Управление персоналом организации: Учебник/ Под ред. А. Я. Кибанова. М.: Инфра-м, 1997. 512 с

Управление персоналом организации: Учебник/ Под ред. А.Я. Кибанова. – М.: ИНФРА-М, 1997. – 512 с.

Внимание! Все страницы данной книги сохранены в том виде, в каком был сам учебник. Это необходимо для проставления сносок в Вашей научной работе.

ВВЕДЕНИЕ

Осуществляемые в России экономические реформы существен­но изменили статус предприятия (далее — организации) как основ­ного звена народного хозяйства. Появились организации, наряду с базирующимися на государственной собственности, частные, сме­шанные, имеющие коллективную собственность. Рынок ставит ор­ганизацию в принципиально новые отношения с государственны­ми организациями, с производственными и иными партнерами, работниками. Устанавливаются новые экономические и правовые ре­гуляторы. В связи с этим меняются отношения между руководите­лями организаций, между руководителями и подчиненными, между всеми работниками внутри организации. Меняется и отношение к персоналу организаций, так как социальная направленность эконо­мических реформ поворачивает их лицом к человеку, персоналу ор­ганизаций.

Термин «организация» охватывает, кроме предприятий, находя­щихся в государственной и муниципальной собственности, коммер­ческие организации: хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, акционерные общества, производственные кооперативы, а также некоммерческие организации, которые создаются в форме потребительских кооперативов, общественных и религиозных орга­низаций (объединений), фондов и учреждений. Все положения и рекомендации данного учебника могут быть применены к органи­зациям именно в контексте такого широкого толкования в соответ­ствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Настоящий учебник ставит своей целью вооружить читателя зна­ниями нового механизма управления персоналом организации в складывающейся новой, рыночной среде.

Логически построенная структура учебника охватывает широкий круг проблем управления персоналом организации — от истории раз­вития труда человека до оценки эффективности его деятельности.

Познакомившись с материалами первой главы, читатель получит необходимые сведения об истории развития труда и деловой пред­приимчивости в России, о психофизиологии трудовых процессов и социологии труда, трудовых ресурсах и занятости населения, госу­дарственной системе управления трудовыми ресурсами.

Вторая глава посвящена рассмотрению методологии управления персоналом организации. В ней раскрываются принципы и методы

5

построения системы управления персоналом, излагается концепция управления персоналом организации в рыночных условиях.

В третьей главе освещается система управления персоналом ор­ганизации; излагаются основы организационного проектирования и построения системы управления персоналом организации, мето­ды формирования целей, функций, организационной структуры си­стемы управления персоналом. Кроме того, в главе достаточно под­робно рассматриваются вопросы кадрового, информационного, технического, нормативно-методического, правового и делопроиз­водственного обеспечения системы управления персоналом.

Четвертая глава учебника посвящена проблемам стратегическо­го управления персоналом организации. Обосновывается необходи­мость разработки кадровой стратегии, описывается история зарож­дения стратегии управления персоналом и анализируются ее составляющие, рассматривается взаимосвязь кадровой стратегии со стратегией управления организацией. Здесь раскрыты понятия ком­петенции персонала и управления компетенцией персонала как важ­нейшие объекты стратегического менеджмента персонала.

Пятая глава, являясь логическим продолжением четвертой, по­священа проблемам планирования работы с персоналом организа­ции. Здесь раскрыта сущность, определены цели и задачи кадрового планирования, рассматриваются структура и содержание оператив­ного плана работы с персоналом. Дается определение маркетинга персонала, анализируется порядок его проведения, излагается ме­тодика определения потребности в персонале, а также приводятся источники ее покрытия. В этой же главе рассматриваются такие важ­ные проблемы, на которых базируется кадровое планирование, как: планирование и анализ показателей по труду, расходов на персонал, нормирование и учет численности персонала.

Тема шестой главы — технология управления персоналом и его развитием. Здесь последовательно рассматривается весь цикл работы с персоналом организации, начиная с поступления на работу и кон­чая увольнением: наем, отбор и прием на работу; деловая оценка пер­сонала на всех стадиях его деятельности; профориентация и трудо­вая адаптация; использование персонала; организация системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров; управление деловой карьерой и служебно-профессиональным про­движением персонала; высвобождение персонала как в связи с уволь­нением по тем или иным причинам, так и в связи с уходом на пен­сию.

6

В седьмой главе освещаются вопросы управления поведением персонала организации. Глава начинается с рассмотрения проблем управления социальным развитием организации и ее персонала. Затем излагается современная теория поведения личности и соци­альных групп, рассматривается методика мотивации трудовой дея­тельности персонала. В главе подробно излагаются вопросы управ­ления инновациями в кадровой работе, управления конфликтами, стрессами и безопасностью, этики деловых отношений. Специаль­ный раздел посвящен рассмотрению организации труда руководи­телей, специалистов и других служащих аппарата управления орга­низации.

В завершающей — восьмой главе учебника анализируется круг во­просов, относящихся к оценке результативности труда руководите­лей, функционирования подразделений системы управления персо­налом организации. Здесь же излагается методика оценки экономической эффективности проектов (мероприятий) совершен­ствования управления персоналом организации, учитывающая но­вую, рыночную среду.

Каждая глава заканчивается контрольными вопросами, которые позволяют читателю оперативно проверить степень освоения про­читанного материала.

В написании учебника приняли участие: д.э.н., проф. Киба-нов А.Я. (Введение, глава 2, 3.1 главы 3, 5.1, 5.2 главы 5, 6.6, 6.7 главы 6, 8.3 главы 8); к.э.н., проф. Баткаева И.А. (1.3 главы 1, 7.4 главы 7); д.и.н., проф. Ворожейкин И.Е. (1.1 главы 1, 7.1 главы 7); к.э.н., доц. Громова О.Н. (глава 4, 7.2, 7.7 главы 7); к.э.н., доц. Заха­ров Д.К. (3.2, 3.3 главы 3, 5.3, 5.4 главы 5, 6.2, 6.3, 6.8 главы 6, 7.6 главы 7); к.э.н. доц. Ивановская Л.В. (1.4 главы 1, 3.4, 3.6 главы 3, 8.1 главы 8); к.т.н., доц. Коханов Е.Ф. (6.1, 6.5 главы 6, 7.3, 7.8 гла­вы 7); к.э.н., доц. Митрофанова Е.А. (6.4 главы 6, 8.2 главы 8); к.э.н., доц. Свистунов В.М. (3.5 главы 3, 7.9 главы 7); д.э.н., проф. Слуцкий Г.В. (1.2 главы 1, 5.5, 5.6 главы 5); д.э.н., проф. Смир­нов Б.М. (7.5 главы 7).

Руководитель авторского коллектива— заведующий кафедрой управления персоналом Государственной Академии управления им. С. Орджоникидзе Кибанов А.Я. — член-корреспондент Академии экономических наук и предпринимательской деятельности России.

Глава 1. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1. Историческое развитие труда и деловой предприимчивости

Труд как целенаправленная деятельность и предприимчивость как свойство труда изначально присущи человеку. Их становление и со­вершенствование происходило на протяжении многих тысячелетий вместе с развитием человека и общества. Этот процесс продолжает­ся и в настоящее время.

В первобытную эпоху, когда в условиях палеолита (более 40 тыс. лет назад) появился человек современного физического типа, сло­жилась и родовая община. К тому времени перволюди научились до­бывать и сохранять огонь, применять примитивные орудия различ­ного назначения из дерева, камня, рога и кости, постепенно переходили от бродячей жизни к оседлости. Родовая община насчи­тывала обычно 40—50 членов и функционировала почти в полной зависимости от природной среды.

Совместная деятельность людей в ту пору практически совпада­ла с процессом труда и направлялась преимущественно на добыва­ние пищи. Занимаясь охотой на диких животных и рыбной ловлей, собирая съедобные моллюски, растения и другие дары природы, лю­ди не знали иного разделения труда, чем по полу и возрасту.

Подобное существование было типичным для родовой общины на ее первой стадии. В условиях присваивающего хозяйства от чело­века требовались немалые усилия, чтобы удовлетворить свои элемен­тарные потребности, прежде всего в пище.

На второй стадии родового строя, расцвет которого пришелся на неолит (примерно VIII — III тысячелетия до н. э.), был совершен пе­реход к земледелию и скотоводству. Это в корне изменило характер первобытного хозяйства — оно становилось производящим.

Переход от присваивающего к производящему хозяйству сопро­вождался возрастанием численности людей и появлением более крупных поселений. Родовая община могла состоять уже из несколь­ких сотен человек. Наряду с возделыванием культурных растений и разведением животных люди осваивали разные ремесла.

Изменения в характере и содержании работы приводили к разви­тию труда. Когда люди занимались изготовлением шлифованных то­поров и других орудий из камня, обрабатывали почву, ухаживали за

8

одомашненными животными, использовали различные ремесла, ре­зультат труда выступал нагляднее и сопоставимее, чем при собира­тельстве и архаичной охоте.

В родовой общине сложилась простейшая кооперация (совместная, коллективная работа) как исторически первая форма общественного труда. Благодаря ей, а также постоянному совершенствованию рабо­чих орудий, приобретению людьми трудовых умений и навыков проис­ходило хотя и медленное, но неуклонное повышение производительно­сти труда.

Возрастающая результативность трудовых усилий и разделение за­нятий создавали предпосылки для получения прибавочного продук­та. Исподволь созревали условия для возникновения имуществен­ного расслоения внутри родовой общины. Хозяйственную самостоятельность приобретала семья. Сама община шаг за шагом превращалась в соседскую.

Возможность производить больше, чем это было необходимо для выживания, появление прибавочного продукта и повышение цен­ности человеческой рабочей силы привели к разложению родовых отношений, предопределили крупное общественное разделение тру­да. Одновременно (примерно с III тысячелетия до н.э.) были откры­ты металлы, получен сплав меди с оловом, что увеличивало силы и возможности человека во взаимодействии с природой.

Последовало отделение скотоводства и ремесла от земледелия — исторический акт, способствовавший переходу земли от общинной в индивидуальную, частную собственность. Это обстоятельство в свою очередь усиливало имущественные различия, размежевание об­щинников на господ и зависимых от них людей, становилось при­чиной насильственного захвата богатств и обращения военноплен­ных в невольников.

Так на смену родовому строю приходило рабство — исторически пер­вая форма принудительного труда и эксплуатации.

Рабство вызревало прежде всего там, где имелись благоприятные условия для ведения хозяйства, - теплый климат, плодородные поч­вы, обширные пастбища, рудные залежи меди, олова, серебра и дру­гих металлов. К таким местностям относились долины крупных рек субтропического пояса, в том числе Нила, Евфрата и Тигра, Инда и Ганга, Хуанхе, а также берега Средиземного моря и ряд районов Сред­ней Азии. Именно здесь возникли очаги древнейших цивилизаций, еще в IV — III тысячелетиях до н.э. образовались государства — Еги­пет, Шумер, Крит и др.

9

Древнейшие источники, в том числе египетские летописи, зако­нодательные акты вавилонских царей и ветхозаветная часть Библии, свидетельствуют о наличии большого числа рабов, жесткой регла­ментации их положения, широком использовании рабского труда в сельском хозяйстве, на рудниках и строительстве, в ремесленных ма­стерских. С рабами обращались как с живыми говорящими орудия­ми труда, как с рабочим скотом. Те же источники фиксируют алч­ность в накоплении богатств, зачатки производства продуктов для рыночного обмена и первые проявления предпринимательства в виде предоставления зерна в ссуду, меновых операций с деньгами, куп­ли-продажи рабов.

Классические формы рабство обрело в Древней Греции. Ценней­шие сведения о труде, быте, обычаях и нравах людей Древнего мира, включая и тех, кому выпал «тягостный жребий печального рабства», содержат эпические произведения легендарного Гомера «Илиада» и «Одиссея», земледельческая поэма Гесиода «Труды и дни».

В V— IV вв. до н.э. рабство в Древней Греции достигло своего апогея. Рабский труд внедрялся во все основные отрасли хозяйства. В Афинах и соперничавшей сними Спарте, как и в других греческих городах-государствах, число рабов превышало численность свобод­ных граждан. В общественном мнении рабство, принудительный труд не осуждались, а физическая работа считалась уделом рабов, заня­тием низким и презренным.

На рубеже старой и новой эры центр рабовладения переместился в Рим. Здесь, как и ранее в Греции, исправно функционировал не­вольничий рынок, была распространена торговля «живым товаром», изыскивались способы более выгодного ведения хозяйства, основан­ного на рабском труде.

Однако использование рабов в качестве рабочей силы в сельском хозяйстве, ремесленном производстве, строительстве имело свои пределы. Оно оправдывало себя лишь до тех пор, пока рабы выпол­няли простые трудовые операции и желаемый результат достигался их прямым принуждением к работе. С усложнением орудий труда, совершенствованием агрономии и ремесленного дела уже нельзя бы­ло рассчитывать на высокую отдачу даже специально обученных ра­бов. Попытки заинтересовать невольников материально вели в ко­нечном счете к отказу от непосредственного изъятия прибавочного продукта. Выделение рабам земельных участков с условием сдачи хо­зяину части выращенного урожая, передача им в аренду ремеслен-

  1. Менеджмент организации», «Управление персоналом» Москва инфра-м 2008

    Документ
    Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям «Менеджмент организации»,
  2. Телефонные рекомендации 31 3 Статистические рекомендации 31 Испытательный срок 32 Конфликт целей кандидата и организации 33

    Лекция
    Итак, кандидаты для замещения вакантной должности набраны. Где и как? Об этом мы уже достаточно подробно говорили на предыдущей лекции. Сегодня же в центре нашего внимания будет вопрос: как отобрать самого подходящего кандидата.
  3. Реферат Учебная дисциплина «Управление персоналом»

    Реферат
    Осуществляемые в России экономические реформы существенно изменили статус предприятия. Рынок ставит предприятие в новые отношения с государственными организациями, с производственными и другими партнёрами, работниками.
  4. Темы докладов Отбор руководителей: специфика, методы. Процесс адаптации в организации. Повышение квалификации. Обучение персонала

    Доклад
    Грэхем Х.Т., Беннет Р. Управление человеческими ресурсами: Учеб. пособие для вузов / Пер. с англ. Под ред. Т.Ю.Базарова и Б.Л.Еремина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
  5. Программа вступительного экзамена по основной образовательной программе подготовки магистра по направлению 080500. 68 «Менеджмент» по программам «Общий и стратегический менеджмент»; «Управление человеческими ресурсами»

    Программа
    Программа вступительного экзамена составлена на основании минимума требований к освоению образовательной программы подготовки магистра по направлению 080500.
  6. Учебно-методический комплекс Для студентов, обучающихся по специальности 080507 «Менеджмент организации» (1)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ГОС ВПО) и Основной образовательной программы по специальности 080507 «Менеджмент организации».
  7. О. О. Бєляєв, д-р екон наук (відп ред.)

    Документ
    Висвітлено теоретичні засади та практичні аспекти регулювання соціально-трудових відносин. Узагальнено сучасні тенденції еволюції соціально-трудової сфери та визначено напрями її розвитку.
  8. Курс тюменский государственный университет рабочий учебный план специальность: государственное и муниципальное управление 4 семестр 5 семестр (1)

    Документ
    14 8 + Технологии работы с правовыми базами данных 10 10 + Социология управления 1 1 4 + Арбитражный процесс 1 1 4 + + Конфликтология 8 8 + Управление персоналом 1 1 4 + + + Управление общественными отношениями 18 14 4 + + Теория организации
  9. Курс тюменский государственный университет рабочий учебный план специальность: государственное и муниципальное управление 4 семестр 5 семестр (2)

    Документ
    14 8 + Технологии работы с правовыми базами данных 10 10 + Социология управления 1 1 4 + Арбитражный процесс 1 1 4 + + Конфликтология 8 8 + Управление персоналом 1 1 4 + + + Управление общественными отношениями 18 14 4 + + Теория организации

Другие похожие документы..