1. Философия, ее предмет, основные функции, роль в жизни человека и общества Мировоззрение, его структура и исторические типы (мифология, религия, философия). Особенности философского мировоззрения

Предлагаемые планы семинарских занятий охватывают наиболее значимые темы курса «Философия». Преподаватель может варьировать выносимые на занятия темы в зависимости от выделенного на семинары времени. Литература, как правило, содержит указания на первоисточники, а после звёздочек приводятся учебники и учебные пособия, в которых содержится соответствующий материал. Пособия имеются в библиотеке университета и вполне доступны для студентов. Даются основные понятия, по которым необходимо составить терминологические словари.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема 1. Философия, ее предмет, основные функции, роль в жизни человека и общества

  1. Мировоззрение, его структура и исторические типы (мифология, религия, философия). Особенности философского мировоззрения.

  2. Структура философского знания

  1. Философия и наука. Философия и искусство. Философия и религия.

  2. Методы философского познания.

  3. Основные функции философии.

Литература

Балашов Л.Е. Философия: Учебник. – М., 2004. С. 3-25.

Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н. Философия: Учебное пособие. – СПб., 2004. С. 9-51.

Введение в философию: Учебник для вузов.– М, 1989.- Ч.1.- С.20-73.

Калмыков В.Н. Основы философии: Учебное пособие. – Минск, 2003. С. 6-31.

Канке В.А. Философия: Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. Изд. 5-е, перераб. и доп. – М.: Логос, 2006. С. 9-25.

Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Философия. – М., 2003. С. 5-34.

Нижников С.А. Философия: Учебник. М.: Проспект, 2008. С. 4-10, 24-40.

Спиркин А. Г. Философия: Учебник для технических вузов. М.: Гардарика, 2007. С. 5-13.

Философия: Учебное пособие для вузов / отв. ред. В.П. Кохановский. – Ростов-на-Дону, 2008. С. 5-26.

Философия: Учебник /Под ред. Э.Ф. Караваева, Ю.М. Шилкова. – М., 2004. С. 11-27.

Философия: Учебник /Под общей ред. Л.Н. Москвичёва. – М., 2003. С. 15-35.

Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. Л.А. Никитич. – М., 2000. С. 8-21.

Философия: Учебник для высших технических учебных заведений / Под ред. И.Я. Копылова. – М.-Новосибирск, 2002. С. 5-19.

Хаврак А.П. Философия: Учебное пособие. – М., 2008. С. 10-19.

Основные понятия: мировоззрение, миф, мифология, мифологрическое сознание, религия, ритуал, обряд, символ, генезис, функция, философия, знание, ценность, убеждение, идеал, миф, культура, мудрость, софия, картина мира, категория, понятие, принцип, метод, субъект, объект.

Вопросы для самоконтроля

  1. Что такое мировоззрение? Из каких потребностей оно возникает?

  2. Какие выделяются уровни мировоззрения и в чём их отличие друг от друга?

  3. Какова роль мировоззрения в жизнедеятельности людей?

  4. В чем заключаются особенности мифологического мировоззрения?

  5. В чём специфика религиозного мировоззрения? Что отличает религию от мифологии?

  6. В чём специфика философского способа познания и осмысления мира и человека, её отличие от религии и науки?

  7. Каковы причины возникновения философии? С постановки каких проблем она начинается?

  8. Как соотносятся философия и история философии?

  9. Можно ли выделить основной вопрос философии? Если можно, то в чём заключается его сущность?

  10. Материализм и идеализм. Кто прав в споре материалистов с идеалистами? (ответ обосновать).

  11. Познаваем ли мир? Как философы отвечали на этот вопрос в древние времена и отвечают сегодня?

  12. Каков смысл метода познания объективной реальности? В чём заключается сущность диалектики и метафизики?

  13. Какова структура философского знания?

  14. В чём заключаются основные функции философии?

  15. В чём проявляется социокультурная ценность философии?

  16. Является ли философия наукой?

  17. Каковы цель и предназначение философии?

Тема 2. Античная философия

1. Социальные и общекультурные предпосылки философии в Древней Греции. Отличительные черты древнегреческой философии. Космоцентризм.

2. Основной вопрос первых греческих философов и первоначале мира. Милетская школа: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Гераклит: учение об изменчивости мира, о Логосе и познании. Учение Пифагора о числе как основном элементе мира. Роль пифагорейцев в развитии математики, астрономии, акустики и медицины.

3. Элейская философская школа. Учение Парменида о Бытии – едином, неделимом и неподвижном. Противопоставление ума и чувств. Смысл апорий Зенона. Учение Эмпедокла о четырех стихиях. Эмпедокл – основатель вулканологии. Атомистические учение Левкиппа-Демокрита.

4. Софисты: радикальные изменения основного вопроса философии. «Человек есть мера всех вещей». Сократ. «Диалектика», «майевтика», «ирония». Демон Сократа. «Я знаю, что ничего не знаю». Сократ – родоначальник рационалистической морали. Сократические школы киренаиков и киников. Антисфен и Диоген Синопский против основ общественной жизни, моральных норм, обычаев, государства.

5. Мир идей Платона. Познание как «припоминание». Миф о «пещере». Учение Платона об идеальном устрой­стве государства. Аристотель. Критика учения Платона об «идеях». Ари­стотель о материи и форме, о четырех видах «причин». Учение об истине. Социальная философия Аристотеля. Этическое учение.

6. Эллинистическая и римская философия. Эпикур и эпикуреизм. «О природе вещей» Тита Лукреция Кара. Римский стоицизм: Сенека («Нравственные письма к Луцилию»), Марк Аврелий («Наедине с собой»), Эпиктет. Скептицизм. Плотин и неоплатонизм (Порфирий, Ямвлих, Прокл).

Литература

Антология мировой философии. В 4 т. Т. 1.– Ч. 1.– М., 1969. – С. 262-315, 321-576.

Аристотель. – М., 2004 (Антология гуманной педагогики).

Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М., 1971.

Перевезенцев С.В. Практикум по истории западноевропейской философии: Античность. Средневековье. Эпоха Возрождения: Пособие для изучающих историю философии. – М., 1997. –

С. 17-212.

Платон . – М., 2001. (Антология гуманной педагогики).

Философия: Хрестоматия / Сост. П.С. Гуревич. – М., 2002. С. 148-171.

Хрестоматия по истории философии: Учебное пособие для вузов. В 3 ч. Ч. 1. От Лао Цзы до Фейербаха. – М., 1997. С. 44-148.

Хрестоматия по истории философии: Учебное пособие для вузов. – Ростов-на-Дону, 1997. – С. 5-80.

* * *

Асмус В.Ф. Античная философия. – М., 2001.

Балашов Л.Е. Философия: Учебник. – М., 2004. С. 27-40..

Богомолов А.С. Античная философия. М., 1985.

Введение в философию: Учебник для вузов. – М., 1989. – Ч. 1. – С. 93-115.

Гриненко Г.В. История философии: Учебник. – М., 2004. С. 63-122.

Звиревич В.Т. Философия Древнего мира и Средних веков: Учебное пособие по курсу истории философии. – Екатеринбург, 2002. С. 45-256.

История мировой философии: Учебное пособие /Под ред. В.Д. Губина и Т.Ю. Сидориной. – М., 2008. С. 59-97.

История философии в кратком изложении. – М., 1991. – С. 67-195.

История философии: Учебник для вузов / Под ред. В.В. Васильева, А.А. Кротова, Д.В. Бугая. – М., 2005. С. 47-168.

Калмыков В.Н. Основы философии: Учебное пособие. – Минск, 2003. С. 35-43..

Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Философия. – М., 2003. – С. 35-65.

Мареев С.Н., Мареева Е.В. История философии (общий курс): Учебное пособие. – М., 2004. – С.48-151.

Скирбекк Г., Гилье Н. История философии: Учебное пособие. – М., 2000. С. 19-43, 59-76, 76-176.

Философия: Учебник / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. – М., 2004. – С. 75-130.

Философия: Учебник / Под ред. Э.Ф. Караваева, Ю.М. Шилкова. – М., 2004. – С. 34-60.

Философия: Учебник / Под общей ред. Л.Н. Москвичёва. – М., 2003. – С. 65-84.

Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. Л.А. Никитич. – М., 2000. – С. 55-117..

Философия: Учебник для студентов высших технических учебных заведений / Под ред. И.Я. Копылова. – М.-Новосибирск, 2002. – С. 20-33..

Хаврак А.П. Философия: Учебное пособие. – М., 2008. – С. 29-42..

Основные понятия: субстанция, апейрон, форма, материя. энтелехия, майевтика, апории, золотое правило нравственности, мера, гностики, агностицизм, натурфилософия, эйдос, логос, этос, софистика, риторика, диалектика, архэ, акме, космос, атом, нус, ирония, космология, космогония, пайдейя.

Вопросы для самоконтроля

  1. Каковы характерные отличительные черты античной культуры?

  2. Каковы предпосылки возникновения древнегреческой философии?

  3. Какие периоды можно выделить в античной философии и на каком основании?

  4. Что отличает натурфилософский период в развитии античной философии?

  5. Какова роль Милетской школы в истории философии?

  6. Каковы основные положения философии Пифагора?

  7. В чём ценность философских воззрений Гераклита?

  8. Совпадает ли понимание бытия Гераклитом и Парменидом?

  9. В чём смысл апорий Зенона?

  10. Каковы основные положения философии Эмпедокла?

  11. Каковы основные положения философии Анаксагора?

  12. В чём заключается вклад Левкиппа и Демокрита в развитие философии и науки?

  13. Каковы основные положения философии софистов?

  14. Чему и как учил Сократ?

  15. Почему мы считаем Платона объективным идеалистом?

  16. Почему учение о государстве Платона называют утопией?

  17. Что такое социальная справедливость и справедливость вообще? Как она трактовалась Платоном, Аристотелем и другими античными философами?

  18. Каково место, роль и значение учения Аристотеля в истории философии и науки?

  19. Что такое человеческое счастье с точки зрения философии эпикуреизма?

  20. Кем и с какой целью были основаны «Академия», «Ликей», «Сад»?

  21. Каковы основные положения философии скептиков?

  22. Каковы основные положения философии римских стоиков?

  23. Каковы основные положения неоплатонизма?

  24. Какие философские учения античности можно отнести к монизму, плюрализму и почему?

  25. В чём проявляется специфика материализма и идеализма древних греков?

Тема 3. Философия средневековой Европы и эпохи Возрождения

1. Общая характеристика и основные черты западной средневековой философии. Идейные истоки христианства. Философские идеи Библии. Теоцентризм. Бог как абсолютное бытие. Идеи творения и откровения. Проблема веры и знания. Учение о благодати. Линейное восприятие времени и истории в христианстве. Человек как триединство духа, души и тела. Понятие духовности.

2. Патристика и схоластика как два периода средневековой философии. Западная патристика. Тертуллиан.Ориген.Аврелий Августин. Проблема соотношения веры и знания у Августина. Теодицея. Проблема времени и философия истории. «Град Божий» и «Град Земной».

3. Полемика реализма и номинализма по вопросу об «универсалиях». Концептуализм П. Абеляра.Фома Аквинский. Онтологическое доказательство бытия Бога и пять доказательств Фомы Аквинского. Значение Фомы Аквинского для христианской философии.

4. Социально-экономические и культурные предпосылки Возрождения. Характерные черты эпохи Возрождения, их отражение в философии. Антропоцентризм и гуманизм философии Возрождения. Человек как творец собственной природы и судьбы.

5. Данте Алигьери: от средневековья к Возрождению. Франческа Петрарка – основоположник европейского гуманизма. Гуманистическое мировоззрение в творчестве Леонардо да Винчи, Микельанджело Буонаротти, Джованни Бокаччо и других художников и поэтов итальянского Возрождения.

6. Политические идеи Никколо Макиавелли. Учение о государстве. Политика и мораль. Природа человека. Политический идеал.

7. Философское учение Николая Кузанского. Концепция «ученого незнания». Учение о Боге. Пантеизм. Учение о человеке. Диалектические идеи. Натуралистический пантеизм Джордано Бруно. Учение о Едином. Материя и форма. Бесконечная Вселенная и Бог. Теория познания. Этика. Социально-политические взгляды.

  1. Итоги тысячелетнего развития история античной эстетики, том VIII, книги I и II

    Книга
    Согласно установившемуся мнению исследователей, этого Симплиция необходимо считать переходным звеном от афинского неоплатонизма к александрийскому. Сначала он учился в Александрии, у Аммония, но потом прибыл в Афины.
  2. Учебная программа москва 2002 Воснову разработки программы положены Государственные образовательные стандарты по специальностям: 021100 ''Юриспруденция''

    Программа
    – иметь представления о научных, философских и религиозных картинах мирозданья, сущности, назначении и смысле жизни человека, о многообразии форм человеческого знания,
  3. Программно-методический комплекс Философия

    Документ
    Настоящий программно-методический комплекс призван оказать помощь студентам педагогического университета, изучающим философию. В первом разделе комплекса представлена типовая программа по философии, утвержденная Министерством образования РБ.
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Философия» включает в себя: Рабочую учебную программу дисциплины

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Философия» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования/основной образовательной программой по всем специальностям.
  5. Тема 1 философия, ее предмет и сущность (1)

    Документ
    1.В глубокой древности в течение примерно 200 лет (между 8 и 6 веками до Р.Х.)в трех регионах нашей планеты - Индии, Китае и Греции - зарождается, по-видимому, независимо друг от друга, то, что древние эллины назвали философией - любовью к мудрости.
  6. Тема 1 философия, ее предмет и сущность (2)

    Документ
    Итак, термин “философия” дословно означает любовь к мудрости, соответственно, философ - это мудрец, если точнее - друг мудрости. Мудрость всегда людьми увязывалась со знаниями.
  7. Тема 1 философия, ее предмет и сущность (3)

    Документ
    Что же собой представляют все вещи в своей всеобщности, целостности? Можно ответить - всю действительность, весь мир, мироздание: древние греки говорили - космос.
  8. Тема 1 философия, ее предмет и сущность (4)

    Документ
  9. Человек и общество. (Культурология) Словарь справочник (1)

    Интернет справочник
    Словарь-справочник «Человек и общество» (Культурология) предназначен для учащихся средних, средних специальных и высших учебных заведений, абитуриентов, для всех, кто инте ресуется культурологией.

Другие похожие документы..