Культура и будущее России. Новый взгляд. Доклад председателя Комиссии Общественной палаты по вопросам развития культуры А. А. Калягина

Культура и будущее России. Новый взгляд. Доклад председателя Комиссии Общественной палаты по вопросам развития культуры А.А.Калягина1

Вопросы библиотечного дела в докладе на рассматриваются. Публикуемый материал представляет интерес в плане формирования идеологии культуры в целом (от. Сост.).

ВВЕДЕНИЕ. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Цель этого доклада не в том, чтобы равномерно описать сферу культуры России, отметить достижения и выявить недостатки. Наверное настанет время, когда люди культуры и искусства, думая о своем деле, будут испытывать только гордость и восхищение, а недостатки померкнут перед лицом грядущих свершений. Сегодня это время не настало; наоборот, то, что происходит в культуре России, внушает тревогу всем, кто не равнодушен к судьбе нашего народа. Необходимы глубокие системные изменения, которые смогут осуществиться только через переосмысление роли культуры в обществе, роли государства в культуре и меры его ответственности за культурную жизнь страны.

Годы реформ создали условия для развития рыночной экономики, обеспечили индивидуальные свободы, изменили самый способ жизни людей, но одновременно привели к жесточайшим последствиям для социальной сферы, вызвав настоящее поражение всего гуманитарного сектора – науки, образования, культуры и искусства. Государство в погоне за новыми приоритетами стремительно и бездумно освобождалось от своей конституционной ответственности за состояние культуры, и в результате государственные расходы на культуру, искусство и кинематографию катастрофически упали [см. таблицу 1].

Таблица 1

Расходы консолидированного бюджета на культуру, искусство и кинематографию в сопоставимых ценах 1990 г. (1990=100%)

1990

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

100,0

71,7

43,4

48,4

54,7

52,6

62,8

69,7

68,9

99,0

Почти двукратное сокращение бюджетного финансирования культуры в 90-е годы привело к росту цен на продукты культуры, и культурные блага стали недоступны для многих групп населения: эту динамику не удается остановить и в XXI веке. В результате в годы реформ резко ухудшилась материально-техническая база учреждений культуры, в два раза снизилась посещаемость театров и музеев, на две трети сократилась концертная аудитория, произошло обвальное падение посещаемости кинотеатров.

На место потесненных видов искусства мгновенно заступила массовая культура и в какие-нибудь несколько лет незаметно совершила обширную экспансию в жизнь России. Сегодня для огромного числа граждан она является единственным и самым желанным источником духовных переживаний. Это привело к опасному для страны опрощению умов и духовному обнищанию молодого поколения, выросшего в отлучении от богатейших традиций русской культуры, разучившегося понимать сложные социальные явления, не умеющего отличить шедевр мастера от поделки шарлатана и живущего в уверенности, что культура существует только в телевизоре.

По данным последних исследований уровень литературного развития мальчиков-подростков ухудшился с 1990 г. в 5 раз, девочек — в 4 раза. Катастрофически ухудшилось семейное нравственное и эстетическое воспитание: если в конце 1970 — начале 1980 гг. почти 80% родителей читали книги своим детям, то сейчас – только 6-7%. В 1990-е гг. восторжествовали развлекательные кинематограф, литература и театр, и люди приобрели склонность к пассивности, утратили потребность в творчестве и духовном развитии и, как результат – разучились понимать сложную проблематику социальной модернизации. Чтение газет, журналов, книг за последние 15 лет уменьшилось в 2,5 раза.

Административная реформа последних лет не принесла улучшений культуре, но, наоборот, значительно ухудшила ее положение. Эффективность работы государственного аппарата в культуре понизилась; в 2007 г. культура не смогла удержать позиции в государственном бюджете; и вот, впервые в истории России культура не попала в число приоритетных национальных проектов. Это значит, что на уровне Правительства Российской Федерации культура уже не видна. Принятый бюджет 2008-2010 гг. показал, что состоялось новое сокращение расходов на культуру [см.таблицу 2].

Таблица 2

Федеральный бюджет на 2008-2010 гг.

2007

2008

2009

2010

ВВП (млрд. руб.)

30 690,0

35 000,0

39 600,0

44 800,0

Расходы федерального бюджета (млрд. руб.)

5463,5

6570,3

7451,2

8089,9

Расходы федерального бюджета на культуру, кинематографию и СМИ (млрд. руб.)

 

 

 

 

В млрд.руб.

67,8

82,7

70,2

67,5

В % к ВВП

0,22%

0,24%

0,18%

0,15%

В % к расходам федерального бюджета

1,24%

1,26%

0,94%

0,83%

Время экономических и административных реформ стало безвременьем для российской культуры, которое не преодолено до сих пор. Важно подчеркнуть: это никоим образом не подрывает саму идею реформ, но заставляет внимательно пересмотреть основы государственной стратегии модернизации.

Анализ происшедшего убеждает в неправильности установки 1990-х годов, состоявшей в том, что экономический рост должен быть обеспечен прежде развития культуры, а за рыночные реформы надо расплачиваться культурной деградацией. Причиной ложной установки стала государственная идеология в области культуры, унаследованная от более ранних времен и до сих пор определяющая культурную политику государства.

1) Основа этой идеологии – примитивная идея о том, что культура – это обособленная и необязательная часть сферы услуг, предназначенная для производства и сохранения художественных произведений, которые, в свою очередь, служат для развлечения людей, уставших от более важных занятий. В общероссийском классификаторе видов экономической деятельности место культуры – рядом с отдыхом и развлечением. Следом за культурой по списку идут прачечные, услуги астрологов и ритуальные услуги. Вспоминается уездный город «N» из «Двенадцати стульев», и каждый волен здесь решать, что перед ним: фельетон, достойный Ильфа и Петрова, или же зловещее указание государства на то, что духовность не боится смерти.

2) Из этой идеи происходит многократно поруганный, но неизменно побеждающий на государственном уровне остаточный принцип финансирования, роковой для культуры. Культура воспринимается как огороженная площадка развлечений, подведомственная Минкульту и нескольким федеральным агентствам, которой всегда можно пожертвовать. На культуру государство дает денег от щедрости, а не дает якобы из рачительного отношения к бюджету. При таком отношении к культуре невозможно ввести идею ответственности государства за культуру и вытекающие из нее нормативы финансирования культуры.

3) Где «остатки», там и «отбросы»: следствием остаточного принципа стала неопределенность социального статуса работника культуры, творческого работника – не шоумена, но библиотекаря, реставратора, искусствоведа, актера провинциального ТЮЗа. Понятие «творческий работник» или «работник культуры» не выражено на законодательном уровне, и все знают, что общественная репутация этих людей незавидна, а их зарплаты самые низкие – в 2,5 раза меньше, чем в среднем по стране.

Зарплата работников культуры – самый больной вопрос государственной культурной политики. Низкие зарплаты привели, например, к тому, что организации культуры, желая поддержать своих работников, сами увеличили выплаты заработной платы в ущерб расходам на основную деятельность, что повлекло за собою ухудшение качества продуктов культуры. В 2006 г. в библиотеках доля средств на оплату труда составила 53,5% от общего объема расходов, тогда как на комплектование фондов всего 8,6%. В музеях эти же показатели соответствуют 47,9% и 5,7%. В театрах расходы на оплату труда сегодня значительно превышают расходы на новые постановки.

4) Подобное отношение государства к культуре вызвало трагическое искажение общественных идеалов и, как следствие, создало крайне трудные условия для художественного образования. Сегодня общество очаровано идеалом человека-функции, высокооплачиваемого профессионала узкого профиля, а в остальном – примитивного дилетанта. Отсюда происходит общее сокращение часов, отведенных на изучение литературы в школе. Рост узости и дилетантизма при попустительстве государства ошибочно считается у нас оборотной стороной профессионализма, на деле же это – духовное обнищание, которое становится настоящей угрозой для общества.

Все перечисленное – проявление чудовищного несоответствия между величием русской культуры в мировом общественном мнении и ее загнанным положением в современной государственной политике России. Русская культура по-прежнему является уникальной творческой силой, неизменно вызывающей восхищение во всем мире. Художники знают, что искусство существует всегда «вопреки», потому что творчество – всегда преодоление. Однако в лучшие времена творцы преодолевали границы человеческого понимания, обгоняя время и увлекая за собою общество. Искусство не создано для того, чтобы преодолевать косность государственных чиновников. На это у искусства не хватит сил, оно уже сейчас сдает свои позиции, что очень скоро приведет к непоправимым последствиям для страны.

Нужны глубокие изменения в государственной идеологии культуры. Что создаст основу для новой идеологии?

За многие тысячелетия своего существования человеческое общество выковало железный принцип: судить о роли искусства в жизни имеет право лишь тот, кто понял его и испытал на себе его живительную силу. Исходя из этого, идеология государства по отношению к культуре должна быть пересмотрена единственно с той позиции, в которой заложено понимание культуры и ее необходимости обществу. Нельзя строить стратегию усилиями чужих культуре людей. Это означает, что государственным чиновникам необходимо наконец разрушить стену, которую они воздвигли между собою и сообществом культуры и искусства и выслушать идеи профессионалов, тщательно продуманные и выстраданные ими на протяжении многих лет невнимания к ним власти.

1) Культура – это не ведомство, занимающее последнее место в очереди к бюджетам всех уровней. Культура – всепроникающая сила духовного единения общества, условие сплоченности и жизнеспособности целого народа; сила, существующая везде, где есть творчество, понимание и развитие, где человек ощущает себя частью целого – народа, страны, мировой истории. Без этой силы нет общества, и наоборот, общество, принявшее культуру за основу, само становится несокрушимой силой.

  1. Культура и будущее России. Новый взгляд. Доклад председателя Комиссии Общественной палаты по вопросам развития культуры А. А. Калягина (2)

    Доклад
    Цель этого доклада не в том, чтобы равномерно описать сферу культуры России, отметить достижения и выявить недостатки. Наверное настанет время, когда люди культуры и искусства, думая о своем деле, будут испытывать только гордость и
  2. «Культура и будущее России. Новый взгляд»

    Доклад
    Заместитель председателя Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по вопросам сохранения культурного и духовного наследия, президент Славянского фонда России
  3. Доклад Общественной палаты Российской Федерации по вопросу: «Культура и будущее России. Новый взгляд»

    Доклад
    Цель этого доклада не в том, чтобы равномерно описать сферу культуры России, отметить достижения и выявить недостатки. Наверное настанет время, когда люди культуры и искусства, думая о своем деле, будут испытывать только гордость и
  4. Мониторинг сообщений сми об Общественной палате РФ за январь-февраль 2011 года

    Документ
    12.Поездка Рабочей группы по развитию общественного диалога и институтов гражданского общества на Кавказе в Дагестан в рамках проекта «Мир Кавказу»……….
  5. Мониторинг сообщений сми об Общественной палате РФ за март 2011 года

    Документ
    5.Заключение Общественной палаты на проект приказа Министерства регионального развития «Об утверждении перечня подготовительных работ для строительства,
  6. Отчет о работе Общественной палаты Российской Федерации за 2010 год подготовлен на основе информации и материалов, представленных комиссиями, межкомиссионными рабочими группами и подразделениями аппарата Общественной палаты Российской Федерации

    Содержательный отчет
    Отчет о работе Общественной палаты Российской Федерации за 2010 год подготовлен на основе информации и материалов, представленных комиссиями, межкомиссионными рабочими группами и подразделениями аппарата Общественной палаты Российской Федерации.
  7. Общественная палата российской федерации (6)

    Реферат
    Цель этого доклада не в том, чтобы равномерно описать сферу культуры России, отметить достижения и выявить недостатки. Наверное настанет время, когда люди культуры и искусства, думая о своем деле, будут испытывать только гордость и
  8. Федерального закона от 4 апреля 2005 Г. N 32-фз

    Закон
    Представленный Комментарий к Федеральному закону "Об Общественной палате Российской Федерации" является одной из первых работ, посвященных юридическому анализу реальной работы Общественной палаты России.
  9. Госдума РФ мониторинг сми 30 июня 2006 г

    Документ
    ГОСДУМА РАССМОТРИТ В ПЯТНИЦУ ЗАКОНОПРОЕКТЫ, ОГРАНИЧИВАЮЩИЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ ЧИНОВНИКАМИ НАИМЕНОВАНИЙ ИНОСТРАННЫХ ВАЛЮТ, НО УЖЕ В "СМЯГЧЕННОМ" ВАРИАНТЕ.

Другие похожие документы..