Программа учебной дисциплины история россии 050401 История, история с дополнительной специальностью

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ ИМ. В. Г. БЕЛИНСКОГО

ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ

на заседании Ученого совета Проректор по учебной работе

исторического факультета Пятин М.А.

наименование факультета подпись Ф.И.О.

«___»_____________200 г.

Протокол заседания Ученого совета факультета

№ 1 от « 19 » сентября 2007 г.

Декан

факультета ____________Ягов О.В.

подпись Ф.И.О.

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ИСТОРИЯ РОССИИ

050401 История, история с дополнительной специальностью

Исторический факультет

Кафедра отечественной истории и методики преподавания истории

Кафедра новейшей истории России и краеведения

Пенза – 2007

1. Квалификационные требования

1.1. Специальность утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации №686 от 02.03.2000г.

1.2. Квалификация выпускника – учитель истории, учитель истории и права. Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки учителя истории, учителя истории и права по специальности 050401 История, история с дополнительной специальностью при очной форме обучения 5 лет.

1.3. Квалификационная характеристика выпускника

Выпускник, получивший квалификацию учителя истории, учителя истории и права, должен быть готовым осуществлять обучение и воспитание обучающихся с учётом специфики преподаваемого предмета; способствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ; использовать разнообразные приёмы, методы и средства обучения; обеспечивать уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям Государственного образовательного стандарта; осознавать необходимость соблюдения прав и свобод учащихся, предусмотренных Законом Российской Федерации «Об образовании», Конвенцией о правах ребёнка, систематически повышать свою профессиональную квалификацию, участвовать в деятельности методических объединений и в других формах методической работы, осуществлять связь с родителями (лицами, их заменяющими), выполнять правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, обеспечивать охрану жизни и здоровья учащихся в образовательном процессе.

1.3.1. Область профессиональной деятельности

Среднее общее (полное) образование.

1.3.2. Объект профессиональной деятельности

Обучающийся

1.3.3. Виды профессиональной деятельности

Учебно-воспитательная;

социально-педагогическая;

культурно-просветительная;

научно-методическая;

организационно-управленческая.

Выпускник, получивший квалификацию учителя истории, учителя истории и права, подготовлен к выполнению основных видов профессиональной деятельности учителя истории, учителя истории и права, решению типовых задач профессиональной деятельности в учреждениях среднего общего (полного) образования.

2. Требования государственного образовательного стандарта по дисциплине «История России»

Общее и особенное в историческом развитии России, ее место во всемирно-историческом процессе. Славяне и другие народы Восточной Европы в древности. Образование и развитие Древнерусского государства. Принятие христианства. Русские княжества в период раздробленности. Объединение русских земель вокруг Москвы от раздробленности к централизации. Единое Российское государство в XVI – XVII вв. Экономические, политические и этнокультурные процессы. Ведущая роль русского народа в развитии российской государственности, в освоении новых земель. Этапы закрепощения крестьян. Российская империя в XVIII – XIX в. Завершение формирования многонационального государства, его территории, решение геополитических задач. Эволюция государственного строя, основные проблемы внутренней и внешней политики. Население страны в его историческом развитии, экономическая жизнь, социальная структура, деревня и город, столицы и провинция. Официальная идеология и общественная жизнь. Отмена крепостного права. Развитие рыночных отношений и капитализма в сельском хозяйстве, промышленности и торговле. Начало индустриализации и формирование финансового капитала. Власть и общество на рубеже XIX и XX веков. Власть и общество, реформы и революция в начале ХХ в. Думская монархия. Противоборство классов и партий. Мировое значение русской культуры.

Социально-экономическое и политическое положение России к 1917 г. Российская революция 1917 г. Советская страна в период гражданской войны и интервенции. Становление однопартийной политической системы и ее военно-коммунистический курс. Белое движение: воинские формирования, идеология, властные структуры и их регионально-национальная специфика. Переход от войны к миру, реформы первой половины 20-х годов и их итоги. Образование СССР. Эволюция советско-большевистского режима. Модернизация советского общества конца 20 – начала 30-х годов, ее причины и результаты. Изменения в области идеологии и культуры. Российская культура в эмиграции между двумя мировыми войнами. Советский Союз накануне и в годы Второй мировой войны. Выдающийся вклад народов СССР в победу над гитлеровской Германией и милитаристской Японией. Послевоенное восстановление народного хозяйства и эволюция политического режима. Политические и экономические преобразования 1950-х годов и их результаты. Социальное и культурное развитие советского общества в 1950 – начале 1960-е годы. Обретения и потери СССР в ходе «холодной войны», углубление политической дестабилизации советского общества и кризис власти в условиях перестройки. Развал СССР и формирование новой государственности в России. Современная Россия и проблемы ее реформирования.

3. Цели и задачи дисциплины

Цель дисциплины:

– сформировать у студентов целостное представление о политическом, социально-экономическом и культурном развитии страны, показать единство исторического процесса и многообразие путей развития в рамках этого единства, на примере отечественной истории выявить действие общих законов общественного развития.

Задачи дисциплины:

– воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений студентов на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;

– развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;

– освоение систематизированных знаний по истории России, формирование целостного представления о месте и роли отечественной истории во всемирно-историческом процессе;

– овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;

– формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

4. Место дисциплины в профессиональной подготовке студентов

Дисциплина «История России» входит в цикл дисциплин предметной подготовки и формирует у студентов научные представления о развитии нашей страны в период существования первобытнообщинного строя, эпохи феодализма, капитализма, социализма и на современном этапе.

5. Распределение времени, отведенного на изучение дисциплины «История России» по учебному плану

5.1. Специальность 050401 История

Форма учебной работы

Форма обучения

очная

1 семестр

2 семестр

3 семестр

4 семестр

5 семестр

6 семестр

7 семестр

8 семестр

9 семестр

10 семестр

Общая трудоёмкость, всего часов

136

115

136

115

136

112

96

114

132

132

Аудиторные занятия (АЗ)

68

57

68

57

68

56

48

57

66

66

Лекции (Л)

34

38

34

38

34

28

24

38

44

44

Практические занятия (ПЗ)

34

19

34

19

34

28

24

19

22

22

Семинары (С)

Лабораторные занятия (ЛЗ)

Другие виды аудиторных занятий

Самостоятельная работа (СЗ)

68

58

68

58

68

56

48

57

66

66

Контрольная работа

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Курсовая работа

+

+

Компьютерное тестирование

Форма итогового контроля

Экзамен

Экзамен

Экзамен

Экзамен

Экзамен

Экзамен

Экзамен

Экзамен

Экзамен

Экзамен

  1. Программа учебной дисциплины теория и методика обучения истории направление

    Программа
    Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению 050400.62 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ при очной форме обучения – 5 лет.
  2. Программа учебной дисциплины дпп. Ф. 06 Историография отечественной истории

    Программа
    Требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника вуза, предъявляемые Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по дисциплине 050401 «История с дополнительной специальностью».
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история россии» часть (1)

    Учебно-методический комплекс
    Курс «История России» относится к циклу дисциплин предметной подготовки и проводится в рамках дисциплин федерального компонента ГОС ВПО по специальности 050401 (032600) «История».
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история россии» часть (2)

    Учебно-методический комплекс
    Учебный курс «История России» имеет широкие межпредметные связи. Изучение данного учебного курса связано с такими дисциплинами, как вспомогательные исторические дисциплины, источниковедение истории России, история древнего мира, история
  5. Программа Итогового государственного экзамена «История России и методика преподавания истории»

    Программа
    Программа государственного экзамена «История России и методика преподавания истории» составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и профессионально-образовательной
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история россии»

    Учебно-методический комплекс
    Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению 050400.62 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ при очной форме обучения – 4 года.
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине «историческое краеведение» специальности 050401 история, история с дополнительной специальностью

    Учебно-методический комплекс
    1.2. Квалификация выпускника – учитель истории, учитель истории и права. Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки учителя истории, учителя истории и права по специальности 050401 История, история с дополнительной
  8. Программа учебной дисциплины актуальные вопросы истории России и пензенского края: Сельский мир в художественной литературе XVIII

    Программа
    Общее и особенное в историческом развитии России, ее место во всемирно-историческом процессе. Славяне и другие народы Восточной Европы в древности. Образование и развитие Древнерусского государства.
  9. Программа учебной дисциплины всеобщая история государства и права специальность

    Программа
    Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки учителя истории и права по специальности 050401 История с дополнительной специальностью при очной форме обучения 5 лет.

Другие похожие документы..