие [Текст]/В.И.Добреньков, Н.Г.Осипова. М.: изд.МГУ,2009.-276 с.

2.Кузнецов И.Н. Научное исследование. Методика проведения и оформления [Текст]/И.Н.Кузнецов. М.,2006.-460 с.- С.135-137

3.Усачёв И.В., Ильясов И.И. Методика поиска научной литературы, чтения и составления обзора по теме исследования: Проведение информационного этапа научно-исследовательской работы [Текст] / И.В.Усачёв, И.И. Ильясов. М.,1980

4. Документы на небумажных носителях: создание, хранение, использование [Текст] ,2008

5.Земсков А.И. Электронная информация и электронные ресурсы: публикации и документы, фонды и библиотеки [Текст]/ А.И. Земсков. М.,2007

6

  1. Государственный контракт № на оказание услуг по поставке книжной продукции на бумажных и электронных носителях для комплектования библиотечного фонда

    Документ
    Настоящий Государственный контракт (далее - Контракт) заключен между Государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования Московским государственным технологическим университетом «Станкин», именуемым в
  2. «Оказание услуг по поставке книжной продукции на бумажных и электронных носителях для комплектования библиотечного фонда»

    Документация об аукционе
    1.1. Участник размещения заказа должен заполнить и представить заявку на участие в Аукционе по форме, установленной настоящей документацией об Аукционе (Приложение – Форма 1).
  3. Рабочие программы учебных дисциплин, разработанные кафедрами, сдаются в учебно-методическое управление (уму) на бумажном и электронном носителях с выписками из протоколов заседания кафедры. 2 Разделы программы учебной дисциплины

    Документ
    1.1 Общие требования к структуре и содержанию рабочих учебных программ дисциплин сформированы на основе приложения к письму Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации (РФ) от 28.
  4. Отчет опроведении научно-исследовательской работы «Разработка методических рекомендаций по описанию и оптимизации процессов в органах исполнительной власти в рамках подготовки внедрения эар»

    Содержательный отчет
    ЭЛЕКТРОННЫЙ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ, АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ, ДОЛЖНОСТНОЙ РЕГЛАМЕНТ, АДМИНИСТРАТИВНО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС, ОПИСАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНО-УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ,
  5. Отчет опроведении научно-исследовательской работы «Разработка методических рекомендаций по описанию и оптимизации процессов в органах исполнительной власти в рамках подготовки внедрения эар» № темы

    Содержательный отчет
    Объектом исследования являются административно-управленческие процессы в органах исполнительной власти РФ, а также способы регламентации процессов (административные,
  6. Электронные периодические издания в электронный век

    Документ
    Как только мы начинаем строить планы на новое десятилетие, на следующий век или тысячелетие, развитие автоматизации и электроники открывает нам новые возможности, которые еще несколько лет назад казались несбыточной мечтой.
  7. Теоретические и методические основы экспертного исследования документов на машинных магнитных носителях информации

    Автореферат диссертации
    Актуальность темы исследования. Компьютеризация многих сфер жизнедеятельности человека и отсутствие системы эффективного контроля за распространением контрафактных программ в России, помимо позитивных новаций в делопроизводстве, документообороте
  8. Информация о деятельности Тульской областной Думы за I квартал 2010 года Тула

    Документ
    2. Взаимодействие Тульской областной Думы с федеральными органами, органами государственной власти и местного самоуправления Тульской области, общественными организациями 46
  9. Особенности создания цифрового пространственно-ориентированного электронного архива историко-культурного наследия Свердловской области

    Документ
    Культурно-исторический потенциал региона имеет собственное разнообразие. Культовые памятники русского православия (Верхотурье, Нижняя Синячиха), их архитектурный облик имеют ярко выраженный местный стиль.

Другие похожие документы..