Учебно-методический комплекс дисциплины «анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения» Специальности

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»

Утвержден

на заседании кафедры логопедии

Протокол № от___________200

Зав.кафедрой_________________

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

«АНАТОМИЯ, физиология и патология органов

слуха, речи и зрения»

Специальности

050715 Логопедия,

050712 Тифлопедагогика, 050713 Сурдопедагогика

050714 Олигофренопедагогика, 050716 Специальная психология

с дополнительной специальностью 050715 Логопедия

факультет коррекционной педагогики

Составитель:

К.м.н., доцент С.П.Хенкина

Самара - 2008

СОДЕРЖАНИЕ

I РАЗДЕЛ

1. Выписка из стандарта

2. Пояснительная записка

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

4. Учебно-тематический план дисциплины

5. Содержание разделов дисциплины

6. Планы проведения семинарских занятий.

7. Контрольные работы (для студентов заочного обучения)

8. Контрольно-измерительные материалы

9. Учебно-исследовательская работа. Темы рефератов

10. Вопросы экзамену

11. Список основной литературы по дисциплине

12. Список дополнительной литературы

13. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины для преподавателя.

II РАЗДЕЛ

Рабочая программа

I РАЗДЕЛ

1. Выписка из стандарта

Основные понятия анатомии и физиологии органов слуха. Возрастные особенности органов слуха. Физиологические основы деятельности слухового анализатора. Особенности исследования слуховой функции у детей. Патология органов слуха. Основные профилактические и лечебные мероприятия при нарушениях слуха у детей.

Периферический и центральный отделы речевого аппарата. Анатомическое строение, функции и возрастные особенности органов речи. Физиология органов речи. Особенности исследования органов речи у детей. Патология (аномалии развития и заболевания) органов речи у детей: клиническая характеристика и особенности течения. Роль педагога и воспитателя в лечебно-коррекционной работе при нарушениях речи у детей.

Основные вопросы офтальмологической помощи детям. Анатомия и физиология органов зрения с учетом возрастных особенностей детей. Основные зрительные функции и методы их исследования у детей. Врожденная и приобретенная патология органов зрения. Офтальмогигиенические рекомендации в области воспитания и обучения детей с той или иной патологией. Причины глубоких нарушений зрения у детей. Основные вопросы гигиены и охраны зрения у детей.

Связь лечебно-восстановительной и коррекционно-педагогической работы в специализированных учреждениях для детей с нарушениями зрения.

2. Пояснительная записка

Программа курса «Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения» предназначена для студентов дневного и заочного отделения логопедия, олигофренопедагогика, специальная психология, сурдопедагогика и тифлопедагогика. Изучение курса осуществляется на лекциях и практических занятиях, отдельные вопросы курса вынесены для самостоятельной работы.

Работа в дошкольных и школьных учреждениях с аномальными детьми и подростками требует от специалиста серьезной подготовки по специальным медицинским и логопедическим дисциплинам. Именно поэтому, план отделения олигофренопедагогики дефектологического факультета, включен ряд медицинских предметов, среди них важную роль играет курс «Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения».

Основной задачей курса является знакомство особенностями строения и функции органов слуха, речи и зрения у детей различного возраста, с динамикой процесса их формирования, современной классификацией слухоречевых их причинами, возможными механизмами отклонении в развитии.

Знания, полученные в процессе изучения курса способствовать выработке четких и глубоких представлений процессах становления слуха, формирования речи и зрения овозможных причинах нарушений в их развитии, механизмах формирования структуры дефекта, а, следовательно, и методах их преодоления.

Изучение курса «Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения» осуществляется во II семестре в тесном взаимодействии с другими дисциплинами медико-биологического цикла.

Лекционный курс читается с учетом современных достижений клинической анатомии и физиологии, при этом особое внимание уделяется вопросам, имеющим узловое разработке проблем слуховой и речевой функций, а именно дифференцировке, кодированию и расшифровке речевых сигналов, становлению фонематического слуха, формированию речевой функциональной системы, возможных причинее развития.

Лабораторные занятия в основном преследуют цель закрепить и углубить знания по ключевым вопросам лекционного курса путем непосредственного и активного изучения студентами конкретного материала на препаратах, муляжах, таблицах.

Ряд вопросов курса разрабатывается студентами самостоятельно, последовательно, по темам. Формами организации самостоятельной работы является изучение специальной литературы, изучение макропрепаратов муляжей, учебных альбомов, знакомство с документацией, решение ситуационных задач, составление таблиц, овладение некоторыми методиками, написание рефератов, оформление протоколов. Консультации студентов по темам реферативных сообщений обязательны и проводятся по расписанию согласно часам, выделенным на самостоятельную работу.

Основной целью изучения данного курса является овладение студентами знаниями анатомо-физиологических механизмов слуха, зрения и речи у детей различного возраста, а также причин и возможных механизмов формирования слухо-речевых и зрительных ощущений и, как следствие, выбор пути и адекватных методов их преодоления.

Задачами учебной дисциплины являются:

I. образовательные:

- сформировать у студентов знания по строению и функционированию сенсорных и речевых систем в норме и патологии в различные периоды онтогенеза;

- познакомить с принципами и методами исследования этих органов;

- обеспечить усвоение основных медицинских терминов и принципов классификации слухоречевых и зрительных нарушений.

II. воспитательные:

- приобщать студентов к основам профессиональной культуры при выборе методов коррекционно-воспитательной работы;

- воспитывать чувство эмпатии и оптимизма при работе с детьми, имеющими нарушения слуха, зрения и речи, и их родителей;

- пропагандировать здоровый образ жизни (отказ от курения, алкоголя, наркотиков).

III. развивающие:

- активизировать познавательные особенности студентов в процессе работы с литературой, Интернет-ресурсами и т.д.;

- стимулировать их научно-исследовательскую, учебно-исследовательскую деятельность путем привлечения к научно-исследовательской работе сотрудников кафедры.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Студент, изучивший дисциплину должен

знать:

  • классификацию слухо-речевых и зрительных дефектов у детей;

  • основную медицинскую терминологию;

уметь:

  • ориентироваться в медицинском диагнозе при выборе метода коррекции дефекта;

владеть:

  • теоретическими знаниями в объеме, необходимом и достаточном для реализации профессиональной деятельности;

иметь представление о филогенезе сенсорных систем и онтогенезе органов слуха, речи и зрения.

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

Виды занятий

Дневное

отделение

Заочное отделение

Общая трудоемкость

110

100

Аудиторные занятия

50

20

Лекции

20

10

Практические занятия (семинары)

30

10

Лабораторные занятия

Самостоятельная работа

60

80

Указать другие виды работы (если есть), в том числе курсовые проекты, рефераты

Контрольная работа

Вид итогового контроля (зачет, экзамен)

Экзамен

Экзамен

4. Учебно-тематический план дисциплины

Наименование тем

Всего

часов

Аудиторная

работа

Самос-тоятель-ная

работа

лекции

семинары

ДО

ЗО

ДО

ЗО

ДО

ЗО

ДО

ЗО

1. Введение. Анатомия слухового анализатора. Звукопроводящий аппарат.

8

6

4

2

2

2

4

2. Анатомия слухового анализатора. Звуковоспринимающий аппарат

8

10

2

6

10

3. Физиология слухового анализатора.

4

2

2

2

2

4. Методы исследования слуховой функции

4

4

2

2

4

5. Методы исследования слуха

2

2

2

2

6. Патология слухового анализатора

6

6

2

2

2

2

2

2

7. Стойкие нарушения слуха у детей

14

12

2

2

2

10

10

8. Общий обзор органов речи. Анатомия и физиология гортани

16

14

4

2

2

2

10

10

9. Заболевания гортани

12

6

2

2

2

8

4

10. Анатомия, физиология и патология носа

4

4

2

2

4

11. Анатомия, физиология и патология глотки

4

4

2

2

4

12. Анатомия, физиология и патология ротовой полости

12

14

2

2

2

2

8

10

13. Физиологические механизмы речи

4

4

2

2

4

14. Анатомия и физиология зрительного анализатора

6

6

2

2

2

2

4

15. Зрительные функции. Методы их исследования. Патология зрительного анализатора

6

6

2

2

2

6

Всего часов

110

100

20

10

30

10

60

80

  1. Учебно-методический комплекс дисциплины «Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения» Специальность (1)

    Учебно-методический комплекс
    Дисциплина «Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения» в системе медико-биологических дисциплин занимает промежуточное место, так как основана на знаниях полученных студентами в результате изучения таких курсов
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины «Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения» Специальность (2)

    Учебно-методический комплекс
    Дисциплина «Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения» в системе медико-биологических дисциплин занимает промежуточное место, так как основана на знаниях полученных студентами в результате изучения таких курсов
  3. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (14)

    Учебно-методический комплекс
    П Анатомия, физиология и патология органов слуха, зрения и речи [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Н.Б. Шевченко; Бийский пед. гос.
  4. Учебно-методический комплекс дисциплины «логопедия» (раздел «нарушения голоса. Ринолалия»)

    Учебно-методический комплекс
    Голосовая функция является важным звеном в системе коммуни­кации. Наблюдается тенденция к увеличению нарушений голоса у де­тей и взрослых. Дети с патологией голоса, не получившие своевре­менную помощь приобретают пожизненную стойкую
  5. Учебно-методический комплекс дисциплины «невропатология» для специальности 05071665 "Специальная психология" с дополнительной специальностью 050717. 65"Специальная дошкольная педагогика и психология"

    Учебно-методический комплекс
    Невропатология – раздел медицинской науки, изучающей болезни нервной системы. Невропатология изучает этиологию (причины), патогенез (механизм развития болезни), симптомы поражения различных отделов центральной и периферической нервной
  6. Учебно-методический комплекс дисциплины «невропатология» для специальности 050716. 65 "Специальная психология" с дополнительной специальностью 050715. 65 Тифлопедагогика

    Учебно-методический комплекс
    Невропатология – раздел медицинской науки, изучающей болезни нервной системы. Невропатология изучает этиологию (причины), патогенез (механизм развития болезни), симптомы поражения различных отделов центральной и периферической нервной
  7. Учебно-методический комплекс дисциплины «невропатология» для специальности 050716. 65 "Специальная психология" с дополнительной специальностью 050713. 65 -сурдопедагогика

    Учебно-методический комплекс
    Невропатология – раздел медицинской науки, изучающей болезни нервной системы. Невропатология изучает этиологию (причины), патогенез (механизм развития болезни), симптомы поражения различных отделов центральной и периферической нервной
  8. Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности» для специальности 05071665 "Специальная психология" с дополнительной специальностью 050715. 65"Логопедия"

    Учебно-методический комплекс
    Дисциплина «Основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности» в системе медико-биологических дисциплин занимает ведущее место, так как является основой для формирования системы знаний в области анатомии, физиологии и патологии
  9. Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности» для специальности 050716. 65 "Специальная психология" с дополнительной специальностью 050713. 65 -сурдопедагогика

    Учебно-методический комплекс
    Дисциплина «Основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности» в системе медико-биологических дисциплин занимает ведущее место, так как является основой для формирования системы знаний в области анатомии, физиологии и патологии

Другие похожие документы..